…И я молю, чтобы это святое причастие
стало бы мне не приговором,
а спасительным знаком прощения…
…Да будет оно мне оружием веры
и щитом доброй воли…​


Warhammer 40 000: Dawn of War II – Retribution

Апокалипсис на днях

[​IMG]
В принципе, диалоги получились неплохими и у гвардейцев.
Инквизитор, правда, старательно делает вид, что нам неизвестно самого начала, кто является главным злодеем дополнения.

Десять лет прошло с тех пор, как доблестные Кровавые Вороны сокрушили силы Хаоса в Аврелии и попутно извели предателей в собственных рядах. Но над разрываемым на части ксеносами и хаоситами подсектором нависла новая, пожалуй, самая страшная угроза: святой Инквизиции, похоже, надоело читать отчеты, в которых сообщается о стремительном распространении ереси среди местного населения, императорской Гвардии и даже самого Космодесанта. Разбираться с чужаками уже, кажется, бессмысленно: Аврелия стала оплотом еретиков, а значит, экстерминатус неизбежен.

Всё складывается крайне неудачно. Космодесантник Диомед, знакомый игрокам по предыдущему дополнению, продолжает сражаться с еретиками, не желая замечать рога и хвост, торчащие из-под униформы Магистра ордена Кровавых Воронов Кираса. Эльдары, как обычно, слишком горды, для того чтобы объяснить простым смертным, чем же они таким занимаются на Тифоне, на котором вновь поднимают голову уничтоженные (казалось бы) десять лет назад тираниды. Неунывающий Элифас заручился поддержкой Абаддона, возжелавшего умыться кровью всех Кровавых Воронов. Даже тех, что впали в ересь. Как обычно, совсем не в тему прилетели орки: они хотели совершить набег на столицу подсектора, но их летало бухнулось на кусочки в другом месте и таперича надыть надавать по шапке виноватому.

Узнав о приближающемся флоте инквизиции, Ангелос просит свою старую знакомую из Ордо Еретикус – инквизитора Адрастию – разобраться в происходящем и (если получится) отложить уничтожение подсектора. Удастся ли это инквизиторше или нет – большой вопрос, но помогать ей в изучении Аврелии будут силы императорской Гвардии. Боеспособность гвардейцев и в обычных-то обстоятельствах вызывает определенные опасения, а в условиях мятежного подсектора так и вовсе не приходится надеяться на почти полностью погрязшую в ереси Гвардию, поэтому для наведения порядка вместе с инквизитором в Аврелию прибывает лорд-генерал Кастор…

Шесть раз отмерь

[​IMG]
На невысоких уровнях сложности особой тактики не требуется.
Проходить повторно, но на высшем уровне сложности, скорее всего, не захочется.

Поначалу весьма интригующий сюжет скрывает один страшный-престрашный секрет. Хотя тут нет регионов одной конкретной планеты, как в Dark Crusade, да и сами планеты (как в Soulstorm) захватывать не придется, все шесть кампаний, по сути дела, мало чем отличаются друг от друга. Действие происходит на одних и тех же картах, меняются разве что персонажи. На общем фоне немного выделяются тираниды – у них всего один «герой». Оркам достались самые забавные диалоги, космодесанту – самое вменяемое повествование. Возникнет ли желание перепроходить все полтора десятка обязательных и необязательных миссий еще раз, но за другую сторону? У большого фаната Warhammer 40k и сингла Dawn of War – может быть.

У каждой стороны есть четыре героя: один из них считается «главным», остальных после нескольких вводных заданий можно на миссии не брать, заменяя их отрядами пехоты или техники. Впрочем, практика показывает, что иногда лучше взять одного «уникального» бойца, нежели толпу гвардейцев, которых в случае их смерти придется покупать еще раз. В Retribution замелькал призрак оригинальной игры – Dawn of War под номером один – появились «ресурсные» точки, за счет которых можно приобретать подразделения. Сильно разгуляться не дадут, но после предыдущих двух частей прогресс очевиден. Лучше поздно, чем никогда.

Герои прокачиваются очень быстро – в игре всего десять уровней. За каждый уровень дают одно распределяемое очко, которое можно вложить в развитие одной из трех веток умений по пять способностей в каждой. «Пустых» ячеек больше нет, поэтому каждое очко наделяет персонажа какими-нибудь способностями. Удобно. Сами персонажи получились… разными. Видимо, в Relic не успели или не смогли придумать диалоги для всех действующих лиц: если в одних случаях всё можно списать на «так и задумано», то гробовое молчание *вроде бы* (второстепенного) героя кампании за Гвардию – лорда-комиссара – объяснить довольно сложно.

Вакханалия

[​IMG]
Как минимум две миссии вызывают уважение к труду дизайнеров карт.
Остальное... так себе.

Самым очевидным образом наличие новой расы – гвардейцев – сказалось на многопользовательской игре. Хотя я никогда не являлся поклонником сетевого режима Dawn of War 2, а до специалиста по хоть какой-нибудь расе Retribution мне еще очень далеко, многопользовательская игра (в общем-то, не то чтоб сильно изменившаяся со времен DoW2) понравилась даже мне. Режим «последний рубеж», в котором отряд из трех героев должен продержаться под ударами двадцати волн противников, превратился в соревнование «кто быстрее установит турель». Играть за эльдарскую видящую, орка и даже космодесантника не так сподручно, как за тиранида, гвардейца и хаосита: перекос очевиден. Последние могут вызвать такую толпу «поддержки», что способность видящей одним заклинанием разорвать на части десятки противников кажется не особо-то и актуальной. Впрочем, даже если утыкать карту турелями и отрядами огринов, победа игрокам еще не гарантирована: как и всегда в сетевых режимах, конечный результат гарантируется прямотой рук, а не массой «мяса», вываленного на противника.

Это особенно заметно в обычных сражениях, например, 3х3. Окопавшегося гвардейца довольно сложно выбить из-за стены турелей, которыми он обнес ключевую точку (суть режима – захват этих точек; у кого меньше точек – тот теряет очки; кто потерял все 500 очков – проиграл), но для игрока, хорошо знающего свою расу, это не проблема. В отличие от «последнего рубежа», обычная мясорубка кажется гораздо более сбалансированной: игроки с примерно одинаковыми способностями в плане мультиплеерных баталий зачастую превращают в принципе не шибко большие карты в натуральную Курскую дугу. В этом смысле немного сложнее играть, например, за ту же гвардию: орки и эльдары любят рукопашный бой, а гвардейцы его особо-то не жалуют, зато если удастся скопить огромное количество очков, то на поле боя выкатывается огромный «бейнблейд». Последний, кстати, далек от канонических тринадцати метров в длину, но подобная махина, пожалуй, не уместилась бы на местных картах.

Retribution дружит только со steam, поэтому с одной стороны играть удобно, с другой – не перестаешь удивляться тому, что онлайн находится пять тысяч человек, а игроки для схватки 3х3 ищутся уже более десяти минут. Сетевые режимы не ММО игр всё больше напоминают, уж извините, MMORPG: поход во всё тот же «последний рубеж» с незнакомыми людьми (да еще и невысокого уровня) сулит множество неудобств и скорое поражение, а завести толковых «друзей» не так-то просто. Многие (в том числе и для кооперативного режима) настаивают на применении микрофона. Простота и удобство, с которым когда-то выносились базы зергов и террористов в 90-х на компьютерах без колонок, в принципе, уходят в небытие.

"Млтизагрузочый тилепорт"

[​IMG]
Персонажи смотрятся неплохо.
Земля - посредственно.

Локализация вызывает недоумение в квадрате. С уже хорошо знакомыми голосами актеров озвучки смириться несложно. Непонятно только лишь одно: как в XXI веке можно выпускать текстовый перевод уровня кустарной самодельщины середины 90-х? Названия объектов частенько не соответствуют описаниям (или наоборот), а загрузочные экраны пестрят всеми видами ошибок: пропуск букв и банальное «а» вместо «о» могут встретиться в одном слове, причем в той же фразе наверняка найдется еще парочка-другая ошибок. Зато «Бука» приготовила целых четыре варианта «обычного» издания – выбирайте, кто вам милее, какие внутриигровые бонусы больше приглянутся, какой магнит прилипнет к холодильнику и чей плакат повиснет на стенке…

Хотя многие почему-то именуют Retribution самой красивой RTS современности, я с таким утверждением в корне не согласен. Нет, мне, конечно, нравится, как тяжелая техника утюжит жилые постройки, нравятся волшебные вихри и прочие спецэффекты. Модельки персонажей тоже нравятся, хотя при ближайшем рассмотрении впечатление смазывается за счет посредственных текстур земли и окружающих поверхностей. Но. Во-первых, Starcraft 2 мне, извините, милее. Может, картинка местами не так впечатляет, зато на экране мелькают десятки бойцов, тут и там что-то взрывается, а ролики на голову выше своих аналогов из Retribution (особенно тех, что «на движке»… кстати, пункт с роликами в главном меню называется «кинематика»…). Во-вторых, я искренне рад за тех, кто считает, что пяток юнитов и два десятка ключевых точек – это светлое будущее жанра RTS. Starcraft 2 (во всяком случае – первая его треть) наглядно продемонстрировал, что так думают далеко не все. Да, в принципе, залежи полезных ископаемых – это те же контрольные точки, а армии различаются только масштабом. И всё же.

Угадай кто

[​IMG]
Уничтожать базы друг дружки практически бессмысленно:
основные бои в сетевой игре разворачиваются за точки влияния.

Что дальше будет – пока непонятно. Dawn of War 3, третий адд-он к Dawn of War 2 или, чем черт не шутит, Homeworld 3? Relic не делает плохих игр, но от их проектов по Warhammer 40k лично у меня остается горький привкус разочарования начиная, эдак, с Soulstorm. Одиночный режим-отписка, «разные кампании», сделанные (в лучшем случае) по одному шаблону, упор на сетевую игру (что не является недостатком, но об этом ниже), постоянные перетасовки рас и представление виденных пять лет назад фракций в качестве «совершенно новых и уникальных сторон конфликта». Starcraft 2, который, как известно, также ориентирован на сетевую игру, не брезгует интересной (и продолжительной!) одиночной кампанией, перипетии сюжета которой хочется переживать снова и снова. Relic к данному вопросу подходит несколько более… коммерчески, что ли. Остается надеяться, что их лучшая синглплеерная игра всё же впереди: признаваться себе в том, что самый приличный их проект для игроков-одиночек вышел много лет назад, как-то… не хочется.


Автор: katarn
Дата: 01.04.2011

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей