Jekyll & Hyde

Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
Jekyll & Hyde
Жанр: Adventure
Разработчик: In Utero
Издатель: Cryo Interactive Entertainment
Год выхода: 2000
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 5 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.33 из 10
  • 5
  • 1
  • 35
Роман "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" заслуженно считается одним из лучших творений Роберта Льюиса Стивенсона и подлинным шедевром зарождавшегося во второй половине XIX века жанра триллера. В 2001 году французская компания Cryo, пользующаяся среди игроков "устойчиво противоречивой" репутацией, выпустила компьютерную игру в жанре "action-adventure", представляющую собой "свободное альтернативное продолжение" первосточника: согласно версии её авторов, Генри Джекил вовсе не покончил с собой, а сумел найти средство, излечившее его от превращений в мистера Хайда, и открыл психиатрическую лечебницу. После выхода в свет данная вещь получила в основном совершенно разгромные отзывы от критиков (надо заметить, как минимум отчасти заслуженные, - хотя несколько положительных рецензий тоже было) на пару с ярлыком "ужасного клона American McGee's Alice", а очень скоро оказалась и вовсе забыта, чему в немалой степени способствовали не только недоработки игрового процесса, но и серьёзные технические проблемы, связанные с её запуском на завоёвывающей тогда позиции Windows XP.

Сюжет на первый взгляд может показаться примитивным, однако по ходу действия начинает неподдельно увлекать. Начинается всё с того, что во время грозы многим пациентам лечебницы Джекила каким-то образом удаётся бежать из своих камер; они устраивают в здании погром, а один из них, недавно поступивший на лечение Бернвелл, берёт в заложницы маленькую дочь доктора Лори. Освободив своего помощника Спенсера, с которым психи хотели зверски расправиться, Джекил узнаёт о некоем стимулянте, вызывающем агрессивное поведение, которым те были неведомо как и кем "напичканы", - а впоследствии находит Бернвелла, сообщающего, что для спасения Лори доктор должен снова вспомнить о своём втором "я" - мистере Эдварде Хайде. Причём и это не всё, - вскоре выяснится, что за действиями умалишённого стоит некий загадочный адвокат, которому злобное альтер эго учёного понадобилось совсем не просто так... Иными словами, задумка, несмотря на столь небрежное отношение к литературной классике, замечательная, - но вот её реализация, увы, откровенно подкачала.

Прежде всего стоит отметить главные недостатки Jekyll & Hyde: это "своеобразная" графика (о которой мы поговорим ниже), отвратительная работа камеры и неудачно реализованный платформенный элемент, который, как порой кажется, доминирует и над боевым, и над приключенческим. Перспектива обзора может быть формально обозначена как "от третьего лица", но при этом довольно часто сменяется сама по себе: только что мы видели героя крупным планом "со спины", а теперь уже наблюдаем за ним фактически с высоты птичьего полёта в псевдоизометрии. Невозможно не только свободно поворачивать камеру, находясь в конкретной точке, но и даже двигаться по диагонали (и мы часто будем видеть лицо протагониста, ибо для того, чтобы пойти в противоположную сторону, он должен развернуться на 180 градусов); ракурсы в большинстве случаев строго фиксированные и не так уж редко неудобные для конкретной ситуации, но как-либо изменить их нельзя. Скорость перемещения протагониста по умолчанию невысока, но может быть увеличена задействованием клавиши бега.

Вскоре после разговора с Бернвеллом главный герой получает способность превращаться в мистера Хайда - по собственному желанию с помощью специального эликсира (а вот возвращение к прежнему виду произойдёт уже само по себе и по прошествии определённого времени). Способности у обеих форм персонажа несколько различаются: Эдвард обладает большим запасом здоровья, намного сильнее физически и куда выше и дальше прыгает, однако взаимодействовать с окружающей средой может лишь самым примитивным образом - то есть, к примеру, в состоянии открыть дверь, но не способен общаться с другими людьми и подбирать предметы и помещать их в имеющийся у протагониста инвентарь. Некоторые такие объекты предстоит отыскивать (но ничего сложного в этом, как правило, нет), тогда как другими могут поделиться встречаемые неигровые персонажи. Для лечения используются растворы в склянках, помеченных красным крестом, по умолчанию оказывающиеся в руках Джекила, а не в виртуальном вещмешке (как те же ключи, например), и по нажатию соответствующей клавиши сразу им опорожняющиеся, даже если со здоровьем, запас которого отображается в виде вертикальной шкалы в левой части экрана, сейчас всё в порядке.

Оружие, представленное единственным видом - толстой тростью с набалдашником, - имеется опять-таки лишь у доктора: монструозный мистер Хайд предпочитает расправляться с недругами с помощью своих огромных кулаков. К слову сказать, "рядовые" враги (только пациентами лечебницы их перечень отнюдь не исчерпывается) весьма слабы и убиваются буквально с одного-двух ударов (а тех же поверженных роботов вообще придётся потом использовать в качестве своего рода подручных механизмов); боссы сильнее и выносливее, но формально опять-таки не представляют собой проблемы, - правда, среди них будут требующие особого подхода (например, огромного вампира придётся в буквальном смысле слова "выталкивать" на свет). Другое дело, что из-за неудобного управления и очень маленького запаса здоровья у Джекила (он может погибнуть где-то от трёх-четырёх ударов противника, а то и от меньшего их количества) простыми здесь допустимо назвать далеко не все схватки, особенно те, где придётся иметь дело сразу с несколькими супостатами, - во многом из-за всё той же камеры. Кроме того, в некоторых локациях присутствуют опасности и ловушки, избежать которых порой тоже нелегко, ибо для этого могут потребоваться и ловкость, и скорость.

Приключенческий элемент в Jekyll & Hyde откровенно рудиментарен. Да, здесь есть диалоги (короткие и неинтерактивные), а также упоминавшаяся выше возможность (и необходимость) обнаружения и последующего применения предметов, но полноценных головоломок, пожалуй, не наблюдается вовсе, а за все действия (взять объект, использовать его, открыть дверь, уцепиться за уступ и так далее) отвечает одна и та же клавиша; иными словами, всё линейно и сравнительно легко даже для не имеющих большого опыта в решении квестовых загадок. Но дело серьёзно осложняется отмечавшимся ранее платформенным элементом: даже мистер Хайд прыгает не то чтобы здорово, доктор Джекил же - куда хуже; а между тем заниматься этим предстоит сравнительно часто, имея дело в том числе с неприятными маленькими элементами, для успешного попадания на которые нужно очень скрупулёзно вычислять стартовую точку перед прыжком; более того - злосчастная камера и в эти моменты может преподносить страшные "сюрпризы". Но и этим беды отнюдь не ограничиваются: сохранение возможно исключительно в специальных "контрольных точках", поэтому если во время исполнения какого-нибудь акробатического трюка вы погибнете, то "возродитесь", весьма вероятно, довольно далеко от данного места. Наконец, в некоторых случаях есть риск "запороть" прохождение "неверным" применением вышеозначенного эликсира для превращения: так, чтобы его у вас не оказалось в нужный момент, не бывает, но вот принять форму Хайда в неподходящее время, лишившись тем самым возможности получить критически важную информацию из диалога (ибо с этим монстром, напомним, разговаривать никто не станет) или, наоборот, запрыгнуть в место, доступное только ему (если действие зелья уже закончилось и мы вернулись к первоначальному состоянию), всё-таки реально. В общем, своего рода парадокс: вроде бы и сражения формально простые, а загадки и того легче, - однако же играть в Jekyll & Hyde действительно сложно, причём часто до самого настоящего раздражения и остервенения.

В заключение стоит сказать об уже упоминавшейся графике, за которую игру ругали в своё время ничуть не меньше, чем за неудобное управление. Наш вердикт касательно данного аспекта таков: окружающая обстановка в локациях, будь то сам особняк Джекила с интереснейшими помещениями вроде огромной аудитории для лекций, зловещее кладбище (с отнюдь не безопасными могилами!) или та же крыша поезда, где каждый шаг может привести к гибели от поражения электрическим током, исполнены великолепно, - и касается это не только чёткости прорисовки, но и, с позволения сказать, антуража как такового: каждая здешняя деталь, даже самая маленькая, буквально пропитана мистической атмосферой викторианского Лондона. И тем обиднее признавать, что все - именно абсолютно все, без каких-либо исключений, - модели персонажей исполнены истинно отвратительно. И дело здесь не просто в "угловатом 3D", - данное явление для рубежа тысячелетий характерно, привычно и олдгеймерские глаза испугать не способно, - а именно в самой манере их изображения, от просто некачественной (главный герой и его альтер эго или, например, маленькая Лори) до какого-то сюрреалистичного гротеска, доходящего в своём убожестве до того, адекватного названия чему, кажется, просто не существует. Конечно, можно предположить, что подобный стиль (никак не сочетающийся с роскошными фонами) был выбран авторами намеренно, - и тогда утверждать, что перед нами никем не понятый и не признанный шедевр артхауса (и применительно к игровому процессу в том числе), - но мы так поступать всё-таки поостережёмся. В результате рекомендовать Jekyll & Hyde будет уместно разве что действительно "хардкорным" игрокам с душами, открытыми самым причудливым сочетаниям жанров, не боящимся ни жуткого внешнего вида, ни страшных технических проблем.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Я просто, чёрт возьми, ОБОЖАЮ эту игру! J&H это, наверное, самое атмосферное что я когда либо видел в компьютерных играх. Сайлент Хилл и прочие попсовые "шедевры" - отдыхают. Кстати, "Джекилл и Хайд" вышел даже раньше "Алисы", так что это никак не плагиат а вполне себе самобытное творение (для любителей сравнивать J&H с "Алисой").

Теперь, оглядываясь назад, я особенно рад что чисто по счастливой случайности купил диск с этим произведением искусства в далёком 2000 году. Если бы продавец мне тогда его не посоветовал, то я бы, вероятно, никогда и не узнал об этой игре, поскольку даже на просторах интернета о ней мало что известно. Читал пару коротких обзорчиков по-польски, но не более того. Даже на Ютубе до сих пор отсутствует прохождение или, хотя бы, маломальский обзор! По крайней мере, на английском я таких видео не находил.

Обидно лишь, что на современных системах игра не запускается совсем :( Ну что ж, хотя бы есть возможность слушать музыку с диска... Которая здесь, кстати, просто божественна! Особенно рекомендую треки FUMERIE, HOPITAL, JEKYLL, ALIENES, DEWITT (слушать можно даже без установки игры).

Эх, возможно, как-нибудь специально приобрету старое железо, дабы пройти моего любимого "Джекилла" :) Поглядываю в сторону mini-PC со старыми процессорами Pentium 2 и видеочипами 3dfx - не нужно будет занимать место на столе огромной бандурой ;)
Пожалуй, лучший из "приключенческих боевиков" от легендарной компании Cryo Interactive Entertainment.
От литературной основы там и правда мало, но визуальный стиль - действительно "артхаусный" и немного "на любителя" - создаёт непередаваемую макабрическую атмосферу ужаса и безумия. Стоит также отметить наличие русской локализации от "Нивал" - традиционно самого высокого качества (и даже лучше, чем у англоязычного перевода).
С запуском игры в своё время действительно имелись некоторые сложности, но на более современных версиях операционных систем всё на удивление беспроблемно. Ну, не считая сложностей с прохождением многочисленных боевых и аркадных моментов, разумеется.