1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,9%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,8%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    49,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,8%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,0%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,0%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,3%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,7%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,6%
  20. DB waveblaster и другие

    7,3%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    unp, HotChip, AndyFox и 16 другим нравится это.
  2.  
  3. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Хотя мне самому не всегда понятно желание LANRUS слушать аудио из игр только по цифре, я все же выступлю в его защиту: незачем его к аудиофилам приравнивать. Теплый ламповый звук - понятие субъективное и во многом надуманное, а шум и наводки старых аудиокарт - явление вполне реальное.
     
    Goblinit и LANRUS нравится это.
  4. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Vardok, S/PDIF не есть объёмный звук, Dolby 5.1 не есть S/PDIF. Звуковые ISA вообще, как правило, не знают ни про какой объём. Звук выводится самый что ни на есть PCM Stereo 44,1kHz. (Терратек XL умеет ещё 32 и 48 кГц.) Если на высокой громкости нравится слышать не бесшумный фон (практически его отсутствие), а тёплое ламповое гудение (скажите ещё аутентичное :) ) - это право каждого. Как и право на своё мнение. Я - за цифру! И считаю, что ни на йоту она не преуменьшает колорит эпохи. Странновато, что вуду с DVI так высоко ценятся, хотя в "то" время почти ни у кого этого не было, никому не придёт в голову сказать, что картинка с DVI не вписывается в олдскул, и в то же время аудиокарты с S/PDIF даже не изучены.
     
    GarfieldTheCat, compart, Vardok и ещё 1-му нравится это.
  5. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Давайте вернемся к самим платам, хватит флейма.
     
  6. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Давайте. Я проверил карту AV310 с единственным имеющимся у меня брекетом от Гигабайт. Выходы пашут, как коакс, так и тослинк, а входы нет. В инете была инфа, что амплитуда TTL у цифровых разъёмов материнских плат составляет 2,5 вольт. Возможно, брекет именно столько и выдаёт на вход, а AV310 не считает нужным воспринимать это как сигнал, ведь она рассчитана на TTL = 5 вольт. Видимо, без пайки действительно не обойтись.
     
  7. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    LANRUS, вы попробовали icu?
     
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Geryon, ты тут http://www.old-games.ru/forum/showthread.php?p=994833#post994833 постил картинки двух awe64gold.
    Вопрос, если карты одинаковые функционально, не пофиг ли на разводку?
    Там судя по всему просто уменьшили пару чипов, за счет чего сэкономили сантиметр текстолита.
     
  9. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Думаю, какие-нибудь минорные отличия, вроде конкретных проявлений бага с OPL после работы EMU8000, будут иметься. По существу, конечно, карты одинаковые.
     
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Если чипы одинаковые, как могут быть баги разными?
     
  11. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Goblinit, не успел. Я не дома. Файл был выложен примерно за час-два до моего отъезда :). Буду в Москве только 7 июня, тогда и проверю. Даже если не заработает, в любом случае большое спасибо. 7 июня отпишу сюда о результатах.
     
  12. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Видимо, не все одинаковые. Вот на CT4390 есть чип 8903-DAQ, а на CT4540 уже 8903-MCQ. Правда, что это означает - не знаю.
     
  13. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Перебрался с FAQ'a сюда.
    Чем это обусловлено? ОС скорее всего будет именно Вин98.
     
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Vortex2 интересен наличием wt разъема и pci шиной. Для dos-игр, он вроде ничего интересного не представляет. Я бы больше за SB Live! ратовал, там в досе есть sb16 почти всегда работающая.
     
    Vardok нравится это.
  15. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Я не очень глубоко разбирался в вопросе. Знаю несколько игр, которые используют Miles Sound System для загрузки банков в формате SBK (Soundfont 1.0) и SF2 (Soundfont 2.0). Причем некоторые игры используют банки для загрузки инструментов, а некоторые более поздние, играющие уже PCM-музыку, загружают вместо инструментов - звуковые эффекты, используя EMU8000 для наложения реверберации.

    В числе первых:

    Magic Carpet 2: Netherworlds (MSS 3.02)
    Hi Octane (MSS 3.02)
    Gene Wars (MSS 3.04)

    В числе вторых:

    Dungeon Keeper (MSS 3.6b)
    Eradicator (MSS 3.5d)

    Теперь насчет практического применения. Каким образом используется MSS для загрузки саундфонтов - я понятия не имею, т.к. дизассемблированием не владею, а SDK у меня нет. Писал письма в RAD Game Tools и Джону Майлсу - конструктивных ответов не получил.

    В исполняемых файлах обычно имеется такого рода запись, которую расшифровать я не смог:

    ffb1e8a50ac5b5ff8b0a57869fa8d0cf.jpg

    Пробовал использовать XMIPLAY, она автоматически подцепляет файлы банков, которые должны называться SAMPLE.<EXT>, где <EXT> берется из используемого в настоящий момент .MDI-драйвера. Согласно записи в SBAWE32.MDI расширение - SBK. Однако помещение файла SAMPLE.SBK в один каталог с XMIPLAY результата не дает. Возможно, у меня недостаточно новая версия XMIPLAY, но факт остается фактом: SAMPLE.AD и SAMPLE.OPL отлично грузятся, а на SAMPLE.SBK реакции нет.
     
    Последнее редактирование: 3 июн 2013
    Goblinit и alfy нравится это.
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ну, это совсем не то, патчить звуковые драйвера из комплекта конкретной игры.
    Для всех остальных игр могут быть два варианта:
    - или они используют нативный awe32, и возможно загружают свой банк, тут звук не изменить никак.
    - или они используют mpu401, тогда надо грузить драйвер эмулятор через aweutil. При этом что играется, только rom? При попытке залить банк например mt32 у меня игра висли.
     
  17. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    easy_john aweutil грузит стандартные sbk банки в зависимости от режима эмуляции (synthgm.sbk synthgs.sbk если не ошибаюсь). Если вместо одного из этих банков подставить свой - то будет использоваться он. Больших банков sbk я не нашел, но сделал сам из sf2 с помощью awave.

    Geryon Спасибо за информацию.
     
  18. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Согласно изысканиям gerwin с форума Vogons, из-за особенностей архитектуры EMU8000 загруженные саундфонты вообще не могут существовать после завершения сессии, которая их загрузила - отсюда необходимость в резидентной aweutil. Если это правда - то фиг нам, а не "сперва загрузить SF2, потом играть в игры".

    То есть теоретически способ есть для игр, использующих MSS 3.x - это разобраться в загрузке SBK/SF2 и пропатчить каждую (!) игру под использование саундфонтов. А игр с поддержкой AWE32, согласно MobyGames, около пятисот. Часть, конечно, использует MSS 2.x, SOS, DMX, или что-то еще более редкое. Но работа все равно адская, а толку будет чуть.
     
    Последнее редактирование: 3 июн 2013
  19. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Почему же фиг? Пока aweutil в памяти - фонты работают.
    Но то, что эмуляция софтовая - просто делает ее не 100% совместимой с играми, какие-то пойдут, какие-то нет.
     
  20. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Я забыл уточнить, что вел речь об играх, использующих защищенный режим - они с aweutil работать не станут.

    Нашел еще забавную инструкцию от Creative Labs: как добавить поддержку AWE32 в игры, которые данную карту не поддерживают. Годится только для игр, работающих через MSS 2.x - но таких немало.

    А также synthmt.sbk для MT-32.

    Пришел ответ насчет MSS SDK от Майлса, я смеялся!
     
    Последнее редактирование: 4 июн 2013
    Goblinit нравится это.
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Goblinit, не работает. Запускаю CASSIST.EXE, пишет Error! Can't load Plug and Play ready system. Или что-то в этом роде. Может быть, потому, что сама плата с поддержкой ПнП, и прога не хочет из-за этого пахать? Во всяком случае, в документации сказано, что на платах с ПнП использование cassist не требуется. Так или иначе, облом-с. Или чего не так делаю.
     
  22. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Вам нужно отключить в биос сетапе PNP. Обычно на i865 была такая опция. Это даст ВАМ возможность назначать ресурсы платам вручную.

    Да, запускайте сразу ICU, не надо кассистов.

    ---------- Сообщение добавлено в 20:52 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 20:37 ----------

    Да даже в ридми написано же:

    NOTE
    The cassist utility is not needed on systems
    with the Plug and Play BIOS.
     
    LANRUS нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление