Crusader: No Remorse

Crusader: No Remorse
Жанр: Action
Разработчик: ORIGIN Systems
Издатель: Electronic Arts
Год выхода: 1995
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.38 из 10
  • 69
  • 41
  • 122
Crusader: No Remorse – это прежде всего динамичный и атмосферный action-shooter с перспективой от третьего лица. При прочих равных я мог бы начать обзор словами «представьте себе Diablo в научно-фантастическом антураже…» Но! Признанный идол жанра появился на свет целым годом позже и на появление данной игры повлиять не мог. И это замечательно! Иначе серия Crusader вряд ли получилась бы такой самобытной.

Сюжет: Прост и прямолинеен. На дворе 2195 год, миром правит киберпанк, антиутопия и Мировой Экономический Консорциум (WEC). На повестке дня железная диктатура, низкооплачиваемый труд, бесправие служащих и обилие строгих правил на все случаи жизни. А это наш главный герой, Silencer. Нет, его зовут не Боба Фетт (спокойно, фанаты, у Фетта не было красного скафандра). Silencer – буквально «Тот, кто заставляет умолкнуть» - это не чин, а принадлежность к особому подразделению по расправе с инакомыслящими. В заставке протагонист и двое его сослуживцев возвращаются с проваленного задания – «Что ты трясёшься? Ну не расстреляли мы толпу безоружных, и что? Они точно не повстанцы. У кого могут быть претензии?». Претензии были у робота-убийцы за углом. А «были» - потому что у единственного выжившего оказалась в запасе граната. После этого случая выживший герой воспылал особо сильными чувствами к режиму и решил примкнуть к повстанцам. Повстанцы рассудили, что капитан особого отряда в сопротивлении – это, конечно, здорово, но очень подозрительно, поэтому Silencer'у придётся завоёвывать их доверие, выполняя крайне сложные задания. Благо выучка имеется.

Суть: Игра разделена на отдельные задания. Окружение – разнообразно: заводы и военные объекты уравновешены офисами и космическими станциями. Локации заполнены охранниками (как живыми, так и механическими), всяческими ловушками и головоломками. Оружием и снаряжением Silencer, как правило, обеспечивает себя сам – либо покупая его на базе повстанцев между миссиями, либо отбивая у противника. Задания мы выполняем в одиночку, а боезапас не так велик, как кажется, поэтому в игре присутствуют элементы стратегии и тактики. Нет, никто не мешает просто ворваться в комнату с оружием наперевес и разнести всё к чёртовой матери, но разумнее заранее рассчитать, кого вынести первым, кого выманить потом, где запустить цепную реакцию, куда уйти от обстрела турели, как лучше подойти к охранной камере и где отключать тревогу, если камера тебя всё-таки обнаружит. Также на уровнях присутствуют запускаемые игроком механизмы, кодовые замки и карточки разного уровня доступа. Игра использует модифицированный движок игры Ultima VIII, поэтому герою доступна кое-какая акробатика: он может не только приседать, но и перекатываться, перепрыгивать препятствия и взбираться на некоторые конструкции. Трюки и меткая стрельба даются непросто, но, как только игрок освоится с управлением, выполняемые приёмы становятся не просто эффективными, но и чисто эстетически красивыми! Сразу понятно, что работает не обычный громила, а безжалостный профессионал.

Тонкости: Среди особенностей геймплея следует отметить грамотное равновесие между динамизмом и умственной работой: перестрелки с противником бывают очень напряжёнными, но при этом почти всегда будет время отдышаться и проникнуться атмосферой; а головоломки хоть порой и трудны, но обычно не выходят за пределы одной конкретной зоны. То есть если путь вам преграждает огромный язык пламени из разорванной трубы, то, как правило, набор вентилей, перекрывающих это безобразие, находится неподалёку или в каком-то логичном месте.

Также отмечу:

1) Наличие физики, хоть и упрощённой. Бочки катятся, предметы падают, повреждённые мостки и решётки – проваливаются (не только под вами, но и под противником);

2) Беспрецедентную (особенно по тем временам) интерактивность и разрушаемость окружения. Даже после вялой перестрелки помещение может измениться до неузнаваемости, особенно если под обстрел попали взрывоопасные материалы;

3) Нешаблонность и разнообразие геймплея. Каждая задача имеет несколько способов решения. К примеру, можно ворваться в комнату и метким огнём устранить самых опасных противников, можно их выманивать по одному, можно устроить пару несчастных случаев с помощью нехитрых механизмов, а можно тайком пробраться в тыл и взломать охранную систему. Даже кодовые двери зачастую можно просто взорвать (только тревогу потом сами отключать будете). Сравнивать способы прохождения трудно - слишком многое зависит от вкусов и предпочтений игрока. Сюда же прибавим наличие хитро запрятанных секретов и возможность дистанционно порулить охранным роботом или турелью, что существенно меняет геймплей;

4) Оформление, звук и общую атмосферность! Во-первых, игра красиво и убедительно оформлена сама по себе – все фигурки, эффекты и элементы окружения тщательно прорисованы и анимированы. Палитра красок не нагоняет зевоту и не режет глаз. Во-вторых, в игре присутствуют видеовставки с живыми актёрами, также хорошо снятые, сыгранные и оформленные. В то время живое видео очень часто вводили, просто чтобы похвастаться графикой. Данная игра – исключение: здесь живое видео более чем уместно. Звуковые эффекты – превосходны, равно как и музыкальное сопровождение в стиле техно (на каждую миссию своя тема);

5) Внушительное разнообразие арсенала. Герою будут доступны не только стандартные пистолеты, автоматы, дробовики и ракетницы, но и такие экзотические виды оружия, как управляемая мина-паук, ультрафиолетовая винтовка и дезинтегратор. Выбор оружия – тоже непростой вопрос: Silencer может нести на себе только пять единиц, а тактика применения, как и визуальные эффекты, порой сильно отличаются;

6) Не в последнюю очередь удобный интерфейс. Признаться, от игры 95 года я ожидал обилия непонятных кнопок и острой необходимости читать мануал, однако в данном случае ошибся - управление интуитивно понятно, пояснения на месте, в меню нет "чёрных ящиков". Проблемы возникли только с настройкой мыши для прицеливания, да и то, скорее, вопрос привычки. В меню настройки графики вообще поймал себя на том, что ищу глазами опции 3D-ускорителя. Что ни говори, а эргономичность на уровне игростроя XXI века добавляет игре привлекательности.

Недостатки: Автор встречал мнение, что для action-шутера игре недостаёт именно action. Действительно, если вас расслабляет только весёлый тир, то лучше поискать другую игру. Возможно, вас будет раздражать необходимость иногда остановиться и решить неочевидную головоломку. Ещё можно придраться к однообразию противников (практически обычный охранник отличается от элитного только вооружением, а разновидностей роботов не так много). Вероятно, может надоесть музыка (композиции хороши, но каждый уровень вы будете слушать одну по кругу). Кто-то может заметить, что актёры в видеовставках иногда переигрывают… Всё, я честно постарался придраться, больше не могу!

К слову: Есть одна деталь, которую я был уже готов записать в недостатки. В игре присутствуют безоружные гражданские, которые при встрече с героем поднимают руки. Их можно отстреливать совершенно безнаказанно, игра этого даже не отмечает. Мало того: стоит вам отвернуться, гражданские так и норовят включить тревогу (а это постоянный приток противников, заблокированные кнопки и карточки доступа), к тому же они путаются под ногами во время перестрелок и любят торчать рядом с опасными субстанциями. Прибавим, что с их тел почти всегда можно снять что-то полезное, и получится, что игра поощряет пальбу по безоружным. Я сейчас даже не о нравственности, а о логике сюжета, - ведь Silencer решил примкнуть к повстанцам как раз после того, как отказался убивать гражданских. Игра должна как-то отметить смену нравственных ориентиров героя! Но тут я задумался: а не слишком ли часто за отыгрыш доброго персонажа мы ждём подарков, интересных заданий и яркого нимба на голову? И дорого ли стоит такое добро? Crusader же бросает игроку вызов: убьёте безоружного – получите красивый эффект, удобство и немного денег; пожалеете – хлопоты и чёрную неблагодарность. Как и в жизни, тёмная сторона здесь быстрее и проще, и только по-настоящему идейный игрок может попробовать пройти игру без невинных жертв, а такой человек, на мой взгляд, заслуживает значка «Железные принципы».

Резюме: Добротная и качественная «стрелялка». Геймплей – прямолинейный, но часто приходится и мозгами пошевелить. Фигурируют красивые взрывы, пальба и жестокость. Можно рекомендовать геймерам любых жанровых предпочтений. Игра крайне аддиктивна. Я предупредил.
Автор обзора: Faramant
Captain Quazar, Crusader: No Regret, Cybermercs: The Soldiers of the 22nd Century
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Отличный экшен. Убивать врагов и разносить уровни в хлам в этой игре одно удовольствие. Хорошая детализация локаций, классная музыка, фмв ролики с настолько запредельно переигрывающими актёрами, что аж хорошо. Блуждания в поисках ключей и головоломки очень умеренные и несложные, так что не задерживают геймплей. В игре корявое управление во время ходьбы и прыжков, но взрывать и решетить в бою всё что движется и не движется это не сильно мешает.
Квинтэссэнция жанра "экшен" - наверное, самый лучший боевик, который я видел в своей жизни: великолепный сюжет, зубодробительный игровой процесс, дичайшая смесь атмосферы "1984", ретро-футуризма и киберпанка, уровни-головоломки с периодически встречающимися элементами нелинейности, умопомрачительный пиксель-арт (это MS-DOS, детка!) и возможность разрушения любых окружающих предметов (такая интерактивность даже не снилась Duke Nukem 3D, Red Faction и Half-Life 2!), видео с настоящими актёрами а-ля C&C, один из лучших в истории видеоигр саундтреков в стиле "электро" и "техно"... огонь а не игра! Которая, к тому, же судя по всему оказала влияние на создание Fallout 2 - уж больно схожа кульминация сюжетов обоих игр.

Игру обычно критикуют за актёрскую игру в видеороликах. Ну, не знаю - Хорёк просто неподражаем, а то как полковник Элай распекает Капитана после провала одной из операций... это нужно просто играть и видеть!
Не игра, а просто песня! На первой Соньке проходил...до сих пор теплые воспоминания.
Одна из моих первых игр в которых мне было "ничего не понятно". В далеком школьном детстве не смог продвинутся дальше третьего уровня и вот, совсем недавно, скачал и поиграл. И понял - игра шикарная. Визуальные эффекты смотрятся стильно, заставки диалоговые с живыми актёрами - радость FMV-фана (детский восторг и мысли "этожикакнастоящеекино!" не покидают меня и сейчас). Молчаливый стильный герой (да да слово "стильно" встретится ещё не раз в моей речи) который брутально расправляется с врагами. Это не банальный "пау пау шут-эм-алл". Это вдумчивая тактика "на одного персонажа". Широчайший арсенал средств убиения - от банальных пуль до экзотических энергий, различные устройства "нагибания" врага тактически - мины ловушки, мины-дроны, взрывчатка разных видов - порождают прям восторг тактикал-комбатанта, а ещё добавьте к этому стильную смерть вражин от разных снарядов- то восторга не будет предела. Вообще Крушейдер на моей памяти - пока первая игровая серия где враги умирают куда круче и драматичней глав.героя. Способов "нейтрализации" вражин - великое множество - от банального изрешечения до состояния "бублик" и "сито" до дезинтеграции в скелетика или разноса в "гибсы". По моему таких шикарных смертей врага не видал ни один боевик. Крушейдер стал любимой игрой и порой играя приходишь к мысли "как такое могли сделать тогда?". Игра захватывает ничуть не меньше чем какой-нить современный ААА проект. Ничто не портит впечатления - ни "многокнопочное" управление, ни "прогулочный шаг" героя (Хотя на некоторых этапах действуют, миниспойлер, невидимые таймеры) - всё шикарно и практически без нареканий. Вердикт? Для любителей красивой, стильной классики и умного подхода к изничтожению врага - Крушейдер прям находка.
@Catless_Grin, спасибо, будет изучено и выложено/заменено.
--- добавлено 22 июн 2019, предыдущее сообщение размещено: 22 июн 2019 ---
@Catless_Grin, данная версия документа - это какая-то перепечатка? Потому что по дизайну она сильно отличается от оригинала.
И откуда вы взяли такой документ? Не из какого-нибудь цифрового магазина?
--- добавлено 22 июн 2019 ---
Ну да, всё так и есть.

В общем, мы поступим так.
Я заменю наш архив с документацией на отдельные файлы, а также добавлю:
- собственно руководство с Replacementdocs.com (оно включает в себя ряд документов из вышеозначенного архива, в том числе там есть ВСЯ информация из "Resistance Confidential", при этом сам документ не сборный, а официальный: возможно, он предназначен для CD-версии);
- руководство по установке игры с Abandonia (у нас такого не вижу);
- техническое руководство к игре на немецком языке оттуда же (оно уникально по своему содержанию).

Topline Newsletter выкладываться пока не будет, ибо я не вижу его где-либо в открытом доступе.
--- добавлено 22 июн 2019 ---
Прошу прощения, он тоже нашёлся - на Oldgames.sk. И это явно не то же самое, что лежит на GOG.
Так что выложим всё, но не непосредственно те версии, что вы предоставили (мы не выкладываем документацию, доступную только на GOG и при этом лишь в составе продающихся там комплектов; эта же документация к тому же, похоже, не является оригинальными сканами).
--- добавлено 22 июн 2019 ---
Всё, вопрос с документацией решён. Теперь у нас чуть ли не все документы, которые в принципе существуют для данной игры, но при этом нет ничего такого, что было бы доступно только на GOG.