Обзор был опубликован в последнем номере нашего журнала Old Games: https://static.old-games.ru/utils/Old_Games_01_2017_small.rar


Жанр:
Interactive Fiction (Text Adventure)
Разработчик: Level 9 Computing, Ltd.
Издатели: Firebird Software [Telecomsoft] - USA, Rainbird Software [Telecomsoft] - Rest of the World
Время выхода: 1986-1987
Платформы: Amiga, Amstrad CPC, Amstrad PCW, Atari 8-bit, Atari ST, Commodore 64, Macintosh, MS-DOS, MSX, ZX Spectrum

[​IMG]
Давным-давно, во времена второй эпохи, были пройдены три достойных квеста, и мощь, таящаяся в них, была похоронена, как Святогор, в каменном гробу, покрытом железными обручами. Но теперь ей снова дали волю, что может означать только одно — ученица тёмного чародея Тель-и-Кома (Tel-E-Com), не то Дожж-птица (Rainbird), не то Жар-птица (Firebird), лицензировала у Level 9 трилогию Middle-Earth и выпустила её в ничего не подозревающий мир.

«Он попытался подняться, но не смог, — новая раскалённая вспышка боли пронзила его голову и отдалась глубоким постукиванием в висках. Глаза ослепил яркий свет, хотя они и были закрыты; веки отяжелели от усталости, исходящей из глубин измождённого тела.»

[​IMG]
Нет, это не автор после неудачной тренировки (по шахматам), это первые слова рассказа, сопровождающего переиздание трёх игр, входящих в Middle-Earth Trilogy, под одной обложкой — Colossal Adventure, Adventure Quest и Dungeon Adventure. Все они вышли раздельно в 1983 году. Есть ли кто-то, кто не знает эти текстовые квесты? Что ж, в 1986 году тройню до некоторой степени отполировали, после чего она обрела новую жизнь — обзавелась минималистичной векторной (но цветной!) графикой Джеймса Хорслера (James Horsler), расширенными описаниями, продвинутым парсером, который мог справиться с командами, состоящими из нескольких предложений, и уже упомянутым 64-страничным рассказом Питера МакБрайда (Peter McBride). А потому как по юридическим причинам от всех (ну, почти всех) отсылок к Средиземью было решено избавиться, то сменили ещё и название на Jewels Of Darkness, которое, видимо, должно следовать стародавней традиции — простое, эффектное… а также незапоминающееся и вызывающее в памяти что-то ещё (на DS, кстати, есть игра Chicken Hunter: Jewel Of Darkness).

Игры связаны друг с другом тем, что всё их действие происходит в таинственных пещерах, которые, несмотря на своё недоброе влияние на окрестности, каким-то образом избежали чистки воинами света.

[​IMG]

На самом деле трилогия восходит корнями к самой заре приключенческих игр. Colossal Adventure — прямой потомок мэйнфреймовой Colossal Cave Adventure (иначе ADVENT, Colossal Cave, или Adventure), созданной Уильямом Кроутером (William Crowther) как симулятор спелеолога ещё в 1976 году и дополненной сказочными элементами Доном Вудсом (Don Woods) в 1977-м. Она была настоящим проклятием для всех студентов-компьютерщиков конца 1970-х и начала 1980-х. Видимо, братья Остины (Austin brothers) были в их числе, так как основой одной из своих первых игр они сделали добросовестную переработку этого «проклятия», добавив в конце игры ещё 70 локаций (и, слава богам, они оставили XYZZY). Также это была первая игра, использующая интерпретируемый язык программирования А-код, разработанный при помощи Эндрю Дили (Andrew Deeley). Благодаря ему игру было легко портировать на самые разные платформы.

[​IMG]

А вот последующие две части — это уже оригинальная разработка Level 9. Действие Adventure Quest, второй игры, разворачивается в том же мире, но спустя сотни лет, — здесь нам предстоит исследовать не только подземелья, но и многочисленные надземные территории, будь то леса, горы или пустыни с оазисами. И помимо сбора сокровищ есть более альтруистичная цель: необходимо освободить королевство Валайи (которое ранее именовалось Минас-Тиритом) от ига чернобога Агалиарепта. Но просто так к нему не подобраться — дорогу, ведущую к его Тёмной Башне, ещё придётся найти. И только тогда супостат предстанет перед нами… в весьма двусмысленной позе, совсем не соответствующей его высокому положению. После победы, в завершающей Dungeon Adventure, нам предлагают совершить отчаянный бросок в логово ныне покойного беса-владыки, чтобы поживиться остатками былой роскоши, прежде чем туда доберутся силы добра и пустят всё на общественные нужды.

Проходить игры можно в любом порядке, однако если вы хотите получить звание Supreme Adventurer («Верховный приключенец»), то надо соблюдать очерёдность. В каждой части своя система подсчёта очков.

[​IMG]
В Colossal Adventure и Dungeon Adventure очки начисляются не только за нахождение сокровищ, но и за то, что вы принесёте их в хранилище. А вот во второй части, Adventure Quest, рейтинг увеличивается по мере приближения к логову злодея. Но для всех трёх есть общие моменты: если вы погибнете, очки снимаются, но можно получить и дополнительные очки, если вы не будете пользоваться SAVE/RESTORE.

Такая система поощряет исследование мира, но она не может скрыть один из главных недостатков трилогии. В самой игре нет как такового повествования, как нет и хоть сколь-нибудь осмысленных диалогов, любопытных персонажей и вообще интриги. Но это оправдывается возрастом игры — вместить всё это в пару сотен килобайт (а этот размер был нормой для того времени) под силу не каждому. Но даже в руководстве прячутся лишь завязки событий, и желающие ознакомиться с подоплёкой более детально удовлетворят своё любопытство, прочтя их (а если вам достаточно сокращённого варианта, то добро пожаловать в соответствующую врезку).

- - - - - С чего всё начиналось - - - - -

[​IMG]

Colossal Adventure
Вы играете за простого деревенского парня, который, как и все, любил посидеть в таверне. Но вот однажды сюда заглянул бывалый странник. И в этом не было бы ничего примечательного, если бы не золотая монета, которой он расплатился. Это мигом привлекло внимание завсегдатаев. На расспросы путешественник отвечал, что он добыл эту монету в пещере Великанов, в которой, по преданию, таилось древнее зло. «Врёшь, — отвечали ему, — да ты просто вор или наёмник». Все знали, что из этой пещеры не возвращаются. В любом случае, нет ничего удивительного в том, что неосторожного странника решили ограбить. Но прежде, чем это произошло, вы успеваете помочь ему: отвести в безопасное место. В награду за это путешественник подарил вам карту, на которой указан путь к подземным богатствам (нет чтоб просто золотой подкинуть!). И вы решили воспользоваться этой возможностью — через горы, через леса, через пустоши вы наконец подобрались совсем близко к цели. Но вот беда — когда вы остановились на берегу реки, чтобы свериться с картой, резкий порыв ветра вырвал её у вас из рук и отнёс прямо в воду. И так как плавать вы не умеете, то её благополучно унесло потоком. Единственное, что вы запомнили из карты, — что вход в пещеру находится недалеко от кирпичного домика.

[​IMG]

Adventure Quest
Много веков прошло с тех пор, как безымянный странник вызволил эльфов из пещеры Великанов и они вместе с остальными своими собратьями уплыли на запад. Всё это время на землях Валайи царил мир и порядок. По крайней мере, это было справедливо до прошлого лета. Сначала из-за засухи в северных провинциях потеряли урожай. Затем последовали нападения диких животных на кладовые и отдалённые фермы, в результате чего тысячи людей были вынуждены бежать на юг. Тогда для поддержания порядка на север отправили войска, но словно ниоткуда появилась огромная армия орков и уничтожила их, после чего вторглась в земли людей. Началась общая паника. Все дружественные королевства объединили войска, и они выступили на север. До сих пор никто ничего не слышал о них, но, по слухам, они в осаде у Амон-Сул (та самая забытая отсылка к Средиземью). И в это время у ворот Валайи появился посланник, призывавший от имени Агалиарепта сдаться. Все волшебники города были уверены, что сражаться бессмысленно, — враг слишком силён. Но король требует от главы Гильдии Волшебников только успеха. И тот не придумывает ничего умнее, как в полном одиночестве отправить к врагу далеко не самого сильного волшебника (точнее, даже ученика), то есть вас.

[​IMG]

Dungeon Adventure
Только вчера Валайи осаждали толпы орков и казалось, что защитники не выстоят, но уже сегодня на рассвете равнина перед городом пустовала — нападавшие войска обратились в бегство. Сперва в это никто не мог поверить, но постепенно слух стал распространяться, и вот уже на каждой улице слышались крики: «Агалиарепт повержен!» Когда это было подтверждено Советом Волшебников, то был объявлен двухнедельный карнавал. Но некоторые люди, включая вас, задумались над случившимся, и их головы посетили схожие мысли, а именно:
1) чернобог должен быть очень богат;
2) если он действительно мёртв, то, возможно, его сокровища больше не охраняются;
3) если ехать быстро, то я успею добраться до Чёрной Башни за десяток дней.
Вы взяли с собой оружие, несколько лошадей и такие чудо-вещи, как Подкова Скорости, Посох Времён Года и Прибор Ночного Виденья, и уже через восемь дней вы приблизились к логову Агалиарепта. Дорогу преградил засохший лес, и у вас появилось дурное предчувствие. Но ничего другого не оставалось, как зайти в него и… тут на вас подействовало заклинание усыпления (по-моему, кто-то читает лекцию, только и успели подумать вы)! Спустя какое-то время вы очнулись весь мокрый и грязный под мостом на берегу реки. Вы потеряли всё своё оружие и волшебные предметы. Похоже, вас ограбили и бросили в воду, но вы смогли продержаться достаточно долго, чтобы вас вынесло на берег. Итак, судьба подарила вам второй шанс…

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

[​IMG]
Однако по сравнению с многими предыдущими играми управление стало удобней (по меркам interactive fiction, конечно). В словаре появились такие команды, как AGAIN (повтор последнего действия), RAMSAVE (соответствует современному быстрому сохранению, без указания имени файла) и EXIT (имеется в виду выход не из игры, а из помещения), а также GET ALL/DROP ALL (взять всё/бросить всё), к которой при этом можно добавить исключение, и не одно (DROP ALL BUT THE LAMP AND SILVER BALL). А команда OOPS возвращает вас на предыдущую позицию и позволяет переиграть заново.

Ко всем перечисленным командам, несомненно облегчающим геймплей, разработчики добавили возможность воскрешения после безвременной кончины (эпинефрин? дефибриллятор? нет, простая щекотка…).

[​IMG]
И переигрывать придётся часто, так как в местных лабиринтах очень легко заплутать (даже простенькой карты-схемы, как в Beyond Zork: The Coconut of Quendor, здесь нет). Также не помогают ограничение инвентаря на четыре предмета (в первых двух играх), нелогичные головоломки (особенно во второй и третьей частях), да и текст выводится такой плотной тканью, что читать его трудно.

[​IMG]
Стоит ли тратить время на это переиздание? Если вы не знакомы с жанром, то все три классических приключения в одной упаковке — хороший повод исправить это упущение. Но даже если вы уже исследовали пещеру Колоссов или Великую Подземную Империю, то будет трудно противостоять стильным иллюстрациям (а рисуются они вживую): ведь не только вообразить тот же Зал Туманов, но и увидеть, — весьма заманчиво!

Несмотря на придирки, даже такой блохолов, как я, признаёт: это хорошая трилогия. Любители вдумчивых приключений обязательно должны добавить Jewels of Darkness в список «надо поиграть».

Автор: Dub Star
Дата: 09.04.2018

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей