1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    6,0%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,4%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,9%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,4%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,2%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,1%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,4%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,8%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    20,1%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,7%
  20. DB waveblaster и другие

    7,4%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
  2.  
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    alfy, OK. Если это действительно может иметь значение, сейчас попробую выставить IRQ9=PCI/ISA PnP. Посмотрю, что из этого выйдет.

    ---------- Сообщение добавлено 03.02.2014 в 00:08 ---------- Предыдущее сообщение размещено 02.02.2014 в 23:19 ----------

    Всем огромное спасибо за участие и высказанные мнения! Это я невнимательный тюлень. Надо же такой придурью быть, полдня копался, а проверить ACPI вылетело из головы напрочь. Поставил в Disabled, всё заработало, как часы, в том числе и SoftMPU видит карту на прерывании 2 без проблем.

    Вот только WinXP перестала запускаться по понятным причинам. :) Думаю, а если снести XP и попытаться установить её заново с отключённым ACPI, будет работать?
     
  4. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Offtop
    Будет. Либо можно нагуглить, как сменить ACPI ядро на простое.
     
    Последнее редактирование: 3 фев 2014
  5. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ensoniq Soundscape S-2000
    b427143bc57542c97a44342dc4a51def.jpg .
     
  6. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Terratec EWS64 XL
    7383a4d6e6868cf77ae4aad11f45ee3b.jpg .
    31db69b71625eb619f07fe7418fee6be.jpg . 3bf069421e2a9ad3ff9462f67843eccd.jpg . f4621d03a0874acb04d7a89cd45bdfb2.jpg .

    0ce490d22587ad3eecd3cd742635eec7.jpg .
    9e2e2ad196eca4adde8a7d7d58ac2d8d.jpg . e466d5819e93fed7a6ee644ad3dc8180.jpg . 2f4c9543a267a9ca3134d522a3784dfc.jpg . e0e8eb2c96315174195699de4603a779.jpg .

    ---------- Сообщение добавлено в 21:56 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 21:46 ----------

    KORG Ai20 WaveTable DB
    4e84688bde3781bec0c1006000d878f7.jpg .
    ef50b08cc047dc25f57e5dffb132d1c1.jpg .
     
    Vardok, LANRUS, Val07og и ещё 1-му нравится это.
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ждём-с вердикт Guillemot vs Terratec, уровень шума.

    А интересно, корг где достал, если не секрет? Я тоже хочу :)
     
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Не в ближайшее дни, дите болеет, некогда.
    В Австрии. :)
     
  9. kurtkurt222 Консольщик и компьютерщик

    kurtkurt222

    Регистрация:
    12 авг 2007
    Сообщения:
    1.986
    Досовские аудиокарты типа Sound Blaster 16, Pro и AWE имеют преимущество перед например Sound Blaster Live, которая имеет эмуляцию этих карт??
     
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Имеют в отдельных случаях. Для непривередливых не критично.
     
    kurtkurt222 нравится это.
  11. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    - Не полная поддержка pci картой (live) dma.
    - Другой банк для midi в live, в отличии от awe32.
    - awe32/sb16/Live по кодеку не совместимы с sb pro на уровне регистров. Хорошо видно в демке Second Reality, как sb pro (stereo) работает только sb pro реальный, начиная с sb 16 работают только как sb (mono).
     
    kurtkurt222 нравится это.
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Воистину твоя права! Можно только добавить, что иногда игры не дружат с EMM386, который требуется для запуска эмуля, далее эмуль кушает память. Ну и последнее, если имеется плата без ISA, но с PCI, не стоит сразу обольщаться. Для работы эмуля требуется железная поддержка DMA со стороны южника.
     
  13. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Последнее редактирование: 24 фев 2014
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ну, у меня теперь есть mpu-401, на него можно любую DB повесить и она будет играть в любой игре, которая умеет roland/lapc/mt32/gm/gs/....
     
  15. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    easy_john, хм... т.е. если я приобрету вот такую плату:
    a5c1ef0d39757ef5eb351c8fdf89ee5f.jpg
    И повешу на нее например DB50XG, то смогу получить звук выбирая в играх для миди Роланд?

    ---------- Сообщение добавлено в 19:15 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 19:06 ----------

    Ага, раскатал губу, блин. Этих плат оказывается днем с огнем не найдешь.. Так что вопрос остается открытым, возможно ли воспроизведение звука в Secret of Monkey Island с помощью связки AWE32+DB50XG, чтоб звук шел на Ямаху. И как оно будет играть на голой АВЕ32?
     
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Да.

    Найдешь. Только стоят около 6 т.р.

    Можно, если повесить аве (или любую другую звуковуху) на irq 2/9, запустить softmpu, а на порт джойстика/midi подключить снаружи db50xg через соответствующий переходник.
     
    Vardok нравится это.
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    IRQ2/9 обязательно примерно в 3-5% всех случаев, когда это значение требуется конкретной игрой.
    А вот это

    что-то не вяжется. Мэппинг не совпадает у LA и GM. Что Ямаха играть будет? Только лишь отчасти, остальное бред. Нужно использовать режим эмуляции MT-32, для которого никакие SoftMPU вообще не нужны.
     
  18. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Зачем такие сложности с подключением через переходник снаружи? :shok:
     
  19. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Вот про это поподробнее можно. Есть АВЕ32+ДБ50ХГ. Что нужно делать?
     
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    aleksej, сейчас не это суть, снаружи или через гребёнку. Суть в том, что easy_john как-то некорректно интерпретирует роль SoftMPU. Эта программа предназначена для работы с реальными девайсами Роланд МТ/СМ, а вовсе не с GM-устройствами.
     
  21. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Я как раз продаю такую, но у меня новая и в оригинальной коробке, так что даже за 6000 не отдам. :diablo:

    А насчет Роланда в играх - это опять каша в голове. Данная карта лишь предоставляет интерфейс MPU-401; поэтому зависит от того, на какой конечный девайс рассчитан выбранный пункт сетапа. Если на MT-32, то и подключать к MPU-401AT надо MT-32/CM-32L/CM-64/CM-500. Если на Sound Canvas, то SC-55 (либо повесить на DB header SCB-55), либо что-то GS-совместимое. А если General MIDI, то любой GM-совместимый девайс или дочерняя карта подойдут.

    Достоинство этой карты лишь в поддержке Intelligent mode (требуется лишь небольшому набору старых игр), да еще в относительной беспроблемности (в отличие от кишащих багами чипсетов Creative и MediaVision).
     
    Vardok и LANRUS нравится это.
  22. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Geryon, +1. Вот вам и простое и без заморочек объяснение.

    Вот это вроде бы должно помочь (хотя я сам не пробовал). Запускать надо перед использованием GM-устройства в режиме LA. Представляет собой обычный командный миди-файл, по идее должен осуществлять ремаппинг.
     
    Vardok нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление