Machiavelli the Prince

Machiavelli the Prince
Жанр: Strategy
Разработчик: Holistic Design
Издатель: MicroProse Software
Год выхода: 1995
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.17 из 10
  • 3
  • 6
  • 17
Ремейк игры Merchant Prince, вышедший спустя два года после появления оригинальной игры. Если окинуть игру беглым взглядом, то может показаться, что единственное кардинальное изменение – это значительно улучшившаяся графика (ремейк использует SVGA-палитру), однако на самом деле изменения всё-таки есть, и пусть и не очень большие, но все – в лучшую сторону: игра стала сложнее, детализированнее, интереснее.

Завязка сюжета полностью аналогична Merchant Prince. Действие происходит в средневековой Венеции, игрок выступает в роли племянника известного политического деятеля времён раннего Возрождения Николо Макиавелли, который перед смертью оставляет ему записку-напутствие, призывая в ней продолжать преумножать богатство и славу их рода, чем, собственно, здесь и предстоит заниматься.

Естественно, основа накопления капитала – это торговля, поэтому в игре и придётся сначала в основном торговать: строить флот, прокладывать морские и караванные торговые пути, бороться с любителями лёгкой наживы – пиратами и бандитами, а также со всевозможными стихийными бедствиями. Потом, когда (а точнее – если) денег станет много, игровой процесс значительно расширится и усложнится: появится возможность заняться не только торговлей, но и политикой, избрав себе в качестве конечной цели пути кресло дожа (правителя Венеции) или даже тиару самого Папы Римского.

Разумеется, всё это будет сопряжено с немалыми трудностями: борьба за власть честными и не очень способами, подкупы, угрозы, взятки (которые можно как брать, так и давать, и делать это можете не только вы, но и ваши соперники), наёмные убийцы для устранения конкурентов или действующих Пап или дожей, внезапные смерти от яда, кинжала или даже от естественных причин (бывает и такое), - одним словом, светская жизнь Италии времён позднего Средневековья во всей её «красе»… Но ввиду того, что интерфейс игры со времён первой части всё-таки несколько усложнился, его, равно как и игровой процесс вообще, следует рассмотреть несколько подробнее.

При старте игры вам предложат выбрать компьютерных соперников, каждый из которых отличается «навыком» игры: Novice – самый слабый, Fair – посильнее, Average – средний по силе, Good – сильный соперник, Expert – самый сильный (играть против такого весьма и весьма трудно). Всего компьютерных соперников может быть трое; также в игру можно играть вчетвером (максимум) за одним компьютером, то есть выбрать игрока-человека (Human) для каждого из персонажей.

Также перед стартом предлагается выбрать и многие другие условия, и очень важно подойти к этому внимательно, потому как от такого выбора во многом зависит дальнейшая сложность игры. Так, есть три уровня сложности конкретно для вашего игрока: при выборе «Easy start» начальный капитал составляет две тысячи флоринов, три корабля и один караван, при выборе «Normal Play» - тысяча пятьсот флоринов и два корабля, при выборе «Challenge» - тысяча флоринов и только один корабль. Здесь же вы выбираете, играть ли на исторической или случайной карте, а также будут ли в игре штормы и пираты, если будут – то как часто то и другое будет встречаться на вашем пути. Наконец, на стартовом экране вы устанавливаете длительность игры, а именно – число ходов до окончания партии (можно установить от пятнадцати до ста девяноста двух).

Основной игровой экран состоит из трёх больших окон. В правой его половине находится изображение части известной карты мира, которое в начале игры в основном тёмное, ибо вам известна весьма незначительная его часть. По мере открытия новых земель и прокладывания новых путей карта мира будет расширяться и – внимание – изменяться, потому что первоначально она здесь отражает представления тогдашних географов о расположении стран и материков, а вовсе не реальное положение дел. На участке карты в виде различных значков отмечены как ваши, так и чужие корабли, караваны, армии, города и так далее. Навигация по карте осуществляется с помощью курсора мыши.

В левом верхнем углу экрана находится полная карта мира, причём, что любопытно, она тоже изображена так, как представляли её географы того времени. Однако же чуть ниже показывается и реальная карта мира – но постепенно, по мере того, как вы её открываете. На карте в этом окне часть территории выделена красной рамкой – это та её часть, которая в данный момент отображена на правом окне (где показывается участок карты). Если на левом окне выделить другой участок, то в правой части экрана изображение сменится автоматически. На полной карте, в отличие от участка, естественно, не отображаются никакие детали (города, корабли и так далее). В левом нижнем углу экрана находится окно опций игры (их довольно много), некоторые из которых представлены картинками, другие – словами.

Корабли и караваны в игре могут перемещаться как отдельно, так и группами. Когда корабль или караван доступен для отдачи ему приказов, его значок на окне участка карты мигает. Если щёлкнуть на него, а потом – на любую точку на карте, то появится (в виде стрелок и крестиков) предполагаемый маршрут корабля или каравана из точки, где он сейчас находится, в выбранную; зелёная его часть – это расстояние, которое можно преодолеть за этот ход, красная – за следующие. Обратите внимание: по мере продвижения корабля или каравана его маршрут может радикально измениться, поскольку, как уже было сказано, карта мира мало похожа на реальную, так что где-то на месте предполагаемой воды может внезапно обнаружиться суша. Группы кораблей и караванов в игре можно объединять (разумеется, не корабли с караванами), разделять, переводить отдельные корабли из группы в группу. Спектр приказов, которые можно им отдавать, достаточно широк и включает управление не только собственно группами, но и отдельными составляющими их единицами. Однако управлять перемещением отдельного корабля, пока он не отделён от группы, нельзя.

Когда корабль или караван входит в город, то автоматически открывается экран торговли, состоящий из двух частей: экрана товаров города (правая часть экрана торговли) и экрана корабля или каравана (левая его часть). В левой части экрана товаров города расположены пиктограммы, означающие различные товары, которые город может продать, а правее – цены на них. Посередине расположена шкала спроса и предложения: ярко окрашенные ряды – количество данных товаров, имеющееся в городе, серые контуры – показатели спроса на данные товары. Если подвести курсор к пиктограмме конкретного товара, то можно посмотреть детальную информацию о наличии данного товара и потребности в нём.

Экран корабля или каравана состоит из информационной панели, где отображаются название города и ваш текущий капитал, и изображения корабля или каравана (если же это торговая группа, то отображаются ещё переключатели, позволяющие перейти к конкретному кораблю или каравану). На нём же расположены все кнопки, позволяющие вам собственно торговать. У каждой торговой единицы есть параметр грузоподъёмности (Cargo), который выглядит как линия из восьми ящиков, часть из которых открыта, а часть - закрыта (сколько ящиков открыто – столько единиц товаров корабль или караван может принять). Линия из тридцати шести ящиков в нижней части экрана – это склад (Warehouse), на котором можно хранить купленные товары. За раз можно занять только восемь ящиков, стоить это будет двести пятьдесят флоринов. Есть здесь и другие опции – например, есть кнопка, с помощью которой можно приказать всем кораблям проделать те же торговые операции, что проделал один, автоматически; есть кнопка, позволяющая продать сразу все товары конкретного корабля; есть даже такие интересные возможности, как продажа собственно корабля или каравана и (для чего?) уничтожение купленного товара (деньги за него не возвращаются).

Процесс торговли происходит следующим образом. На изображение нужного товара надо щёлкнуть левой кнопкой мыши (курсор сразу принимает вид этого товара), потом щёлкнуть ещё раз и «перетянуть» товар либо на позицию этого же товара на экране города (если вы его продаёте), либо в открытый ящик в линии «cargo» на конкретном корабле (если покупаете и хотите увезти сейчас), либо в ящик склада (если купили, но хотите пока оставить здесь). Управление торговлей каждого корабля или каравана (если только вы не включили опцию «повторения операций», о которой речь шла выше) осуществляется отдельно и последовательно.

Отдельным игровым экраном является «экран Венеции» - вашего родного дома (вызывается с помощью опции «Город» в окне опций игры в нижней части экрана). Состоит он из множества зданий и объектов, каждый из которых играет в игре какую-то роль, поэтому по каждому из них можно щёлкнуть (и в этом случае увидеть дополнительную информацию по нему и перейти на отдельный мини-экран). Пожалуй, важнейшим таким мини-экраном является экран покупки новых кораблей и караванов. Здесь, в частности, можно купить четыре типа кораблей (большие и малые коги и галеоны, различаются по скорости, грузоподъёмности и, разумеется, цене) и два вида караванов – верблюжий или ослиный (одинаковы по представленным выше параметрам, но используются в разных местностях: ослы – в Европе и некоторых частях Азии, верблюды – в пустынных частях Азии и Африки). Здесь же выбирается город, в котором будут заказываться корабли или караваны (ибо купить их можно не только в Венеции, но и в любом известном невраждебном городе), здесь же отображается ваш текущий капитал.

Следующий важный (и, наверное, для многих – самый интересный) экран – экран политики. На этом экране отображаются портреты десяти сенаторов Венеции, с которыми можно вести различные (отнюдь не всегда честные) дела. В начале игры все они относятся к вам нейтрально, но впоследствии могут стать друзьями или врагами. Если просто щёлкнуть на портрет, то на экране сразу же (да-да) появится число, означающее размер взятки, которую данный человек хотел бы получить, чтобы помогать вам чем-либо. Рядом будет шкала «florins» - с её помощью можно поторговаться с сенатором по поводу размера взятки или просто самому предложить больше или меньше. Когда сенатор соглашается, надо нажать кнопку «bribe» - тогда взятка будет принята, однако нельзя быть уверенным в том, что сенатор искренне будет вас поддерживать и не предаст. Есть здесь и ещё одна опция – «set pay»: с её помощью можно установить размер «регулярной взятки», которую вы будете платить сенатору ежемесячно. Это повышает вероятность его верности, но панацеей тоже совсем не является. Такая игра… Кроме того, на экране политики представлены четыре (по общему числу игроков) шкалы «имиджа» («the factions»), показывающие, какую они имеют репутацию в целом. Красный цвет означает отрицательную репутацию, жёлтый – нейтральную, зелёный – положительную.

Однако по-настоящему интересным этот экран станет тогда, когда (если) вы станете дожем, правителем Венеции, - тогда появится возможность самому назначать доверенных (хотя сложно сказать, есть ли такое понятие в этой игре) людей на важные государственные посты. Людей всего четверо: прокурор, генерал, адмирал, старший строитель. Задача первого – следить за тем, чтобы сенаторы не брали взяток (вот так!); для процесса слежки есть специальный приказ (опция «accuse»). Задача второго – командовать сухопутными армиями, которые со временем у вас появятся, захватывать новые города и бороться с бандитами. Адмирал делает то же самое, но на море (с вражескими флотами и пиратами), ну а задача старшего строителя – прокладывать дороги между городами вашего растущего государства, что позволит эффективнее вести торговлю, собирать больше налогов и даже стать более популярным в народе; собственно здания в игре строить нельзя.

Все средства (на армию, флот, дороги и слежку) выделяете из бюджета лично вы. Поступают же средства в бюджет за счёт торговли и налогов, для установки уровня которых есть особая шкала на этом же экране («tax»). Здесь же следует уточнить ещё два момента. Момент первый – вы, будучи дожем, можете лично занимать ещё и один из четырёх перечисленных постов, но – не более одного. Момент второй: должность дожа, как известно, - должность выборная. Избирается дож голосованием сенаторов (для чего их в основном и надо подкупать) сроком на четыре года. Так что через каждые четыре года предстоят новые выборы, и далеко не факт, что вас выберут снова (для этого надо сильно постараться).

Однако, как мы помним, в игре есть не только светская жизнь и власть, но и жизнь (и власть!) духовная. Стать дожем Венеции – это, конечно, здорово, но что такое какой-то дож против самого Папы Римского?.. Чтобы пообщаться с ним и кардиналами, необходимо перейти к экрану собора Святого Марка, там будут портреты почтенных святых отцов из Генуи, Флоренции, Рима, Франции и Испании. И снова – стоит только щёлкнуть на портрете кого-либо из них, как вам сразу (сразу!) предложат «деловой разговор» о том или ином размере взятки; подкуп одного кардинала может быть труднее и дороже подкупа другого, но помните главное: кардиналы «стоят» гораздо дороже сенаторов Венеции… Если же вам всё-таки удалось так или иначе подкупить большую часть из них, то может статься, что на очередном совете они выберут вас Папой… И вот уже тогда – «гуляй, страна!»… Хотите объявить крестовый поход против мусульман – пожалуйста. Увеличить число кардиналов, назначив туда доверенных людей, - тоже запросто. Отлучить от церкви старого соперника, что поставит крест на его карьере или даже жизни? Ради Бога! А вместо налогов теперь гораздо более интересная шкала – с её помощью можно устанавливать размер индульгенций за различные грехи… А ведь пост Папы – это пожизненный пост (если только не случится чего-то совершенно удивительного)… Мечта сбылась. Но вот добиться этого будет ох как трудно…

Идём дальше, потому что экранов в игре – просто масса. Например, есть экран отображения уровня вашей популярности в народе и перспектив её повышения. С его помощью можно делать пожертвования церкви, организовывать народные гуляния, покупать у деятелей искусства картины и статуи, строить себе виллы. Каким образом два последних пункта влияют на популярность в народе – совершенно непонятно.

Отдельный экран также служит для найма армий. На нём в первую очередь стоит обратить внимание на портреты командиров каждой из наёмных армий, ибо каждый из них имеет четыре характеристики: сила в бою, способность к обороне, число ходов и зарплата, которую он требует (платить нужно раз в ход). Естественно, перед выбором стоит подумать, кто вам больше всего подходит. Но, разумеется, армия состоит не только из командира, но и из солдат, коих здесь насчитывается множество типов, у каждого из которых есть три параметра: сила атаки, защита и число ходов. Войска представлены рыцарями, лёгкой кавалерией, конными лучниками, пехотой, лучниками, аркебузирами, осадными орудиями и – внимание – морской пехотой. Непосредственно боям в игре уделено не так много внимания, но всё-таки они есть. Если ваша армия в результате перемещения оказалась рядом с вражеской армией или чужим городом (или если враги сами к вам подошли), то можно (и нужно) щёлкнуть по ней правой кнопкой мыши, выбрав пункт «attack»; сам бой или штурм города будет проходить автоматически и без визуального отображения. Если вернуть сильно потрёпанную в бою армию в наш город, то она будет постепенно восстанавливать свою численность, автоматически прибавляя по отряду за ход. И, наконец, самое замечательное – гарнизоны вражеских городов в игре тоже можно подкупать…

Следующий экран – это экран найма «особых специалистов», оформленный в виде очень красивой и даже немного романтической таверны. «Специалистов» в игре всего трое, и каждый – очень «достойный» человек и истинный мастер своего дела. Знакомьтесь: поджигатель, клеветник и наёмный убийца. Первый нужен для диверсий на складах вражеских городов и чужих виллах, второй может распускать в народе жуткие слухи о ваших конкурентах, ну а третий убивает неугодных вам людей – сенаторов, кардиналов и даже дожей и Пап (ибо бывает, но очень редко, что среди них встречаются не любящие вас и при этом очень честные люди…). Любого из трёх «профессионалов» могут поймать ваши враги; в этом случае у вас есть шанс «отречься» от него, сославшись на то, что он действовал по указке какого-то другого игрока; нередко это помогает. Однако если будет доказано и оглашено, что вы прибегали к услугам такого рода людей, то популярность ваша в народе упадёт просто катастрофически…

Естественно, обо всём рассказать не удалось, но с основами игры (точнее, её возможностями) вы теперь ознакомлены. О графике, в общем-то, было сказано ещё в самом начале, поэтому просто повторим: она действительно сильно улучшилась. Быть может, в режиме карты это и не так заметно (но всё-таки качество прорисовки здесь довольно высокое), но портреты сенаторов и кардиналов выполнены на очень высоком уровне. Впрочем, для такой игры внешнее оформление никогда не было главным.

Вердикт – отличный ремейк отличной игры, одна из самых масштабных стратегий в истории, сделанная действительно качественно и с душой, играть в которую – одно удовольствие.
Автор обзора: kreol
Merchant Prince, Merchant Prince II
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
В игре забавно реализована карта неизвестных земель: реальный рельеф её не соответствует. Есть сухопутные караваны и морские (могут торговать без вашего участия). Для сухопутных можно построить дороги. Можно нанять в подворотне убийцу, который за приемлемую сумму решит для вас кадровые вопросы. Можно подкупить чиновника (а чиновник может взять деньги, нагло заржать и не подкупиться).

К сожалению в игре (и в версии 1.1) критическая ошибка и в момент наивысшего расцвета она выбрасывает. То ли по дате, то ли по размеру торговой империи.
Жизнь средневековой Европы, и особенно итальянских республик и полисов, ещё не объединенных под единым флагом - достаточно занятная история, которая тянет на целую "киберпанковскую" драму, с той лишь разницей, что о "кибере" люди тогда и не догадывались, да и слов-то таких не знали. Но вот во всём остальном... промышленный шпионаж, саботаж, интриги, подкуп политиков и даже кардиналов, и, конечно же, войны за рынки сбыта, где сакраментальное "Гюльчатай, покажи личико" люди научились говорить задолго до комодора Мэтью Перри.

"Макиавелли" позволяет прикоснуться ко всему великолепию в красочной палитре. Здесь и караванные пути (как морские, так и сухопутные), и ооочень нестандартные источники заработка (обретение реликвий или прикарманивание части средств, выделенных на строительство дорог), и "административный ресурс" (покорить крестовым походом непокорный город? Да легко!) и политика (зачастую весьма грязная) и вполне понятный прогресс в виде количества флоринов, где под конец игры беспристрастный компьютерный судья на основании этой суммы подведёт итоги и сообщит кто вы, эээ... "по жизни" с точки зрения венецианцев: свободный художник, или, простите, юнга на сухогрузе. Да, именно так выглядят ранги в табеле о честно нажитом непосильным трудом менеджера.