1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,6%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,5%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    38,9%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    47,2%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,2%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,6%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,6%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,6%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    6,9%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,6%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,3%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,3%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    43,2%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    6,9%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    msdos9, Octohum, thinbody и 20 другим нравится это.
  2. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Geryon, как же дорого однако))))))
    Ну да ладно, я тут все пытаюсь разузнать будет DB50XG в острове обезьян играть или нет. Видел на ютубе как на АВЕ64 запускают, звучит вроде даже ничего. Но Ямаха-то обладает гораздо более богатым набором инструментов. Да и еще и Dimond Dream-дочка лежит - так там вообще банк Роландовкий... Может какие то программные костыли есть?

    ---------- Сообщение добавлено в 21:52 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 21:51 ----------

    Что это, как это, где это?
     
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Скачай SoftMPU бесплатно и не парься )))
    Вообще, найти MT-32 по невысокой цене не так уж сложно, и звучание через него в своём родном режиме будет лучше, чем у Ямахи. Конечно, если ты заморочишься очередной фанатской неврастенией типа ОБЯЗАТЕЛЬНО-ВТОРОЕ-ПОКОЛЕНИЕ, то будешь три года искать, или выложишь круглую сумму. А первое поколение штабелями валяется, остаётся лишь по вменяемой цене найти. Вместе с SoftMPU это будет полноценная связка.

    Это - командный миди-файл, "переводящий стрелки". Дело в том, что у LA и GM инструменты находятся на разных треках. Данный файл переводит маппинг режима LA таким образом, чтобы всё игралось корректно через устройство GM. В режиме UART должно работать безотказно, про Intelligent ничего сказать не могу.
     
    Vardok нравится это.
  4. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Только загрузки/модификации инструментов от этого на GM не прибавится... Нужно ли это в Monkey's Island - не помню.
     
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    aleksej, поэтому я и говорю ему: купить МТ-32 и скачать SoftMPU. Самый дешёвый и доступный из правильных путей.
     
  6. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Я бы не особо надеялся на этот миди-файл. Во-первых, сомнительно, чтобы произвольный GM-девайс мог быть сконфигурирован универсальными командами. Во-вторых, некоторые игровые драйвера при инициализации посылают всяческие ресеты, поэтому конфигурировать устройство бесполезно - при старте такой игры оно все равно будет сброшено в дефолтный режим.

    Хотя лично я не пробовал, и возможно, что практика опровергнет мои теоретические рассуждения.
     
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Да, и в идеале НЕ ВЕШАТЬ тонгенератор на карту фирмы Криватив. Лучше выбрать другую. У меня, например, AWE64Gold сама по себе, а МТ-32 висит на карте-sbpro с Crystal CS4236b, и проблем нет.

    ---------- Сообщение добавлено в 19:18 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 19:18 ----------

    Geryon, я тоже не пробовал, поэтому настаивать не буду.

    ---------- Сообщение добавлено в 20:02 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 19:18 ----------

    Кстати, тоже вариант:
    Запусти AWEUTIL.COM /? Увидишь все ключи, в том числе ключ для ремаппинга EMU8k под МТ-32. Но лучше - купи МТ-32 в приличном состоянии :). Сегодня уже не надо гнаться за редкими и дорогостоящими контроллерами для него. Я потратил 4 месяца и нашёл в Штатах за 40$, вместе с доставкой вышло 2600 руб. Здесь купил БП для него 9вольт/1ампер за 150 руб. 2750 в итоге, я считаю, что это недорого. Караулить их надо, сквозь безумные предложения по 5 - 8 тыс. проскакивают иногда и разумные предложения.
     
    Vardok нравится это.
  8. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Это для запуска эмуляции MPU-401 с одновременным ремаппингом под MT-32 и дозагрузкой в RAM AWE32 недостающих в ROM сэмплов, потому что одним ремаппингом уже имеющихся не обойтись.
     
  9. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Понафлудили, блин.
    Вопрос был - можно ли играть midi из monkey island через db50xg.
    Ответ - можно, если настроить mpu или softmpu на 0x330 и irq 2/9 (может не обязательно) и миди выход (или гребенку?) подать на эту db.
    А что именно она там будет играть - это уже другой вопрос.

    Так вот технически - я описал как это сделать.
    На самом деле те, кто тут пишет об обязательном mt32, несовпадении банков - это конечно да, но все реально играется любым синтезатором, да у кого-то больше несовпадающих нот, у кого-то меньше, где-то режет слух, где-то нет. Да, неродные sysex просто игнорируются и все ок. Я играл чисто mt32 миди через пачку дочек - когда как, есть довольно похожие.
    В monkey island 1 - чисто миди для mt32 без sysex.
    Sysex только во 2 части, вот там будет больше отличий.
     
    Vardok нравится это.
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    MiroSound PCM1 Pro. (Yamaha OPL4 wavetable)
    a76db20cedab350709cbd2bdd47369bc.jpg .
    c66b904c6cc9396ab761cb77c69c65fd.jpg .

    Yamaha DB50XG
    9daf4e116133d721b28bbd71c6a6269f.jpg .
    ce4c69b14f07ac9675d0f96cbd5218f2.jpg . 0559415a4fa8428b8a9b9ae90edf2689.jpg .

    ---------- Сообщение добавлено 26.02.2014 в 00:15 ---------- Предыдущее сообщение размещено 25.02.2014 в 23:43 ----------

    Roland MT-32. Upgraded to "Quasimidi".
    f34800e1fd1dd3d15791f117f85628a4.jpg .
    Сзади видны 4 добавленных выхода.
    2e4a118009910978963f1a69a939b360.jpg .

    Изменения внутри
    b840835e974b1d59997bad07f97cd15d.jpg .
    Плата выходов. Под ней батарея.
    f16c80564b5521a4f48ad8af7f14a0e6.jpg . 4ff46fea33bfc6d89b329d3489a7226e.jpg .
    При включении
    05f08ef257c407bae8e545c8dd17c9bd.jpg .

    Информацию про апдейт найти в сети крайне сложно.
    Что видно:
    - 4 дополнительных выхода "без эффектов" (реверберации?)
    - энергонезависимая память на батарейках
    - другое приветсвие при буте
    - замена прошивки (что изменилось?)
    - флюс вокруг чипов, похоже некоторые выпаивались.
    Если у кого-то есть более подробная информация - пишите.
     
    Goblinit, GarfieldTheCat и Val07og нравится это.
  11. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.494
    То есть это как бы заводская модификация?
     
  12. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Это не модификация от японского роланда.
    Но это заводская модификация от германской фирмы quasimidi, которая сама то же выпускала синтезаторы.
     
    Goblinit и Val07og нравится это.
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Пишет, что нет больше амнезии. Видимо, в этом и заключается суть апдейта. А какая амнезия случалась с МТ-32?
     
    Goblinit нравится это.
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Все залитые инструменты и настройки пропадали при отключении питения.
    Не только. Я уже перечислил часть - выходы без эффектов, замененные ром.
    А микрухи ром в начале 90-ых стоили не дешево, менять их только что бы написать имя своей фирмы ни кто бы не стал.
     
    Goblinit нравится это.
  15. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    С загрузками и настройками всё ясно. А что значит "без эффектов"? На этих выходах не отражается влияние команд sysex? не проходят кастомные банки? или что? не понятно. Туплю что-то, объясни, если не сложно.
     
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    В mt32 блок эффектов (как минимум reverb) стоит отдельным чипом, сигнал на колокольчики снимается до этого блока.
     
    LANRUS нравится это.
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Угу. Ну с амнезией смысл ясен. В чём смысл зарубания эффектов, как минимум reverb? Ведь какой-то смысл должен быть. С эффектами случаются какие-то баги, или причина другая?

    Терратек с Гильмо ещё не слушал в сравнении?
     
  18. kurtkurt222 Консольщик и компьютерщик

    kurtkurt222

    Регистрация:
    12 авг 2007
    Сообщения:
    2.351
    easy_john,
    тебя как спеца по аудиокартами спрошу.

    Какие из PCI звуковых карт имеют эмуляцию Adlib и Sound Blaster (DOS), но только не SB Live??? Есть где-нибудь такой список?

    Если ещё кто-нибудь знает, напишите.
     
  19. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Честно говоря, никогда не задавался таким вопросом.
    Скорее всего всякие CL SB128 имели, но я не уверен.
     
    kurtkurt222 нравится это.
  20. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Вортексы и Ямахи. У них же в сравнении с Live!/Audigy FM синтез на голову лучше выполнен.
     
    kurtkurt222 нравится это.
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    У вортексов эмуляция драйвером. Судя по форумам глючная и opl эмулируется весьма ненатурально.
     
    kurtkurt222 нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление