Sid Meier's Alpha Centauri + Alien Crossfire

Sid Meier's Alpha Centauri + Alien Crossfire
Жанр: Strategy
Разработчик: Firaxis
Издатель: Electronic Arts
Год выхода: 1999
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.67 из 10
  • 41
  • 21
  • 67
Тихая, темная, холодная, скорее некрасивая, "марсианская", но при этом сюжетно глубоко оригинальная и тщательно продуманная игра. Затягивает неодолимо, как глаза удава. Действие Alpha Centauri разворачивается на двух планах - стратегическом, то есть на видимой карте с юнитами и колониями, и вдоль линии исторического развития. Эта дорога ведет от Падения (Planetfall) через рост промышленной цивилизации, социальные кризисы, природные катаклизмы и новый выход в космос к Перевоплощению (Transcendence). Существуют и другие способы победить - военный, полтора дипломатических, экономический. Есть и шестой, "черный" способ - уничтожив все другие стороны ракетами-Планетобоями (Planet Busters), каждая из которых способна превратить цветущий материк в яму на морском дне.

Развитие в двух направлениях не всегда идет с одинаковой скоростью. Оно зависит от географии карты, официальной или случайно созданной по вашим предпочтениям, от случайностей, умения подбирать верных союзников. Щедрый и мирный правитель найдет мирных соседей, но идеологические противоречия или частные интересы могут толкать стороны на конфликт. Глава Человеческого Улья Янг и представитель ООН на Планете брат Лал будут схлестываться по поводу прав личности, а эколог Дейдре и капиталист Морган - в вопросах индустрии. Добавьте сюда погоню за инопланетными артефактами, особенно в начале игры (кто найдет больше?), нападения местной фауны, космическую гонку на поздней стадии, неизбежное глобальное потепление, могущее затопить прибрежные колонии, и другие факторы, и вы получите сложную систему, которая принимает свежие, приятно неожиданные, но логичные конфигурации при каждом новом пробеге.

Таким образом, возможны варианты. Вы можете по образцу Спартанцев полковника Сантьяго захватить все континенты на дешевых багги, которые даются в самом начале, или стать небольшим, но технически развитым государством наподобие Университета Планеты. Некоторые предпочтут "зелёную" демократию, как у леди Дейдре, чтобы вместо солдат-людей полагаться на червей-мыслеедов и других аборигенов, с которыми эмпаты наладили связь. Свободный рынок, тотальная диктатура и иные варианты развития тоже доступны. Панель "Социальная инженерия" позволяет выбирать среди форм общественной жизни, ставить общие задачи и ориентиры ради конкретных благ. Так, по мере роста вашей территории и удаления городов от столицы вы будете терять все больше энергокредитов (денежные единицы игры) из-за бюрократии и слишком короткой "вертикали власти". Этого можно избежать, перейдя на более крутую и радикальную форму правления, но у нее найдутся и свои недостатки, а соседи могут принять решение в штыки. Нечто подобное уже было и есть в "Цивилизации", но Alpha Centauri выводит планирование на такой уровень детализации, так тщательно интегрирует его в общую стратегию, что память о глобальном характере решений вас никогда не покидает. Вы не просто строите империю, включая "Тиранию" или "Республику" по обстоятельствам, а задаете общий курс. Каждое движение в Alpha Centauri еще и сюжетно обосновано, поэтому контроль достигает качественно иного уровня. Некоторые открытия, например, нет смысла делать, если вы не хотите победы через Перевоплощение.

Футуристический характер игры делает доступными технологии, невозможные ни в одной серии "Цивилизации". Здесь и скольжение юнитов по магистралям с нулевым трением на любое расстояние, и создание солдат-телепатов, для которых чужая защита - ничто. В разных комбинациях силы и цены юнитов можно обеспечить оружием, броней, полезными, хотя и незатейливыми, способностями, а устаревших - доработать. Доступно множество приводов, от банальных "ног" до антиграва. Надо заметить в этой связи, что серия "Цивилизация" не может позволить себе глубокие, качественные изменения, не говоря уже о сюжете. Она вынуждена охватывать всю историю человечества и потому должна компенсировать повторы приятными, но неглубокими элементами наподобие Знаменитых Людей, уникальных для каждой партии мелодий и тому подобного. Alpha Centauri обходится без периода копий и мушкетов. Игра начинает с конкретного уровня развития и может почти сразу уделить внимание таким вещам, как космос или глобальная политика, а в перспективе пойти дальше. Раз обо всём не упомянешь, я остановлюсь на трех моментах.

Во-первых, наряду с обычными строениями, которые, к большому сожалению, никак нельзя увидеть (все постройки существуют лишь в качестве надписей на экране города), у вас есть возможность начинать Секретные Проекты. Подобно Чудесам Света "Цивилизации", Проекты могут быть инициированы любой стороной, достигшей нужного уровня развития, строятся единожды и остаются в том городе, в котором были завершены. Если этот город стерт с лица земли, например, ракетой-Планетобоем, то и Проект навсегда утерян. Список вариантов довольно длинный. Например, ранний Проект под названием "Погодная парадигма" на 50% ускоряет работу ваших юнитов-терраформеров, которые способны изменять 3D-ландшафт карты, осушая моря, заболачивая местность, воздвигая горы и так далее. Затем клетки могут быть более выгодно обустроены солнечными зеркалами, скважинами, фермами, аэродромами для дозаправки самолетов и тому подобным. Бонус для таких улучшений в 50%, да еще в начале игры, потенциально означает рывок вперед для партии, первой закончившей "Парадигму". Другой Проект, "Виртуальный Мир", превращает Сетевые терминалы (Network Nodes) всех ваших баз в развлекательные центры и уменьшает количество недовольных в городах, Проект "Алгоритм Найди-Убей" полностью защищает колонии от саботажников и шпионов других партий, и так далее. Постройка любого из Проектов приносит большую выгоду и ощущается как значительное событие.

Но всё же запоминаются не бонусы, а ролики, которые сопровождают сдачу каждого из Проектов. Эти мини-фильмы, коллажи из документальных кадров и анимации, снабжены цитатами из классиков (как, кстати, и любое техническое открытие в игре), а по своему эффекту и уровню исполнения смело могут называться произведениями искусства. Достаточно посмотреть один-два, чтобы проникнуться духом Alpha Centauri, ее таинственностью и тишиной и понять, что это тот редкий случай, когда серьезная научная фантастика приходит на монитор. Озвученные цитаты - один из многих элементов Alpha Centauri, сравнительно недавно появившихся в самой последней, четвертой части "Цивилизации". Напомню, что Alpha Centauri увидела свет в 1999-ом, а "Цивилизация IV" - в 2005-ом году.

Вторая деталь, о которой хочется рассказать, это Планетарный совет. Доступ к собранию осуществляется посредством кнопки в правом нижнем углу экрана. Строить не надо ничего. Но раз история Alpha Centauri начинается с убийства капитана корабля "Единство" Гарфилда и эвакуации остальных членов экипажа в спасательных капсулах, у вас не будет сначала радиочастот всех сторон. Только встретив чужие юниты или выменяв (выпросив) прочие частоты у уже известных соперников, вы сможете раз в 20 ходов-лет созывать Совет.

Совет - достаточно условный орган, но у него есть несколько важных функций. Общим голосованием по численности граждан решаются такие вопросы, как повышение или понижение уровня мирового океана спутниками, разграбление центрального реактора "Единства" (быстрая валюта для всех), принятие глобального торгового соглашения, отмена Хартии ООН по правам человека. Эта последняя будет портить вашу репутацию и навлекать экономические санкции, стоит вам использовать нервный газ при штурме вражеских городов или такие же драконовские меры для подавления восстаний дома. Поэтому тот, кто играет за Человеческий Улей или фанатиков сестры Мириам, наверняка захочет развязать себе руки.

Еще один важный вопрос - выбор губернатора Планеты. У Губернатора есть право вето на остальные меры, так что игрок, завоевавший это место, обретает значительную власть. Например, долгосрочная, но надежная стратегия победы в игре - стать Губернатором, дождаться, пока экологический ущерб начнет повышать уровень океана, а затем накладывать вето на попытки остальных спасти свои города запуском спутника. Морские базы возможны, но в целом неглупый AI редко вспоминает о них. Кроме того, уже выбранному Губернатором игроку куда легче накопить голосов для избрания себя Верховным Лидером и так достичь дипломатического триумфа.

Об экологической компоненте хочу упомянуть напоследок. По мере того как ваши крошечные колонии превращаются в стальные мегаполисы, выкачивая из Планеты всё больше энергии ради Проектов, юнитов, зданий и, возможно, экономической победы, ущерб окружающей среде растет. Среди горожан стресс создает всё больше недовольных, а Планета реагирует на язвы скважин и сосущие харвестеры-добытчики взлетом вулканов, взрывами грибковых спор, которые уничтожают индустриальные постройки, и роями всё более опасных хищников. Почему это происходит, объяснит сюжет, а уменьшат урон технологии, позволяющие добывать пищу и ресурсы из грибковых зон, гибридные леса, уменьшение потребления и панель "Социальной инженерии". Всё же на поздних стадиях игры вы можете угодить в своего рода ловушку, "озеленив" собственные владения, но будучи не в силах повлиять на жадных соседей. Мировые катаклизмы способны в конце концов толкнуть вас к войне ради спасения Планеты.

Подводя итоги, можно сказать, что Alpha Centauri надолго опередила свое время как стратегия. Игра оригинально, хотя и минималистично, выглядит и звучит, а остается в памяти как интерактивный роман о далеком будущем и том выборе, который предстоит человечеству - на Альфе Центавра или здесь, на Земле.
Автор обзора: temnix
Civilization II: Multiplayer Gold Edition, Sid Meier's Civilization II
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Sid Meier's Alpha Centauri.
+В августе 2000 года журнал PC Gamer оценил игру в 98%. До этого такого высокого рейтинга удостаивалась только Sid Meier's Civilization 2.
+Игроки в Civilization знают, что одним из способов победы в игре была космическая экспедиция на Альфу Центавра. Поэтому никто не удивился, узнав название нового проекта Сида Мейера.
+Alpha Centauri заняла 16 место в рейтинге 50 лучших игр по оценке читателей журнала PC Gamer.
+Игра признана лучшей стратегической игрой 1999 года.
+В большинстве компьютерных магазинов игра продавалась под девизом "идейное продолжение Civilization II".
+Sid Meier's Alpha Centauri получила следующие награды:
Лучшая стратегическая игра 1999 года, Academy of Interactive Arts and Sciences
Origins Award (Лучшая стратегическая игра года), 1999, GAMA
Лучшая походовая игра года, 1999, Gamespot
Лучшая походовая игра года, 1999, PC Gamer
Выбор редакции, 1999, PC Gamer
Награда "KICK ASS", 1999, Maximum PC
Лучшая игра 1999 года, Denver Post
"Лучшие игры 1999 года", Toronto Sun
2 nimeral

Скорее всего просто "повезло" с начальным расположением) При некторых раскладах после 20 ходов просто начинаю заново, потому что партия явно будет неинтересной.
Просто восхитительная пошаговая стратегия! Одна из лучших за все времена. И очень уж самобытная. Глубина игры и возможности просто поражают воображение. Я как-то показал другану контекстное меню терраформера, а потом подменю собственно "форминг", - у него челюсть отвисла! :))) Игра, реально, очень и очень особенная - как среди родичей по "цивилизационному" ряду так и вообще. Единственными минусами на мой вкус являются вырвиглазая цветовая гамма (ох какие красивые были после нее земные ландшафты третьей Цывки!) и отсутствие музыкальной составляющей (приходиться включать что-то атмосферненькое на фоне). Очень рекомендую всем без исключения любителям пошаговых стратегий.
Все там в порядке с агрессивностью al. Конечно, если очень сильно повезло очутиться на континете одному, это можно игнорировать (ну или при игре за Пиратов, но ведь море не безгранично, да и сушу надо захватить). Если нет, то враждебность будет постепенно нарастать, особенно если у тебя пакт с другой фракцией. А уж если не успеешь нарастить войска на границах или если они устареют... То игру можно начинать заново. Алиены враждебны практически всегда.
За этой стратегией ( как и за 7 kingdoms) можно проводить сутки напролет. О вкусах не спорят, но именно после Альфы Центавра любая часть Цивилизации смотрится очень упрощенной и построенной на ряде откровенных условностей.
Очень атмосферная игра, эффектно-мрачная с привкусом "как будто так и надо" - клонировать людей пачками, дабы обеспечить стремительный рост населения; залезать глубоко в человеческий мозг и подменять эмоции и сознание (во имя счастья индивида, разумеется); создавать методами генной инженерии "живых роботов", единственное назначение и цель которых - трудиться на фабриках; и т.д. и т.п.

Идея с фракциями тоже помогает погрузиться в этот мир. Поведение фракций, управляемых компьютером, зависит от самой фракции, и вам не удастся понравиться Капиталистам, если у вас плановая экономика, или Пиратам, если вы стремитесь к знаниям.

Но вот геймплей, на мой взгляд, подкачал. Море возможностей зачастую оборачивается одной-двумя оптимальными последовательностями строительства для всех городов (на данном уровне развития технологий). Море возможностей #2, открываемое "компоновкой" собственных юнитов, опять же, пригождается довольно редко.

Ещё хочется покритиковать ИИ за глупость и пониженную агрессивность. Последняя, возможно, объясняется тем, что серьёзная война у меня была только с Caretakerами (раса "чужих" с бонусом к защите=>не агрессивная) и с Пиратами (которых не интересуют города на суше). Но всё равно - своё огромное преимущество в воздухе, на море и в плане ракет они использовали крайне нерационально. Я почти всю игру не имел ни в каком городе больше одного юнита, потому что всерьёз обороняться не приходилось.

Мелкие придирки: чрезмерная рандомность (юнит-победитель и уровень его повреждений в схватке слишком сильно определяются случайностью, и недостаточно сильно - объективными статами юнитов); графика (стрёмноватая для 99го года); местами - лёгкость (с какого-то момента у меня и денег-энергии было навалом, и в плане технологий я всех обогнал лет на сто - и это на предпоследнем уровне сложности).

В общем, "сюжет" и атмосфера отменны, но для качества пошаговой стратегии это не определяющие факторы. Поэтому, несмотря на то, что поначалу игра меня практически восхитила, теперь, после одного прохождения, оцениваю её лишь на 6/10.