1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,6%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,5%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    38,9%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    47,2%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,2%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,6%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,6%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,6%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    6,9%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,6%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,3%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,3%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    43,2%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    6,9%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    msdos9, Octohum, thinbody и 20 другим нравится это.
  2. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Descent, Fallout, Carmageddon (очевидно, все на движке HMI)
    Toxic Bunny
    Warcraft I (опять же стандартный движок, с dig/mdi драйверами)
    ...это чисто наугад.
     
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Вообще, если подавляющее большинство "SB16-игр" поддерживает IRQ2, то это было бы очень круто, можно думать об установке четвёртой карты. До сих пор я намечал такую схему:
    1) SB IO=220 I=5 D=1, при поддержке WSS IO=530 D=0
    2) SB16 IO=260 I=7 D=3 H=6 E=660
    3) GUS IO=230 I=3 D=7
    А при условии прерывания 2 на SB16 можно и так:
    1) SB IO=220 I=5 D=1, при поддержке WSS IO=530 D=0
    2) SB16 IO=260 I=2 D=3 H=6 E=660
    3) GUS IO=230 I=3 D=7
    4) ??? IO=2x0 I=7 D=5
    Пунктом 4 может быть Черепаха Тортила, например.
     
  4. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    А причем тут irq для MPU и irq для SB16?
    По скольку первая MPU-IPC была именно на 2, то старые игры именно там его и расчитывают найти. Хотя многие старые все равно irq не используют, им хватает только 0x330 порта. Из тех, кто у меня ругался именно на irq - только spellcasting 101, 102.

    ---------- Сообщение добавлено в 21:50 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 21:49 ----------

    Исключение, если вообще работоспособный вариант.

    ---------- Сообщение добавлено в 21:53 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 21:50 ----------

    Я соглашусь с кем-то давно писавшим, что для SB Pro более характрено irq7, а для SB16 irq5.

    Ей irq и не нужен особо, если скажем maui ставить.

    ---------- Сообщение добавлено в 21:55 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 21:53 ----------

    Я бы не стал вешать SB16 на такое нестандартное для него irq.
    Если хочется Pro и 16, смирись, что 5 и 7 будут заняты.
    Вот скорее несколько mpu звуковух, скорее всего, можно заставить жить на одном irq9.
     
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Тебе же только что написали, что в Blood исключительно работоспособный. Вот тебе и пример.

    Я ведь писал "и нашим, и вашим". Чтобы MT-32 на 64Gold повесить.

    Ну это не главное, освобождение 7 я рассматривал только как приятный побочный эффект к главному: 2 для MPU на блястере.

    А если игрушки вдруг не станут ругаться? Почему бы тогда не повесить? Плевать на него, стандартное оно или нет, лишь бы работало.
     
  6. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Этого я не говорил. Его можно выбрать — да, но кроме досбокса ничего под рукой нет, а он при попытке воспроизведения падает. Так что как оно на реальном железе будет — проверять надо.
     
  7. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Одна игра и даже сто игр - не пример, если речь идет о том, что бы играть в любую произвольную игру или демку.
    Если он будет работать в 90% игр и не будет в 10 - это для меня уже повод не использовать такое irq.

    Не понял, а причем тут тогда mt-32?
     
  8. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Убедили! Ладно, дособеру комп, проштудирую этот вопрос. Сначала надо райзер переделать.

    Как это при чём? При саундбластере. Некоторые старые игрушки требуют IRQ2 для MT-32.
     
  9. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Так это irq которое нужно для mpu. Какая связь с irq, которое использует sb для wave?
     
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    easy_john, ну ты как будто с Луны упал, честное слово. Уже по десятому кругу всё промолотили и разжевали, а для тебя новость. В 2013 году человек под ником bjt42 написал бесплатную прогу, умеющую работать на любой SB-совместимой карте. Прога заменяет собой полноценный контроллер MPU-401 за конские деньги. Недостатками проги являются два обстоятельства:
    1) Требование к загрузке EMM386 или QEMM.
    2) Различные приоритетные IRQ у SB и у MT-32.
    Первый недостаток очень спорен, для меня лично и не недостаток вовсе, а так, фигня. А второй имеет значение, когда LA-игра категорически хочет IRQ2.
     
  11. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    То есть этот softmpu может использовать только irq, которое задано у sb для кодека, и ничего другого? Ужас какой.
    ЗЫ Ну, откуда мне знать такие извраты, если у меня отлично живет все на родном железе, и всякими эмулями я не пользуюсь?
     
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    А меня вопрос "родства" и "аутентичности" железок абсолютно не колышет. Меня волнуют только вопросы цены, работоспособности и качества звучания. Поэтому я и являюсь большим поклонником лучших клонов EWS64(SB) и AV310(SB16). Даже когда проги SoftMPU ещё не было, меня невозможно было заставить купить MPU-401 по цене от самолёта. А сейчас, когда SoftMPU существует - тем более!
    Да в принципе можно повесить Ямаху-718 на IRQ2 и получить в её лице, нисколько не хуже, тот же MPU-401AT, да ещё и с ямаховским OPL3, никаких проблем. Но это займёт лишний слот, как и все роландовские контроллеры, мать их.

    ---------- Сообщение добавлено в 22:23 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:01 ----------

    Вот исходя из этого вроде бы можно на IRQ вообще плюнуть и законнектить MT-32 к любой из SB-карт. Если обратиться к списку от bjt42, то у него из 55 протестированных игр целых 5 ищут MPU принудительно на IRQ2.
     
  13. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Terratec SoundSystem Maestro16 (AD1845 Version) + Wavetable DB
    b150343790be474ddb88bca38df9fc1b.jpg .

    6373179355d0959c4ba55ec794ddf806.jpg . 31c3afe637aab7412d6f716c2f6289ff.jpg . 2d96d01d7bc4ef6eadbea7f430339396.jpg . b0277daa4d0cbd0310025365fd0219d0.jpg .
     
    Geryon и Vardok нравится это.
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    MediaVision ProAudio Studio 16 (?)

    42973aa482344b3a7fa7357e54ca3fcd.jpg .
     
    Geryon нравится это.
  15. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Она самая, из ранней серии 0060 с четырьмя джеками (один дополнительный выход по сравнению с другими картами серии PAS16). По-моему, эти карты требуют -5В питания и, возможно, работают в 8-битном ISA-слоте. Тоже хочу себе такую. Дорого обошлась?
     
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    А вообще в чем у них там разница между spectrum/studio? С точки зрения дров/игр.

    Знакомый отдал бесплатно, "что бы не выкидывать". Вместе с 19" шкафом, циско-айронетом и 486dx4-100 процессором. :)
     
  17. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    С точки зрения игр разницы между PAS Plus, PAS-16 и Studio 16 никакой нет. С точки зрения драйверов - дрова у них разные, для Studio нужны свои. Их выложил на Vogons Drivers badmojo, у него такая же карта серии 0060. C моими Studio серий 0082 и 0097 тоже работают. В любом случае для работы в DOS нужен драйвер MVSOUND.SYS. Он небольшой, по-моему, занимает около 9кб и может быть загружен в UMB.

    С хардверной точки зрения у серии Studio усиленная защита от помех. У серии 0060, кроме того, два jack-выхода вместо одного. SCSI-контроллеры у всей серии PAS одинаковые, несмотря на то, что бывают разные маркировки (Zilog, Logic, NS). Поддерживают скорость до 690 Кб/сек, т.е. чуть быстрее, чем 4x CD-ROM.

    У ранних PAS (PAS, PAS Plus, непонятная карта 650-0018 (IXW-MVIPASM), а также ранние PAS-16, например, серии 650-0022) пины SCSI-коннектора не защищены пластиковым ободом и потому более подвержены риску быть погнутыми.

    377453c5361c80569f7cf7b3175a5bf4.jpg
    5df2a668fedf73fc2d1348bccde1e782.jpg
    eb2bd54c4cb2c8125110da2ef2ed005a.jpg
    d4b086ea25af9462dd50d5a1d05c3ed8.jpg
    8e0144b0e83c55d4fa5587fa83e5fc37.jpg

    PAS-16 поздней серии 0044 и все карты Studio уже имеют такую защиту.

    fbd984a7c9207b504c2df7d7264ba618.jpg

    На картах Studio стоят уже другие jack-коннекторы.

    7dc0478296b1b41550b22a60fb2e18ef.jpg

    На серии 0097 (Studio XL) также есть daughterboard-разъем, хотя полноразмерную дочку на такую карту без доработки карты или шлейфа установить не получится.

    63bfe1745c5f0017e30833c20ce650fe.jpg

    В общем и целом - мелких нюансов много, но с точки зрения игр разница исчезающе мала. Серия PAS16 славится своей требовательностью к линии -5В и способностью работать в 8-битных ISA-слотах. Поскольку у тебя имеются XT и 286, ты можешь как раз и проверить данную модель, если будут время и желание.
     
    Последнее редактирование: 29 янв 2014
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ок.

    Драйвера еще не искал. Слишком много карт пришло последнее время. Спасибо, посмотрю на вогонсах.

    Имеешь ввиду line-out/speaker?

    Да, совсем не интересно. Они отключаемые?

    Вот уж на что пофиг. :)

    Ты про защиту пинов или от помех?

    С прозрачной боковиной. На гусе еще таки были. Мне не очень нравятся. Боковины бывают отваливаются от времени.

    Почему нет? Вроде видны все 3 отверстия для крепления спейсеров-держателей WT, а WT размером больше них не бывает.

    Интересно. Желание есть. Времени мало. :)

    ЗЫ а у каких PAS есть перехват Спикера по isa шине?
     
  19. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Да.


    Сомневаюсь, но Cloudschatze должен точно знать.


    Пинов. Про помехи не очень понятно, но, видимо, серия 650-0060 самая помехозащищенная.


    Мешает торчащий металлический осциллятор слева от чипа MVD201 Thunder.

    Судя по категорическому отсутствию пинов для спикера, у всех. Однако Cloudschatze в своей теме про Генерала МИДИ писал, что далеко не на всех компах это работает.
     
  20. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Да, феерично. Думаю, что рассчитывали поставить мелкий кварц, а потом поставили что нашли. Можно заменить, можно этот припаять на бок.

    Вот я то же после его поста задумался.
    Придется пробовать самому.

    ---------- Сообщение добавлено в 16:03 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 16:01 ----------

    А что за второй 26-пин у него снизу рядом со скази?
     
  21. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    3cab96187760ac854924d6c54fec0f6f.gif

    На схеме оба 26-пиновых коннектора объявлены неиспользуемыми. Известно, что дочка вешается на верхний коннектор. Не знаю, зачем нужен нижний - может быть, неиспользуемый, а может быть, к нему тоже можно дочку присоединять. Не знаю, как проверить, у меня дочерних карт нету, есть только мультиметр.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление