Hidden Agenda

Hidden Agenda
Жанр: Strategy
Разработчик: TRANS Fiction Systems
Издатель: Springboard
Год выхода: 1988
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.57 из 10
  • 4
  • 4
  • 20
Разогретая тропическим солнцем земля. Крупные капли, оставшиеся на ветвях гигантского дерева после недавнего ливня и сейчас медленно стекающие вниз. Коричневая обезьяна, до последней минуты размеренно покачивавшаяся на ветвях, дополняя наблюдение этой картины скромной трапезой в виде неведомого плода, а сейчас внезапно всполошившаяся из-за различимого одной ей звука тропического хищника. А в нескольких километрах от кажущейся первозданной природы – красивый белый город на невысоких холмах, с трёх сторон омываемый морем. Узкие грязные улочки, и лишь одно здание в центре города, у которого есть все инженерные коммуникации. Смуглые дети-мулаты, никогда не видевшие одежды, игрушки которым заменяют осколки булыжников от полуразрушенной мостовой. Негритянка, торгующая спелыми плодами сочных фруктов и бойко зазывающая покупателей. Короткая колонна зелёного цвета грузовиков, яростными сигналами разгоняющих зевак, крытые кузова которых полны закупленного вместо хлеба оружия для борьбы с повстанцами; водители ещё не знают, что их головы уже под прицелом тех, для уничтожения которых предназначен груз, и что через секунду от былого «ленивого» спокойствия во всём городе не останется и следа… Таков мир маленькой страны Латинской Америки – Чимерики.

Разумеется, такой страны никогда не было и нет. Но после двух часов, проведённых за данной игрой, в её существование начинаешь верить. Ведь вам отведена роль жителя как раз того единственного «благоустроенного» дома в самом центре города, загорелого человека в неизменных гимнастёрке и военной кепи, который под надёжной (надеемся) охраной в своём уютном кабинете, наполненном сигарным дымом, вершит судьбы своего маленького отечества. Президент? Отнюдь. Президенте, а если совсем откровенно – то всесильный диктатор.

Hidden Agenda – это «тактическая политическая стратегия-симулятор». Официально. На самом деле всё куда сложнее. Это, если угодно, самый детализированный «симулятор диктатора» из мне известных. Выступая в роли недавно избранного не совсем демократическим путём Президенте, вам предстоит на четыре года (если повезёт – то и на гораздо больший срок, а если нет – то и на гораздо меньший) взять на себя управление Чимерикой и, принимая те или иные решения, касающиеся чуть ли не всех возможных сторон жизни общества, привести свою Родину к процветанию или гибели.

Четыре года. Только четыре, и это лишь в том случае, если вас не свергнут. Потом – перевыборы. Потому что ведь это только мы и наше ближайшее окружение знаем правду. А так – последний переворот прошёл под (фальшивыми) лозунгами «демократии» и «честных выборов». Поэтому статистика правления будет выдаваться по итогам каждого (в приятной перспективе) четырёхлетия, даже если мы и будем «переизбираться» на следующий срок тем или иным (иногда - «иным») способом.

Сюжетная предыстория ничего радостного нам не сообщает: прежний диктатор в конец ослабил страну своими кутежами (за что и поплатился жизнью), но экономика практически разрушена, проклятые гринго всё время где-то рядом, различные политические группировки враждуют между собой (хорошо хоть пока словесным путём), а где-то в джунглях скрываются повстанцы. И в помощь вам во всём этом ужасе – только четыре человека: ваш непосредственный кабинет министров: министры иностранных дел, внутренних дел, сельского хозяйства (читай: экономики и финансов) и обороны. Правда, ещё есть генералы…

Министров может быть всего четыре, но каждый из них является представителем какой-либо политической партии, которых у нас в стране всего три (христианская, «народная» и консервативная). Таким образом, каким бы «хитрым» ни был наш выбор с целью «балансирования» между интересами фракций, какая-то одна партия фактически окажется правящей. Здесь важно не только «угадать», какая партия сейчас наиболее сильна и курс какой из них более всего вам по душе, но и обязательно (особенно при назначении министра обороны) учитывать мнение генералов.

Их подчинение вам в значительной степени формально, зависимость от армии весьма сильна. Конечно, не все из них предатели (большая часть вполне нормальна и даже верна вам), но будьте готовы к тому, что нередко они будут «советовать» вам свернуть те или иные реформы, ежели вам вздумается ввести какую-нибудь «свободу» для людей. Каждого генерала (как и министра) можно отправить в отставку, однако такой шаг чреват множеством последствий, в частности – гражданской войной с солдатами, верными «уволенному» генералу.

Игровой процесс в течение каждой «четырёхлетки» состоит из принятия решений (как самостоятельных, так и по советам кабинета), касающихся сельского хозяйства, борьбы с повстанцами, повышения так или иначе благосостояния людей, заключением торговых соглашений по экспорту и импорту тех или иных товаров с иностранными державами, выпрашиванием денег у МВФ и так далее. Здесь сразу следует сказать, что сама игра – это набор сменяющих друг друга экранов, об особенностях которых мы поговорим ниже.

Важно отметить такой момент игры, как «личные встречи», - ведь вы как Президенте обязаны давать аудиенцию тем или иным людям. Понятно, что чаще всего это будут ваши же генералы или иностранные дипломаты, но иногда бывает так, что с вами хочет встретиться какой-нибудь «простой» человек – например, врач, учитель, общественный деятель или просто бедная девушка, отца которой несправедливо упекли в тюрьму. Каждый такой «диалог» должен завершиться принятием какого-либо решения с вашей стороны: либо помочь/согласиться с чем-то, либо отказать. Необходимо отметить, что иногда подобные «встречи» оказывают очень большое влияние на ваше дальнейшее правление, порой поднимаемые в таких «беседах» темы заставляют собирать срочные заседания кабинета, чтобы посоветоваться об услышанном «из первых уст».

По поводу «совещаний», кстати, следует сразу отметить, что, во-первых, ваши соратники, принадлежат к разным политическим силам, могут (и будут) стараться посредством вас так или иначе «гнуть» свою линию, во-вторых – иногда кто-то из них вообще может оказаться предателем и нарочно советовать вам что-либо нехорошее, особенно это касается чрезвычайных ситуаций (которые обязательно будут, как бы хорошо вы ни играли, - то же восстание, например), когда фактически решается ваша судьба как правителя. Спасение здесь – только ваш здравый ум и частое (очень частое – это важно!) обращение к беспристрастной статистике: игра хороша тем, что в абсолютно любой момент времени можно с помощью разнообразных графиков и таблиц получить более-менее исчерпывающую информацию о положении дел в стране по всем показателям.

Переигрывать в Hidden Agenda можно фактически бесконечно количество раз, и причина – не только значительная «вариантивность» в принятии решений по различным вопросам, но и «генерация случайных событий», которая здесь весьма высока. При одном прохождении то или иное событие может случиться, при другом – может и не случиться, даже если вы будете играть одинаково. Хотя причинно-следственная связь событий всё равно весьма высока, и тот, кто при одном стиле игры будет вашим злейшим врагом, при другом может стать преданнейшим союзником – здесь нельзя угодить всем, но здесь нет никого, с кем нельзя было бы договориться в принципе.

О графике и интерфейсе не упомянуть здесь ни в коем случае нельзя. Последний здесь не то чтобы интуитивно понятен, но всё-таки объективно проще, чем во многих других стратегиях, и когда к нему привыкаешь, то он становится почти родным. А вот графика… Пожалуй, перед нами снова редкий пример игры с по-настоящему уникальным графическим исполнением, причём настолько удачным, что невозможно представить его себе другим.

Как уже отмечалось, вся Hidden Agenda – это набор сменяющихся экранов. Многие из них – графические, но ВСЕ они, что бы ни было на них изображено, выполнены в чёрно-белой палитре. Всего два цвета – и вместе с тем поразительное качество рисунка, прорисовки деталей каждого изображения, будь то портрет вашего собеседника или вид из окна личного кабинета. Каждое событие, будь то визит иностранных журналистов для интервью с вами, митинг трудящихся или нападение повстанцев, также предстаёт перед нами в виде великолепно анимированной чёрно-белой картинки.

Звука и музыки в игре нет. Вообще. И не должно быть – тишина и чёрно-белая графика вкупе с некоторыми особенностями интерфейса великолепнейшим образом создают нужную, «ту самую» атмосферу, – атмосферу лишь «усмирённой», но вовсе не «успокоенной» страны, где в каждый день, а если точнее – в каждую секунду, может произойти что угодно.

Система вашего оповещения включает телефонные звонки и доставление корреспонденции, это чаще всего оформлено вообще в виде текстовых экранов, слегка разбавленных скуповатой графикой в виде почтового конверта, телефонного аппарата или газетной страницы (а иногда даже и без этого), но с каким же волнением всегда вздрагиваешь, когда приходит очередное сообщение об информации, особенно когда нам непосредственно пишут, что телефон звонит, и на проводе – верный нам генерал, голос которого взволнован… А если на экране вдруг появилась белая звёздочка со страшной надписью о «немедленном внимании», то гадать уже не придётся – это означает, что случилось что-то такое, что сейчас может решить нашу судьбу… И именно потому, что внешняя визуализация не столь велика, начинает казаться, что ты действительно в душной, пропахшей табачным дымом запертой комнате, отсчитывая последние секунды до того момента, когда коричневые двери рухнут под натиском разъярённой толпы… «Эффект присутствия» превышает 100%.

Каков итог? Игр, посвящённых Латинской Америке, а особенно политической ситуации в её «малых» странах, толком никогда и не было, если не считать замечательную, но уж слишком «милую» и мультяшную Tropico. Hidden Agenda же предоставляет вам уникальный шанс оказаться в кресле вполне реального (фактически) диктатора этих знойных земель и, показывая потрясающий для компьютерной игры спектр сторон жизни общества, на себе ощутить, каким же нелёгким является бремя власти над «банановой республикой». Изумительный подарок для истинных стратегов и заслуженная высшая оценка.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Очень любопытная вещь, но, как и всякий компьютерный симулятор политика, не очень-то реалистичная. В том плане, что руководитель пусть и небольшого, но суверенного государства не может здесь сам ничего предлагать - он только соглашается или не соглашается с инициативами представителей народных масс и/или советами своих министров. Практически всё, как в более поздней (и более известной) "Crisis in the Kremlin" - даже примерно такие же три политических силы на арене общественной жизни нашей родной Химерики.

Зато страна эта тоже весьма примечательная - вымышленная, конечно, но, как поясняют авторы, вымышленная именно в силу стремления к исторической достоверности. Достаточно взглянуть на карту: это самый что ни на есть Сальвадор! С кусочком Никарагуа и с политической и экономической историей, напоминающей сразу несколько латиноамериканских государств. К игре к тому же приложен один из лучших комплектов документации в жанре - авторы и в самом деле основательно изучили вопрос и подошли к симуляции крайне ответственно.

Из чего следует, что играть тут очень даже непросто. После свержения очередного диктатора мы оказались мало кому известным и компромиссным кандидатом на пост Президенте, на котором сошлись три совсем разные партии. Интересы которых никак не могут в самом ближайшем будущем не прийти в полное между собой противоречие! А ведь ещё у нас тут две несогласные между собой военные группировки (армия и партизаны), голодные и неграмотные народные массы при олигархии немногих земельных магнатов, а в международном плане на дворе разгар Холодной войны, причём американский посол склонен рассматривать нашу бедную Химерику как нечто вроде протектората США...

Другое дело, что задача наша - вовсе не основание новой диктатуры и даже не победа на выборах (хотя она, конечно, совсем не помешает), - нужно всего лишь продержаться в должности три года, по истечении которых игра автоматически заканчивается. При этом авторы прямо говорят, что "победы" или "поражения" в чистом виде здесь нет, - вместо фанфар или "Game Over" мы увидим на экране описание нашего правления, взятое из юбилейного издания Панамериканской энциклопедии 2076 года.

kreol
Четыре года.
Игра продолжается только три года. Вне зависимости от того, победим мы на выборах или нет, или же вообще решим их не проводить. Эти три года делятся каждый на три сезона, которые сменяют друг друга по мере принятия нами тех или иных решений - по девять на сезон (т.е. всего "ходов" в игре ровно 81). Решения принимаются либо путём реакции на вопросы, поднятые министрами (в каждый сезон у каждого из четырёх наших министров - которых мы выбираем и назначаем из девяти членов Хунты - по три вопроса, иногда повторяющихся), - либо посредством встреч с представителями общественности с выслушиванием их жалоб и предложений. Таких жаждущих нашей аудиенции лиц в игре 21 - от бедного крестьянина и школьной учительницы до послов США и СССР, консула Кубы и представителя МВФ.
Весьма интересная игрушка, заставляющая проникнуться уважением к тяжёлому труду президента какого-нибудь латиноамериканского государства, главной проблемой которой является лишь исчерпывание большинства вариантов развития после нескольких партий. Чаще всего камнем преткновения становится выбор между новым-партизанским и старым-фашистским генералом при решении вопросов армии: у меня никогда не получалось задобрить их обоих, и один непременно поднимал практически всегда безуспешный путч и сбегал с острова. После этого же события несчастная Чимерика погружается в гражданскую войну, и, если победили коммунисты, то армия ненавязчиво намекает, каким образом надо писать Конституцию и проводить выборы, после которых побеждает их партия и нас спроваживают на пенсию - если же победили сторонники старого диктатора, то очень скоро генерал просит ввести военное положение и фактическая власть оказывается у военных. Если же пытаться сохранить симпатии обоих лагерей, то можно попрощаться с реформами и расследованием военных преступлений прошлого диктатора, что опять же приводит к поражению на выборах.

Отдельное раздражение вызывают США, которых разработчики выписали просто главным тормозом развития карибских государств. Американский посол будет грустно вздыхать при любой попытке наладить экономику в стране, сократить полномочия армии и увеличить её количество, после чего решительно перекроет нам экономическую помощь, введёт эмбарго и начнёт поддерживать повстанцев, игнорируя наши гневные жалобы в ООН. Причём делать это он будет, даже если и не заикаться про курс на коммунизм и помощь СССР.

Однако, даже несмотря на всё это, попробовать провести Чимерику через политические передряги и насладиться отзывами о своих решениях и их последствиях в отрывках из газет и энциклопедической статьи в конце партии очень приятно.