1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,6%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,5%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    38,9%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    47,2%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,2%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,6%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,6%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,6%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    6,9%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,6%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,3%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,3%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    43,2%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    6,9%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    msdos9, Octohum, thinbody и 20 другим нравится это.
  2. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Это ты в Испании купил за 100 евро?

    Именно System Shock для тестов использовать нежелательно, т.к. там хитрые XMI-файлы, которые с PX (да и вообще с версиями AIL более ранними, чем 3.0) плохо совместимы и глючат.

    Выкладываю General MIDI-треки из Time Commando. Необходимо просто проверить, что драйвера работают и музыка играет. Командная строка:

    Код:
    px test sc32mpu
    
    - это для проигрывания test.xmi через драйвер SC32MPU.ADV (Sound Canvas)

    Соответственно, для Wave Blaster и Turtle Beach командные строки:

    Код:
    px test wave
    
    Код:
    px test multisnd
    
     

    Вложения:

  3. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    ADV не мои, их написал John Miles. Я не знаю, посылают они reset или нет.

    Порт задать нельзя, используются дефолтные. Если тебе это необходимо, напиши свой конфиг по портам, я выложу сюда нужные ADV-драйвера с модифицированными дефолтными портами специально для тебя.
     
  4. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ох, зачем так оверквотить?
    Я купил.

    При запуске с sc32mpu.adv плеер пишет:
    Код:
    Device: or compatible with Roland MPU MIDI Interface
    
    Что выглядит как обрывок двухстрочной фразы. :)

    На SCC-1:
    - запускаются: sc32mpu, mt32mpu, genmidi.
    При этом на всех громкость по дефолту 90, а на genmidi 100, что приводит к небольшим хрипам на пиках.
    - wave почему-то пишет "sound hardware not found".
    Хотя все эти устройства - тупо последовательные порты со скоростью 31250, непонятно, что именно он не нашел.
    - multisnd виснет.

    На машине с кучей карт (sb+wb/gus/lacp):
    - adlib - через sb fm
    - gf1midi - играет gus (правда только через ultramid)
    - sb*fm - играет через sb
    - sc32mpu, mt32mpu, genmidi - играют через lapc висящий на 330.
    - wave - играет через waveblaster. видимо читает строчку порта из "set blaster=", т.к. он у меня висит на не стандартном 300 порту.
    - wss - играет через sb fm
    - multisnd - виснет.
    остальные не играют.
     
    Geryon нравится это.
  5. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Это не обрывок двухстрочной фразы, но все равно это баг. Я его уже пофиксил в только что выпущенной версии 1.07 (она там же на вогонсах).

    Дефолтная громкость устанавливается самим драйвером. 90 для GM-подобных и устанавливается для избегания перегрузок. Почему GENMIDI.ADV устанавливает 100 - попробую разобраться.

    Так и должно быть. GF1MIDI.ADV работает только с загруженным ULTRAMID.
     
    Последнее редактирование: 18 янв 2014
  6. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    upd:
    поставил TB Pinnacle.
    Без досовых дров - ничего не играет, а multisnd виснет.
    С досовым родным драйвером pincfg.exe - играет через genmidi, mt32mpu, sc32mpu. multisnd виснет.
    С драйвером из папки turtle - первая строчка батника запускается и пишет ок, вторая - не найдена. Дальше как обычно - ничего не играет, а multisnd виснет.
    Все же multisound это отдельная железка, ни с чем не совместимая. У меня пока такой нет. Остальные TB работают по обычному uart3x0 в досе.

    ---------- Сообщение добавлено в 01:25 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 01:20 ----------

    Ну, кстати, выглядит логично. Именно SCC-1 и LAPC имеют склонность к хрипам из-за громкости. Остальные карты такого ньюанса избежали, так что нормальная настройка.

    Поправь меня, ultramid загружает весь банк сразу и не имеет возможности грузить только нужные инструменты? тогда качество будет не оптимальным для gus, где памяти мало а банк большой.
     
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    easy_john, завидую чёрной завистью и очень жду какой-то отзыв о ней. Главное - сравнение с EWS64XL по функциональности в чистом DOS. Я о терратеке уже на талмуд рассказал, интересно было бы сравнить.
     
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ты лучше напиши, какие порты используются в каждом драйвере.
    А то у меня бывает до 3-х uart одновременно в одной машине, типа roland, wavetable, turtlebeach.
    Ну, или сделать пачку genmidi0...genmidi6 для 0x300..0x360.

    Да, и директорию с драйвером multisound лучше назвать именно так, т.к. у тартла куча карт а драйвер только для ms.
     
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Я в своё время не купил за 1500 руб., теперь жалею. А сегодня, имея уже терратек, 100 евро я зажал этому испанцу. Хотя порыв был. Поздравляю Джона.

    ---------- Сообщение добавлено в 00:37 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 00:33 ----------

    Единственное отличие, о котором я знаю (если не ошибаюсь) - Терратек имеет свои 2 МБ, расширяется до 64 одной планкой, отключая свои 2 МБ. Гильмо имеет свои 4 МБ, расширяется до 20 МБ одной планкой 16 МБ и сохраняя использование своих 4.
     
  10. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Пропатчил GENMIDI.ADV - теперь дефолтная громкость 90. Папку TURTLE переименовал в MULTISND. Все это включено в релиз 1.07.

    gf1midi тоже по дефолту 90 выставляет.

    Вот уж не знаю. С GUS почти не работал.

    Придется разбираться, ведь исходники у меня есть не для всех драйверов.
     
    Последнее редактирование: 18 янв 2014
  11. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Главные вопросы для меня - как на плате организована коммутация между Dream и ESS (возможна ли кастомная маршрутизация, как у терратека), играется ли цифра в DOS, что попадает на цифровой выход.
     
  12. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Я тоже зажал даже 90 евро, он потом цену поднял.

    Guillemot в качестве PCM-кодека использует ESS, а Terratec - Crystal. Кроме того, Guillemot использует стандартную прошивку Dream SAM9407, а Terratec - кастомную, поэтому некоторое ПО Dream работает на Guillemot, но не работает на Terratec.
     
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Знаю, за всем следил!

    Ну это как 2х2=4, даже на мелких фото видать. Меня интересуют более глубокие отличия в архитектуре маршрутизации сигналов между чипами, о которых я упомянул. Всё-таки плата на двух DSP, таких относительно немного.
     
  14. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    :shok:

    На сайте Turtle Beach не только лежат все дрова для старья тех времен, но и драйвер AIL (тот самый MULTISND.ADV) с исходниками! Попробую разобраться.

    С ходу вижу, что дефолтные настройки следующие:

    I/O: 290h
    IRQ: 10
    DMA: не используется
    Сегмент: D000h

    Совпадают с твоими?

    И еще там указано, что эти дрова (да-да, там есть и драйвер DIGPAK для PCM-аудио) для Proteus. Pinnacle - это Proteus или не Proteus?
     
    Последнее редактирование: 18 янв 2014
  15. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Тератек я то же купил. Но он еще в пути :)

    В бумажной доке везде мелькает 32 мб. Типа 16+16simm=32. только не понятно, это реальные или рекламные.

    ---------- Сообщение добавлено в 02:22 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 02:20 ----------

    Может зря? С остальными звуковухами у меня нет проблем со 100% громкостью.

    ---------- Сообщение добавлено в 02:24 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 02:22 ----------

    Да, ресурсы совпадают. Но Pinnacle это Kurzweil/HOMAC Synth Engine, а не Proteus 1/XR.

    ---------- Сообщение добавлено в 02:25 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 02:24 ----------

    UPD: если интересно, вот тут http://alasir.com/software/multisound/ есть про мультисаунд инфа.
     
  16. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Оставлю так, GM-модулей ведь тьма тьмущая - вдруг где-то тоже перегрузы будут.

    Тогда, видимо, это дрова для Multisound Classic.
     
    Последнее редактирование: 18 янв 2014
  17. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Roland SCB-7 (он же в ките SCD-10, SCM-10)
    cfd0829aa870bc691ad5fd6ae20bccc2.jpg .

    Был на Creative Sound Blaster 16 CT2230.
    37bc8a1df7d252d985a96dddc9fd6a5a.jpg .
     
    Geryon нравится это.
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Животрепещущие вопросы, которые животрепетали в разумах нашего сообщества (особенно у LANRUS :) долгое время.

    Итак, Guillemot maxisound 64.
    - S/p-diff работает всегда, в голом досе то же. На s/p-diff приходят все источники.
    - Wavetable банки .94b, можно загружать, в голом досе то же.
    - На плате 4mb памяти под wt, расширяется simm 4 или 16 мб (только два варианта). Итого может быть 4, 8 или 20 мб памяти.
    - waveblaster коннектор висит на отдельном mpu, например 0x300. Работает в голом досе.
    - Стандартный банк - 4mb GM/GS (лицензированный у роланда). По звуку - очень близко к SCC-1.

    Инициализация в досе:
    Код:
    C:\MAXSND64\maxinit.exe C:\MAXSND64
    C:\MAXSND64\volume.exe v:10 w:10 s:10 d:10 c:10 m:0 l:0
    SET BLASTER=A220 I5 D1 T4
    
    При этом maxinit выставляет параметры port/irq/dma и загружает wt банк в память. Резидентов не остается, все ресурсы аппаратные.
    Работает:
    - adlib/opl3
    - sb pro2
    - wavetable 0x330
    - waveblaster 0x300
    - кое-где в играх определяется напрямую как ess audiodrive.

    Микшеры и пути звука изображены в инструкции:
    http://kawai.spb.ru/photo/v/hardware/museum/pc/sound/Guillemot_maxisound64/20140118_001.jpg.html
    http://kawai.spb.ru/photo/v/hardware/museum/pc/sound/Guillemot_maxisound64/20140118_002.jpg.html
    http://kawai.spb.ru/photo/v/hardware/museum/pc/sound/Guillemot_maxisound64/20140118_003.jpg.html
    хотя я не уверен, что правильные снял, там таких картинок со схемами и микшерами штук десять похожих, но все на французком, понять в чем разница сложно :)

    Под винду есть большая софтина по наложению разных эффектов на источники, положению их в пространстве (при 4 колонках), с эквалайзерами и прочими плюшками. Тогда, поражало, но после live!, ну.. "как на лайфе".

    Так же есть пачка семплов. Например, банк африканских инструментов и мидюк где ими играют мелодию. Красиво звучит, кстати. Таких доп.банков целая пачка, штук 20-30, но, очевидно ими будут играть только те модули, которые для них были написаны.

    Плюс софтина типа мультидорожечного магнитофона. 16 треков для wave, 64 или больше для midi, все сводится воедино, с тонкими настройками по каждому каналу, эффектам. Можно музыку писать.

    Плюс софтина редактирования и загрузки предустановленных настроек эффектов/эквалайзеров/отражений звуков для игр, где уже есть профили для популярных в то время игр, типа diablo, myst, quake, warcraft2, duke3d и т.д. с полсотни пресетов.
     
    Geryon, LANRUS и Bato-San нравится это.
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Отлично. А как уровень шума с выхода SPDIF в сравнении с EWS64?

    ---------- Сообщение добавлено в 23:13 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 23:11 ----------

    По скринам никаких принципиальных отличий в роутах от EWS64 нет. Уровень шума на цифре будет зависеть от качества аналоговой коммутации между чипами. Как и на терратеке.

    ---------- Сообщение добавлено в 23:15 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 23:13 ----------

    Кстати, Роланд с Блястером - тоже парочка с ебея? Я точно такую парочку видел там, очень долго висели, никак не продавались.
     
  20. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Сравнить не с чем, ews еще не приехал.

    И от установок микшера. Я пока половину левого в микшере не отрубил - слышал шум и через sp-diff. Потом убрал всякие микрофоны и cd - стало хорошо. Но еще вдумчиво не копался.

    Угу. Там еще такая же scb-55 была, но перебили мою ставку.
     
  21. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Это не французский, а испанский.

    Стандарт ESS Audiodrive поддерживает 16-битный звук, я проверил в драйвере MSS. Также в поздних версиях MSS (4.0+) есть дрова специально под MaxiSound 64: digmaxi.dig и mdimaxi.mdi.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление