1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,6%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,5%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    38,9%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    47,2%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,2%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,6%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,6%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,6%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    6,9%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,6%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,3%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,3%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    43,2%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    6,9%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    msdos9, Octohum, thinbody и 20 другим нравится это.
  2. LoneWolf_E

    LoneWolf_E

    Регистрация:
    16 ноя 2006
    Сообщения:
    161
    Добрый день!
    Подскажите пожалуйста как решить следующую задачу:
    Запись сигнала, который выводится звуковой платой в играх.
    Т.е. я хотел бы записать музыку из игры, которая воспроизводится, например, Sound Blaster' ом. По идее, я должен подать сигнал со звуковой карты куда-то в записывающее устройство вместо колонок? Или есть программный способ? Все это или в Windows 95/98 или в их DOS режимах.
     
  3. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.791
    ну, по идее выдать звук на линейный вход другого компьютера, на котором производить запись
     
    LoneWolf_E нравится это.
  4. HotChip

    HotChip

    Регистрация:
    22 фев 2024
    Сообщения:
    145


    Эмулируй это (с) :D
    Впечатляет, Фил прав это действительно подарит звук множеству девайсов :yess:
     
  5. TBAPb MIA

    TBAPb

    Legacy

    Регистрация:
    26 сен 2005
    Сообщения:
    2.073
    Некоторые карты позволяют писать воспроизводимое.
    Названия канала отличаются в вендорах, так что надо смотреть какой канал/устроство выбраны для записи.

    100% вариант, без потерь качество, но может потребовать большей производительности, т.е. 486 в 44/16/2 врядли справится.

    Только внешний девайс.
     
    LoneWolf_E нравится это.
  6. LoneWolf_E

    LoneWolf_E

    Регистрация:
    16 ноя 2006
    Сообщения:
    161
    Возможен ли такой вариант:
    С Line Out звуковой карты, которая стоит на 486 машине во время игры я кабелем подаю сигнал на Line In звуковой карты, на современной машине под Win11 и пишу звук в программе аудиозаписи?
     
  7. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    7.011
    Без проблем.
    Момент разве только. Очень желательно, чтобы компы с одной линии были запитаны, с розеток, висящих на одном автомате.
     
    LoneWolf_E нравится это.
  8. TBAPb MIA

    TBAPb

    Legacy

    Регистрация:
    26 сен 2005
    Сообщения:
    2.073
    @LoneWolf_E, да.
    На современных Windows можно воспользоваться Audacity.
    На старых - Cool Edit.
     
    LoneWolf_E нравится это.
  9. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    655
    Sound Forge наше всё
     
  10. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    130
    Музыкальная пауза в тему.

    Записал несколько треков на DB50XG + AWE32, с DB50XG на внешнем модуле (CHiLL V от бельгийца) и на программном синтезаторе S-YXG50.

    Midi - оригинальные XG, не игровые.

    Сделал сравнение с мгновенным переключением по дорожкам.

    Треки синхронизированы и выровнены по громкости.

    Кратко - если специально не вслушиваться, разницы нет.











    --- добавлено 30 мар 2024, предыдущее сообщение размещено: 30 мар 2024 ---
    У меня в новой машине стоит Creative AE-5, внутренняя карта на PCI-E.
    Писать на неё оказалось невозможно из-за огромного количества наводок и помех. Оба компа запитывались от одной линии, оба были заземлены.

    Пришлось брать б.у. EMU 0402 с подключением по USB. В некоторых тяжелых случаях - подключать её к ноутбуку.
     
    LoneWolf_E и unp нравится это.
  11. Редрум2

    Редрум2

    Регистрация:
    12 янв 2018
    Сообщения:
    996
    @Sirruf, Не видно ваших ссылок на видео. Качество миди проверяют в monkey island.

    Midi - не игровые:

     
    Последнее редактирование: 30 мар 2024
  12. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    130
    Проверил с телефона, из других браузеров (где не залогинен) - всё должно открываться. Ролики на Rutube заливал.

    Я искал именно XG Midi, чтобы сравнить нюансы S-YXG50 и DB50XG. Это же ямаха везде, обезьяны будут звучать +- одинаково. Оно и так вышло почти одинаково).
     
  13. Редрум2

    Редрум2

    Регистрация:
    12 янв 2018
    Сообщения:
    996
    @Sirruf, как мне с помощью этой проги создать миди? Постоянно выдает проект весом 112 Кбайт
     

    Вложения:

  14. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    130
    Не пользовался, мне кажется, что автоматически сконвертировать более-менее приличную мидишку из оцифровки маловероятно.
     
  15. _ALS_

    _ALS_

    Регистрация:
    13 апр 2018
    Сообщения:
    368
  16. s11

    s11

    Регистрация:
    18 дек 2008
    Сообщения:
    384
    Если у когото имеется sound blaster c FM чипом YMF289B-S , подскажите - замкнутая 47 и 48 ноги это так и должно быть, или заводской брак ?
    Карта вроде бы работает - но мне кажется что сигналы "5V/3V" и "VDD" - это совсем не одно и то же...
     

    Вложения:

    • SB16YMH.png
      SB16YMH.png
      Размер файла:
      251,9 КБ
      Просмотров:
      36
  17. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    655
    проще назвать карту, чем перебирать все карты ища такой чип.
     
  18. s11

    s11

    Регистрация:
    18 дек 2008
    Сообщения:
    384
    SB 16 - CT2910 , но я думаю его ставили еще на какието карты выпуска 94-95 года.

    ЗЫ посмотрел на разводку дорожек к чипу на плате - на 48 ногу идет дорожка , к 47 вообще ничего не подходит, так что возможно - так и задумано.
     
    Последнее редактирование: 10 апр 2024
  19. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.791
    Пытался из интереса оценить поддержку SBpro/16 чипа CMI8738, встроенного в Chaintech CT-7AIA, нашел в сети диск от Chaintech CT-7AJA0 (там такой же чип) и там же были драйверы под DOS. Поставил, попробовал, FM синтез там вполне аутентичный, а вот с FX вообще ничего не получилось, виснут дос игры при запуске, хоть под досом, хоть под 98. При этом в винде звук работает. Может, какая-то хитрость с этой картой есть? В драйверах ничего не менял, ресурсы вроде стандартные установились.
     
  20. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    959
    @radical1010, моя звуковая карта на чипе CMI8738/PCI-SX выводит не все звуки в играх. Драйвер брал здесь: VOGONS Vintage Driver Library. Проверял на материнской плате с чипсетом VIA.
    Заметки по установке драйвера
    Offtop

    Установка драйвера
    Внимание: для корректной работы звуковой карты В BIOS материнской платы установить PCI IRQ5 для слота, в который установлена карта. Можно использовать другие PCI IRQ, которые поддерживают игры, соответственно изменив переменную окружения BLASTER (см. далее).
    Внимание: установщик добавляет строки инициализации звуковой карты в конец файла AUTOEXEC.BAT. Т.е., если последняя строка не пустая, получится нерабочая команда. Необходимо перед выполнением INSTALL.EXE добавить пустую строку в конец AUTOEXEC.BAT или после выполнения INSTALL.EXE вставить переход на новую строку.
    Запустить INSTALL.EXE.
    Следовать подсказкам установщика.
    В процессе установки будет создан каталог, по умолчанию C:\PCIAUD, с файлами:
    C3DMIX.COM - PCI Audio Mixer v 0.41. Конфигурация сохраняется в AUTOEXEC.BAT
    SETAUDIO.COM - Initialize PCI audio v 1.98.
    FIXEPIC.EXE - патч для некоторых игр EPIC, которые не находят PCI audio.
    В конец файла AUTOEXEC.BAT будут добавлены строки:
    C:\PCIAUD\SETAUDIO
    SET BLASTER=A220 I5 D1 H5 T4
    C:\PCIAUD\C3DMIX /MFF000 /FFF000 /WFF000 /L00100 /E00100 /A00100 /C00100 /P00000 /400000 /R0f0ff /D040ff
    Внимание: новые строки добавляются в конец. Если через AUTOEXEC.BAT запускается файловый менеджер или другие программы, которые должны запускаться после инициализации звуковой карты, то внести необходимые изменения вручную.
    Примечание: при инициализации звуковой карты выводятся ее текущие настройки, они должны совпадать с настройками из переменной окружения BLASTER.
    Для SETAUDIO.COM возможны следующие параметры:
    /Gx : x=0 disable game port, x=1 enable (default)
    /Mx : x=0 disable MPU-401 MIDI port, x=1 enable (default)
    /IOxxx : Set SB I/O port to 220(default),240,260 or 280.
    /FMxxx : Set FM I/O port to 388(default),3C8,3E0 or 3E8.
    /MPUxxx : Set MPU-401 MIDI port to 330(default),320,310,300.
    Тип эмулируемого устройства T4 - Sound Blaster Pro.

    Не помешает проверить на Intel. Давно это было, лет 5 назад.

    Есть ещё RemapCMI - Tool for emulating DOS audio ports on C-Media CMI8x38 soundcards
    RemapCMI - Tool for emulating DOS audio ports on C-Media CMI8x38 soundcards \ VOGONS
    Его не проверял. Решит проблему или нет - не знаю.

    Unisound пробовали?
     
    Последнее редактирование: 10 апр 2024
  21. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.791
    Так это ж PCI чип вроде?
    Просто интересно, что в мануале заявлена поддержка SBpro и SB16 у этого чипа, может, его как-то конфигурировать надо, я просто драйверы инсталлировал под досом, ничего вручную не настраивал.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление