1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,6%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,5%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    38,9%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    47,2%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,2%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,6%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,6%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,6%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    6,9%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,6%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,3%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,3%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    43,2%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    6,9%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    msdos9, Octohum, thinbody и 20 другим нравится это.
  2. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    f25f9d51f5b15db347d393ae1f0da23f._.gif

    ---------- Сообщение добавлено в 18:44 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 18:41 ----------

    c2628feb014bc880ff6bcbf8bb6368e8._.jpg
     
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    :) Я даже знаю, откуда ты это взял. Эту схему по моей же просьбе выложил gerwin в теме Sound Blaster 16 clones. Он сам же и собирал по ней. Но: только TTL to COAX, т.е. выход. Входом COAX to TTL он не заморачивался и не тестировал, ничего о работоспособности сказать не может. Видимо, никто никогда это не тестировал, придётся снова быть первым по цифровой части и снова набивать шишки.
    Ладно, очень скоро я подберу правильный конвертер (вот с этой картинки от gerwinа и начну) и представлю самую чисто звучащую звуковую систему под голым досом. Самым шумящим компонентом в ней будет GUS Ace. По аналогу также подключатся Roland MT-32 и пара миди-дочек, но от этих девайсов фон вообще мизерный, им можно пренебречь. Остальное - SBpro, SB16, OPL3, WSS, а также загружаемые 94b-банки - будет звучать в чистом S/PDIF. Возможно, что удастся ещё запустить EMU8k в цифре и завести в общий поток, но здесь пока до конца не ясно. Никакой внешний микшер для коммутации аналоговой части использован не будет! Эту роль возьмёт на себя EWS64XL. И всё же я отвечаю, что весь этот конгломерат вместе будет давать не больший фон, чем любая традиционно признанная малошумящая "аналоговая" карта типа 64Gold, или PAS16, или TB, или тот же GUS Ace. А если кастомно заглушать аналоговые компоненты, то конкурентов по качеству звука вообще не будет.

    Ты как, ещё не сравнивал чичтоту звучания Терратек и Гильмо? Я всё никак не приду к решению, стоит ли мне искать Гильмо или нет. И остаётся ещё одна единственная карта, которую стоит найти и послушать, это TB Malibu.
     
  4. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Я недавно купил MaxiSound 64 Home Studio Pro. Никак до нее руки не дойдут, даже не включал ни разу. Могу дать погонять, я сейчас как раз в Москве до субботы.
     
    LANRUS нравится это.
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Спасибо. Но я не успею. Сейчас каждый день домой прихожу около 9 часов.
     
  6. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Чего не успеешь? Я могу отдать сейчас, а забрать через две недели или через месяц, мне сейчас все равно не до нее.
     
  7. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Не совсем по теме, но близко.
    Неудовлетворившись результатами цифровки на Live!, озаботился подбором современной качественной звковухи. В итоге остановился на e-mu 1616
    87fef982a5f68ec41629e6ba5209f419.jpg
    Профессиональная карта, с возможностью цифрования вплоть до 192kHz/24bit, SNR порядка -115db и минимальными искажениями.
    Так что теперь, я надеюсь, я смогу не только качественно поцифрвать звук, но и измерить тот же snr старых карт.
     
    GarfieldTheCat, kurtkurt222, Vardok и 2 другим нравится это.
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Посылка из Австралии.
    Turtle Beach - Rio (4 mb uncompressed rom + sipp for ram upgrade)
    d06ab83d4cf659219211ad791a660a3f.jpg .
    c1541857060ef337ded64ca74f2e621e.jpg .

    В нагрузку шла
    CreativeLabs - SB32AWE CT3990
    a1116905ccba9cbead3f9ebba7572391.jpg .
    a689915d5e993294dccc2eb34544eb4a.jpg .
     
    kurtkurt222 нравится это.
  9. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Потестил awe32 ct 3990 на предмет шумов/искажений.
    Результаты: http://kawai.spb.ru/files/sound/test/Compare_sb32awe.html

    Справа - идеальный случай, сигнал из e-mu в e-mu.
    Слева - тест, сигнал из awe32 в e-mu, тем же кабелем.
    На awe все микшеры в ноль, кроме кодека на максимум. Усиление (gain +2, +4) выключено.
    Да, тесты прогнал несколько раз, отличия между показаниями минимальные.

    (snr -96db это максимум что можно получить для 44/16bit, даже на цифровом лупбаке, всякие -110db начинаются где-то с 96/24bit примерно)
     
    LANRUS нравится это.
  10. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    224
    Все же наоборот: слева - идеальный случай, а справа - бластер.
     
  11. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ну, да, как-то так. ;)
     
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Спасибо, мне очень понравилось. Эти графики очень хорошо отражают преимущество цифрового подключения. И я говорю не об отношении сигнал/шум, не такая уж громадная разница там, я говорю о другом. Если даже бегло просмотреть графики, то отлично видно, что в левой колонке амплитуда возмущений гораздо ниже и в целом по своим средним точкам линии гораздо прямее и горизонтальнее по всем показателям на всех графиках, не обнаруживают такую неустойчивость и колебания, как в правой колонке. На слух такой фон воспринимается как неровное гудение, иногда похоже на завывания комариного писка. У меня сложилось стойкое впечатление, что виноваты здесь не ЦАПы звуковых карт, а качество непосредственно выходного усилительного каскада. Выходной каскад LINE OUT оказывает наиболее сильное влияние на чистоту фона, даже зачастую намного большее, чем все аналоговые входы микшера платы CD WT etc, вместе взятые (входы вхолостую, без подключения внешних источников, разумеется).

    И именно ровный чистый фон я всегда имею в виду (хотя и по отношению сигнал/шум цифра тоже впереди, базару нет), когда привожу в пример свою цифровую сборку. Только раньше это были разрозненные карты, которые не удавалось никак подружить, а теперь система уже готова в сборе. Скоро будет описание.
     
  13. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Еще немного тестов креатива:
    SB16 CT2230 - http://kawai.spb.ru/files/sound/test/SB16_ct2230.htm
    SB16 CT2740 - http://kawai.spb.ru/files/sound/test/sb16_ct2740.htm
    Бластер с крутилкой на заднице проигрывает бластеру с отдельными выходами линейным и для колонок.

    Дешевые вибры:
    Vibra16 CT2260 - http://kawai.spb.ru/files/sound/test/vibra16_ct2260.htm
    Vibra16c CT2960 - http://kawai.spb.ru/files/sound/test/vibra16_ct2960.htm
    Обе слабенько.

    Попавшиеся под руку AWE:
    SB32awe CT2760 - http://kawai.spb.ru/files/sound/test/SB32awe_ct2760.htm
    SB32awe CT3990 - http://kawai.spb.ru/files/sound/test/SB32awe_ct3990.htm
    SB64awe CT4520 - http://kawai.spb.ru/files/sound/test/SB64awe_ct4520.htm
    На удивление плохонько все у 64, с другой стороны это не 64gold, а дешевая и массовая.
    Мой любимый 2760 выглядит лучше 3990, и гармоник у него меньше.

    Сравнение на одном графике:
    Все 16-ые - http://kawai.spb.ru/files/sound/test/Compare_16.htm
    Все awe - http://kawai.spb.ru/files/sound/test/Compare_awe.htm
     
    Последнее редактирование: 31 мар 2014
    alfy и Geryon нравится это.
  14. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    224
    Не такой уж и плохонький 64ый. Хуже только шумом и дд, а по ачх и искажениям - значительно лучше. Возможно, больший шум объясняется большим частотным диапазоном.
     
  15. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Много каких-то гармоник на графике. Это все будет слышно в виде писка/шума при усилении.

    Больше чем у кого? Динамический диапазон у нее меньше остальных awe.
     
  16. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    224
    Больше, чем у всех awe. Я же написал - частотный диапазон, а не динамический.
    44d04ed666da59c67f3aaf86029109f7.png
     
  17. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    А, спешил, не заметил. Да, сравним с 2670, но в остальном то хуже.
    Надо Gold поискать будет, там должно быть все хорошо.
     
  18. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    224
    у 2760 грубый спад на высоких, и в целом ачх более кривая.
    ...
    Звуковушки старые, на характеристики могут влиять индивидуальные особенности конкретных карточек (типа старых кондеров).

    P.S. Спасибо за проделанную работу, все хочу свои карточки затестить, но все некогда.
     
    Последнее редактирование: 2 апр 2014
  19. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Да, я всегда имею это ввиду, что у меня просто попался плохой экземпляр.
    Работа еще только началась.
    В планах прогнать остальные. Больше всего времени занимает переустановка дров в винде, сам тест - 5 минут готовые вавы проиграть.
     
  20. zx-c64

    zx-c64

    Регистрация:
    29 июн 2013
    Сообщения:
    713
    есть плата памяти ct1930 для awe64. на ней 4 места для микросхем. в заводском исполнении микросхемы напаяны по 2 мб, 2 или 4 штуки. можно ли напаять микросхемы большей емкости и чтобы все работало, по 4 мб, например? чисто из любопытства интересуюсь
     
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Если абстрактно, то на разъем для памяти awe64 энтузиасты делали переходники на simm72, получая до 28mb памяти в сумме. Но позволит ли это разводка конкретно ct1930, я не знаю.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление