1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    6,0%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,4%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,9%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,4%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,2%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,1%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,4%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,8%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    20,1%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,7%
  20. DB waveblaster и другие

    7,4%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
  2.  
  3. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.231
    У креатива свой MIDI, банки инструментов загружаются в оперативную память.
    Для ESS1868F надо либо MIDI-дочку цеплять на WT коннектор, либо через MIDI порт выводить сигнал на внешнее устройство.
     
    MAN-biker и Cifra нравится это.
  4. kiot

    kiot

    Регистрация:
    11 фев 2007
    Сообщения:
    816
    @radical1010, либо возвращаться в Windows 9x, где есть свой собственный встроенный эмулятор. :-)
     
    MAN-biker и Cifra нравится это.
  5. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.231
    @kiot, ну да. Еще у многих карт есть под виндой свой GM на банках, загружаемых в оперативку.
     
    MAN-biker нравится это.
  6. Cifra

    Cifra

    Регистрация:
    13 авг 2022
    Сообщения:
    135
    Ясно-понятно. А какую дочку (карту для установки внутрь) посоветуете? Недорогое есть что?
     
  7. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.021
    Обрати ещё внимание на Yamaha 718/719. Это тоже ширпотреб, как и ESS, найти не составит труда. У них неплохая совместимость с SB Pro под MS-DOS, а под Windows есть свои банки General MIDI, загружаемые в ОЗУ. Причём далеко не ущербные.

    Вариант с дочкой будет дороже. На "Полигоне призраков" один форумчанин делал "шишки" - самые простые дочки на чипах Dream. Ещё можно Dreamblaster S2/X2/X2GS поискать, но это будет существенно дороже. Это всё новодел, старые прилично играющие дочки редко встречаются дешевле, чем за 10 000 ₽.
     
    Последнее редактирование: 23 сен 2022
    MAN-biker нравится это.
  8. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.231
  9. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.021
  10. TBAPb MIA

    TBAPb

    Хелпер

    Регистрация:
    26 сен 2005
    Сообщения:
    1.928
    Для начала - выкинуть вообще всё что только можно. Если звук появится - значит искать кто конфликтует.

    Тут хитрее.
    EMM даёт доступ к EMS. Для Protected Mode игр - это нафиг не нужно. Но - раз оно есть, кто-то это может использовать и конфликтовать с чем-либо. Так что только перебор.

    Напомню:
    Код:
    RAM=mmmm-nnnn
        Specifies a range of segment addresses to be used for UMBs and also
        enables EMS support. If you do not specify a range, EMM386 uses all
        available adapter space to create UMBs and a page frame for EMS.
    
    NOEMS
        Provides access to the upper memory area but prevents access to expanded
        memory.
    
    MIN=size
        Specifies the minimum amount of EMS/VCPI memory (in kilobytes) that
        EMM386 will provide, if that amount of memory is available. EMM386
        reserves this amount of extended memory for use as EMS/VCPI memory when
        EMM386 is loaded by the DEVICE=EMM386.EXE command in your CONFIG.SYS
        file. EMM386 may be able to provide additional EMS/VCPI memory (up to
        the amount specified by the MEMORY parameter) if sufficient XMS memory
        is available when a program requests EMS/VCPI memory. Values are in the
        range 0 through the value specified by the MEMORY parameter. The default
        value is 256. If you specify the NOEMS switch, the default value is 0.
        If the value of MIN is greater than the value of MEMORY, EMM386 uses the
        value specified by MIN.
    Тут может быть вплоть до нюансов Shadow BIOS и прочей техномагии.

    ЗЫ Единственная причина юзать EMM386 - это закинуть часть барахла из conventional в EMS/UMB, может быть актуально при жирных дровах на CD-ROM и Double Space (в 2022 году? Ньет), но в остальных случаях...

    Я бы вообще сразу бы бахнул QEMM и не мучался. Всё равно он в 99% лучше.
     
    Yuriy_X нравится это.
  11. kiot

    kiot

    Регистрация:
    11 фев 2007
    Сообщения:
    816
    @TBAPb, не из-за EMS, а скорее, что EMM386 переводит процессор в режим виртуального V86, даже если с NOEMS и без DOS=UMB не формировать ни EMS, ни UMB. V86 и так подвид защищённого режима, а тут ещё экстендер что-то там пытается сделать, отсюда и возможные конфликты на разном оборудовании (естественно, не у всех).
     
    Yuriy_X нравится это.
  12. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.231
    ну, например, креативовские PCI драйверы без него не работают
     
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.021
    Тут ещё какие-то особенности, связанные со звуковыми драйверами Doom и Duke3D. В играх Shannara и Little Big Adventure оцифрованный звук воспроизводится без проблем, независимо от наличия в конфиге EMM386.
    --- добавлено 24 сен 2022, предыдущее сообщение размещено: 24 сен 2022 ---
    Драйвера для Ямахи 7xx под DOS тоже требуют EMM386, если используется DSDMA, а не PC/PCI.
     
  14. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.231
    На чипсетах, которые поддерживают DMA для карт, вроде BX, работает без EMM386 и PC/PCI
     
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.021
    Без TSR? Я думал, это невозможно без PC/PCI.
     
  16. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.231
    Ну как я понимаю, если чипсет поддерживает DDMA, то работает через него без всяких резидентов и не нужен никакой EMM386
    DDMA and PCPCI for Low IQ Individuals (Me included) \ VOGONS
    Если DDMA нет, то работает через аппаратный (PC-PCI) или программный костыль, который может быть реализован разными способами.
    Те же ямаха724/соло1 на BX работают через DDMA даже без использования SBLink
     
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.021
    @radical1010, интересно, был уверен, что только PC-PCI не требует TSR и является лучшим костылём для PCI-карт, на втором месте DDMA, на третьем - программная эмуляция типа DSDMA.
     
  18. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.231
    Лучшим он является только в том плане, что аппаратный. Недостаток очевиден - есть далеко не везде.

    Опять возвращаюсь к креативам и их PCI бластерам
    Есть две платы с интегрированным звуком
    на одной
    Creative AudioPCI (ES1373)
    на другой
    Creative AudioPCI (CT5880)

    Они равноценные с точки зрения драйверов?
    Первая с полпинка завелась под досом и 98, вторая под досом молчит (хотя драйвер и диагностика пишет, что все ОК, звук инициализирован и занимает нужные ресурсы), а под виндой мертвый вис при установке драйвера.
     
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.021
    Я имел в виду лучший по совместимости. DDMA тоже не сказать, что очень широко распространён. По ссылке выше два чипсета Intel, три Via и вроде как много от SiS. Как ни крути, всё это костыли. С года полтора назад пришёл к выводу, что лучше вложиться в приличную ISA-карту, чем пожизненно искать компромисс с PCI и усложнять себе поиск причин тех или иных глюков в играх.
     
  20. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.231
    Проще сказать, что поддерживается в тех чипсетах Intel/VIA, где еще есть ISA в ЮМ (за исключением некоторых вроде 440LX и перечисленных по ссылке виашек).
    Но опять же, не DDMA единым. SOLO-1 работает через TDMA на SIS964 и VIA VT82**
     
  21. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.231
    А такой вопрос, в игре Dungeon keeper под DOS запустил программу настройки аудио, а там в списке поддерживаемых звуковых карт только AWE32. SB Pro оно не видит (игры типа дум работают)
    Это у меня что-то не то с настройками/дистрибутивом или оно так и есть?
    Поставил AWE64, с ней все работает.
    Не увидел сразу всего меню, там только в качестве MIDI можно AWE32 выбирать и все, а для цифрового аудио там куча карт, включая и ESS audiodrive. Но если ее выбрать, звука нет. MIDI же оно никакое не видит, кроме AWE32.
     
    Последнее редактирование: 5 окт 2022
  22. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.231
    А какую карту можно к AWE64 в пару поставить, чтобы поцепить на эту карту дочку?
    PnP или non-PnP лучше?
    PnP, я так понимаю, удобна тем, что можно на выбор любую карту инициализировать при помощи unisound, указывая номер карты при помощи ключа.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление