1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,6%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,5%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    38,9%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    47,2%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,2%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,6%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,6%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,6%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    6,9%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,6%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,3%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,3%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    43,2%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    6,9%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    msdos9, Octohum, thinbody и 20 другим нравится это.
  2. SanTix

    SanTix

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    1.421
    @TheMadLynx, можно ведь и самому кинуть проводками, если ламельки на разъёме присутствуют (можно приклеить БФ-ом или эпоксидкой). В нативных старых системах все нужные напряжения на шине должны присутствовать. Во всяком случае, если дочка заводится нормально на этой системе в составе звуковухи, то и на HardMPU завести можно. Не проблема, вообщем-то и при отсутствии нужных напруг, но это уже чуть сложнее, хотя у китайцев сейчас полно любых готовых преобразователей. То ли дело когда их не было и собирался автогенератор на насыщающемся трансформаторе или двухтрансформаторная схема (первый чисто генератор на насыщающемся, второй силовой на не насыщающемся, чтобы был КПД повыше). И сейчас, в принципе так можно: при использовании мосфетов с материнки или видюхи получается около 100 Вт, а то и больше с весьма пристойным КПД на колечке или чашке («горшке») подходящего размера.
     
    TheMadLynx нравится это.
  3. s11

    s11

    Регистрация:
    18 дек 2008
    Сообщения:
    384
    С нуля начать паять электронику очень непросто - нужна практика на нерабочих ненужных образцах, прежде чем лезть к редким платам - поотрывать дорожки и насажать КЗ проще простого.
     
  4. SanTix

    SanTix

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    1.421
    Тут речь идёт об очень простых пайках. КЗ устроить просто подпаяв питание туда где его не было (свободный пин) - не простая задача. Так не только паять опасно, но и вообще электричеством пользоваться из розетки, а не от маломощных батареек опасно. Страх людей перед паяльником для меня совершенно необъясним. Это же не лаповые схемы передатчиков с нескольким кВ на аноде где действительно новичкам делать нечего. КЗ по питанию, так-то, считается хорошим тоном проверять перед включением, благо по кондёрам это делается легко и просто даже, в общем случае, без поиска линий на шинном разъёме. Хорошо помогает от внезапных "пиротехнических эффектов". Включать многие платы без наличия некоторых напряжений опаснее, т.к. в некоторых микрах 12в, например, может давать смешение на подложку чипов и без этого питания микросхемы "вылетают" за секунды. Пример - наша ВГ93 и её прототип.

    ЗЫ: Основная причина отрыва дорог вовсе не пайка, а жёсткие выводы радиодеталей и проводов для пайка, которые потом чисто механически отрывают дороги. Если речь, конечно не о гетинаксовых платах из бытовой электроники СССР 60-80х годов, где дорожки отрывались нередко и без пайки, а с пайкой так отрывались практически всегда.
     
    Колючий нравится это.
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.883
    @TheMadLynx, тем не менее DB50XG на picoGUS 2.0 заиграла.
    --- добавлено 19 апр 2025, предыдущее сообщение размещено: 19 апр 2025 ---
    @SanTix, спасибо за напутствие, но в ближайшее время на это точно не решусь. Меня в ретрокомпьютерной теме интересуют конкретные вещи, самостоятельный ремонт железа сюда не входит. А соединять проводочки я уже приноровился через скрутки с термоусадками, вроде работают. С более сложными задачами обращаюсь к мастерам. Кроме этого, зрение уже не такое, как хотелось бы. Стараюсь не напрягать глаза без явной необходимости.
     
    SanTix нравится это.
  6. SanTix

    SanTix

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    1.421
    Уж не помню, сколько мне было лет (во втором классе я уже паял простые схемы), когда кто-то из взрослых слегка подколол меня и ошарашил тем, что в удивлённой манере поинтересовался: зачем я так парюсь с накруткой проводков во всяких скрутках, когда проще, быстрее и надёжнее припаять. На моё возражение, что пайка же это типа неразборно, а тут времянка, он усмехнулся и сказал, что пайка - самое удобное и разборное соединение: ткнул жалом и убирай проводок или подключай новый. Просто не нужно всё намертво скручивать перед пайкой. Как же он был прав! Я теперь вообще ничего не кручу. Даже сетевые вилки к проводу припаиваю, а не прикручиваю винтами (при замене повреждённых вилок или замене всяких "американок" на отечественные - европейки). Когда нужно где-то быстро подпаять, порой в неудобном месте, у меня есть импульсный паяльник "момент" - как пистолет, нажал на кнопку и жало-дужка через 5 секунд готово к пайке и есть лампочка для подсветки - можно паять в темноте. Крайне удобно для всяких проводочков. К слову к термоусадкам слегка "охладел": бывает пропарывается об острые углы или потом протирается, не особо-то стойкие термически и механически, особенно при нагреве. Использую, тем более у меня их много диаметром до нескольких сантиметров, но это у меня не основной тип изоляции. Но усадки очень удобны, когда не подступиться, чтобы использовать другую изоляцию. Однажды надставил провода к люстре отломанные внутри "стакана" потолочной розетки буквально на полтора сантиметра торчащие из бетона. Естественно удлиняющие провода припаял, иначе было никак, т.к. пальцы было не засунуть. Подсвечивал фонариком снизу... Заизолировал двумя или тремя усадками каждый вывод. Если бы не припаял, пришлось бы затеять серьёзный ремонт, а то и соседа потревожить. Правда паял минут сорок, пока приноровился и изматерился весь, слегка залил припоем пол. Но результат того стоил - работает до сих пор, уже более 15 лет.
     
    unp и Yuriy_X нравится это.
  7. Kuku-Ruka

    Kuku-Ruka

    Регистрация:
    9 окт 2019
    Сообщения:
    39
    Народ можно как то сконфигурировать ГАМЕПОРТ на АВЕ64 через файл CTPNP.CFG? По умолчанию система ДОС 7.1 видит мой пад 8 кнопочный как два двухкнопочных.
    В файле такие строки есть
    [GAMEPORT]
    Disable=0
    Csn=1
    CardId=CTL00e4
    Serial=1a7cb56a
    LogDev=1
    Port0=200

    Но не понятно как он подцепляется, при загрузке системы или как то отдельно. Или вообще ни как. 7.1 CTCU не запускает, запускал через 6.22 с дискеты для настройки ГАМЕПОРТ.
     
    Последнее редактирование: 4 май 2025
  8. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    7.010
    А он разве как-то конфигурируется вне винды?
    В DOS это по умолчанию два двухкнопочных пада. Что-то большее обычно должны уметь сами игры.
     
  9. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    130
    Turtle Beach Malibu

    Crystal CS4237B + синтезатор Kurzweil MA-1.

    SB Pro, OPL, General MIDI.

    TB Malibu.jpg

    TB Malibu Win98.png


    Как единственная универсальная звуковая карта в DOS сборке - отличный вариант.

    Midi семплы качественные, бОльший упор на классические инструменты.

    Малошумящая.

    SPDIF выход в DOS работает.

    При инициализации в DOS нужно обязательно отключать процессор 3D эффектов, это радикально уменьшает уровень шумов.
     
    Vlad_99, Колючий, TheMadLynx и 2 другим нравится это.
  10. MAZterXP

    MAZterXP

    Хелпер

    Регистрация:
    4 ноя 2018
    Сообщения:
    1.623
    На выходных повезло, заказанная с Японии док станция к субноутбуку Sanyo Winkey MBC-G2F подошла, подрубил миди проигрыватель и теперь наслаждаюсь музыкой в DOS играх. Winkey купленный 5 лет назад сам по себе редкий и случайно найти к нему док станцию, да ещё и с midi портом - большая удача, шансы мизерные. Несмотря на то, что она предназначена для более ранней модели MBC-G1F - всё работает. Можно пустить звук обратно в ноут через line-in, либо использовать плеер как микшер, выводя далее на колонки. Плеер легко работает на 4-х полузаряженных пальчиковых батарейках, что существенно облегчает подключение.

    16aba37.jpg

    m97993094718_1.jpg

    m57681880210_1.jpg
    --- добавлено 23 июн 2025, предыдущее сообщение размещено: 23 июн 2025 ---
    Заставил таки pcmcia карту PCJOY2 работать с PC и выводить MIDI с переменным успехом.

    PCJOY по-умолчанию предназначен для PC-98, в связи с этим легко запутаться в драйверах для Windows 98 и поставить несовместимый, где порты для MIDI будут принудительно E0D0-E0D2 вместо 0330-0331, правильный конфиг для портов есть в папке WIN98/DOSV/ETC/PCJOY2.INF:

    Теперь MIDI работает в DOOM2, но по какой-то причине я не могу заставить его работать в Duke Nukem 3D, он всегда пишет что-то вроде "не удалось обнаружить MPU-401".
     
    Последнее редактирование: 23 июн 2025
    Sirruf нравится это.
  11. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    130
    Gravis Ultrasound ACE

    Тесты в RMAA

    001_GUS_ACE.png

    Финальная эссенция Гуся, чистый GF1, без ненужных кодека и микшера.

    Ревизия 1.0

    Версия с ЦАПом NEC UPD6379 и ОУ LM833 на выходе. Все элементы аналоговой части проверены, исправны.

    Карта имеет линейный выход (собственно выход ЦАПа GF1), и линейный вход, для возможности соединения двух звуковых карт цепочкой.

    Сначала результаты тестов, выводы в конце.

    Тест линейного выхода GUS ACE:

    002_GUS_ACE.png



    Тест непосредственно выхода ЦАПа (без выходного ОУ и аналоговой обвязки):

    003_GUS_ACE_DAC-out.png



    Тест линейный вход -> линейный выход (тест аналоговой части карты в отсутствии сигнала с GF1):

    004_GUS_ACE_In-Out.png


    Выводы

    В целом, результаты тестов ACE схожи с результатами того же GUS MAX. Но есть пара интересных особенностей.

    Во-первых, на линейном выходе карты, уровень шума правого и левого канала заметно отличается:

    005_noise_floor.png

    Шумовая полка правого канала на высоких частотах выше шумовой полки левого почти на 20 дБ, из-за чего общий уровень шума измеряется в районе 80 дБ (т.е. как у субъективно гораздо более шумного GUS MAX).

    Если снимать сигнал непосредственно с выхода ЦАПа, то никаких помех в правом канале нет, а общий уровень шума падает до -84 дБ.

    Источник проблемы найти не смог, причина не в ЦАПе и не в элементах аналоговой части, поскольку ЦАП и выходные аналоговые цепи протестированы отдельно и работают отлично.

    Возможно, причина в разводке, дорожка правого канала длинная и проходит рядом с цепями питания цифровой части, из-за чего может ловить наводки с шины или от работы ЦАПа.

    В любом случае, помехи появляются только при воспроизведении звука, поэтому на слух неощутимы, а фоновый шум в простое у карты очень низок.


    Вторым
    неожиданным неприятным моментом стали результаты измерения АЧХ сигнала, снятого непосредственно с выхода ЦАПа, минуя ОУ и выходные аналоговые цепи карты.

    При измерениях предыдущих гусей на GF1 - Classic и MAX разных версий, всегда получалась АЧХ характерной формы, с заваленными верхними частотами.

    Я предполагал, что подобный срез высоких частот - результат вынужденной фильтрации в аналоговой части карт, а сам чип GF1 не имеет цифрового фильтра.

    Для сравнения, АЧХ с выхода ЦАПа GUS ACE и АЧХ GUS MAX 1.8:

    006_FR_ACE_MAX.png


    Теперь же приходится признать, что такая АЧХ получается уже в цифровом виде на выходе GF1, и является особенностью чипа.

    Можно вспомнить аналогично "зарезанные" из-за вычислительных ограничений высокие частоты у EMU8000.


    Кстати, результаты тестов тракта линейный вход -> линейный выход хорошие, и карту вполне можно использовать как "проходную", для включения цепочкой со второй звуковой картой.

    Итого, несмотря на все особенности, ACE получается лучшим чистым гусём на GF1, фоновый шум карты очень низкий, а большинство остальных параметров ограничиваются самим чипом GF1, а не обвязкой.
     
    Последнее редактирование: 24 июн 2025
    TheMadLynx, -Mikle-, Колючий и 2 другим нравится это.
  12. s11

    s11

    Регистрация:
    18 дек 2008
    Сообщения:
    384
    Прочитал в этой статье DOS Days - Sound Blaster 32/AWE32/AWE64 интересный абзац, о том что в картах SB 32/AWE32 в случае распайки FM CQM чипа - его сигнал можно пропускать и обрабатывать последством EMU 8000 , накладывая различные доп эффекты.
    Причем указано что с FM чипом от ямаха оно не работает,а только с креативовским аналогом.
    Ктонибуть применял это на практике ?? Насколько преображается звук ? И как это активировать ?

    Цитата:
    -------
    S/PDIF выводит выход синтезатора EMU-8000. Он смешивается с синтезом FM, если используется чип CT-1747 или CT-1978 (Creative CQM - см. ниже), но не дискретный чип YMF-262 или YMF-289. MIDI-аудиовыход с разъема Waveblaster и звук CD Audio **не** выводятся через S/PDIF на любых моделях. 16-битный оцифрованный звук Sound Blaster также будет выводиться на картах AWE64 Gold, но эта функция может работать только в Windows 95 или выше.
    Все модели PnP AWE32 и Sound Blaster 32 имеют либо синтез Creative Quadrature Modulaton (CQM), либо синтез Yamaha FM. На платах с CQM будет микросхема CT-1978. CQM, как правило, не вызывает возражений у нетренированного уха, но часто звучит резче и металличнее, но немного четче по сравнению с микросхемой Yamaha FM. Большинство плат имеют шелкографию для Yamaha YMF-278 и ее ЦАП (очень маленькие микросхемы). Платы с микросхемами CQM встречаются гораздо чаще. Однако если вы найдете плату с чипом Yamaha, учтите, что вы не сможете запустить выход чипа через процессор эффектов EMU-8000.
     
    Последнее редактирование: 27 июн 2025
  13. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    130
    Это уже обсуждали ранее.
    На всех AWE32/SB32 с CQM или интегрированным OPL, канал FM всегда проходит через процессор EMU8000. Соответственно, к FM применяются эффекты (реверберация и хорус) и эквалайзер (настройки тембров) EMU.
    То, что выбирается в AWE Control Panel в Win98 или через aweutil в DOS.
    Причём по-умолчанию там стоят настройки с сильно задранными высокими частотами. В Win98 это можно отключить, а в DOS - нет ;)
     
    Yuriy_X, s11 и Колючий нравится это.
  14. tgw lead

    tgw lead

    Регистрация:
    16 май 2008
    Сообщения:
    355
    Итак, всё же возникла проблема с ESS и совместимостью, про которую я писал ранее. Грешу, конечно, скорее на материнку, т.к. на остальных карта полностью работает без глюков. Решил замутить сборку с конкретным железом на базе Pentium II AT (эдакий "середнячок", мейнстрим-PC 1998 г.), звуковухой выступит как раз ESS1869, выпущенная в аккурат под концепцию (несмотря на любовь больше к продукции Creative).
    Дано: Материнка A-Trend ATC-6130, три карты на базе ES1868, та самая желаемая 1869 на фото посередине, две со встроенным IDE, одна без. Windows 95 OSR2.
    atc6130.jpg esses.jpg
    Менялись конденсаторы и проводилась профессиональная промывка на работе (от флюсов, в т.ч. штатного с завода), после чего появилась стабильность в работе Windows (до "рекаппинга" сыпала ошибками и могла даже не загрузить винду, либо выдать вылет Explorer.exe при старте!) В общем, с картами ESS у данной материнки есть проблемы. На других матерях карта работает исправно без каких-либо танцев с бубном, здесь же постоянные проблемы с IRQ и DMA. У карт с IDE нет джампера IDEDIS (как на старых картах, включая не-PnP-бластеры), как итог, при установке драйверов и при последующих стартах Windows появляются характерные БСОДы. Я так понял, IDE карты конфликтует с IDE на материнке. Обновлённые драйвера Intel тоже устанавливал, погоды не делает.
    bsod1.jpg bsod2.jpg bsod3.jpg
    Даже пробовал менять конфигурацию IRQ/DMA Legacy ISA в БИОСе, тоже эффекта не дало.
    biosconfig.jpg
    При установке карты без IDE БСОДов нет, звук работает, но только в Windows. DOS-приложения (в данном случае, игры, банально Doom, Duke Nukem 3D) либо тишина, либо жалобы на порт/IRQ/DMA. Менял вручную средствами Windows 95, выставлял аналогичные в играх (обычно это помогает) - всё равно либо пишет ошибки, либо не даёт звук. Повторюсь, на других платах данной проблемы нет, притом без запинок и танцев с бубном. Даже ESFM не везде даёт музыку.
    irq_dma_95.jpg
    При этом Sound Blaster 16 (не-PnP, CT2290) подхватил стандартные 220/5/1/5 без проблем, а Vibra16XV PnP (CT4170) после небольшого колдовства всё же заработала, как в Windows, так и в DOS-приложениях.
    Казалось бы, ставь CT4170 и забудь о проблеме, но так теряется смысл в данной сборке.
    При этом вычитал на Полигоне, у кого-то эта же связка (мать+карта) имеется, значит, косяк именно в моей плате. Неужто стоит пробовать перешивать БИОС или искать другую плату?...
    00001.jpg



    PS:
    Ок =) helmet.jpg
     
    Последнее редактирование: 3 июл 2025
  15. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.790
    Третий IDE может сводить с ума даже 98 винду.
     
  16. TBAPb MIA

    TBAPb

    Legacy

    Регистрация:
    26 сен 2005
    Сообщения:
    2.073
    @tgw lead,
    Варианты:
    а) выкинуть обрезки, найти нормальную non-PnP карту, либо PnP/non-PnP
    б) посмотреть даташит на чип, замкнуть нужные ноги
    в) если у верхней на фото - EEPROM, то попробовать сконфигурить ESSCFG
    г) отрубить второй IDE в биосе м/попробовать
     
  17. s11

    s11

    Регистрация:
    18 дек 2008
    Сообщения:
    384
    А на практике ктото сталкивался - по совместимости ранних креативовских SB 1 , 2 , PRO , PRO 2 - с материнками на 370 и 462 сокетах проблемы имеюся ?
    А то говорят на этих звуковых картах нет нужного кварца, эти кварцы в то время паялись непосредсвенно на материнки своего временного периода , а вот на 370 и 462 бордах вроде как уже отсутствуют.

    Глядя на фото карт серии SB 16 - на всех уже действительно по 2 кварца( что как бы говорит что озаботились по совместимости) и все они работают на 370/462,а вот на предыдущих линейкахй SB 1 , 2 , PRO , PRO 2 по одному.
     
    Последнее редактирование: 4 июл 2025
  18. tgw lead

    tgw lead

    Регистрация:
    16 май 2008
    Сообщения:
    355
    Было бы неплохо, но попсовость как раз в концепции - ключевой момент. Иначе опять же поставил бы бластер.

    С точки зрения радиолюбителя хороший совет, но хотелось бы сделать вид, будто сборка произведена в своё время без вмешательств.

    Ух ты, а я думал, зачем он нужен, или вообще стабилизатор дополнительный. Потом, думаю, поколдую, самому аж интересно стало.

    И получается, сидюк подключать уже к звуковухе, как в каком-нибудь 486?

    Вообще, заметил, не всегда корректно стартует 95 винда. Сейчас запустил "как есть" с СТ4170 - с первого раза не запустилась, зависла намертво на моргающем курсоре перед появлением рабстола. Кажется, однозначно мать под замену, но ещё поэкспериментирую с разными ОС, играми, задачами, дабы делать окончательные выводы о её исправности.
     
  19. TBAPb MIA

    TBAPb

    Legacy

    Регистрация:
    26 сен 2005
    Сообщения:
    2.073
    Если хардов > 2, то да. Собсно особо разницы то и не будет.
     
  20. tgw lead

    tgw lead

    Регистрация:
    16 май 2008
    Сообщения:
    355
    Итак, переустановил Windows 95, проверял ESS в другой системе, в которой карта исправно работала и работает снова. БСОДы, показанные выше, ушли. Вернул всё, как было в ATC-6130. Звук приветствия винды проигрался без заиканий. Проверил DOSовское, пока начиная с DSS, проставив назначенные виндой 240/10/0/3. Карта определилась. Проиграло 4 секунды песни и заткнулось. Вышел из DSS, в трее значок "звук выключен". Включаю через микшер - всё намертво зависло, включая курсор мыши. Такое уже было перед рекаппингом и отмывкой. Как итог - баг конкретной материнки, досадно...
    Походу придётся таки собирать другой пентиум 2 (искать мать), а этот оставить с Vibra16S/C/XV... Или как вариант перешить БИОС, но походу нужен программатор (я нашёл только в виде файлов .bin)
     
    Последнее редактирование: 11 июл 2025
  21. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.790
    Не нужен, это стандартный формат для флешера с вероятностью 99%
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление