Разработчики очень любят делать сиквелы. И к плохим играм, и к хорошим. Иногда даже замахиваются на святое: на игры шедевральные. Зачастую результат оставляет желать много лучшего: сколько серий погибло после второй или третьей части (впрочем, иногда доходят и до девятой), даже вспоминать не хочется. Показателен пример Unreal: все было отлично. Подкрутите новую графику, оставьте драйв – и вот, Unreal 2 – любимец публики. Но авторов увело куда-то в сторону – в конечном счете мы получили короткий шутер с крохотными уровнями и пустыми, растягивающими игровое время диалогами. Монолит и Fox Int. изучили многочисленные промахи своих коллег и сделали, о, чудо, сиквел, который вышел как минимум не хуже оригинала. Это первый реальный пример игрового сериала, когда вторая часть вышла столь замечательной. И в голову приходит крамольная мысль: да разве могло быть иначе?..

No One Lives Forever 2: A Spy in H.A.R.M.'s Way.
(в России игра издана под названием Никто не живет вечно 2: С.Т.Р.А.Х. возвращается)

[​IMG]

Насколько я помню, в прошлый раз мы остановились на том, что очаровательная шотландка, агент английской службы UNITY разбиралась с международной преступной группировкой H.A.R.M. Кейт Арчер, конечно же, вышла победительницей из этой схватки, но как выяснилось, победа в битве не означает выигрыша в войне. Выполняя рядовое задание в Японии, Кейт узнает, что H.A.R.M. замыслил очередное злобное деяние. На сей раз мир будет захвачен не сразу, а после ядерной войны, которую и спровоцирует H.A.R.M., развязав войну между СССР и США.

Сюжет для такого рода игр и фильмов – рядовой. Как и прежде, NOLF2 без всякого стеснения высмеивает все, что только можно высмеять. Руководитель крупнейшей преступной организации в мире постоянно оправдывается перед своей матерью, два бандитских прихвостня на посту обсуждают свои семейный проблемы, а ниндзя-убийца делится со своей подругой страшной тайной: сегодня у нее свидание, а ей нечего одеть. А объяснение того, почему настоящей ниндзя не нужны часы достойно внесения в учебник по софистике. Стоит ли удивляться, что у нашего старого знакомого, профессора, которого мы выкрали у H.A.R.M. еще в прошлой части, на рабочем столе в штаб-квартире UNITY рядом с томом по генетике лежит учебник «Наука для чайников». Ну, а захватывающие дух погони, в которых основным оружием является банан, украденный с ближайшего прилавка, – вообще дело привычное. Подумаешь.

Как вы поняли, NOLF2 нисколько не растеряла своего шарма и юмора, а даже наоборот – прибавила. Серьезнейший шутер от первого лица просто переполнен до краев различными шутками и подколами. После погони на детском трехколесном велосипеде по узким улочкам Калькутты за одним из злодеев, аналогичные действа из Call of Duty или Medal of Honor будут казаться как минимум… неинтересными. Шутер – самый разудалый жанр на ПК, а NOLF2 – один из самых разудалых шутеров.

Все это веселье будет происходить на протяжении 15 этапов – надо отметить, что игра стала значительно короче, что, впрочем, вовсе не пошло ей во вред. Главное – это вовремя закруглиться и NOLF2 это удалось. Первая часть, в сравнении с сиквелом, была довольно нудна: лихие полеты без парашютов сменялись длительными рутинными прогулками на свежем воздухе. Да, игра была хороша, но NOLF2 стала гораздо динамичнее, игрок ураганом проносится по всем локациям и в конце с сожалением смотрит титры.

Впрочем, иногда приходится убавлять пыл. Как и прежде, в NOLF2 имеются элементы stealth. Если от преследователей удастся оторваться – прячьтесь в ближайшем темном углу и враг не заметит героиню до тех пор, пока не споткнется о Кейт. Трупы врагов можно перетаскивать в укромные места с целью дальнейшего их обыска: злодеи хранят в своих карманах амуницию, пластины для бронежилета, аптечки и мусор, который применить никак не удастся. Например, фотографии своей семьи… Да, авторы пошли по пути упрощения игрового процесса: насколько вы помните, в NOLF нельзя было восстанавливать потерянные очки жизни и приходилось постоянно разыскивать бронежилеты, теперь, в случае, если броня уже пробита, можно спокойно заправиться очередной аптечкой и топать дальше по своим важным шпионским делам. Правда, если противник вас заметит и поднимет тревогу – готовьтесь отражать нападения толп ниндзя, солдат советской армии или еще каких-нибудь служителей зла. Да, и снова авторы пошли по неведомому доселе пути: на некоторых уровнях подмога будет приходить столько раз, сколько раз будет поднята тревога и единственный способ справиться с этими легионами злодеев – перебить всех штатных сотрудников H.A.R.M. на уровне. Но иногда даже это не помогает и дозорные начинают нагло респауниться у нас за спинами – тогда-то и приходится завязывать с бесшабашным экшеном и начинать прятаться в тени и искать плохо запертые окошки…

[​IMG]

Нам вновь предстоит побывать во многих уголках мира: США, СССР, Япония, Индия, Антарктика… причем (почти) в каждом регионе нас будут ждать новые враги и новые шутки. Особенно запомнился дневник продавца пылесосов, из которого H.A.R.M. пытался сделать двойника Гудмэна. В пересказе его монолог звучит примерно так: «День первый. Я – настоящий секретный агент! Я выгляжу как секретный агент, хожу как секретный агент, я улыбаюсь как секретный агент. Но у меня до сих пор нет девчонки. Я просто уверен, что у настоящего секретного агента должна быть длинноногая блондинка. Надо сказать об этом боссу… День третий. Да! Наконец-то! Я больше не девственник! Конечно, многим она показалась бы… не очень привлекательной, но мне она понравилась…» Стоит ли говорить, что H.A.R.M. устранил этого агента как не способного принести какую-либо пользу…

Враги в игре особо не поумнели: как были хитры и ловки, так и остались. Солдаты перебегают от укрытия к укрытию, периодически занимая позицию «упор-лежа», ниндзя скачут по крышам домов, уворачиваясь от пуль, ну, а… кое-кто проходит вовсе не там, где разработчики расположили дверь, а там, где ему удобно. Противники стреляют метко и в целом ведут себя довольно разумно – сплошное удовольствие отстреливать таких злодеев. Общее впечатление портится в виду наличия в игре советской военной базы. Листки с армейскими шутками, дембельский альбом… а ведь на пути неукротимой шотландки могли оказаться и мы с вами…

Да, нам снова предстоит собирать различные документы, записки и фотографии. Мы будем искать медные проволочки, запасные лампы, ведра и краны. Нам предстоит поучаствовать в миниатюрах «Кейт Арчер тушит пожар», «Кейт Арчер чинит проводку», «Кейт Арчер – плотник» - и все это во время боевых действий. Активные деструктивные операции сменяются тихими (до поры до времени) рейдами в лагерь врага. Иной раз и вовсе не придется применять оружие – такие ограничения накладываются начальством. Да и уровни обязывают: улочки Калькутты полны прохожих – UNITY не к лицу устраивать массовые побоища, ну, а секретная полярная станция выполняет одну очень важную функцию: создает у игрока ощущение, что «что-то здесь не так». В общем, за выполнение различных заданий и прочтение секретных документов мы получаем очки опыта, которые вольны потратить на развитие у Кейт жизненно важных навыков. На все пункты опыта не хватит, поэтому только вам решать что важнее: длинная полоска жизни или брони, меткая стрельба или большой боезапас, быстрый и тщательный осмотр трупов или более эффективное применение спецсредств.

Надо сказать, что шпионский арсенал Кейт явно уменьшился. Из старых знакомых – только автоген. Все прочие устройства ушли в небытие – встречайте шифровальную пудреницу и гробокота. Оружия также стало заметно меньше: это не касается автоматов, которых в игре аж 3 штуки, но в остальном… Есть, правда, уйма различных гранат и спецпистолет с дротиками различного действия: усыпляющего врагов, отключающего камеры и помечающего дозорных маячками, после чего те начинают отображаться на нашем компасе. Особенно учитывая тот факт, что теперь мы не вольны выбирать спецсредства и оружие перед заданием. Вот такие дела.

[​IMG]

Графика… То, что сотворил LichTech, сложно описать словами. Почти настоящие, живые люди почти по-настоящему двигаются и жестикулируют. Банальное открывание рта одновременно со словами, которые, якобы, из этого рта и произносятся – лишь верхушка айсберга. А ведь еще есть мимика – различные гримасы, которые строят персонажи, язык жестов, на котором завязаны несколько уровней в игре… А то, что делает арбалет с телами врагов… Нет, это не куклы а-ля Unreal 2, это настоящие, живые люди. Одним словом, красота. Яркие краски, красивая, стильная картинка (впечатление «детскости» улетучивается сразу же после убиения первого противника. Кровь есть и не сказать, что ее мало). Но лучше всех, конечно, выглядит сама Кейт, которая периодически попадает в кадр во время роликов на движке игры. Самая лучшая модель NOLF2 – однозначно. Иногда даже становится жаль, что такую красоту мы видим только в катсценах. Надо отметить, что они стали еще интереснее, чем в NOLF (где, помнится, несколько раз были ролики, происходившие в кабинете начальства. Длинные, неинтересные диалоги… почти после каждого задания) Нам больше не надо выбирать вариант ответа в разговоре, но этого и не требуется – игра хороша сама по себе, подобные примочки не к лицу серьезным шутерам. Unreal 2 доказал это на собственной шкуре… Единственное, что мне не удалось найти в игре – зеркало, в котором отразилась бы главная героиня. Помните те по-детски счастливые моменты, когда мы видели в больших зеркалах туалетов отражения Дюка? Точно так же (и даже лучше) и Кейт на максимальных настройках отражалась в зеркалах в офисах Dumas в NOLF. В NOLF2 этого нет. Почему?..

Звук в игре снова на высшем уровне. Все стало еще лучше, чем было: крики, выстрелы, шипение разрезаемого металла – все на высшем уровне. Музыка стала еще лучше – для каждого региона, в котором нам предстоит побывать, подобраны свои мотивы и мне кажется, что завывания балалайки в Сибири получились очень и очень стильными (кстати, обратите внимание на мех местных зайцев. К вопросу о том, насколько естественно выглядит мех в различных шутерах).

Но нельзя считать описание NOLF2 полным, если не упомянуть самый важный для нас, россиян, момент. Игра издана на русском языке. Озвучены все персонажи и переведены все возможные титры, ролики и текстуры. У меня такое подозрение (впрочем, ничем не подкрепленное), что некоторые приколы в игре были доведены до ума локализаторами, в частности, армейские шуточки, которые мы найдем на базе в СССР. Все персонажи великолепно озвучены: слова совпадают с движениями губ, все шрифты такие, какими их и задумали авторы, ситуаций, когда текст не влезает в рамку – нет (вспоминаются Проклятые Земли: в отечественной игре в некоторых местах не умещалось описание на родном для проекта языке). Ребята из SoftClub постарались на славу: в процессе игры создается впечатление, которое сродни просмотру отлично продублированного блокбастера. Отличный перевод, который сохранил тонкий юмор оригинала. Пять баллов – однозначно.

[​IMG]

Сирота с двенадцати лет по прозвищу «Лиса» вновь говорит нам «до свиданья». И на этот раз, это звучит как «прощайте». С момента выхода этой великолепной игры прошло уже пять лет, но из стана разработчиков и издателя нет ни единой новости о разработке No One Lives Forever 3. Это, в общем-то, неудивительно, если вспомнить «агента Джека», который попытался срубить побольше денег на имени уважаемой нами шотландки. Получилось нехорошо и с тех самых пор о NOLF3 нет ни единой весточки. Будет очень жаль, если окажется, что С.Т.Р.А.Х. на этот раз был окончательно уничтожен.


Автор: katarn
Дата: 10.08.2007

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей