1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Да, и ещё вдогонку. Не забываем проводить эксперименты на чистой системе (ничего кроме himem.sys не грузим).

    Вкладываю ещё ICU 1.43. Файлы распаковать !!в корень системного диска!! и в конфиг.сис внести такую строчку:

    DEVICE=\ICU\DWCFGMG.SYS

    и перезагрузиться.


    З.Ы. А ещё существует фирменный creative'овский PNP Kit, его тоже можно попробовать.
     

    Вложения:

    • icu143.zip
      Размер файла:
      683,4 КБ
      Просмотров:
      94
    LANRUS и easy_john нравится это.
  4. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    В свое время пользовался CTCU для конфигурирования pnp карт (не SB), в т.ч. на не pnp материнке - все отлично конфигурировалось и работало.
     
    Goblinit нравится это.
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Сейчас попробую. А что это за странный путь такой?

    Наверное, всё-таки DEVICE=C:\ICU\DWCFGMG.SYS ??? Или в конфиге действует правило, что \path то же самое, что и c:\path ?
     
  6. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Да, действует правило текущей директории :)
     
  7. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Текущего диска.
    Вообще, хорошо бы знать и понимать пути dos (они и сейчас так же работают, что в win, что в lin).
    \icu\dwcfgmgs.sys равняется c:\icu\dwcfgmgs.sys, если текущий диск c:
    даже можно icu\dwcfgmgs.sys которое так же равняется c:\icu\dwcfgmgs.sys если текущий диск c: и мы в корне.

    В свое время, в досе, мы забивали в %path% максимальное количество полезных директорий для удобства, а т.к. длинна ограничена что-то порядка 80 символов (или 120?) то экономили каждый символ. Например, можно последний "\" то же не ставить. Типа
    set path=\dos;\util;\dn;\vc;...
     
    Geryon, INHELLER и Goblinit нравится это.
  8. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Offtop
    ограничение на длину, скорее всего, 80 символов, если оно есть. А ещё было ограничение объёма памяти под переменные, вот на это я недавно как раз напоролся :)
     
  9. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    xxx, если я правильно помню, увеличивает память под переменные до килобайта.
    upd: ошибся, надо:
    shell=C:\COMMAND.COM C:\ /p /e:1024 - в config.sys
     
    Последнее редактирование: 12 июн 2013
  10. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Offtop
    Знаем, спасибо.
     
  11. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Верно, поиск от текущего каталога вообще без всяких знаков, если "вниз", и со знаком .. , если "вверх".

    В общем, попробовал ICU 1.43 - никаких отличий, всё то же самое. Пробовал SB16INIT Александра Наумова, пробовал DIAGNOSE от овцы - ни фига. Пробовал CTCM - требует DOS6, из DOS7 работать отказывается. Короче, несудьба.
     
  12. Nil Любимый цвет — голубой

    Nil

    Регистрация:
    30 апр 2007
    Сообщения:
    1.974
    Попробуй загрузить DOS 7 с дискеты "sys a:". Если память не изменяет, то этого достаточно для запуска.
     
  13. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    setver.exe
     
  14. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Надо не насиловать мозги, а попробовать карту на другой плате с чипсетом 865+ICH5. Если будет всё то же - гори оно синим пламенем.

    Вообще, с точки зрения ISA последние чипсеты, на которых работает ВСЁ, что им ни скорми - это
    1) Intel 440
    2) VIA KT133 под амд / VIA Apollo 133 под интел (один хрен, южник один и тот же 686B )
    3) ? может быть ? AMD760 - южник тоже VIA686B - но платы M7MIA ни у кого из нас нет, проверить некому.
    На i845 у меня уже не заводится Goldfinch, например.

    Кстати, на i440ZX у меня одновременно работали 5 (!) ISA-плат, без проблем!
     
  15. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Что бы им не работать, если ресурсы не пересекаются. У меня в 286 так 7 или 8 плат работало :)
     
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Просто принято считать, что мосты ISA последних поколений в одноканальном исполнении способны видеть до 4 устройств, не более. Значит, не все.
     
    Goblinit нравится это.
  17. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    А один канал там, собственно чего?
     
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ну в смысле один ISA мост в системе. (Это я по аналогии PCI vs PCI-E, у PCI одна шина на все слоты, а у PCI-E выделенная шина на каждый слот.)
     
  19. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Если мост полноценно реалирует isa шину: все irq, dma, то никаких лимитов по количеству устройств быть не должно. на поздних могли попробовать экономить и не отдавать часть до исы. т.к. их уже заняли pci.
     
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Указано количество слотов, а не количество устройств. :)
    Ну, может просто производительности не хватает, или пожалели.
     
  22. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Блин, ну ты меня удивляешь! Уж такой грамотный человек, как ты, должен знать, что послотовая адресация существует только у шины PCI, и никак не у ISA. Даже в биосах мат. плат всегда есть точное количество пронумерованных PCI-слотов с назначаемыми прерываниями, а для ISA - никогда. Даже в той плате, где у меня поднялось через райзер пять карт, изначально присутствует всего один ISA-слот. ISA-шина распараллеливается по всем контактам тупой разводкой, это видно по простейшей конструкции ISA-райзеров. А вот если обратить внимание на райзеры PCI, то там для каждого слота в райзере есть отдельная адресная планка, вставляющаяся в слот на мамке.

    Так что, разумеется, в этом pdf для ISA под словом slots подразумевается просто количество подключённых устройств.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление