1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,6%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,5%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    38,9%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    47,2%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,2%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,6%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,6%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,6%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    6,9%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,6%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,3%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,3%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    43,2%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    6,9%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    msdos9, Octohum, thinbody и 20 другим нравится это.
  2. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    345
    PnP это не про дрова, а про авто распределение DMA/IRQ/IO Ports, дрова нужны в любом случае.
    Под Win95 они как-то есть - Turtle Beach TBS-2000 Windows 95 Installation v1.5 (TB550-0034-01) : Turtle Beach Systems, Inc. : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
     
    grinderz20 нравится это.
  3. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.883
    Оказывается с мая прошлого года Serdaco выложил на своём сайте целое руководство по конвертированию банков SF2 в формат XDB, используемый Dreamblaster X2 и иже с ним. Если бы у меня не было X2GS, наверное, попробовал бы успеха с креативовскими банками.
     
    TheMadLynx нравится это.
  4. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    29.766
    unp, Yuriy_X и TheMadLynx нравится это.
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.883
    Коллеги, подскажите, кто в курсе, чем чип CS4232 (и, видимо CS4231) хуже по совместимости со старорежимными SB, чем ESS (1688, 1868, 1869)?
     
  6. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    345
    CS4232 скорее "аналог" ESS688, т.е. внешний OPL. По совместимости не в курсе, некоторые тащятся от неё Perfect ISA soundcard, in theory \ VOGONS
     
    Yuriy_X нравится это.
  7. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.883
    @Mov AX 0xDEAD, я так понял, наряду с CS4231 это один из самых удачных чипов Crystal для ретросистемы именно потому, что хорошая совместимость сочетается с OPL и MPU-401. Я так понял, большинство считает, что у ESS лучше с совместимостью с SB/SB Pro, но интересно было бы услышать о конкретных примерах. Также интересно, как у CS4231/4232 с фильтром низких частот.

    ESS688 в плане универсальности, наверное, проиграет из-за отсутствия MPU-401. Даже те редкие карты, которые содержат чип ES688 в паре с ES968, в PnP режиме неудобны для использования с миди-дочками - официальный микшер не умеет управлять громкостью этого канала (у него нет регулятора AuxB, как у ES1688 и новее), а UNISOUND пока недостаточно развит для корректной работы с такими картами.
     
    Последнее редактирование: 27 мар 2025
  8. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    345
    Врят ли тут есть спецы, которые расскажут разницу в эмуляции между ESS/Yamaha/Opti/AnalogDevices/Crystal
    Глюки ямахи ты в шапке уже описал, а вот остальное...Какой например интегрированный FM в AnalogDevices 1816 или Crystal 4235? А фиг его знает, звучит вроде одинаково...

    Не вижу проблем, MIDI считаем за основной уровень громкости, уровень сэмлов выставляем относительно MIDI, общее усиление крутилкой на усилителе
     
  9. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.883
    Да, карты на чипах OPTi, Crystal и AD для меня пока тёмный лес. Добавляет неразберихи ещё и то, что на них есть как откровенная дешёвка, так и породистые типа Turtle Beach и Terratec. Насчёт AD1816 и CS4235 - мне кажется, более важно, что их FM играет сильно хуже аналогов и лучше их избегать. По крайней мере, так пишут на dosdays.
    У меня только с UNISOUND получилось более-менее её настроить, при этом уровень громкости MPU-401 регулируется вместе с FM.
     
  10. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.883
    Предлагаю добавить на первую страницу.
     

    Вложения:

    Колючий, SanTix и STOCK нравится это.
  11. Victor_K

    Victor_K

    Регистрация:
    16 апр 2025
    Сообщения:
    1
    Добрый день Коллеги!

    Принимайте очередное пополнение в рядах ретрокомпьютерщиков.
    Начав некоторое время назад интересоваться темой ретрокомпьютеров, я со стыдом обнаружил, что будучи студентом и аспирантом (1992-2000) и играя в самые популярные игры тех времен я тогда ничего не знал о волновом синтезе звука в играх.
    В начале, в моих компьютерах (первым был 286), вообще не было звуковой карты, потом в 1997 году, уже в 486-й, я купил какую-то самую дешевую звуковую карту на чипе ESS. Хорошо помню, что тогда DOOM2 "заиграл новыми красками". Так я и просидел с этой картой до очередного апгрейда компьютера, в результате которого перешел на встроенный в материнскую плату звук.

    Теперь вот, решил заполнить этот досадный пробел в своих знаниях. Для этого собрал следующую ретрокомпьютерную конфигурацию:
    Корпус: INWIN L613
    Процессор: Pentium 3-S 1400/512
    Материнская плата: Chaintech CT-6VIA5T
    ОЗУ: 512 Mb PC-133 SDRAM NCP
    Видеокарта: Leadtek WinFast GeForce3 TDH
    Жесткий диск: 8 Gb CompactFlash (через переходник)
    CD-дисковод: IDE DVD-RW NEC
    Звуковая плата 1: Creative Sound Blaster AWE64 Gold CT4390
    Звуковая плата 2: Diamond Monster Sound MX300 c установленной дочерней платой волнового синтеза Yamaha DB50XG
    Колонки: Creative GigaWorks T40
    Программную часть (Windows 98 SE, DOS) пока не устанавливал.

    Планирую заново "переиграть" некоторые свои любимые старые игры. Почти все они относятся к эпохе поздних DOS-игр и ранних Windows-игр. Думаю, что почти все они будут работать в DOS-окне Windows 98 SE.
    Однако, хочется и DOS вспомнить. В связи с этим, хотел-бы выяснить у уважаемого экспертного сообщества следующие моменты:

    1. Дочерняя плата волнового синтеза, установленная на Diamond Monster Sound MX300 не будет доступна из чистого DOS?
    2. Существуют ли в природе PCI-звуковые карты с разъёмом для платы волнового синтеза, в которых дочерняя плата работает в чистом DOS?
    3. Возможно-ли в чистом DOS использовать загружаемые банки инструментов в Creative Sound Blaster AWE64 Gold (например подменой файла synthgm.sbk и использованием DOS32AWE)?
    4. Существует ли в природе ISA-звуковая карта с разъемом для дочерней платы волнового синтеза, без проблем и багов карт Creative, не новодел, эмулирующая SB и SB-pro (качество FM-синтеза для меня не очень важно) и по качеству звукового тракта не уступающая AWE64 Gold? Или только использовать внешний корпус для MIDI с подключением к AWE64 Gold?

    Буду очень признателен за помощь!
     
    Revolter, Uka, Yuriy_X и ещё 1-му нравится это.
  12. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.883
    У этой карты вроде бы есть драйвера для DOS. Посмотрите здесь.
    Да, например, на чипах ESS Solo, Vortex. Кроме этого, существует переходник с разъёмом WT, который вставляется снаружи корпуса в gameport (соответственно, через него передаются сигналы MPU-401). Но это вариант не для DB50XG.
    Нет, synthgm.sbk использует только сэмплы, содержащиеся во встроенной памяти.
    Карты от Terratec в основном очень хороши, но я не уверен, что каждая из них прямо по качеству звукового тракта не уступит AWE64 Gold. Как вариант, Terratec Profimedia Maestro 16, 16/96, 32/96. Ещё есть Terratec Profimedia Gold 16/96 на базе ES1868, но конкретно мой экземпляр всё же чуть более шумный, чем хорошая AWE64 (и это даже не Gold, а CT4380).

    Если в AWE64 вас напрягают только тормоза при использовании MPU-401, то можно применить в этой системе HardMPU - маленькую платку с разъёмом WT, куда можно подключить MIDI-дочку. Звук с её выхода можно коротким кабелем перенаправить на вход AWE64. Но этот вариант подойдёт для материнки, у которой не меньше двух разъёмов ISA (на вашу не смотрел). Кроме того, DB50XG на новодельную HardMPU не встанет, они больше рассчитаны на маленькие карты на чипах типа SAM2695 и т. п.
     
    Последнее редактирование: 18 апр 2025
    SanTix нравится это.
  13. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    655
    @Yuriy_X, Все AWE64 избавлены от проблемы зависания нот.
     
  14. SanTix

    SanTix

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    1.421
    @Yuriy_X, на дочках ведь стандартная гребёнка с шагом 2.54 мм - если куда не влазит физически, можно шлейфик сварганить нужной длины и прикрутить куда удобно «пригнездить» крупную дочку.
     
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.883
    Оговорился, имел в виду баг, который называют MPU-401 slow-down/pauses, характерный для любых ISA карт Creative с поддержкой MPU-401. Он проявляется в Duke Nukem 3D, если начать новую игру или сменить уровень, и лечится только снижением качества звука до безобразно низкого.
    --- добавлено 17 апр 2025, предыдущее сообщение размещено: 17 апр 2025 ---
    @SanTix, новодельная HardMPU вряд ли потянет DB50XG по питанию.
     
    Последнее редактирование: 17 апр 2025
  16. SanTix

    SanTix

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    1.421
    @Yuriy_X, нужно смотреть, что там питание может ограничивать. Обычно на ИСА звуковухах оно просто с шины берётся. Но, в любом случае, это легко решаемо.
     
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.883
    @SanTix, к примеру, у меня на picoGUS 2.0 в роли HardMPU 12-вольтовая миди-дочка Yucatan FX работает нормально, а DB50XG захлёбывается на низких. На другой плате HardMPU у меня нормально работают 5-вольтовые дочки (Dreamblaster S2 и X2GS, WavetablePi), а Yucatan FX только создаёт фоновый шум. Возможно, многие легко решат этот вопрос, но я понятия не имею, как это побороть и просто использую 12-вольтовые карточки с полноценными ISA звуковухами.
     
  18. SanTix

    SanTix

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    1.421
    @Yuriy_X, У меня нет схемы HardMPU, а так можно было бы посмотреть, как там 12в разведены. Да и дочек с 12в питанием тоже нет, а так можно было бы просто запитать 12в линию дочки отдельно от лабораторного БП и было бы понятно в этом дело или нет и сколько она вообще от 12в потребляет. От этого и плясать.

    Посмотрел, что этот Юкатан - свежая платка. Какого Икса там какие-то нюансы с питанием - непонятно.
     
    Последнее редактирование: 19 апр 2025
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.883
    @SanTix, к сожалению, я не дружу ни с паяльником, ни с измерительным оборудованием, поэтому для меня это трудно. Yucatan FX - клон/ремейк Turtle Beach Cancun FX, которая в 1998 году поставлялась в комплекте с Montego II Home Studio, и одновременно MIDI-дочки на 4Мб, которая шла с Diamond Monster Sound MX300. У меня их нет, но по идее Yucatan FX это аналог на том же SAM9708 и тех же компонентах.
     
    Последнее редактирование: 19 апр 2025
  20. SanTix

    SanTix

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    1.421
    @Yuriy_X, на мой взгляд «тяжело в деревне без обреза», в смысле в возне с ретро-железом совсем без паяльника. Ничего сложного нет, обжечься паяльником сложнее, чем пораниться нарезая сало :) Не обязательно дорогую хорошую паяльную станцию. Я бы мог купить, но считаю, что это просто излишним для себя. Свой текущий паяльник купил за 290 рублей в фикспрайсе, поменял провод на тканевый для утюгов и единственное, что температура сбивается пальцем, но на 200 градусов, что в чём-то и не плохо. Жала - 900й серии для керамических нагревателей. Подставка подошла от прошлого паяльника подороже, который за почти четверть века у меня обветшал и нуждается в легком ремонте, да и провод задубел. Починю, как руки дойдут.

    Могу в личке поделиться опытом, как легко и без всяких проблем и лишних трат освоить это не сложное дело. В сети советов много, нередко откровенно вредными, а часть больше рассчитана на более серьёзную пайку, чем может понадобиться обычному любителю ретро. Паять полезно даже без особых знаний и приборов, хотя бы для простого ремонта и изготовления всяких шнуров/кабелей. Всегда пригодится, банально пропаянное не чудит с контактами и не искрит/горит, когда не нужно.
     
    Yuriy_X нравится это.
  21. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    7.307
    @Yuriy_X, хоть и редко, но некоторым дочкам старым бывает нужно наличие отрицательного напряжения -12 В. Насколько знаю, DB50XG среди таких. Ни оригинальный проект HardMPU, ни PicoGUS не подводят к разъёму WT не только отрицательное напряжение, но и +12 В, если верить опубликованным разработчиками схемам.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление