1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    6,0%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,4%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,9%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,4%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,2%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,1%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,4%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,8%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    20,1%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,7%
  20. DB waveblaster и другие

    7,4%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
  2.  
  3. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.023
    @dizzydevil, попробую обязательно. Знаю, что в играх, использующих Miles Sound System (в т. ч. в последней версии первого Mortal Kombat), можно выбрать ES688. Что касается чипа ES1688, то его нахожу менее предпочтительным, чем ES1868, потому что:
    1. У него нет поддержки PnP, при этом ему всё равно назначаются ресурсы на программном уровне с помощью ESSCFG.EXE или как-то ещё. Выходит, такая карточка не имеет преимуществ, характерных для nonPnP.
    2. Так и не удалось заставить UNISOUND увидеть эту звуковушку, вероятно, именно потому, что она nonPnP. Ещё проверю версию UNISOUND (может оказаться, что на этой системе не последняя).
    В то же время конкретно этот экземпляр ES1688 нормально звучит, минимум шума (гораздо меньше, чем на самых бюджетных ES1868/1869), никаких проблем с MPU-401, в общем, нравится. Просто Edison Gold-16 5.0 (ES1868), которую я добыл чуть позже, по совокупности характеристик мне понравилась больше.
     
    Последнее редактирование: 17 ноя 2021
  4. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.154
    Если игра понимает, что такое ESFM у 1688, то она его же будет понимать и у более поздних.
     
  5. dizzydevil

    dizzydevil

    Регистрация:
    17 фев 2009
    Сообщения:
    208
    да речь не про OPL а именно про SFX
     
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.023
    Появилась мысль на конфигурации с Soyo SY-P4I845PEISA поставить ES1688+Dreamblaster и SB Live! CT4760. Так, чтобы в чистом MS-DOS использовать первую, а в Windows 98 - вторую. На первый взгляд кажется, положительным моментом будет то, что ES1688 - не PnP, соответственно, диспетчер устройств в Windows не будет засорён ненужными девайсами. Минус, видимо, в том, что во избежание конфликтов для SB Live! нужно будет вручную прописывать ресурсы, отличающиеся от 220/7/1/330 (их получит ES1688).
     
  7. Mihalych_9743

    Mihalych_9743

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    250
    Добыл Aureal Vortex Advantage. Запускаю на Chaintech 6AJA4/6AJR4/6AJM4. В Win98 в дос играх звук/музыка работают, в чистом дос - уже нет. AU10DOS.EXE запускается и даже подаёт сигнал, но в играх тишина - в Duke3D к примеру в сетапе SB Pro настраивается на 220/5/1/5, но при тесте - тишина. На SB Live! эмуляция работает. В чём могла быть причина?
     
  8. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.023
    @Mihalych_9743, проблема только в Duke3D или во всех играх? Тишина в любых режимах или каких-то конкретных (SBPro, FM)? Попробуйте запустить утилиту SBDETECT и посмотреть, видит ли она SBPro, занимающую ресурсы 220/5/1.
     
  9. Mihalych_9743

    Mihalych_9743

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    250
    @Yuriy_X, в любых. Тест попробую.
     
  10. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.023
    @Mihalych_9743, ещё один момент вспомнил касательно Дюка и Дума. На некоторых конфигурациях у меня не было звука в этих играх при использовании EMM386. Пришёл к выводу, что для Дюка всю память надо делать расширенной, то есть в config.sys запускать только драйвер HIMEM.SYS. В этом случае у меня в этих играх со звуком нет проблем, связанных с памятью.
     
  11. Mihalych_9743

    Mihalych_9743

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    250
    @Yuriy_X, у меня вот именно в любой игре, хоть в карме, хоть в гта, хоть в думе, бладе. Вставлю SBLive - на здоровье.
    Решение нормальное, но опять же - если на вортексе эмуляция включается, почему бы ей не работать?)
     
  12. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.154
    На этой материнке у меня PCI звук часто на 10-е прерываение усаживается. В Win9x что-то при этом работает, что-то нет. В DOS не проверял.
     
  13. Mihalych_9743

    Mihalych_9743

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    250
    Видит. Звука нет.
     
  14. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.232
    Я на Vortex2 Diamond Monster просто ставил комплектные драйверы под 98 виндой, там, по-моему, в инсталляторе отмечаешь, если тебе нужны драйверы DOS, и они автоматом ставятся, модифицируя autoexec.bat. На SIS964/L все заработало из коробки.
    --- добавлено 18 ноя 2021, предыдущее сообщение размещено: 18 ноя 2021 ---
    A как на SOLO-1 принудительно включить TDMA?
    Пока ситуация такая:
    SIS962 - звук работает (SIS DMA)
    SIS964 - звук работает (TDMA)
    SIS963 - бластер молчит (SIS DMA)
    Я так понял, режим драйвер выбирает автоматически, в зависимости от чипсета. Диск с досом и драйверами тот же, я его просто переставлял с машины на машину.
     
  15. Mihalych_9743

    Mihalych_9743

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    250
    Ещё бы разобраться с CD Audio - шнурок от сидирома 4-пиновый протянул до SB Live, но в досе CD Audio нет, в микшере громкость на 100%.
     
  16. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.023
    @Mihalych_9743, он может быть в неправильном направлении вставлен со стороны звуковухи (если шнурок без ключа), может быть дохлым (проверьте контакты). Подключено к CD_IN?
     
  17. Mihalych_9743

    Mihalych_9743

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    250
    @Yuriy_X, пробовал по разному. В том числе в AUX и CD_IN.
    --- добавлено 19 ноя 2021, предыдущее сообщение размещено: 19 ноя 2021 ---
    Разве что соблюдая сторону, там ключ.
     
  18. Mihalych_9743

    Mihalych_9743

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    250
    Короче на моей SB Live CD_IN не распаян. Втыкал я в AUX_IN. Это не то что невнимательность, просто на вин98 прокатывает в плеере CD.
    Вот на вортексе есть, только под досом карточка сама по себе не заводится.
     
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.023
    Решил изменить звуковую систему на конфигурации с Soyo SY-P4I845PEISA - вместо Yamaha 718 установил ES1688F (неPnP) с дочкой и SB Live! (CT4760). Нужная цель как будто достигнута. В MS-DOS 6.22 нормально работает первая, исправно занимая 220/7/1 (выставлено перемычками на карте). В свою очередь, под Windows Me работает SB Live!, при этом ES1688, как и должно быть, по умолчанию отсутствует в диспетчере устройств.

    Однако есть один нюанс - под MS-DOS программа ESSCFG ругается на конфликт с IRQ7, при этом звук работает без ошибок. Проверил в Duke3D, Doom, Mortal Kombat, Magicland Dizzy, Prince of Persia, Kyrandia2, The Lost Vikings, WarCraft - везде и звук, и FM, и MIDI воспроизводится без вопросов.

    Пока так и не понял, с чем она конфликтует. На экране с PCI-устройствами, отображаемом при старте материнке, IRQ7 нигде не указано, стало быть, это прерывание свободно. В BIOS, в меню PNP/PCI Configuration, пробовал застолбить IRQ7 за Legacy ISA, в этом случае ничего не меняется - ESSCFG так же ругается на конфликт. Для настроек Assign IRQ for VGA и Assign IRQ for USB выбрано значение False, LPT и COM выключены, INT Pin 7 Assignment в значении Auto. Под Windows Me карточка SB Live! занимает IRQ11, а её эмулированный SB16 - IRQ7, при этом, если верить диспетчеру устройств, это прерывание свободно, конфликтов с ним нет.

    Что касается общих впечатлений от работы ES1688 в чистом MS-DOS на конфигурации с Pentium4 2660 МГц - на удивление связка работает хорошо. Исчез глюк с заикающимися звуками в WarCraft, который наблюдался при использовании YMF718S (я его связывал со слишком мощным процессором). В большинстве старых игр, которые нормально переваривают такие процессоры, всё хорошо, глюков нет. Особенно впечатляет скорость в Дюке при 1024x768. Правда, при 1280x1024 fps заметно падает.
     
    Последнее редактирование: 20 ноя 2021
    Колючий нравится это.
  20. dizzydevil

    dizzydevil

    Регистрация:
    17 фев 2009
    Сообщения:
    208
    @Yuriy_X, ESSCFG может ругаться не только на 7ой irq, но и на другие свободные,
    в этом плане глючная утилита, не обращай внимания.
    Любая ymf715-719 будет хрипеть на данной матери и это не из-за высокой скорости проца.
    Причина в мосте winbond w83628f. Также на ней может подобным образом глючить звук cmi8330.
    У меня подобный мост, поэтому не сомневайся, я тоже был удивлен когда ymf718 хрипела, пока я не узнал причину.
    Как ты выразился "На экране с PCI-устройствами, отображаемом при старте материнке",
    так вот данный скрин очень поверхностный и не всегда стоит ему доверять на все 100.
    Ну а в остальном молодец, если система нравится, значит конфиг удался.
     
    Yuriy_X нравится это.
  21. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.023
    @dizzydevil, понял, спасибо за подробное разъяснение, буду иметь в виду. Именно хрипоту Ямахи я не заметил, а заикание в первом WarCraft даёт о себе знать, когда отдаёшь команды юнитам. Их реплики проигрываются частично, с зацикливанием.
     
  22. dizzydevil

    dizzydevil

    Регистрация:
    17 фев 2009
    Сообщения:
    208
    @Yuriy_X, У меня на 718ой яме это слышно в сетапе варкрафт2 когда тестируешь звуки,
    но это удобная и быстрая проверка, на самом деле это прослеживается в большинстве игр если прислушаться получше.
     
    Yuriy_X нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление