1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,6%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,5%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    38,9%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    47,2%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,2%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,6%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,6%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,6%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    6,9%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,6%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,3%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,3%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    43,2%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    6,9%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    msdos9, Octohum, thinbody и 20 другим нравится это.
  2. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Вот архив на ргхосте
    http://rghost.ru/52937883
    На слух местами похоже на что-то, местами совершенно по новому звучит... А кому дочка Rolanda досталась-то с Молотка? Не нашего форума случаем? Сравнить бы с ней..
     
    Geryon нравится это.
  3. Oldfrag

    Oldfrag

    Регистрация:
    18 дек 2010
    Сообщения:
    55
    Vardok нравится это.
  4. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Я сравнил Duke3D Intro в записи Vardok и в записи SCB-55 с wavetable.nl. Сэмплы действительно одни и те же; при этом звучание Dream более хайфайное, с задушенными средними частотами и раздутыми нижними. Кроме того, налицо реверс стереопанорамы (или это Vardok наоборот записал?) Насчет блока эффектов сказать сразу трудно. Кто что думает?
     
  5. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Да, вполне возможно, что каналы наоборот получились. Правда я в настройках ничего не крутил, кроме вышеозначенного. А вот то, что некоторые треки получились тихими, это тоже мой недогляд - надо было громкость на LineIN-е повысить, блин
     
  6. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Одни треки тихие, а Warcraft - Orc 3 наоборот с перегрузкой записалось, слышен характерный хрип.
     
  7. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.418
    Я думаю, что вы просто crazy, потому что вряд ли в те годы кто-то вообще заморачивался сравнить хотя бы три разных платы)))
     
  8. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Offtop
    А кто Divine Divinity в глайд-режиме запускал? Врачу, исцелися сам!
     
    Goblinit нравится это.
  9. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    А я вот как поступил:
    Т.к. терпения не хватило на прохождение двух миссий за орков, а читы в СПК результатов не дали - везде играла Orc1))
     
  10. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Попробуй мой метод (через сетап Warcraft 2). Хотя перегрузка - это следствие некорректных настроек плеера, а не возможных отличий в midi-файле.
     
  11. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Сегодня зацифровал реальный Roland SCC-1, выложил там же
    http://kawai.spb.ru/files/sound/

    Надеюсь завтра до lapc добраться.
     
    Geryon и Vardok нравится это.
  12. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Вот сейвы первых 3 миссий за орков:

    А миди играть, действительно смысла нет, неизвестно кто и как конвертил xmi в mid.
     

    Вложения:

    • war2_save.zip
      Размер файла:
      27,1 КБ
      Просмотров:
      24
    Vardok нравится это.
  13. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    descent - уровень сигнала -18db, но при этом ясно слышны хрипы, где-то уперлось в потолок.
    doom - уровень сигнала -18db.
    duke3d - нормальный уровень, до 0, -1db.
    systemshock - уровень сигнала -15db, явные хрипы (перегруз) ударных.
    warcraft2 human1 - уровень -5db, нормально слышно.
    warcraft2 orc3 - уровень -16db, (перегруз) ударных.

    Печально как-то. Уж если делать, почему бы не сделать хорошо? Второй то раз переделывать одно и то же мотивации совсем не будет.
    А с хрипами надо разбираться. Т.к. уровень низкий, то это явно не приемник виноват, а кто-то на передатчике. Надо смотреть уровни микшера на старом компе, возможно немного уменьшать.
     
  14. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Ну дык, в первый раз же) Завтра попробую перезаписать.

    ---------- Сообщение добавлено в 03:30 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 03:30 ----------

    А поподробнее можно?
     
  15. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Где вообще задаются уровни сигнала?
    Первым делом для нот и всей мелодии задается уровень громкости в миди, в некоторых играх есть возможность выставить уровень громкости.
    Далее дочерняя плата выдает просто аналоговый сигнал на звуковуху. Этот сигнал идет на микшер, у него есть свой ползунок уровня (отдельно "mpu" или на общий "midi"), потом он (обычно) еще проходит через общий уровень "master".
    Вот эти места и надо изучить. Включаешь мелодию, где явно есть хрипы и начинаешь крутить все места, смотреть на получателе что получается.
    Обрати внимание, что на многих звуковухах норма (100% или 0db) не всегда в самом верху шкалы микшера, иногда самый верх это уже с усилением (скажем 140% или там +15db). Так вот надо стараться все именно на норму выставить.
     
    Vardok нравится это.
  16. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    easy_john, спасибо, завтра буду с бубном плясать. Может даже для твоей звукотеки будут достойны записанные треки)))))
     
  17. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Добавлю, что хрипы и прочие дефекты звука гораздо проще заметить, слушая в наушниках, а не на колонках.
     
    Vardok нравится это.
  18. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Geryon, спасибо. Я в наушниках, чтоб домашних не будить в три часа ночи гитарными аккордами из Дюка3Д)))) Постараюсь вслушиваться, т.к. уши потоптаны медведем немного.)
     
  19. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Так, поцифровал LAPC. Добавил пару игр.
    http://kawai.spb.ru/files/sound/

    По LAPC:
    - игры с родной поддержкой LAPC/MT32 играют отлично. Разочаровал только Lord of the Rings, не смотря на поддержку roland, удивительно примитивный и неинтересный миди.

    - режим эмуляции GM так себе. Кое-где играет неплохо (например в Duke3d), кое-где вообще так себе. Например в System Shock нет половины инструментов, только ритм слышно. В Warcraft 2 можно сравнить как играет миди в human1 на LAPC в родном режиме и в режиме эмуляции GM. С эмуляцией хоть немного похоже на оригинал.

    SCC-1:
    - GM играет отлично (собственно он и есть эталон GM/GS). Беру свои слова назад, что миди в DOOM писались под GUS, определенно на SCC-1 звучит лучше, на него и писали.

    - Эмуляция MT-32 в целом неплоха. В играх, где не используются загружаемые патчи SysEX, играет очень похоже, например сравните в Monkey Island, там нет SysEX, и SCC-1 играет очень похоже на LAPC. Другое дело с играми, где используются SysEX, например в Silpheed и Monkey Island 2 - разница между LAPC и SCC-1 уже очень заметна. Хотя, все равно, пожалуй SCC-1 эмулирует лучше, чем другие карты.

    Quest for Glory 4 - единственная игра из представленных, умеющая одновременно LAPC (с SysEX) и GM, так что ее ост звучит везде одинаково. С другой стороны там такой ост, хоть и сложный но из простых инструментов, так что он и так почти везде звучит одинаково. :)

    PS Пишите, какие треки/карты еще стоит добавить.
    PPS В некоторых файлах есть щелчки и прочие неидеальности - пишите название и время мне в приват, я буду постепенно переделывать.
     
    Последнее редактирование: 10 мар 2014
    Vardok, Goblinit и Geryon нравится это.
  20. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Так ведь Warcraft 2 не поддерживает MT-32, даже опции такой в сетапе нет. Так что GM-трек, проигранный на LAPC-I, и дает соответствующий результат - половина инструментов перепутаны. Разработчики даже соответствующий драйвер (MT32MPU.MDI) из дистрибутива выбросили, не говоря уже о пункте в сетапе, в отличие от раздолбаев из New World Computing (HoMM II), которые ни того, ни другого не сделали, а отдельного саундтрека для MT-32 не написали.
     
    Последнее редактирование: 10 мар 2014
    Goblinit нравится это.
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Так у большинства игр нет поддержки LAPC, это нормально, где-то после 92-93 годов под него почти ничего не писали.
    Но представь, что у тебя только LAPC и ты хочешь играть в игры. Все же эмуляция GM даст тебе хоть и не точное но близкое представление, что за музыка там звучит, какой эмоциональный настрой у игры.

    Интересно было как именно перепутаны.
    Плюс интересно на сколько хорошо LAPC эмулирует GM и наоборот, как SCC-1 эмулирует LAPC/MT-32.
    Вот можно ткнуть кнопочку и послушать. Для того и записано.
     
    Goblinit нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление