M1 Tank Platoon

M1 Tank Platoon
Жанр: Simulation
Разработчик: MPS Labs
Издатель: MicroProse Software
Год выхода: 1989
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.33 из 10
  • 2
  • 1
  • 5
Старый симулятор танка, посвящённый в сюжетном плане гипотетическому конфликту между странами НАТО и ОВД (Организации Варшавского Договора, если кто забыл). За какой из двух блоков мы играем – догадайтесь (выбора блока нет, что печально).

Под нашим управлением находится взвод из четырёх танков, непосредственно (в конкретный момент времени) мы можем управлять только каким-то одним, более того – выполнять в нём одну из трёх функций (либо механик-водитель, либо стрелок, либо командир экипажа). Вид при управлении танком в любом случае от первого лица. Также есть возможность переключаться на тактическую карту, где можно отдавать приказы другим танкам. У экипажей танков есть незначительные характеристики, которые увеличиваются в случае выигранных битв.

Карта боевых действий разделена на области (разумеется, довольно схематичные и условные). Каждой области соответствует конкретная миссия, в этой области всегда есть «синяя база» (наш «штаб») и «красная база» ("штаб" противника). Характер миссий в общем и целом может различаться: иногда нам нужно уничтожить вражескую базу (как итог), иногда – защитить свою, иногда миссия толком вообще не связана с базой, точнее, связана, но изначально цели миссии к базе не привязаны. Иногда встречаются ещё особые миссии по «эскорту» каких-либо других видов войск.

Понятие «проигрыш миссии» в данной игре условное – по крайней мере, применительно к миссиям наступательным. Даже если цели миссии были не выполнены, следующая миссия всё равно начнётся, но её характер будет в любом случае оборонительным. Тогда как если вы победили – то он уже может быть и вновь наступательным. Также необходимо отметить постоянно возрастающую трудность игры – каждая миссия независимо от её характера гораздо сложнее предыдущей; это объясняется тем, что вы всё глубже проникаете на вражескую территорию и сталкиваетесь с более мощным сопротивлением. То же самое, на самом деле, и в случае неудач – если начать проигрывать с самого начала (когда мы воюем в основном с пограничниками), то враги поймут нашу бездарность и слабость и начнут массированное наступление с мощными войсками. В любом случае, на полный выигрыш или проигрыш кампании даётся где-то около десяти миссий.

Отдельно также стоит остановиться на доступных единицах техники – дело в том, что в некоторых масштабных миссиях ваши силы не будут ограничены только четырьмя танками, и вы получите возможность командовать (а также управлять лично!) ещё целым рядом наземной боевой техники (тоже с видом от первого лица, танки в это время будут находиться под управлением ИИ). Авиацию также иногда можно вызывать на подмогу и даже командовать ей, но лично управлять – нельзя. Аналогично нельзя управлять и пехотными подразделениями – их обычно нужно только прикрывать.

Вид от первого лица, представленный в данной игре, считался во многом поистине революционным прорывом для своего времени. Понятно, что обзор был довольно сильно ограничен (мы ведь смотрим «из танка»), но даже то, что мы можем видеть, способно поразить очень и очень сильно – хотя бы то, что все объекты в игре (как ландшафт и строения, так и противники) полигональны! Поэтому если кого-то и смутит «скупость» графики в режиме тактической карты (которая, собственно, другой и не может быть, да и прорисована, кстати, очень чётко), то уж к графике режима боевого никаких претензий (особенно учитывая год выхода) быть просто не может.

Вердикт – сложный и умный «стратегический» симулятор танка, поэтому – только для ценителей жанра.
Автор обзора: kreol
M1 Tank Platoon 2
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Крайне недооцененная игра. К созданию сего симулятора вроде как приложил руку сам Сид Мейер, автор "великой и ужасной" первой "Цивилизации". В тот период были крайне популярны разные военные симуляторы только начинавшие осваивать 3D поприще. Но в большинстве танковых симуляторов того времени управлять надо было обычно только одним "непобедимым новейшим" танком или истребителем побеждая десятки вражеских, обычно советских, машин. Таковы например хитовые для своего времени "Abrams Battle Tank" и "F-19 Stealth Fighter" вышедшие всего на год раньше "M1 Tank Platoon". И в этом симуляторе всё наоборот. Во-первых, играть его надо именно из тактической карты. Да, можно сесть на место водителя, командира или стрелка в любом из 4-х машин, можно высунуться из люка и пострелять из зенитного пулемёта... С большим риском надо сказать, ибо любое попадание в танк в этот момент, лишает его командира (лучше использовать устройство управляющее пулемётом из командирской башенки, хотя обзор хуже, но риск меньше). Но всё это надо обычно эпизодически, чтобы полюбоваться, или чтобы уничтожить каку-нибудь цель вблизи танка, с которой ИИ по какам-то причинам не может справится. А все команды и контроль осуществляются именно со "спутниковой" карты на которй можно задавать разные команды танковому звену - двигаться быстро, двигаться медленно, стоять, стрелять или прекратить огонь, применять дымовую завесу, двигаться линией, колонной, клином, правым или левым уступом, пятиться отступая задним ходом и т.п. На самом деле каждая команда выполняется одним нажатием кнопки (иногда с шифтом, всегда есть "легенда" с подсказкой сбоку карты). Можно давать команды каждому танку в отдельности, это в особенности бывает нужно если один или более танков лишились подвижности (перебита гусеница либо убит водитель). В поддержку дают разные боевые единицы. Например могут дать 2-4 танков М60, они хоть и хуже "Абрамсов", но являются бесценными, поскольку у "вспомогательных" машин боекомплек неограничен. Да, "Абрамсам" даётся боекомплект из разных снарядов, но он заканчивается, и его бывает совсем не хватает на выпиливание всех вражеских машин, включая всякие газики-уазики, "Уралы", БРДМ и прочее - на всё это тоже надо расходовать снаряды (особенно если артиллеристы "Абрамсов" ещё не очень опытные), а хорошо окопанные на вершине холма танки вроде Т-72 или Т-80 вообще трудно поразить, бывает нужно много снарядов. Кроме того когда гибнут "впомогательные" бронемашины, вы не теряете своих с таким трудом натренированных танкистов, ведь после каждой выполненной миссии экипаж каждого танка (командир, водитель, заряжающий и стрелок) можно "прокачивать" раздавая награды и повышения (уровни примерно как в MechWarrior1 - плохишь, среднячок, хорошист и элита). Если танк погибнет, вам дадут новый, но с неопытным, необстреляным экипажем, что снизит его эффективность в разы. Самое слабое что могут дать в поддержку, это бронетранспортёры М113 с пехотой. Сами бронетранспортёры малополезны на поле боя и легко гибнут, поэтому их цель доставить пехоту в нужную точку и высадить её. После этого машина остаётся рядом, прикрывая пехоту пулемётным огнём, пока не заберёт пехоту чтобы перевезти на новое место, или не будет подбита. Сама пехота у обоих сторон без БТР или БМП передвигаться не может и будет удерживать те позиции, где окопалась после высадки. Пехота отнюдь не бесполезная сила, она крайне опасна для бронетехники и легко поражает её вблизи гранатомётным огнём, но едва-ли не более полезна против вертолётов и штурмовиков, легко сбивая их из ПЗРК (кроме этого из ПВО, обычно доступны лишь танковые зенитные пулемёты, да у "синих" крайне редко бывает мобильная ЗСУ М163 "Вулкан", а ещё штурмовики тоже могут вести воздушный бой, но это ещё более редкая ситуация). Часто танкам также придаётся артиллерия, миномёты, крупнокалиберная артиллерия или РСЗО. Артиллерия накрывает указанный квадрат (там происходит серия взрывов) и плюс этого в том, что вызывать такую поддержку можно неограниченное количество раз (с некоторым интервалом), поэтому она бесценна. Особенно чувствительна к артиллерийским обстрелам (даже миномётным) пехота, находящаяся вне БТР или БМП, а артиллерийский и ракетный обстрелы могут уничтожать даже легкобронированную технику (при прямом попадании, что бывает редко). Авиацию (вертолёт, штурмовик или у "синих" ещё есть разведывательный вертолёт), можно вызывать, если она доступна, в любой момент, но управлять ей нельзя. Вертолёт зависнет у одной из горных вершин или холмов и начнёт расстреливать вражеские машины ракетами, а штурмовик будет кружить над местностью, выполняя раз за разом заходы на цель и это будет продолжаться до тех пор, пока не закончиться боекомплект, или машина не будет сбита из ПЗРК. В первом случае авиацию через некоторое время можно будет вызвать опять, во втором кина больше не будет до конца миссии. Что до "красных", нельзя сказать что их вооружение и техника полностью идентичны "натовским" (учтёны даже различия состава и организациа бронетанковых соединений, всё это отображено в инструкции к игре), но в целом по силе они примерно равноценны "синим". На слабых уровнях игры, или при преодолении слабого эшелона обороны, противник является необстрелянным и вооружен старой техникой (Танки Т-55 или Т-62 например), но при столкновении с элитными частями, они вооружены лучшей техникой (Т-64, Т-72 и Т-80, а пехота вооружена РПГ-7 или РПГ-16, ПЗРК "Стрела-2" и т.п.). Впрочем, нахрапом не удасться "закидать шапками" даже новичков-срочников, фронтальная атака почти всегда черевата потерей машин, либо потерей последними мобильности, что зачастую равноценно. Тем не менее кампанию пройти можно, но сперва надо тренировать танкистов на учениях, в одиночных миссиях. Я считаю что этот симулятор очень лют, и его баланс действительно уникален. PC версию не портит даже отсутствие управления мышкой, хотя гонять "перекрестие" клавишами курсора приноровиться может не каждый, в целом это не трудно. Тем-же кто неосиливает, есть версии для Amiga или Atari ST, где реализовано полноценное управление мышью, хотя лично я люблю MS-DOS версию играть, по старинке.