1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,6%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,5%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    38,9%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    47,2%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,2%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,6%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,6%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,6%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    6,9%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,6%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,3%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,3%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    43,2%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    6,9%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    msdos9, Octohum, thinbody и 20 другим нравится это.
  2. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    easy_john, круто. Буду с нетерпением ждать сравнения шума у Гильмо с Терратеком.
    Гляжу, инфо в таблице уже пополнил. Кстати, насчёт Вортекса2 могу сразу сказать, что попадает на цифру, только wave и собственный midi, а также то, что попадает на выход цифровым методом через кодек. Например, CD IN в WinXP (но не в Win98).
    Насчёт Лайва точно не помню.

    ---------- Сообщение добавлено в 10:51 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 10:43 ----------

    На вортексе цифра в дос не работает, как и на лайве. 100% так.
     
  3. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
  4. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Угу, я пооблизывался.
    С другой стороны, он нацелен только на миди и фм, причем еще и на таких портах, что в половине игр его не использовать будет. Тот же гусь с отключеным мпу будет играть только там, где есть нативная поддержка гуся.

    ---------- Сообщение добавлено в 11:16 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 11:14 ----------

    ЗЫ плюс он мне ответил, что шаринг irq 2/9 не проблема. Лично я часто натыкался на подводные глюки при шаринге irq, так что думаю оно еще может вылезти.
     
  5. Oldfrag

    Oldfrag

    Регистрация:
    18 дек 2010
    Сообщения:
    55
    Имеется нерабочий Creative Waveblaster I CT1900. При подключении к гребенке SB16 или Monster Sound MX300 шипит, но звука нет. Что с ним может быть и куда копать в плане ремонта?

    фото:

    [​IMG]
     
  6. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Сделай фото с обеих сторон в высоком разрешении и без бликов (желательно - при рассеянном освещении, например, у окна в пасмурный день).
     
  7. Oldfrag

    Oldfrag

    Регистрация:
    18 дек 2010
    Сообщения:
    55
    ok, сделаю попозже. Визуально плата вроде в порядке, разрывов дорожек не нашел, все контакты на месте, нераспаяные элементы элементы есть, но не похоже что на их месте что-то было.
     
  8. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Oldfrag, визуально, если верить фотке - микрухи в правом верхнем углу имеют сколы в районе ног.Проверяй кварц и всю мелочёвку.
     
  9. Oldfrag

    Oldfrag

    Регистрация:
    18 дек 2010
    Сообщения:
    55
    Bato-San, это потертости на наклейках, микрухи в порядке.
     
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Geryon, позавидовал ;). Применительно к дочкам. К остальному из увиденного не испытываю тяги, либо уже имею. Скоро ко мне должен приехать райзер, который я выбрал окончательно для своей системы, буду собирать четыре карты вместе: терратек+роланд(дочка), овцу, гусь, ямаху. На райзере есть пятый слот, возможно, будет использован, если мост IT8888 позволит.

    easy_john, от результатов сравнительного прослушивания будет зависеть, захочу ли я всё-таки поохотиться за Гильмо. Полностью доверяюсь твоим ушам и жду заключения, кто из них меньше фонит.
    Когда приедет Терратек, если вдруг ты не в курсе, чтобы тебе не мучиться с эффектом приглушения микшера и гадать, что же это такое и исправна ли карта, сразу дам инфу: чип Crystal 4236b страдает проблемой, известной как Sound Blaster Mute Bug. Проявляется в следующем: при активизации в игре режима SB глушится весь микшер, кроме SFX. Лечится запуском CS32MIX.EXE с ключами:

    cs32mix /M=15,15 /W=15,15 /L=13,13 /X=0 /F=13,13 /C=13,13 /I=L

    где цифры от 0 до 15 задают громкости левого/правого каналов.
     
  11. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Oldfrag, попытайся проиграть что-нибудь. Если в такт мелодии не раздаются никакие щелчки и шипение всегда ровное, тогда есть сладкая надежда, что в аналоговом тракте что-то полетело. Если щелчки в процессе мидиплея есть, то тогда эта надежда не то чтобы умерла, но стала в несколько раз меньше.

    easy_john, ну как, нет ещё терика? Ко мне вчера райзер на пять слотов таки приехал, сейчас буду прозванивать.
     
  12. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Sound Blaster Pro II CT2600
    caedf6354b67c54b2cc3b5030a57e8fd.jpg .

    e4aa83c3ca8d848229e1f7a3398a2f52.jpg .

    ---------- Сообщение добавлено в 16:42 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 16:38 ----------

    Roland MPU401AT

    642c4913c8b11ded8042597a6955a5d1.jpg .

    8b11dd8d2bfe8cc4804cde105c6eb986.jpg . 676bf2ef381829447a097fc30ca0966b.jpg .

    b58b368628601d1ed088e807a42eb4fe.jpg .
    84ba9b1061a00ec640adfc5164baaca9.jpg .
     
    Последнее редактирование: 25 янв 2014
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    А почему на коробке написано for AT/compatible, если плата является при этом 8-битной и обязана работать на XT ???
     
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Потому, что предидущая плата, Roland MPU-IPC, разрабатывалась для XT, и имела глюки в некоторых AT. По этому следующие, в которых это было пофикшено, имели такую надпись.

    ---------- Сообщение добавлено в 18:54 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 18:49 ----------

    UPD: Вообще роланд выпустил много mpu адаптеров для кучи платформ, из них на пц можно поставить:
    MPU-IPC, MPU-IPC-T, S-MPU/AT, S-MPU-IIAT, MPU-401AT. Все они имеют midi in/out и умеют intelligent mpu. И только на последней есть отдельный wavetable connector.
    Так же mpu есть на звуковухах от роланда: LAPC-I, RAP-10 (UART only), SCC-1.

    ---------- Сообщение добавлено в 19:16 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 18:54 ----------

    Roland RAP-10 (Roland Audio Producer)
    bc2992332f1c690087a00df8f1f66f7e.jpg .
    2a846e5f601e42614e3b9f45e15eae99.jpg . 24b0f8104594919838283b94d812d243.jpg .

    78378564a1c46dcbb3a99d40eb1bfca6.jpg .
    611e814432621b8f8c6fcf11e65a9134.jpg . 1f93240a53e42a042db6d118c278991a.jpg . 4fb38391b06681dee90a02650fadf26c.jpg .
     
    Последнее редактирование: 25 янв 2014
  15. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ясно.
    У кого какие мнения будут, игры под SB16 работают в этом режиме с IRQ2 или нет? (Про SB/SBpro говорить не надо, и так ясно, что 99,9% нет. Интересует именно режим SB16.)

    ---------- Сообщение добавлено в 19:24 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 19:19 ----------

    easy_john, ооо, весь ебей скупил! Видел я эту рэп-10 там у одного кренделя. Тебе надо было пораньше подорваться, когда dizzydevil такую продавал по адекватной цене. А вообще, может быть, ты и прав. Чую, скоро и на ебее почти ничего не останется.
     
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Не понял, какие игры? Rap-10 ни с чем не совместим по codec, только если в играх есть его поддержка он будет играть. Ну и в винде.

    Угу, я смотрю, что перед нг много интересного появилось, так пол зарплаты туда и спустил :)
     
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    RAP-10 здесь совершенно ни при чём. Извиняюсь, если сумбурно и непонятно выразился. Я имею в виду SB16, а именно три SB16-карты, поддерживающие IRQ2 (может, есть и другие, мне неведомо). Это AWE64Gold, ALS-120 и Bochs 2.6.1. Вопрос: работают ли игры с SB16 по прерыванию 2? Не в режиме SBpro, а именно в режиме SB16.

    (Я комп разобрал, сам сейчас посмотреть не могу, а раньше этим вопросом не задавался.)

    ---------- Сообщение добавлено в 19:49 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 19:46 ----------

    Кстати, райзер мой прозвонился, прекрасная вещь, осталось поработать ножовкой и паяльником, и будет шик, блеск, красота!
     
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    А ради чего тебе такое? Зачем вешать SB16 на irq2? Большая часть досовых игр скорее всего не позволит выставить такой irq.
     
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    До 5-10% старых игр могут ругаться, если MPU401+MT32 не находятся на прерывании 2. Ну, может быть, до 10% - это я загнул, но всё равно такие есть. Вот и силюсь вспомнить, есть ли в поздних играх возможность выбора на SB16 прерывания 2, чтобы "и нашим, и вашим".
     
  20. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    В Blood (ну и, наверное, других с этим движком) есть.
     
    LANRUS нравится это.
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    А ещё? Прошу прощения за назойливость, просто комп на стадии пересборки. Как впечатление, что для SB16 прерывание 2 - это правило или исключение?
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление