1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    6,0%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,4%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,9%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,4%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,2%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,1%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,4%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,8%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    20,1%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,7%
  20. DB waveblaster и другие

    7,4%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
  2.  
  3. MaxCreator78

    MaxCreator78

    Регистрация:
    24 янв 2022
    Сообщения:
    91
    Приехал sound blaster audigy 2 zs с "мордой". в комплекте карта, морда, пульт, ! IDE шлейф 80жил. Продавец понятия имеет как это подключается. Вопрос (ну судя по виду плата с мордой им и соединялась). Это так?
     
  4. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Эээ... Уточнение -- SB0350 с т. н. Drive, который вставляется в отсек для 3,5" 5,25" накопителей?

    Как подключать Drive -- есть в руководстве пользователя (раздел "Установка оборудования"). Руководство -- на КД с драйверами и программами.

    На 80-жильном IDE шлейфе ключ в виде запаянного 20-го контакта. Так что на разъём AD_OUT он не встанет.
    А так -- да, насколько помню, кабель AD_OUT похож на IDE, 2×20 контактов. Будет ли работать старый 40-жильный IDE шлейф, в котором 20-й контакт под +5 В использовался -- не знаю, у меня обычный Audigy 2 ZS, не Platinum, прозвонить кабель не могу.

    З.Ы. Изменялась ли распиновка у соответствующего разъёма Audigy 2 ZS по сравнению с Audigy 2 (с итоговым результатом в виде костерка при подключении Drive не от своей карты) -- тоже не знаю. Учитывая, что это Криватив -- вполне могли так нагадить.
     
    Последнее редактирование: 18 май 2022
  5. Angel Of Nemesis

    Angel Of Nemesis

    Регистрация:
    4 июл 2019
    Сообщения:
    662
    1. Не нашёл для этой платы.
    2. Нет таких опций
    3. Не выводит

    Вопрос решился прошивкой последнего родного Биоса и двумя сбросами.
     
    Последнее редактирование: 6 май 2022
    MAN-biker нравится это.
  6. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    842
    @Angel Of Nemesis, при сбросе BIOS все таблицы обновляются.
    Поздравляю с хорошим результатом.
     
  7. Mars4ever

    Mars4ever

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    5
    Приветствую! Была куплена Monster sound MX300 в состоянии после вандалов (демонтированы разъёмы, плата имела изгиб в районе верхнего крепления планки). восстановил, пропаял, все функции работают кроме line out 2. Вопрос к владельцам данного девайса, как должен работать данный выход? Тестировал на Win98, драйвера v101 и v102.
     

    Вложения:

  8. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    26.712
    Не совсем: это не IDE, а AD_EXT. У меня такая же в коробочном виде.
    --- добавлено 18 май 2022, предыдущее сообщение размещено: 18 май 2022 ---
    Не 3,5 а 5,25 :)

    Да вроде бы не изменялась?
     
    Gamecollector и MAN-biker нравится это.
  9. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Народ! Что-то "покурил" я тему и так и не понял, я могу свою Yamaha-724 (родную), в DOS-е играть WT_шкой? P.S. Как SBPro - нормально! Но - только FM! P.S.S. Материнка GA-60XET, PIII-600, 192Mb и т.д...
     
    Последнее редактирование: 18 май 2022
  10. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    842
    Для звуковых карт на микросхемах YMF7x0 и YMF7x4 (DS-XG family) синтезатор XG MIDI доступен только в Windows.
    "Legacy support includes an OPL3 FM synthesizer, Sound Blaster Pro (22 kHz 8-bit Stereo) emulation and MPU-401 compatible MIDI interface. In addition to OPL3, DOS applications running under Windows 9x/Me can also use the XG tone generator."

    Если очень надо именно в DOS, то подключить через MIDI кабель ко второй системе с DS-XG и Windows.
     
    Последнее редактирование: 18 май 2022
    MAN-biker нравится это.
  11. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.231
    Там под интеловские чипсеты после 440 надо патченый файл драйверов подменять, на вогонсах в теме про ямахи они выложены с патчами под разные чипсеты.
    наверное, можно еще дочку подключить к MIDI через переходник.
     
    Колючий нравится это.
  12. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    842
    @radical1010, MIDI интерфейс работает в DOS.
    Брал две таких карты. Одну устанавливал в системе с DOS - получал OPL3 от Yamaha. Вторую - в систему с Windows, соединённую MIDI кабелем с первой - MIDI от Yamaha.
    Оставалось вывести звук через SPDIF для максимального качества.
     
  13. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Только "это уже совсем другая история" и подключить таким макаром можно любое стороннее МИДИ-устройство.
    А весь смысл вопроса и был именно про набортный WT-синт в DOS. Гадство конечно.
     
    Oleg Krylov нравится это.
  14. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Фотографию кабеля бы. В интернетах нормальных нет...
    Конкретно интересуют наличие ключей (на звуковой, помнится, нет контактов 2, 10, 11, 12 и 40, плюс у 11 и 12 даже колодки нет) и число жил самого кабеля.

    З.Ы. Интересно, Криватив переходник со своего "стандарта" для звуковых разъёмов корпуса (белый слева от TAD) на обычный стандарт (2×5 с шагом 0,1" и отсутствующим контактом 8) изволил в своё время продавать? Или паяльник в руку и вперёд?
     
    Последнее редактирование: 18 май 2022
  15. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    26.712
    Ох, это сложно. У меня в корпусе так всё упаковано, что вытаскивать кабели - смертельный номер.

    Нет, конечно. Creative вообще этот разъёмчик никак не задействовала - и в большинстве случаев даже не прописывала в руководстве.
    Изо всех моделей у меня только у одной хоть как-то поясняется его наличие - и то страшно загадочно:
     
  16. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.231
    Помогите разрулить прерывания для AWE64 на SL-65KIV2!
    Из карт только AGP видяха
    Все что можно поотключать, отключено.
    Чего она у меня постоянно лезет на IRQ9?!!




    awww.meme_arsenal.com_memes_bb095684b8f1cfc349028bb7158c44a8.jpg
     
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.022
    @radical1010, а через ctcu.exe пробовали назначить IRQ 7? Если нет, то там должно быть видно, чем занято это прерывание.
     
  18. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.231
    Дело в том, что в POST показывает все красиво, карта с IRQ7
    На 9 она переключается после отработки драйвера от Hustler, который он здесь выложил три страницы назад.
    Но этим проблемы не заканчиваются, диагностическая утилита не может найти свободного DMA.
    Если просто использовать unisound, то карте присваивается I5 D1 и она нормально работает в играх вроде Дума, но потом вылезают проблемы с H-DMA в том же Дюке.
    До этого я эту карту пробовал на другой похожей плате (тоже S370 VIA), там все работало, а тут какой-то странный затык на солтеке.
     
  19. Angel Of Nemesis

    Angel Of Nemesis

    Регистрация:
    4 июл 2019
    Сообщения:
    662
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.022
  21. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    1. Посмотри в биосе, не занято ли это прерывание кем-то? (И вообще в PnP setup кроме СОМ, LPT освободи все)
    2. Чем пользуешься 98 или dos? В досе нужен будет CTCM. В 98 залезь в диспетчер устройств -> AWE64. Посмотри на каких адресах-прерываниях-дма она сидит?
    P.S. Дефолтные у нее кстати, A220 I5 D1 H5 E620 T6
     
    MAN-biker нравится это.
  22. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.231
    1. Нет, IRQ 5 и 7 ничем не заняты. Карта определяется как DMA 0,7 IRQ 7.
    COM, LPT выключены, PnP на авто все стоит. В биосе можно резервировать DMA и IRQ отдельно.

    2. Пользуюсь досом, который от 98 винды, т.е. загрузка command prompt only
    В винде как раз дефолтные ресурсы и стоят. Хотя система на бластер16 ругалась, по-моему.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление