1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,6%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,5%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    38,9%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    47,2%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,2%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,6%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,6%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,6%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    6,9%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,6%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,3%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,3%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    43,2%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    6,9%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    msdos9, Octohum, thinbody и 20 другим нравится это.
  2. Oldfrag

    Oldfrag

    Регистрация:
    18 дек 2010
    Сообщения:
    55
    То, что midi в Doom на Sound Canvas писались - факт. Плюс в unofficial faq для SCC-1 написано:

    >>> I have mailed ID Software (makers of DOOM) for their recommendation
    of the best MIDI card/module as playback device for their
    music in their games.

    American McGee answered: "Roland Sound Canvas , no doubt."

    I have asked for permission from American McGee to quote
    his reply. As you can see he agreed.

    А карточка конечно крутая. Камертон в мире wavetable midi :).
     
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    UPD: Много модулей со щелчками. Буду переделывать. А всего-то забыл выгрузить одну мещающую программу перед тем, как цифровать.
     
  4. oFF_rus .

    oFF_rus

    Legacy

    Регистрация:
    25 фев 2007
    Сообщения:
    2.164
    Даже более того, люди утверждают, что на GUS часть инструментов просто не играет:

    Соответственно, файл настроек от этого автора можно скачать, там же несколько других файлов подобного предназначения.
     
  5. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ну, это уже твиканье. Интересно послушать, что будет, но за точку отсчета принимать сложно, 99% владельцев гуся играли на стандартном банке.
     
  6. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Этим твиком как раз 99% пользовались, а, начиная с какой то версии он включен в IWAD официально. Но не всегда он звучит лучше оригинальной недоделки. Яркий пример - e1m8 послушать, например на противоположных версиях 1.0 и 1.9. Сравнение не в пользу 1.9 (или этого твика, что равноценно).
     
  7. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    PS Да, кстати, записывая LAPC сам наткнулся на фичу, что в некоторых играх при 100% громкости идет перегруз. В warcraft пришлось уменьшить громкость в настройках игры и добавить +3db на современном компе.
    Фича известная, по этому некоторые миди плееры имеют дефолтные настройки 90% громкости для MT32, и 100% для всех остальных GM.
     
  8. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Вот это помогло. При загрузке с сейва, предложенного easy_john, все равно играла Орк1. Записать-то записал, громкость сейчас вроде нормальная, но вроде как хрипы остались. Прошу заценить.
    http://rghost.ru/52988260
    А где можно уменьшить громкость ударных? Вот что есть в микшере и мои текущие параметры:
    Volume Control - макс.громкость
    Wavetable - макс.громкость
    Wave Out - макс.громкость
    Telephone - мин.громкость
    Microphone - мин.громкость
    Line-In - мин.громкость
    CD-ROM - мин.громкость
    MPU-401 - макс.громкость
    Auxiliary - мин.громкость

    ---------- Сообщение добавлено в 23:11 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:35 ----------

    Еще в Панели управления есть утилита TBS Montego II Audio, в ней есть закладка MIDI, имеет вот такой вид:
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     
  9. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    А ты уверен, что у тебя дистриб игры нормальный? В каждом из 3 сейвов должна быть своя мелодия.

    Сейчас доберусь.

    Не ударных а всей мелодии.
    Перегруз идет на уровне выход DB-вход звуковухи. Так что уменьшать надо громкость звука именно в самой игре. Ставь примерно 90% от максимума.

    Первое ок, второе скорее всего можно на минимум. Это скорее всего встроенный WT звуковухи а не дочки.

    99% что это настройки только встроенного WT. По идее они никак не должны влиять на дочку. Но я бы на всякий случай убрал галку effects on.

    И Dos box mpu на mpu-401 поставить.
     
    Последнее редактирование: 11 мар 2014
    Vardok нравится это.
  10. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Брал образ СД от СПК с сайта.
    Насчет остального, теперь понятно. Буду крутить-вертеть.
     
  11. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Попробуй мой взять.
    Ftp://easyjohn.dyndns.info/Dos/warcraf2.zip
    Распакуй куда хочешь и в файле war2.ini поправь первую строчку до полного пути где файлы лежат, например так:
    cdpath=c:\games\warcraf2\
    (наверно не стоит напоминать, что путь должен быть только 8.3, без пробелов и длинных имен)
     
    Vardok нравится это.
  12. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Так ведь он из сетапа проигрывает, а там нельзя менять громкость.

    Возьми вот этот плеер - там громкость для MPU-401 по дефолту 90%, и можно менять в процессе проигрывания.

    Формат запуска: px miditest.xmi genmidi
     
    Vardok нравится это.
  13. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Да, очевидный перегруз с первых же секунд.
    Громкость в игре уменьшить до 90%, на цифровальщике - немного добавить для компенсации.

    ---------- Сообщение добавлено в 23:04 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 23:03 ----------

    Играть из сетапа - странное развлечение. Неизвестно на сколько корректный xmi он там вставил. Уж что проще - игру запустить.
     
    Vardok нравится это.
  14. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Пришлось максимум выставить чтобы макимально к 0дб приблизится. А то Это с +5 до 100% пришлось поднять чтобы с -16-18 дб до ~-1дб получилось.
    В общем, буду пробовать всякое. Время сейчас вроде есть по вечерам. Сяду, да пройду эти две миссии, думаю руки еще помнят)

    ---------- Сообщение добавлено в 01:17 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 01:16 ----------

    Т.е. на "большом" компе уже ЛайнИн не прибавить.
     
  15. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    На "большом" у тебя какая звуковуха?
    Окно микшера можешь показать?
    В каком софте цифруешь?
     
  16. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    easy_john, встроенная Реалтек ХДА
    Вот-с:
    [​IMG]
    Цифрую в рекомендованной тобой Аудасити.
     
  17. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Бохато!
    А винда семерка? Привычного микшера и там нету, да?
     
  18. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    easy_john, Ага, семерка. Стандартный микшер вот такой, тоже не густо:
    [​IMG]
    Это при запущенном Аудасити.
    А еще есть нетбук с ВинХР и РеалтекХДА, и второй комп на Athlon 1800+, kt333, SB live!, WinXP.
     
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Всем привет. Посоветуйте с решением проблемы.
    Наконец-то на i865 запущена звуковая AV310 на чипе CMI8330, и я занялся ею вплотную. На плате имеется вход S/PDIF, уровень TTL. Подключаю к нему брекет с цифровым входом, коаксиальный источник и 5 вольт питание. Не работает. Проверяю с другим аналогичным брекетом - не работает. Проверяю с источником S/PDIF TTL от CDROMа, проигрывая CD Audio - работает! Почитал мануал, там написано: This sound card′s SPDIF IN function is design for non-distortion digital recording from digital audio output of CD-ROM (or other equipments), т.е. рассчитано на разные источники S/PDIF.
    Какие будут мысли? Как правильно собрать преобразователь S/PDIF COAX->TTL, если стандартный брекет не работает? Или, может быть, не выдаёт амплитуду с нужным размахом напряжения.

    Вольтаж с вольтметром смотрел. У CDROMа разброс от 2,5 до 4,5-5 вольт. У брекетов обоих в районе 2,5 вольт.
     
  20. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Там же народ схему собирал согласования.
     
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    А что это за согласование? Надо обычный коаксиальный сигнал завести на вход TTL, а собирать первую понравившуюся схему от балды неохота. Вдруг она тоже не годится, как и обычный брекет. Надо знать наверняка. Это последний важный шаг для меня, и звуковая система для DOS будет готова.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление