1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для Windows

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем kurtkurt222, 17 июл 2015.

  1. s11

    s11

    Регистрация:
    18 дек 2008
    Сообщения:
    384
    5.1 вроде с LIVE! пошло , причем даже не с 1й ревизии.
     
  2. SanTix

    SanTix

    Регистрация:
    11 дек 2008
    Сообщения:
    1.422
    Не с первой, а с 5.1 и пошло. Просто live! была четырехканалкой. И она была не первой, но массовой, пожалуй - да.
     
  3. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.883
    5.1 пошло с третьего поколения. Первое 1998 г., 4.0 - это флагманская CT4620 и Value CT4670, второе 1999 г., 4.0 - флагманская CT4760 и Value CT4830 (она же SB Live! 1024), третье 2000 г. 5.1 - базовая SB0060 и поздние удешевлённые типа SB0220.
     
    Колючий нравится это.
  4. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    130
    Протестировал в RMAA несколько SB Live! разных версий.

    Интересно было проверить всевозможные "аудиофильские" мнения относительно этих карт, ходившие по форумам начала 2000-х.

    Сейчас "лайвы" копеечные, можно без проблем набрать на авито пачку и прогнать все сразу в одинаковых условиях.

    Сначала будет большая простыня с картинками и графиками, краткие выводы - в конце.

    01. Creative Sound Blaster Live! CT4620


    001 CT4620.jpg


    Самая первая ревизия, выпущенная в 1998 году.

    Кодек Creative CT1297-TAT, ЦАП тылового канала Philips 1330A. Усилитель фронтального канала - TDA1308.

    Контакты нераспаянной колодки в левой части карты, обозначенной, как "SB_IN" и похожей на SB-Link, к сожалению, просто идут на вход усилителя фронтального канала TDA1308, возможно, для сквозного подключения второй звуковой карты.

    Настройки микшера:

    002 CT4620-CT4670.png


    В Speaker selection всегда нужно выбирать "2 Speakers", или "4 Speakers" в случае использования выхода тылового канала.

    Если выбрать "Headphones", то АЧХ начинает идти морскими волнами:


    Сравнение фронтального и тылового каналов. Считалось, что тыловой канал на Live значительно качественнее, чем фронтальный. Утверждение справедливое, но лишь отчасти:

    004 CT4620_Rear_Front.png


    Фронтальный канал немного больше шумит (очевидно, из-за микросхемы наушникового усилителя TDA1308) и имеет в два раза большие нелинейные искажения.

    Но поскольку параметры обоих выходов изначально достаточно высоки, на слух это различие между ними вряд ли можно будет ощутить.

    А вот что неприятно удивляет, так это завал АЧХ на высоких частотах. Да, формально минус 3дБ на 18кГц на слух не слышно, но это не тот уровень, который ожидаешь от карты, позиционировавшейся, в том числе, "для музыкантов".

    Как пример, сравнение CT4620 с SB16 CT2290 (ISA карта 1994 года!):

    Причина кривой АЧХ нашлась после тестирования SSRC - плагина для Winamp'а, выполняющего качественную передискретизацию 44->48 кГц. Ещё одна стандартная улучшалка начала 2000-х.

    006 SSRC 48.png


    Вся обработка и микширование сигналов в Live'е происходит с частотой дискретизации 48 кГц. Для других частот осуществляется передискретизация силами чипа EMU10K, не всегда качественная.

    Сравнение фронтального и тылового каналов без передискретизации и с передискретизацией 44->48 кГц через плагин SSRC для Winamp'а:

    007 Front_Rear_SSRC.png


    Увы, EMU10K не может адекватно обрабатывать сигналы с частотой дискретизации 44 кГц.

    Только при воспроизведении звука с частотой дискретизации 48 кГц, АЧХ становится "правильной".

    В случае использования KX драйверов результаты идентичные, проверено. Эти драйвера не влияют на сам звук, только дают более удобный доступ ко всем возможностям карты.

    Вдвойне неприятно, что эти ограничения распространяются и на SPDIF выходы:

    008 SPDIF.png


    Результат в части формы АЧХ аналогичен аналоговым выходам.

    Цифровой сигнал по SPDIF наружу выходит именно с частотой дискретизации 48 кГц.

    К слову, если вывести цифровой сигнал 16х44 с той же AWE64 Gold, то там АЧХ будет абсолютно прямой линией.

    В итоге, утверждение о недостатках "встроенной" передискретизации Live, и о желательности использования программных плагинов с более качественными алгоритмами передискретизации, подтверждено.

    Опять таки, можно спорить о слышимости искажений, но факт есть факт.

    Некачественная передискретизация портит не только АЧХ, как минимум, появляются ещё паразитные составляющие на высоких частотах:


    Ещё одно интересное тестирование - проверка нагрузочной способности выходов в случае подключения к карте наушников.

    Многие в то время переводили карту в режим "4 Speakers" и подключали, например, дешёвые китайские колонки к фронтальному входу, а более дорогие наушники - к тыловому (ну, он же качественный!).

    Сравнение фронтального и тылового канала под нагрузкой 36 Ом (эквивалент подключённых наушников):

    009 CT4620_Rear_Front_wLoad.png


    Итого, наушники напрямую к Live'у подключать не рекомендуется, даже к фронтальному "усиленному" каналу. Заметно страдает АЧХ и растут искажения.

    Особенно сильно режутся низкие частоты на тыловом канале, где на выходе стоят хиленькие конденсаторчики по 10 мкФ.

    Возможно, в наушниках эту разницу в тембральном окрасе и принимали за более "качественный" тыловой канал.

    Сам так делал в исторические времена, и теперь вспоминаю, что после установки KX драйверов (где по-умолчанию включён тыловой канал), звук становился каким-то более "песочным", с меньшим количеством басов.


    02. Creative Sound Blaster Live! Value CT4670

    010 CT4670.jpg

    Удешевлённая версия CT4620. Микросхемы аналоговой части прежние - кодек Creative CT1297-TAT, ЦАП тылового канала Philips 1330A, усилитель фронтального канала - TDA1308.

    Настройки микшера при тестировании такие же, как и на CT4620.


    Сравнение фронтального и тылового канала для версий CT4620 и CT4670:

    011 CT4620_CT4670_Front_Rear.png


    Обе карты почти идентичны. Фронтальный канал CT4670 немного лучше по искажениям (возможно, особенность конкретного экземпляра).

    В остальном - тыловой канал обеих карт лучше по шумам, одинаковые проблемы с АЧХ в области высоких частот.


    Теперь тоже самое, но с включённым плагином передискретизации 44->48 кГц:

    012 CT4620_CT4670_SSRC.png

    Результаты аналогичные. АЧХ на 48 кГц "выпрямляется".


    Сравнение фронтального и тылового канала под нагрузкой 36 Ом (эквивалент подключённых наушников) для обеих карт:

    013 CT4620_CT4670_Front_Rear_wLoad.png


    Аналогично CT4620, наушники к CT4670 подключать напрямую нельзя.

    В итоге - CT4620 и CT4670 - карты одного поколения, со схожей аналоговой частью, дают почти идентичные результаты.


    03. Creative Sound Blaster Live! CT4830


    014 CT4830.jpg

    Карта второго поколения SB Live!

    Кодек Creative CT1297-TAT, ЦАП тылового канала Philips 1330A.

    От CT4620 и CT4670 аналоговая часть отличается применённым во фронтальном канале наушниковым усилителем PT2308-S вместо TDA1308.

    Настройки микшера при тестировании такие же, как и на CT4620/CT4670.


    Сравнение фронтального и тылового канала для версий CT4670 и CT4830:

    015 CT4670_CT4830_Front_Rear.png

    Тут обе карты идентичны.


    016 CT4670_CT4830_SSRC.png

    С включённым плагином передискретизации 44->48 кГц. Идентично.


    017 CT4670_CT4830_wLoad.png

    С нагрузкой 36 Ом (эквивалент подключённых наушников) для обеих карт.

    Интересно посмотреть на разницу между картами во фронтальном канале.

    CT4830 лучше по шумам, но хуже по искажениям. Очевидная причина - новый наушниковый усилитель PT2308-S на CT4830. Факт обнаружения такого инструментального подтверждения радует.


    04. Creative Sound Blaster Live! 5.1 SB0100

    018 SB0100.jpg

    Третье поколение SB Live!

    Кодек SigmaTel STAC9708T, ЦАП тылового канала Philips UDA1334, выходной ОУ фронтального канала - Mitsubishi M5216, выходной ОУ тылового канала - MC4558.

    Настройки микшера аналогичные предыдущим картам.


    Сравнение фронтального и тылового канала для карт CT4830 и SB0100:

    019a CT4830_SB0100_Front_Rear.png


    Изменение схемотехники аналоговой части сразу видно на измерениях. По уровню шума фронт и тыл у SB0100 почти сравнялись.

    А вот АЧХ завалена даже немного сильнее, чем на картах предыдущего поколения. Беда.


    Сравнение фронтального и тылового канала под нагрузкой 36 Ом (эквивалент подключённых наушников):

    020 SB0100_Front_Rear_wLoad.png


    Тут получается интересная картина.

    Во-первых, Creative наконец-то научились делать выходные каскады без разделительных конденсаторов - АЧХ при подключении наушников не страдает.

    Во-вторых, под нагрузкой ожидаемо растут искажения, но на тыловом канале заметно меньше, чем на фронтальном. Сыграл роль появившийся в этой ревизии дополнительный мощный выходной ОУ тылового канала.

    Итого, наушники к SB0100 подключать можно безболезненно, причём оптимально - именно к тыловому каналу.


    Результаты с передискретизацией 44->48 кГц через плагин SSRC, сравнение карт CT4830 и SB0100:

    021a CT4830_SB0100_Front_Rear_SSRC.png


    АЧХ у SB0100 улучшилась, но остаётся далеко не идеальной, и хуже, чем у предыдущих моделей.

    На фронтальном канале сохраняется "волнистость", вероятно особенность кодека SigmaTel STAC9708T.

    В итоге, для модели SB0100 комбинация "SSRC плагин + фронтальный канал для колонок + использование тылового канала для подключения наушников" может быть оправдана.


    05. Creative Sound Blaster Live! 5.1 Digital SB0220

    022 SB0220 [eMicro].jpg

    023 SB0220 [SigmaTel].jpg

    Самая поздняя версия полноценного SB Live!

    На тесте сразу два экземпляра, один с кодеком eMicro EM28028CG, второй - с кодеком Sigmatel STAC9708T. Будет интересно сравнить.

    ЦАП тылового канала Philips UDA1334, выходной ОУ фронтального канала - NJM4556A, выходной ОУ тылового канала - MC4558.


    024 SB0220-SB0160.png

    Оптимальные настройки микшера тут отличаются от настроек предыдущих карт.


    Сравнение фронтального и тылового канала для обоих экземпляров карт:

    025 SB0220_Front_Rear.png


    На SB0220 АЧХ завалена в значительно меньшей степени, чем на предыдущих версиях карт, а вот уровень шума выше.

    Можно предположить, что тут были внесены изменения в чип EMU10K.

    Интересно, что АЧХ у кодеков eMicro и Sigmatel немного отличаются.


    Фронтальный и тыловой канал с нагрузкой на наушники:

    026 SB0220_Front_Rear_wLoad.png


    Картина, аналогичная предыдущей карте SB Live! 5.1 SB0100. Наушники к SB0220 можно подключать напрямую.


    Результаты с передискретизацией 44->48 кГц через плагин SSRC:

    027 SB0220_Front_Rear_SSRC.png


    АЧХ "правильная", лучше, чем у SB0100, но сохраняется "волнистость" у кодека Sigmatel.

    Интересно увидеть инструментальное подтверждение различий AC'97 кодеков разных производителей.

    Резюмируя, можно сказать, что модель SB0220 стала некоторой "работой над ошибками" после предыдущих версий.

    Наиболее раздражающие проблемы тут убраны - фронтальный и тыловой каналы почти одинаковы по параметрам, к любому выходу можно без проблем подключать наушники, АЧХ даже без передискретизации приемлемая.

    С другой, эта ревизия субъективно показалась более шумной и подверженной наводкам, чем карты предыдущих поколений. Плюс потенциально худшая совместимость с Win98 и DOS.


    06. SB Audigy SB0160

    028 SB0160.jpg

    Первое поколение Audigy.

    Кодек Sigmatel STAC9721T. Общий ЦАП UDA1328T на все каналы (6 каналов 24 бит х 96 кГц).

    Выходной ОУ фронтального канала - NJM4556A, выходной ОУ тылового канала - MC4558.

    Настройки микшера аналогичные SB Live! 5.1 Digital SB0220.


    Сравнение фронтального и тылового каналов:

    029 SB0160_Front_Rear.png


    ЦАП теперь общий на все каналы, параметры выходов в идеальном случае должны быть одинаковы.

    Форма АЧХ схожа с результатами SB Live! 5.1 Digital SB0220, а вот уровень шума стал заметно меньше.

    Разница в АЧХ фронтального и тылового канала вызвана, вероятно, различием в обвязке выходных ОУ.


    Фронтальный и тыловой канал с нагрузкой на наушники:

    030 SB0160_Front_Rear_wLoad.png


    Под нагрузкой разница в АЧХ между тыловым и фронтальным каналом исчезает.

    ОУ на тыловом канале держит нагрузку хуже, немного растут искажения и шум. Фронтальный канал отрабатывает лучше.

    В любом случае, параметры под нагрузкой отличные.


    Сравнение фронтального канала без передискретизации и с передискретизацией 44->48 кГц через плагин SSRC:

    031 SB0160_Front_SSRC.png


    Похоже на результаты SB Live! 5.1 SB0100. Не идеально, но очень хорошо.


    Попытка воспроизведения тестового файла с частотой дискретизации 96 кГц:

    032 SB0160_Front_SSRC-96.png


    Было интересно проверить, поскольку Audigy заявлялась как карта, поддерживающая воспроизведение сигналов с параметрами 24 бит 96 кГц, о чём утверждалось даже в первых обзорах.

    На самом деле нет, 96 кГц опять передискретизируется в 48 кГц, да ещё и очень криво.

    С АЧХ случилось что-то страшное, вероятно, какая-то ошибка алгоритма в EMU10K. Так-то 96 целочисленно делится на 48, проблем быть не должно.

    Неприятное открытие для тех аудифилов, кто в начале 2000-х после покупки Audigy настраивал программный передискретизатор сразу на 24 бит 96 кГц.


    07. Выводы

    Итого, что можно сказать по всем этим моделям.

    Так сказать, граничные условия применимости. К сожалению, идеальной ревизии лайва нет.

    Для SB Live! CT4620, CT4670 и CT4830 нужен внешний наушниковый усилитель.

    К SB Live! 5.1 SB0100, SB0220 и SB Audigy SB0160 наушники можно подключать непосредственно.

    Значимость качества тылового канала на всех SB Live! преувеличена, но для успокоения нервов его вполне можно использовать.

    Кодек eMicro EM28028CG немного лучше, чем Sigmatel STAC9708T, хотя на слух это вряд ли будет заметно.

    В случае занятия аудиофилией, для моделей CT4620, CT4830, CT4670 и SB0100 необходим программный передискретизатор 44->48 кГц.

    Комбинация "плагин программной передискретизации + подключение активных колонок или усилителя наушников к тыловому каналу" на ранних моделях (CT4620, CT4830, CT4670) позволяет получить красивую "прямоугольную" АЧХ и минимум искажений. Вопрос целесообразности этого дискуссионен.

    Лучшие результаты по качеству звука "из коробки" у SB0220 и SB Audigy SB0160, но они же и потенциально самые проблемные для использования в ретро системе.

    Все недостатки EMU10K в части АЧХ и передискретизации, справедливы и для цифрового SPDIF выхода.
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 15 апр 2025
    sasqwer, s11, Pain Elemental и 11 другим нравится это.
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.883
    Интересно было бы увидеть результаты флагмана 2-го поколения - CT4760. Хотя вряд ли будет особая разница с CT4830.
     
  6. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    130
    Посмотрел фото, интересная модель. По аналоговой части она ближе к SB0100, при этом чип EMU10K ещё старый.

    Попробую найти и протестировать.
     
    Yuriy_X нравится это.
  7. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    345
    Карты из одной бочки, переходите на след. уровень, т.е. карты с "Bit Accurate Playback" (честные 44.1 кГц).
     
  8. Vlad_99

    Vlad_99

    Регистрация:
    8 окт 2024
    Сообщения:
    86
    Благодарю Вас за труды, не каждый день подобное можно увидеть. Испытал эстетическое удовольствие.

    У меня в наличии имеется SB X-Fi Extreme Audio (SB0790).
    Фактически, к серии X-Fi она имеет исключительно маркетингово-программное отношение (всякие Crystalizer-ы и прочая ересь, и гордая наклеечка).
    Насколько я понял из обзоров, она является чуть ли не ребрендингом SB Live! 5.1, правда более точной информации у меня нет.
    Интересно узнать Ваше мнение на ее счет, опыт взаимодействия, если он есть.
     
    Последнее редактирование: 16 апр 2025
    Sirruf нравится это.
  9. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    7.011
    SB0060, не попадались?
     
  10. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    130
    Хотелось бы остаться в пределах ретро-эпохи.

    Что-то было из X-Fi, надо посмотреть в куче не разобранных плат.

    Должна быть аналогична SB0100.
     
    Колючий и Vlad_99 нравится это.
  11. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    345
    Есть же "KX Project" дрова для Audigy 2 Value (Audigy 4) под Win98, чем не ретро ?
     
  12. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    130
    Ретро в смысле даты выпуска и общему ощущению.
     
  13. HotChip

    HotChip

    Регистрация:
    22 фев 2024
    Сообщения:
    145
    Респект за труд!! :good::drink:
    Таких подробных тестов не помню со времен раннего появления мультимедиа, когда в западных журналах были спец-выпуски и могли за раз овер 20 моделей CD-ROM / Sound Card затестировать в мега-подробностях.
    Помня об этом, понимаешь, как же сейчас упала железнячная журналистика :diablo::butcher:
     
    Vlad_99 нравится это.
  14. oSg-A.DREN

    oSg-A.DREN

    Регистрация:
    25 мар 2025
    Сообщения:
    665
    Всегда считал их мусором. Live стоит брать только для макинтоша G4, где других альтернатив ей нет, для Win9x лучше AU8830, а для WinXP сразу X-Fi.
    Тем, что с ними EAX не работает. Если так хочется Audigy 2 в Win9x сборке, лучше официальные юзать, но они тоже не идеальны.
     
  15. Mov AX 0xDEAD

    Mov AX 0xDEAD

    Регистрация:
    24 апр 2023
    Сообщения:
    345
    Чем плох встроенный в чипсет звук на G3/G4/G5 ?
     
  16. oSg-A.DREN

    oSg-A.DREN

    Регистрация:
    25 мар 2025
    Сообщения:
    665
    По сравнению с Live в общем-то ничем, но у неё есть поддержка EAX, Soundfont банков и ещё каких-то фич (особо ими не интересовался, мне только EAX нужен).

    P.S.:
    А ёмкости менять не пробовали? На Вогонс пишут что даже замена силовых кондёров даёт заметную разницу.
     
  17. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    130
    @oSg-A.DREN, менял конденсаторы на ISA картах, разницы в измерениях не было.

    Если бы дело было в конденсаторах, как минимум, параметры в режиме 48 КГц не отличались бы так сильно.

    Ссылку на вогонс пришлёте?

    Видел там фото, кажется на SB16 CT1740, кто-то поменял все конденсаторы на золотые ничиконы, причём совершенно вандальным способом, с необратимой порчей покрытия платы.
     
  18. oSg-A.DREN

    oSg-A.DREN

    Регистрация:
    25 мар 2025
    Сообщения:
    665
    Ну это на ISA картах, там разводка аудиотракта в принципе убогая.
    Вот например.
    Потому что не надо это делать китайским пайлом с Али, выставив температуру 400C, или дедовым ЭПСН. Тем более Creative RoHS припой не использовали (даже у X-Fi), на 260C всё легко выпаивается.
     
  19. Sirruf

    Sirruf

    Регистрация:
    15 авг 2011
    Сообщения:
    130
    Это было как раз фото с вогонс, было грустно видеть дорогие конденсаторы на изуродованной карте.

    Если заменить даже 100% конденсаторов на лайве, по измерениям разницы видно не будет, я уверен.

    Да и что там можно улучшить? Искажения и шум и так на сравнительно низком уровне. АЧХ "режется" в цифровой области.
    Единственный рабочий вариант - увеличить номиналы выходных конденсаторов, тогда под нагрузкой АЧХ на низких частотах будет шире.
     
  20. oSg-A.DREN

    oSg-A.DREN

    Регистрация:
    25 мар 2025
    Сообщения:
    665
    Там и силовые конденсаторы могут быть заниженной ёмкости - вспоминаем "pause bug" у Audigy и X-Fi.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление