1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,6%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,5%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    38,9%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    47,2%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,2%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,6%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,6%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,6%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    6,9%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,6%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,3%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,3%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    43,2%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    6,9%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    msdos9, Octohum, thinbody и 20 другим нравится это.
  2. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.883
    OPTi советую обходить стороной, только если это не какой-нибудь туртльбич со своими дровами. Если нужно качество звука выше, чем у ESS, обратите внимание на Yamaha 718 и 719 (PnP). У них чуть хуже с совместимостью, чем у ESS, но основная масса популярных игр работает нормально. Также мне нравятся Aztech на чипах AZT2316 (3-е поколение, бывают PnP и без PnP) и AZT2320 (только PnP), с ними тоже проблем немного.
     
    Колючий и msdos9 нравится это.
  3. msdos9

    msdos9

    Регистрация:
    30 апр 2025
    Сообщения:
    11
    Спасибо за развернутый ответ. Собираю для себя ретро компы разных поколений. ES688 и AWE64 у меня уже есть, хотел попробовать еще что-нибудь, ну и для коллекции тоже
     
  4. msdos9

    msdos9

    Регистрация:
    30 апр 2025
    Сообщения:
    11
    @Yuriy_X, а Вы можете определить модель чипа на этой карте: es688 или es1688?

    [​IMG]
     
  5. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    3.146
    @msdos9, в паре с ES688 должна присутствовать микросхема с FM под wavetable-гребёнкой, которая интегрирована в случае с ES1688. Поскольку здесь её нет - перед нами почти наверняка ES1688.
     
    MAN-biker, msdos9 и Yuriy_X нравится это.
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.883
    MAN-biker и msdos9 нравится это.
  7. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.883
    Снова тестирую Aztech AZT-2320 в составе системы на базе VIA694X и P3 1000@500 МГц. В этом конфиге она пока отлично себя ведёт без инициализации (только SET BLASTER=A220 I5 D1 P330 T4), работает и SB Pro, и FM, и GM. Считаю, что это одно из главных преимуществ самого позднего Ацтека. Всё идеально в Doom, Duke 3D, RoTT, Mortal Kombat (без пропадающих реплик Шанг Тсунга и искажённых звуков) и Duke Nukem 2. В Prince of Persia 1.3 поведение аналогично SB16/AWE - звуковые эффекты воспроизводятся через FM-синтез.

    Надеюсь на этот раз решить "загадку дыры" - научиться всё же настраивать ресурсы AZT-2320 в чистом DOS. Напомню, по умолчанию она занимает ресурсы 220/5/1/330, и это никак не изменить. Если прописать, например, SET BLASTER=A220 I7 D1 P330 T4 и запустить после этого UNISOUND, то он напишет, что карта успешно инициализирована с использованием ресурсов 220/7/1/330, но звук воспроизводиться не будет (будет сообщение об ошибке).
     
    Последнее редактирование: 5 ноя 2025
  8. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.789
    GM через дочку, или у вашей карточки свой Wavetable синтез есть?
     
  9. msdos9

    msdos9

    Регистрация:
    30 апр 2025
    Сообщения:
    11
    А есть ли большая разница в звучании 688 и 1688 ?
     
  10. SanTix

    SanTix

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    1.421
    @msdos9, одинаковые, вроде. Есть и то и это. Но у 688 MPU-401 только через резидент, что-то там не до конца совместимо, ЕМНИП. Если без него, то и та и другая ФМ и SB pro.
     
    msdos9 нравится это.
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.883
    Через дочку DB50XG.
    --- добавлено 5 ноя 2025, предыдущее сообщение размещено: 5 ноя 2025 ---
    Есть речь про PCM (эффекты, воспроизводимые в режиме SB/SBPro), то её особо нет. У ES688 главные плюсы: честный ямаховский OPL3 или прямой (неотличимый) клон, не нужна инициализация, ресурсы задаются перемычками, по умолчанию включается самая каноничная конфигурация 220/7/1/330. Минус - MPU-401 работает только через грабли и то не везде и не всегда. Карты на базе ES1688 инициализируются фирменной утилитой ESSCFG или, по желанию, через UNISOUND, у них есть аппаратная поддержка MPU-401 (UART), вместо OPL3 использован встроенный в чип FM-синтезатор (ESFM). Имел в виду только nonPnP-версии карт (Edison Gold-16 и т. п.).
    --- добавлено 5 ноя 2025 ---
    На вогонсах нарыл информацию, что IRQ=5 не работает ни на каких картах с чипом AZT-2320, в т. ч. с использованием фирменного ПО. Стало быть, нет особых причин связываться с интеловским PnP конфигуратором (или как его там), потому что этот путь настройки AZT-2320 весьма сложен и тернист.
     
    msdos9 нравится это.
  12. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.883
    Таки и не удалось запустить фирменный инициализатор на Aztech AZT-2320 (MMSN853). По рекомендации в статье на dosdays, в config.sys загрузил драйвер DWCFGMG.SYS (Intel PnP configuration manager), который при запуске выводит сообщение об успешной инициализации. Затем попытался запустить DIAGNOSE.EXE, но, увы, безуспешно. Из всего ПО, которое мне удалось найти для AZT-2320, выделю три полезные программы (прикладываю к этому сообщению):
    • MIX.EXE - графический микшер;
    • VOLSET.EXE - микшер с командной строкой;
    • S3D.EXE - включатель/выключатель 3D Audio (по умолчанию выключено).
    Как писал выше, по умолчанию карта занимает ресурсы 220/5/1/330 (если они свободны), их целесообразно сразу прописать в переменной BLASTER. Микшером VOLSET.EXE можно отрегулировать громкость, большего от карты и не требуется. Также пробовал инициализировать с помощью UNISOUND - результат на первый взгляд такой же, но мне показалось, что некоторые звуки в некоторых играх воспроизводятся иначе.

    Интересно, что AZT-2320 идеальна в старой версии Mortal Kombat (со встроенным SETUP), в то время как с AZT-2316 были глюки - то ли звук хуже, то ли что-то выпадало. Уровень громкости с линейного выхода при прочих равных у моей AZT-2320 ниже, чем у ESS, при этом шума явно меньше.

    Небольшое неудобство было с установкой DB50XG - с ней совпало только одно крепление (ниже разъёма), а два крайних на дочке выходили за пределы основной карты. Чтобы DB50XG не перекашивало, вставил в одно из неиспользуемых отверстий на Aztech пластиковую стойку с защелкой для крепления материнок, с ней всё стало ровно, надёжно и красиво.

    В общем и целом карточка нравится, пока побудет в конфиге с P3 в паре с Audigy для чистого доса. Критику в её адрес на vogons и dosdays считаю необоснованной. Главный минус AZT-2320 вижу только в отсутствии вменяемого конфигуратора, без которого карте трудно назначить ресурсы, отличные от 220/5/1/330.
     

    Вложения:

    • azt2320.zip
      Размер файла:
      43,7 КБ
      Просмотров:
      11
    Последнее редактирование: 6 ноя 2025
    TheMadLynx, Sirruf и Gamerun нравится это.
  13. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    7.307
    Если PnP у карты не фикция, а функция, то должны работать стандартные интеловские утилиты общего назначения, которые умеют конфигурировать абсолютно все PnP устройства. В теории. На практике я проверял только на CT4180 - работало отлично.
     
  14. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.883
    @TheMadLynx, если речь про интеловский Plug and Play Configuration Manager (Intel Configuration Utility), то мне ничего не удалось запустить даже после прописывания драйвера DWCFGMG.SYS в CONFIG.SYS. Ставить эту дрянь на действующую Windows 98SE не хочу (ещё запорет мне систему древним ПО для Windows 3.x и придётся тратить время на переустановку), но попробовал её запустить под Windows 3.11 через DOSBox - устанавливается, в программах появляется ICU. Теперь сомневаюсь, можно ли эту программу вообще запустить под чистым досом.

    Попробовал установить Intel Configuration Utility.ver.1.43.English.zip с old-dos - установщик прописывает DWCFGMG.SYS в CONFIG.SYS, после чего ICU.EXE запускается. Но там ресурсы, используемые картой, просто отображаются (то есть их нельзя менять).
     
    Последнее редактирование: 6 ноя 2025
  15. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    7.307
    Нет, это явно не то. Утилита, которую я запускал, работала строго в чистом ДОСе и ничего ни в какие конфиг-автоэкзек не прописывала. Буду дома - пороюсь в архиве и посмотрю точное название. А в винде 9х вообще нет потребности в подобных утилитах: там все ресурсы отлично настраиваются и распределяются через диспетчер устройств.
     
  16. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.883
    @TheMadLynx, из моего прошлого поста самый важный последний абзац - это, я так понял, и есть то самое управление PnP.
     
  17. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    7.307
    @Yuriy_X, просто есть с теми же номерами версий WICU - они для винды, а для доса нужен ICU. Но глядя на упомянутый абзац, а также на производителя чипсета матери, думаю, я ошибся на счёт полезности ICU в этом случае (цитата из ридми):

    Код:
    - In the absence of the Intel Plug and Play BIOS extensions, Plug
      and Play boot devices are not reconfigured by the Configuration
      Manager.
    
     
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.883
    @TheMadLynx, то есть это должно работать только с материнками на интеловских чипсетах?
     
  19. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    7.307
    Строго говоря, нет. Должно работать на тех, кто согласился под их стандарты биос доработать.

    А что, кстати, показывает Configuration Manager (CM)? Это вторая утилита из того же пакета и у неё власть, по идее, не только на ISA распространяется, как у ICU.
     
  20. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    345
    HWSET.EXE
    Aztech 2320 DOS Driver/Mixer? \ VOGONS
    --- добавлено 6 ноя 2025, предыдущее сообщение размещено: 6 ноя 2025 ---
    **** Sound Card Hardware Address Setting ****
    /SBA:X Set Sound Blaster Port Address (X = 220*, 240)
    /MPUA:X Set MPU401 Port Address (X = 300, 330*)
    /MSSA:X Set MSS Port Address (X = 530*, 604, E80, F40)

    **** MITSUMI/SONY DMA Channel Setting ****
    /CDDMA:X Set Mitsumi/Sony DMA Channel (X = 0, 3, D -- Disable*)

    **** Sound Card Interrupt Setting ****
    /SBIRQ:X Set Sound Blaster Interrupt (X = 2, 3, 5*, 7)
    /MPUIRQ:X Set MPU401 Interrupt (X = 2*, 3, 5, 7)
    /CDIRQ:X Set CD-ROM Interrupt (X = 11, 12, 15, N -- None*)
     
    TheMadLynx нравится это.
  21. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    7.307
    Исходя из истории вопроса, данная утилита от Waverider желаемого эффекта не возымела.
    --- добавлено 6 ноя 2025, предыдущее сообщение размещено: 6 ноя 2025 ---
    Речь же именно про HWSET, верно?
     
    Yuriy_X нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление