1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,6%
  2. Adlib

    5,6%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,5%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    38,9%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    47,2%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,2%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,6%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,6%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,6%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    6,9%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,6%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,3%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,3%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,6%
  18. Sound Blaster Live

    43,2%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    6,9%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    msdos9, Octohum, thinbody и 20 другим нравится это.
  2. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Еще есть C-Media CMI8738 и Avance Logic ALS4000.
     
    kurtkurt222 нравится это.
  3. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Половина самых популярных игр сразу не заработала, дальше не тестировал.
     
  4. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Не прошло и года, как у меня появилось время и миниджек-шнурок для тестирования дочки от Dimond MonsterSound Gold. :)
    Той самой с 4мб памяти и "Лицензированым Роландовым банком"
    Хотелось бы еще раз уточнить, как и в чем мне ее проверять? В каких играх?
    Насчет записи звука - один миниджек вставляется в OUT звуковушки на котрой дочка висит, второй в LineIN на "большом компе", включается звукозапись и игра откуда будет записываться звук, затем звук в редакторе обрезается от пустот перед записью и выкладывается на обменник, так? или что-то упустил?
    Завтра и займусь.
     
  5. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Если в играх - то посмотри список игр, например у меня http://kawai.spb.ru/files/sound/
    Список создавался по рекомендациям с нескольких сайтов, например на этом сайте была тема http://www.old-games.ru/forum/showthread.php?t=46473 .
    Я бы начинал с descent (1-2), system shock, warcraft2 - по ним больше всего уже готовых записей для сравнения.

    Да. Желательно короткий (0.5-1 метра) и качественный шнурок.
    Далее:
    - В звуковом микшере звуковухи в старом компе ставится громкость каналов master/wave/midi в 100%
    Остальные каналы на 0% (особенно line in, mic и cd-rom - с них больше всего шумов может идти)
    Не включать усиление (например у creative можно поставиь gain x2 или x4. Надо без усиления - gain x1)
    - На звуковом микшере в современном компе:
    То же отключить ненужные входы (mic, cd-rom и т.п.)

    Далее надо выставлить такой уровень громкости line in, что бы когда играет мелодия из игры
    уровень был максимальный, но при этом ни один пик не был больше уровня 0db.
    (А каждая игра и мелодия имеют разные уровни громкости, настраивать надо под каждую)

    Я пишу все в audacity (он есть и под винду http://audacity.sourceforge.net/download/ )
    Там есть потенциометры показывающие уровень.
    (обычно они в верхнем меню, но я их вынес вправо, сделал вертикальными и увеличил на весь экран)
    fcf2c7df7028661df3ec2290f7a5b2b4.jpeg
    Вот посмотри, там зеленый уровень - текущий сигнал. Синяя черточка над ним - пик за последнюю пару секунд.
    Вот если хоть какой-то пик будет больше 0db, то сверху загорится красная черточка.
    Все, это значит, что уровень слишком большой, надо чуть-чуть уменьшить громкость line in на компе и начинать запись заново.
    (Если уровень line in и так минимальный, но все равно зашкаливает, то тут уже приходится уменьшать немного master на источнике).

    Как писать в audacity:
    - в первый раз: зайти в Preferences -> Quality, выставить Sample rate (44100 или 48000), Sample Format (16 или 32бит).
    - Для начала записи - просто нажать красную кнопку.
    - Если что-то пошло не так - остановить, и закрыть появившееся окно "audio track" без сохранения.
    - Если записалось правильно то File -> Export -> задать имя файла и выбрать формат "wav 16 bit pcm"

    Конвертировать в mp3:
    - Обязательно без нормализации и прочих всяких улучшайзеров.
    Например конвертация в lame http://www.rarewares.org/mp3-lame-bundle.php:
    lame -q 1 -V 2 file1.wav file1.mp3

    Время записи можно посмотреть по времени в моих файлах.
    У меня есть табличка в экселе, в какой игре сколько писать и на сколько сложно уловить конец.
    Во многих играх четко слышно, где мелодия пошла по кругу, но, например, в думе/варкрафте у них такой плавный переход, что отловить бывает очень сложно, тут ориентируюсь по таймеру.
     
    Последнее редактирование: 9 мар 2014
    Vardok нравится это.
  6. kurtkurt222 Консольщик и компьютерщик

    kurtkurt222

    Регистрация:
    12 авг 2007
    Сообщения:
    2.351
    easy_john, спасибо за страничку с сравнительным обзором музыки в ДОС играх!
    Получается что только Саунд Бластер карты нормально играли большинство, остальные звучат как-то странно. Хотя мой Sound Blaster Live все равно как-то по-другому звучит.
     
  7. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Нет, саундбластеры звучат посредственно, т.к. у них только FM синтез (был долгое время, первый wt появился в awe32, позже всех остальных).

    Начинать надо с того, под какой синтезатор писали музыку сами разработчики игры.
    Есть (грубо) два больших стандарта на вейвтейбл (говорим про пц-игры):
    - в более старых играх это был Rolаnd LA и он идеально играетсят только на Роландовых же синтезаторах: mt-32, lapc-i, cm-64. Ни одна другая звуковая не может эмулировать LA синтез, особенно загрузку настроек, по этому играют LA саундтреки с заметными отличиями.
    - в более новых есть универсальный стандарт GeneralMidi/GeneralSound (GM/GS). Идеально он играется на Roland SCC-1 и RAP-10 (только GM). Плюс у тех, кто купил у роланда этот банк (вроде как guilemont 64, terratec ews, diamond db 4mb и еще некоторые).
    Остальные карты поддерживают GM стандарт, но из-за различия в банках играют его немного по другому. Тут из лидеров можно отметить turtle beach, yamaha, и т.п., а есть куча совсем посредственных, в основном на дешевых картах и DB.

    Ну и есть два исключения - GUS и AWE32, это единственные карты (кроме roland la), про которые игры могли знать и могли загружать свои собственные семплы и настройки, что бы оптимизировать звучание, по этому некоторые игры будут звучать на этих картах наиболее близко к тому, как задумывал автор.
    Например, я считаю что звук из doom1 звучит на gus более жестко и приятно, чем на более поздних картах (хотя оптимизации под gus там нет, но скорее всего авторы учитывали, что многие будут играть звук именно через gus или вообще писали на нем).

    Ну и отдельно идет весь FM-синтез (adlib/opl2/opl3). Его качество не сравнится с хорошими wavetable, но есть игры, где звук писался именно под FM, используя его на полную катушку, в таких играх музыку лучше слушать именно на нем.
    Например в monkey island очень неплохой adlib (хотя roland лучше), lollypop, laser squad и т.д.

    Потому, что там другой звуковой банк, совместим с GM, но не полная копия roland.

    ЗЫ я тут ссылаюсь на звук, который еще не выложен на страницу, он будет добавляться по мере свободного времени, особенно roland давно пора.
     
    Последнее редактирование: 9 мар 2014
    Goblinit, Vardok и kurtkurt222 нравится это.
  8. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.418
    Вот это предлагаю вынести в первый пост для общего представления.
     
    Vardok и kurtkurt222 нравится это.
  9. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Предлагаю оставить термин wavetable в покое, все упомянутые карты (кроме семейства Roland MT-32) используют sample based synthesis.

    Вызывает также вопросы заявление "идеально играется на SCC-1/RAP-10". Скорее можно говорить о том, что музыка большинства (но не всех) игр оптимизирована под звучание серии Sound Canvas, как очень популярной среди игровых композиторов, плюс к этому сэмпловый банк Sound Canvas качественно сбалансирован.

    Насчет покупки банка Roland SC. Да, этот банк был куплен французской компанией Dream S.A.; им комплектовались некоторые звуковые и дочерние карты на базе чипа Dream SAM9233. При этом лицензировались только сами сэмплы, а движок, генерирующий звук из этих сэмплов, использовался собственный, равно как и блок эффектов (reverb, chorus). Большинство пользователей считает, что эффекты Dream уступают оригинальным, называя звук Dream более сухим.

    На базе Dream SAM9233 и банка Sound Canvas были сделаны: Terratec Maestro 32/96, Oksori WS32, Terratec WaveSystem SOWT-24, а также имеющаяся у Vardok Diamond Monster Sound 4 Mb daughterboard.

    Что касается Terratec EWS64S/L/XL/XXL и серии Guillemot MaxiSound 64 - они построены на базе чипа Dream SAM9407, позволяющего загружать любой банк в совместимом формате, в т.ч. и лицензированный Dream банк Sound Canvas.

    Были еще Turtle Beach Multisound Classic, для которой загружались MPP-банки, и карты на базе чипа Sierra Semiconductor ARIA, для которых загружались банки BNK. Однако это не банки сэмплов, а лишь какие-то настройки, видимо, относящиеся больше к мэппингу инструментов. По крайней мере, с помощью определенных банков можно было заставить и ту, и другую карту перейти в мэппинг MT-32.

    Конечно, эти карты были существенно менее популярными, чем GUS и тем более AWE32; отсюда и поддержка смехотворно малым количеством игр. Из более-менее известных игр ARIA поддерживалась TES: Arena, а TB Multisound Classic - The 7th Guest с патчем 1.30.
     
    Последнее редактирование: 9 мар 2014
    Vardok, Goblinit и Bato-San нравится это.
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Не могу. Всю историю PC-звука эти карты продавались как wavetable. Термин закрепился на столько, что менять его спустя десятилетия смысла нет, нас просто не поймут. Можно только сделать сноску, что то, что на PC именуется wavetable не дотягивает до wavetable в музыкальной индустрии.

    Да, примерно это я и имел ввиду. Большая часть музыки писалась на Sound Canvas и именно на SCC-1/Rap-10/SCB-7/SCB-55 будет звучать так как задумывалось (идеально).
    На других картах, не смотря на то, что они поддерживают GM стандарт, звучание будет отличаться, не всегда в худшую сторону (ударные у tb pinnacle мне больше понравились), но чаще - не так как задумывал автор.
    Скажем после примерно 94-95 годов, в связи с очень большой популярностью awe32, я бы сказал что игровая индустрия расчитывала что играться будет именно на ней, много мелодий звучат хорошо.

    А это интересно. Надо будет попробовать в этих играх.
    Но времени у совсем мало. :)
     
    Vardok и Goblinit нравится это.
  11. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    В общем приступаю к звукотесту Dream-а. Вин98, панель управления, мультимедия, на закладке MIDI доступны: TBS MontegoII, TBS MontegoII MPU-401(и еще под ней "Стандартный инструмент MIDI" и "Ударные на канале 16"). Выбрать просто TBS MontegoII MPU-401, а строчки под ней не трогать?
     
  12. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    А у тебя есть TB Multisound Classic и Sierra ARIA? :shok:
     
  13. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    easy_john, везде GeneralMIDI выбирать?
    И как настроить звук в SystemShock? Install вылетает. Скачивал флоппи-версию с сайта.

    ---------- Сообщение добавлено в 18:48 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 18:48 ----------

    Geryon, может ты в курсе?
     
  14. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Vardok, ты запусти dxdiag и посмотри в нём, что и куда играет, там можно выбрать каждое из устройств и посмотреть результат.
     
    Vardok нравится это.
  15. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Если вылетает Install, запусти его в Dosbox, настрой, а потом посмотри содержимое cyb.cfg и пропиши вручную на реальном компе.

    Например, если выбрать для звука SB Pro, I/O 220h, IRQ 5, DMA 1, а для музыки - General MIDI, I/O 330h, IRQ 2:

    4fcbf17eb9c3261ec84a7b7b7ea03c5c.png
     
    Vardok нравится это.
  16. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Geryon, Спасибо, получилось)
    А как в Варкрафт2 врубить трек Orc3?

    ---------- Сообщение добавлено в 20:13 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 19:55 ----------

    Мне почему-то запомнилось, что каждый трек соответствует уровню. При помощи читов перескочил на уровень Орк3, а там тот же трек играет, что и на первом...
     
  17. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Упс. Перепутал, мультисаунда нет. Пока?

    ---------- Сообщение добавлено в 18:24 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 18:22 ----------

    Пройти первые 2 миссии и сохраниться.

    ---------- Сообщение добавлено в 18:28 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 18:24 ----------

    Да.
    Еще оно же может называться mpu401, waveblaster и т.п.
     
    Vardok нравится это.
  18. Bato-San Чеширский волк-киборг

    Bato-San

    Регистрация:
    24 июн 2010
    Сообщения:
    14.136
    Vardok нравится это.
  19. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Так сравни звук с тем что на моей страничке.

    ---------- Сообщение добавлено в 18:36 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 18:32 ----------

    Для дочки, пожалуй, нет разницы, а вот звуковухи по разному могут работать.
     
  20. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Заменить DRIVERS\MIDITEST.XMI на приложенный. Затем в сетапе запустить тестовую композицию.
     

    Вложения:

    • MIDITEST.zip
      Размер файла:
      12,6 КБ
      Просмотров:
      34
    Goblinit нравится это.
  21. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Не факт. Внутренний формат - XMI, а некоторые конвертеры XMI->MID конвертируют с неверным темпом. Кроме того, Warcraft II, равно как и Warcraft, использует три различных набора XMI-треков: один для OPL2/3, другой для GM, третий сам не знаю для чего. Неизвестно, какой был взят за основу для конвертации в MID.
     
    Bato-San нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление