1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,6%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,5%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    38,9%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    47,2%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,2%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,6%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,6%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,6%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    6,9%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,6%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,3%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,3%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    43,2%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    6,9%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    msdos9, Octohum, thinbody и 20 другим нравится это.
  2. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ну, посмотри, приходит ли туда хотя бы питание. И ttl миди.
    http://en.wikipedia.org/wiki/Creative_Wave_Blaster
    Еще можно на out подать звук с какого-нить плеера/сидюка, и посмотреть, выдет ли он на выход карты.
     
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Не знаю, в какой теме об этом спрашивать. Спрошу в популярной. Если не прав, прошу модеров перенести в соответствующую ветку.

    Где можно скачать оригинальный CD от AWE64Gold ??? На нём есть конфигураторы под DOS? Есть ли какие-то отличия DOS-прог от выложенных на офсайте? Есть ли отличия WIN-дров от выложенных на офсайте?

    Я тут хочу начать эксперименты по высаживанию голды на прерывание 2. Винда со своими дровами из базы не позволяет этого сделать. А DOS-конфигуратор CTCM позволяет только ту схему, что позволила винда. И ещё AWEUTIL.COM напрочь отказывается видеть EMU8k.
    Про DOS6.22 сам знаю, но это запасной вариант, так что отсылать меня туда не надо, пожалуйста. Хочу сделать в DOS7 от 98 винды.

    Есть где-нибудь в инете образ от голды? Может, у кого-то есть родной диск, поделитесь образом? Заранее спасибо.
     
  4. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    LANRUS нравится это.
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    easy_john, скачал все три образа, большое спасибо! Запасливый, молодец! Буду ковырять.

    Я задал вопрос bjt42 относительно двух бластеров в системе под SoftMPU, один под ввод-вывод, другой под IRQ. Он сказал, что без ограничений и без проблем. Более того, сам он использовал схему 64Gold + YMF718. Сказал без уточнений, но я сразу понял, что он гонялся за IRQ2 под МТ-32, сохранив при этом на основном бластере IRQ5. :)
    А я хочу попробовать сам креатив-бластер16 посадить на IRQ2 и посмотреть, заругаются ли игрушки, об этом у нас уже был разговор.
    Кстати, откуда инфа, что типичным прерыванием для SBpro является 7, а для SB16 - 5? Это выглядит очень странно, 7 всегда было типичным для LPT, наверное, со времён XT (ну ты теперь, как крупный специалист в области XT, скажешь точно). А 5 всегда было типичным для блястеров, для всех из них! Просто игрушки "старого формата", т.е. подревнее, потенциально враждебны IRQ2 на бластере, а не на роланде. А игрушки посвежее с поддержкой SB16 вполне могут ужиться с этим. Таким образом, получаем одну работоспособную карту для звука SB16 и для MT-32. Для SBpro будет терратек, сидящий на IRQ5.

    Сейчас нарежу образы и начну шаманить. Потом напишу, как оно, да или нет.
     
  6. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Взято из этой статьи.
     
    LANRUS нравится это.
  7. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    ЕМНИП, в DOS для принтеров IRQ вообще не используется.
     
  8. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ясно. 7 - это "первый блин", который, как известно, часто комом. Ну они, судя по всему, очень быстро поправили положение, и 7 можно в расчёт не принимать, оставить принтеру.

    ---------- Сообщение добавлено в 22:02 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:01 ----------

    MisterGrim, пусть так, но винда-то на этой же машине тоже будет использоваться.
     
  9. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ранние бластеры и игры были на 7, как выше правильно процитировали. И вплоть до pro большинство именно на 7 его и вешало. Перевешивали на 5 только те, кто испытывал проблеммы. Только с sb16 дефолтом стал 5. Во всяком случае у меня встречались старые демки и плееры, которые не давали выбора irq для sb.
     
  10. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    LPT на IRQ7 не мешает сесть на это же IRQ любой звуковой карте* (SB совместимым и GUS уж точно), и конфликтов это не создает ни под DOS, ни под виндой, что 9x, что NT. Я вообще не понимаю отключающих его в целях высвобождения ресурсов в рамках данной темы - не мешает же, а ковокс на что вешать? :)
     
  11. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Ну откуда ж в те времена Creative мог об этом знать.

    ---------- Сообщение добавлено в 22:14 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:13 ----------

    Насколько я понял — если одновременно не пользоваться.
     
  12. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.494
    MisterGrim, в ECP-режиме. Хотя я не знаю, когда он появился, и насколько популярен был.
     
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Да плевать на всё это. В крайнем случае взять и отрубить LPT. Меня не это сейчас занимает, а IRQ2! Устанавливаю Алкоголь, Неро... надо нарезать диск для начала.
     
  14. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    224
    LANRUS
    Для awe64 доступные pnp-конфигурации зашиты в маленькой флешке на звуковой карте и они одинаковы для винды и доса. Так что если нельзя выбрать это прерывание в винде - нельзя будет и в досе.
     
    LANRUS нравится это.
  15. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Переустановил с родного диска - IRQ2 не стало доступно. Зато я это узнал. Перелопатил VOGONS, народ ставит IRQ9, и вроде в досе карта становится работоспособной и по запросам IRQ9, и IRQ2. Попробовал, CTCM действительно продетектил карту на IRQ9, а дальше - большой болт. DIAGNOSE девятку не имеет, а двойку не хочет. SoftMPU девятку не видит, несмотря на конфиг от CTCM.

    А на вогонс эта проблема считается решённой, AWE64Gold помечена как поддерживающая IRQ2/9. Я пробовал DOS6, программу CTCU. Там есть только выбор конфигов, изменение недоступно. Надо будет на вогонс поспрашивать. Может быть, ещё ICU попробовать?
     
  16. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    224
    Может, другая карта на irq9 села? Видеоадаптеры это любят.
     
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Не должна вроде. В биосе забито IRQ9=LegacyISA.

    ---------- Сообщение добавлено в 18:37 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 18:36 ----------

    Хотя проверить не мешает, конечно.
     
  18. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    224
    awe64 - это не legacy карта, а isa pnp. Может в этом и проблема?

    ---------- Сообщение добавлено в 21:29 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 21:17 ----------

    Сейчас проверил - выставил в винде на аве64 Irq9. В досе diagnose.exe автодектит его на irq 2, все работает. В дум2 звук и музыка работают. Wolfenstein3d виснет с треском в писиспикере. Попробую softmpu проверить.
     
    LANRUS нравится это.
  19. Nil Любимый цвет — голубой

    Nil

    Регистрация:
    30 апр 2007
    Сообщения:
    1.974
    Читайте матчасть.
    В XT был контроллер прерываний (отдельная микросхема) Intel 8259. Он умел обрабатывать 8 прерываний (IRQ0 - IRQ7).
    В AT был добавлен ещё один такой контроллер. Его выходная линия была заведена именно на IRQ2, соответственно, IRQ 2 в принципе не могло произойти по вине периферии, так-как контактов к ISA шине от него не шло. Контакты, которые раньше шли к IRQ2 завели на второй контроллер, в вход IRQ9.
    В последующих материнках это оставили для совместимости вплоть до момента отказа от ISA.
     
  20. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    224
    Nil
    Это все знают. У человека не получалось запустить конкретно sbawe64 на irq 2/9.

    LANRUS Softmpu детектит бластер на irq 2. Работу проверить не могу, т.к. нет внешних миди-модулей. Но проблем быть не должно, если прерывание свободно.
     
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Это известно.
    Вопрос был в чисто программной поддержке, некоторый софт дает выбрать только 9, другой только 2. При том, что физически на 286 и старше это всегда 9, в разном софте может понадобится разный выбор.
     
    alfy нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление