1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

[Статья] Компьютерный переворот в шахматах

Тема в разделе "Авторская колонка", создана пользователем AndyFox, 19 ноя 2021.

  1. AndyFox

    AndyFox

    Регистрация:
    22 июл 2009
    Сообщения:
    3.655
    upload_2021-11-18_17-24-16.png

    Вообще, данная статья актуальна для всех логических игр, а не только лишь шахмат. Но здесь мы коснёмся темы начала доминирования в шахматах программного кода над человеческим умом. И если раньше человек обучал компьютер этой древней индийской игре, то теперь стало наоборот. Ни одного современного шахматиста международного уровня невозможно представить без компьютерного обучения и обращения к базе данных шахматных окончаний, просчитанной и сохранённой на сервере. Всю же игру, невзирая на полную информацию, рассчитать не представляется возможным — поскольку известно, что число различных позиций в шахматах больше, чем атомов в видимой вселенной.

    upload_2021-11-18_15-21-29.png

    История шахматных механизмов начинается в 1770-х годах, за 150 лет до появления компьютеров. Первые шахматные машины относились к разряду розыгрышей, поскольку таковыми скрытно управляли известные шахматные мастера. В 1912 году сконструирован первый настоящий шахматный автомат. По нынешним представлениям он был примитивным и умел разыгрывать только эндшпиль — финальную стадию партии, но ни один из мастеров того времени не смог выиграть у этого агрегата.

    upload_2021-11-18_17-51-13.png

    Дальнейший прогресс шахматного совершенствования электронно-механических агрегатов прервали две мировые войны. И поэтому следующий этап машинного обучения наступил лишь в начале 1950-х, когда появилось сразу несколько машин, зачастую играющих неполными комплектами фигур и/или по неполным правилам — без соответственно двойного начального хода пешек и взятия на проходе, а также рокировок. К 1960-м по всему миру начали появляться центры и энтузиасты создания и изучения шахматных алгоритмов. Чему немало способствовало то, что среди сильнейших шахматистов того времени преобладали математики, которые и формировали для компьютеров теорию и практику шахмат. Среди таковых заметно выделялись Бернштейн (пионер компьютерных шахмат, автор алгоритма компьютерной игры в 1957 году), Бронштейн (соавтор книги о борьбе человеческого гения против компьютерных программ), Ботвинник (руководил созданием шахматной программы «Пионер», автор рационализаторского предложения о компьютерном управлении экономикой); в дальнейшем эстафету подхватили чемпионы мира Карпов, Каспаров, Крамник и Карслен, часть из которых обладает именными шахматными программами, приложениями и даже компьютерами — Kasparov Chessmate, Play Magnus, Karpov Chess School. Начиная с середины 1960-х начали проводиться турниры между шахматными машинами, где ходы передавались операторами по телефону или радиосвязи. Первый официальный международный турнир среди шахматных машин, в котором приняли участие 13 машин из 8 стран мира, в 1974 году выиграла «Каисса», победив во всех партиях. Таким образом, Советский Союз обеспечил первенство как в человеческих шахматах (удерживаемых к тому времени более четверти века), так и машинных (в течение десятилетия — в партиях с 1967 по 1977 годы).

    upload_2021-11-18_18-53-16.png

    В 1997 году чемпион мира Каспаров проиграл шахматному суперкомпьютеру Deep Blue в матче-реванше (1 победа, 3 ничьих, 2 поражения); итоговый счёт 2½ — 3½ в пользу машины. За год до этого чемпиону удалось одолеть машину со счётом 4 — 2, да и в этот раз компьютер одолел человека лишь при помощи хорошо разбиравшихся в шахматах операторов, на ходу вносивших изменения в алгоритм просчёта, — о чём сам чемпион не преминул заявить на последовавшей пресс-конференции. Однако IBM отказалась от дальнейших соревнований, посчитав миссию выполненной.

    upload_2021-11-18_15-33-13.png

    upload_2021-11-18_15-36-4.png

    Однако это касалось лишь специально собранных для шахматных турниров суперкомпьютером и мейнфреймов, которые ещё с 1982 года на примере программно-аппаратного комплекса Belle играли в силу мастера.

    upload_2021-11-18_15-28-57.png

    Что касается шахматных программ, про образец которой сейчас идёт речь, то здесь человеческий разум сопротивлялся несколько дольше. В 2002 году Крамник свёл вничью матч против Deep Fritz, а в 2003-м Каспаров сыграл вничью матчи против Deep Junior и X3D Fritz. В 2005 году команда компьютеров (Hydra, Deep Junior и Fritz) обыграла со счётом 8½ — 3½ команду шахматистов, в разное время побывавших чемпионами мира (Топалов, Пономарёв, Карякин). И, наконец, в 2006 году чемпион мира Крамник был побеждён программой Deep Fritz со счётом 4 — 2.

    upload_2021-11-18_15-44-56.png

    upload_2021-11-18_15-50-31.png

    А в 2017 году DeepMind выпустят AlphaZero — самообучаемый шахматный алгоритм, способный за несколько часов игры с самим собой превзойти гроссмейстеров. Лучшие шахматисты планеты во главе с чемпионом мира Карлсеном пытаются взять планку в 2900 пунктов ЭЛО, в то время как шахматные движки, в числе которых StockFish, уже превосходят 3500 пунктов. Разница между чемпионом мира и замыкающим списка 100 сильнейших шахматистов составляет порядка 200 пунктов, в том время как до силы движка чемпион не дотягивает более 600. Эволюция шахматного мастерства, занявшая у человечества со времени установления международных правил в XV веке приблизительно 600 лет, у компьютеров прошла примерно за 60 — с момента написания первой подобной программы в Лос-Аламосской лаборатории в середине 1950-х.

    upload_2021-11-18_15-52-22.png

    upload_2021-11-18_15-53-18.png

    Завершая статью, напоминаю, что на этом сайте можно найти шахматную игру по душе, причём в различных вариантах; да и про настольные игры в общем. И, как сказал классик, шахматы — гимнастика ума!

    upload_2021-11-18_16-7-35.png

    upload_2021-11-18_16-2-15.png
     
    Последнее редактирование модератором: 19 ноя 2021
    Revolter, id0, Dimouse и 15 другим нравится это.
  2.  
  3. compart

    compart

    Регистрация:
    23 фев 2008
    Сообщения:
    4.302
    Еще одна отличная статья... так и просящаяся в бумажный (или электронный) журнал...
    Таких статей ведь уже не на один выпуск OldGames журнала набралось!
     
    AndyFox нравится это.
  4. пз18

    пз18

    Регистрация:
    28 июл 2009
    Сообщения:
    590
    С удовольствием прочитал, спасибо автору!
    Пару слов о Ботвиннике - он, помимо того, что был гроссмейстером и компьютерщиком, также был очень крупным специалистом в области электрических машин (Лениградский политехнический институт). В частности, он очень много сделал для развития теории и практики специфического подвида синхронных генераторов - асинхронизированных синхронных машин. Вот такой был многосторонний человек.
     
    Последнее редактирование: 19 ноя 2021
    MrFlibble, unreal doom, bvedargh и 2 другим нравится это.
  5. TheLightBringer

    TheLightBringer

    Регистрация:
    9 июл 2012
    Сообщения:
    8
    Про рейтинг ЭЛО чушь, он определяется не по качеству игры, а по количеству выигранных игр с оппонентами. Если у алгоритма нету соперников, то его рейтинг будет неограниченно расти вверх. Это не означает, что алгоритм аж на целых 600 очков лучше играет, чем лучшие чемпионы. Это просто значит, что алгоритм может провести больше игр, чем оппоненты-люди
     
    MrFlibble, Gunslinger7 и AndyFox нравится это.
  6. rakinnl

    rakinnl

    Регистрация:
    22 янв 2022
    Сообщения:
    20
    Шахматы являются одной из самых быстрых стратегических игр (максимум 10 минут на партию в блиц) благодаря:
    - изначально небольшому и сокращающемуся в процессе игры числу юнитов;
    - компактному игровому полю;
    - необратимости хода пешки;
    - правилу ничьей в случае трёхкратного повторения позиции или невозможности поставить мат;
    - рокировке и двойному первому ходу пешки;
    - шахматным часам.
     
    AndyFox нравится это.
  7. myhouse_1991

    myhouse_1991

    Регистрация:
    22 авг 2010
    Сообщения:
    68
    То, что комп соперник влегкую обыграет человека в шахматах говорит только о том, что игра слишком просто сделана. Но оно и понятно для тех годов в силу ограничений реальной жизни. Сделали бы постройку баз, добычу ресурсов, создание юнитов и так далее было бы слишком муторная и долгая игра, поэтому делали упрощения, без учета легкости обучаемости для компьютеров. Но чтобы в 2022 до сих пор он был топовой игрой для гимнастики мозгов… Если только комп забрали и электричество пропало, что возможно только если попали внезапно в ситуацию как в Fallout.

    Стоит заметить, что в RTS стратегиях при сложном уровне сложности не ИИ умнее становится, а он тупо становится читером. Почему? Да потому что сложнее сделать ИИ умным в такой игре, чем в шахматах. Что-то не видел, чтобы ИИ тренировали в какой-нибудь RTS игре. В шахматах это сделать проще и должны возникать сомнения, насколько это игра глубокая, если комп слишком быстро учится на непобедимого мастера, в отличие от RTS жанра игры.
    --- добавлено 28 янв 2022, предыдущее сообщение размещено: 28 янв 2022 ---
    Я все-таки за то, чтобы шахматы эволюционировали в что-то более сложное, а не были статичной картой со статичными наборами юнитов, который ИИ может влегкую просчитать все случаи жизни и влегкую победить человека
    Screenshot_20220128-214529_Age_of_Strategy.png
     
    bvedargh нравится это.
  8. rakinnl

    rakinnl

    Регистрация:
    22 янв 2022
    Сообщения:
    20
    Насколько мне известно, просчитать все случаи жизни удалось пока только в шашкахOfftop
    при правильной игре обеждают чёрные
    .
    Шахматы эволюционировали из игры в солдатики в игру, которой человек учится всю жизнь, но так и не достигает совершенства, потому что сложность игры превышает человеческие возможности.
    Компьютер победил человека в шахматах не потому, что игра проста, а потому, что она хорошо подходит для компьютера.
    А вот в футбол андроиды людей обыграть пока не могут.
    В двадцатом веке шахматы напоминали науку: побеждал тот, кому удалось глубже всех просчитать какой-нибудь вариант и спровоцировать соперника сыграть именно этот вариант.
    В двадцать первом веке шахматы напоминают школу: какой компьютер сможет лучше натаскать несмышлёного человечка к петушиным боям.
    Это уже не так интересно, потому что борьба обучающих компьютеров не видна зрителям.
    Интересной была бы игра пара на пару: умный комп и глупый чел против такой же смешаной пары.
    Есть много вариантов усложнения шахмат и вот некоторые из них:
    - шахматы вслепую;
    - алкошахматы (взял фигуру - выпей её и играй дальше, если сможешь) ;
    - шахматы Фишера с произвольной начальной расстановкой фигур (что в разы усложняет дебютную теорию);
    - различные варианты шахмат на троих (с возможностью создания альянсов) ;
    - четверные шахматы пара на пару (с каждой стороны обычной доски добавляется по 3 на 8 клеток, на новых краях доски расставляются по два набора шахмат в традиционной расстановке. Уперевшиеся друг в друга пешки могут перепрыгивать через пешку партнёра, заматованный набор фигур не ходит, но и брать эти фигуры нельзя, игра заканчивается заматованным состоянием обоих партнёров).
    Но ни один из этих вариантов не завоевал популярности, хотя бы сравнимой с популярностью обычных шахмат.
    Почему?
    Наверное потому, что усложнение правил и добавление юнитов не всегда делает игру интереснее.
     
    id0, AndyFox и bvedargh нравится это.
  9. AndyFox

    AndyFox

    Регистрация:
    22 июл 2009
    Сообщения:
    3.655
  10. id0

    id0

    Регистрация:
    7 авг 2010
    Сообщения:
    668
    Какая чушь.

    Абсолютно верно. Я бы ещё добавил, что это не делает её ни глубже, ни лучше. Например сколько шутеров вышло за последние двадцать лет? А люди до сих пор гоняют в старые дум и кваку. И вовсе не из за ностальгии, а потому что просто, понятно и идеальный баланс - нет ничего лишнего, всего этого мусора, который сейчас любят всюду пихать, типа прокачки. Постройка базы в шахматах, я со смеху помру сейчас :D
     
    AndyFox нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление