1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    6,0%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,4%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,3%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,8%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,6%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,8%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    9,1%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    8,1%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,4%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    7,0%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,8%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,6%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    20,0%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,5%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,9%
  20. DB waveblaster и другие

    7,4%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
  2.  
  3. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Приветствую всех. Попались на глаза пара неизвестных звуковых плат. Одна AZTECH с номером I38-MMSN803. Чуть короче АВЕ32. На плате 3 больших чипа. Один - Analog Devices ad1848jp. Два других маркированы Aztech AZT "много цифр". На плате, помимо кучи элементов, присутствует регулятор громкости, и штырьки для дочки.
    Вторая, вообще не пойми что) Короткая, примерно с Live! размером. Чипы все прямоугольные, размером с память на исашном триденте. Есть два покрупнее. Один в центре - ks8001, второй вверху слева - p8051ah, intel 1980. Под дочку разъема нет, но регулятор громкости есть. На гарантийной пломбе - 1993 год.
    Прошу помощи в опознании.
     
  4. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Vardok Первая, наверное, один из многочисленных вариантов sound galaxy. Я свою так и не опознал до конца и работающих драйверов под дос не нашел. Вторая - скорее всего клон бластера и будет работать без драйверов. Intel 8051 использовался и в оригинальных бластерах и в aztech`ах и во многих других клонах.
     
    Vardok нравится это.
  5. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    У самого подобный клон имеется. Полно к нему дров на driverguide.com. Подходят любые AZT-2316/a/r или azt-2320, в зависимости от чипа на вашей карте.

    А ещё есть официальный ftp aztech, и это можно внести в первый пост, кстати.
     
    Vardok и alfy нравится это.
  6. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Goblinit За ftp спасибо. Моя карточка и без дров работает, проблема в отсутствии микшера и конфигуратора ресурсов для дос.
     
  7. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Спасибо за информацию. Имеется в виду Game или Sound Blaster? Я уж думал какая нибудь Танди или Адлиб попался)) А чем-нибудь эти карты примечательны? Какой у них звук? И что они могут?
     
  8. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    Sound Blaster или SB pro. Звук - как повезет. У моего ацтека удобное расположение WT-разъема и стоит ямаховский OPL3. За это и держу.
     
    Vardok нравится это.
  9. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    alfy, ну есть они, есть!


    Ну, вообще бы для начала хотелось фото.
     
  10. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    alfy, вот и у моего есть чип что-то вроде ymf24. Это и есть OPL3? И еще один вопрос. Это уже практический. Что эти звуковые могут мне дать, при наличии у меня АВЕ32?

    ---------- Сообщение добавлено в 00:15 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 00:14 ----------

    Goblinit, да вот, с фото проблема. Сижу с 3Г модема. Скорость никакая. Сейчас попробую еще разок.
     
  11. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Мои карты:

    1. Ацтек-клон Trust Sound Expert DeLuxe 16+ (05202).

      Чипы AZT2316A, OPL3 и кодек Crystal 4248-KL
    2. Pine PT-230X. Чип - ESS1868F.



    ---------- Сообщение добавлено в 22:30 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:25 ----------

    Да, это OPL, но не скажу 2 или 3 :) Старые звуковые синтезаторы FM и WT все играют по-разному, тем и интересны, как я понимаю.
     
    Последнее редактирование: 13 июн 2013
    Vardok нравится это.
  12. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Wt - интересен.
    FM - скорее нет. все приличные звуковухи ставили оригинал ямахи, а значит по звуку идентичны. только дешевые клоны ставили непонятно что или пытались эмулировать, ну там и звук в большинстве хуже.
    Были некие расширенные FM у каких-то ess и т.п., но уже к середине 90-ых они были никому из пользователей не интересны практически и не поддержаны в играх.
     
    Vardok и Goblinit нравится это.
  13. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    easy_john, ты просил выкладывать карты, я свои выложил - ты будешь вносить их впервый пост или они как клоны неинтересны?

    Также можно внести туда ссылку на фтп ацтека (я дал выше), там можно найти все дрова под старые звуки ацтека. Ну и fcc-id search тоже, наверное, стоит.
     
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Не спеши кричать.

    Всего-лишь условность. Можно поставить почти любое количество pci слотов. Ресурсы они будут шарить, но грамотные устройства смогут жить на одном irq без конфликтов.

    Нет, такое нельзя утверждать.
     
  15. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Vardok, твоя карта пробивается по fcc-id по ссылке выше. Это ацтековский код.
     
    Vardok нравится это.
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    В целом, клоны, без каких-то интересных особенностей - да, не очень интересны, смысла выносить в заголовок нет, а поиском по форуму они тут найдутся с описанием вместе.

    ссылку внес, а поиска fcc-id какой-то левый, у меня не сработал.
     
    Goblinit нравится это.
  17. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    ymf262=opl3. FM синтез лучше чем у аве32 с CQM. WT разъем, если с поддержкой Mpu401, то скорее всего лучше, чем у аве32 (которые почти все глючные в этом смысле).

    Те, что есть - на моей карте не работают.
     
    Последнее редактирование: 13 июн 2013
    Goblinit и Vardok нравится это.
  18. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Вот. Одну удалось загрузить))
    Непонятная AZTECH (сначала думал клон ГУСя)))
    [​IMG]
     
  19. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Sound Galaxy NXPro16
    description
    В общем, обычный клон SB Pro+wss, который поддерживает еще covox через какой-то виртуальный lpt.
     
    Goblinit и Vardok нравится это.
  20. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Goblinit, пытался. нифига не получилось пробить.
     
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    easy_john, чем тогда объяснить, что, например, винда на рокировку карт в слотах PCI моментально реагирует переназначением ресурсов, а то же самое действие со слотами ISA даже не замечает? Да тем, что контроллер PCI каждый "свой" слот "знает в лицо" посредством системы отдельных адресных магистралей. Для ISA такого понятия нет, контроллер никогда не видит, сколько физически у него слотов, потому что ВСЕ контакты шины ISA общие для всех подключённых карт. Говорить о лимите слотов в этой ситуации просто глупо, речь идёт о лимите именно подключённых устройств. Такое не только можно, но и нужно утверждать. Подразумевая отсутствие райзера, это и есть четыре слота (четыре подключённых устройства).
     
  22. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Vardok, Попробуйте тут. Это страница уже с официального сайта. У меня всё пробивает. Первые три буквы - вверх, всё, что после (с чертой) - вниз.
     
    Vardok нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление