Любопытный гибрид FMV-квеста, головоломки и сборника аркад, выпущенный в 1995 году исключительно для Windows 3.x и в скором времени незаслуженно забытый - в немалой степени из-за того, что вследствие бага игра оказалась непроходимой в среде даже Windows 95. Сюжет, с одной стороны, не особенно проработанный, но с другой - однозначно небанальный: престарелый владелец парка развлечений, имевший двух дочерей-близняшек - добрую Джейми и злобную Джейни, - умирает, и одновременно пропадает его завещание, в котором он указал, кому из сестёр оставляет упомянутое заведение. Первая хочет сохранить парк, тогда как вторая - продать его для будущего устройства на этой территории автомобильной парковки; каким-то образом Джейни удаётся временно убедить суд, что законной наследницей является именно она. Нашим же протагонистом является репортёр, нанятый отчаявшейся Джейми с целью отыскать то самое завещание, которое, по её мнению, похитил один из сотрудников парка, вступивший в сговор с её коварной родственницей.
Перспектива обзора, что вполне традиционно для жанра, от первого лица; несмотря на внушительный объём в целых три CD, большая часть игрового процесса представляет собой не видеоролики (хотя вообще их здесь, разумеется, достаточно), а статичные экраны, где, впрочем, довольно часто появляются оцифрованные персонажи, с которыми предстоит о чём-то беседовать; сразу отметим, что, к великому сожалению, субтитры не предусмотрены, тогда как в диалогах порой содержится важная для прохождения информация, - иными словами, знание английского языка и его восприятие на слух если и не критичны, то как минимум очень важны. Всё управление осуществляется при помощи курсора мыши, по умолчанию имеющего вид "скопления ромбов и треугольников"; если при подведении к боковой части экрана эта комбинация "переворачивается набок", то в данном направлении (посредством щелчка левой кнопкой манипулятора) можно переместиться; если же указатель превращается в квадрат с "жирными" углами - то в точке, около которой это произошло, возможно какое-нибудь взаимодействие с окружающей средой, - это может быть движение вперёд, открытие двери или чего-либо, нажатие кнопки и так далее. Инвентарь отсутствует, а локации именно что полностью статичны: нельзя ни вертеться, ни поднимать или опускать взгляд; при переходе в другую локацию одна панорама просто сменяет собой другую.
Прохождение можно разделить на две условных "части". В первой, сочетающей в себе элементы аркады и приключения (с доминированием первой составляющей), мы исследуем парк, беседуем со множеством персонажей, активно занимаемся пиксельхантингом с целью обнаружения подсказок, - почти всегда это записки с текстом на английском языке (иногда неполным вследствие повреждений его "носителя"), в ряде случаев находящиеся в не самых очевидных местах (например, в урне), - но встретится и сообщение на дисплее компьютера. Второй же "этап" включает в себя, по сути, только решение головоломок и отчасти (но именно отчасти) напоминает знаменитую дилогию The 7th Guest и The 11th Hour.
Аркад в общей сложности двенадцать: по три в каждом из четырёх участков с соответствующими автоматами. Побеждать во всех них не обязательно, - но вот "попробовать", скорее всего, придётся каждую. Дело в том, что "распорядители" определённых забав за победы выдают вам "специальные" монеты, которые затем понадобится опустить в автомат-"предсказатель", дабы - фактически - получить право перейти к тому самому условному второму этапу прохождения; при этом есть и другой способ получения этих бонусов - покупка за "обычные" монеты, которыми нас награждают в других играх; иными словами, так или иначе набрать нужную сумму необходимо. Здесь же следует обратить внимание на важный момент: по парку бродит грабитель с ножом, а поскольку играем мы не в action, то убить его никак нельзя; он, впрочем, тоже не причинит нам вреда, но в случае встречи обязательно ограбит, - и если в этот момент при себе у нас будет хотя бы одна "специальная" монета, то всё закончится поражением, так как повторно заработать её за уже так или иначе пройденное испытание в рамках текущего прохождения больше не выйдет. К счастью, выход есть: в парке имеется специальное помещение с камерой хранения, и после получения каждой "специальной" монеты следует сразу же быстро относить и помещать её туда, а не разгуливать "нагруженным" по закоулкам.
Аркады следующие: своеобразный дартс, в котором требуется поражать дротиками не привычную мишень, а находящиеся в ячейках шкафа ненадутые воздушные шарики; проведение металлического катающегося мячика через лабиринт таким образом, чтобы он при этом не свалился в одну из многочисленных дыр, встречающихся на пути (места для маневрирования порой критически мало, тогда как путь довольно долгий); классическая "забава" вида "whack-a-mole", где место крота занял гофер, но смысл тот же - нужно бить вылезающее из разных норок животное по голове; "балансировка" - слегка интеллектуальное развлечение, в рамках которого необходимо распределить грузы (масса каждого указана на нём самом) таким образом, чтобы получить одно и то же число с каждой из сторон импровизированной штанги (то есть придётся провести в уме простейшие арифметические вычисления); стрельба по хитрой траектории из водяного пистолета по движущимся клоунским лицам, периодически подсвечивающимся (и "атаковать" в конкретный момент нужно как раз то, которое так или иначе "загорелось", - это будет приводить к постепенному подъёму модельки самолётика в боковой части экрана); некое подобие "лошадиного бильярда" (популярной до середины XX века корабельной игры) - с помощью бросков шайбы по полу надо "выбивать" другие шайбы; интереснейший вариант Frogger'а с монеткой (!) в главной роли, которую необходимо "передвинуть" по нескольким движущимся доскам так, чтобы она не соприкоснулась с круглыми впадинами на них; очень отдалённое подобие пинбола, задача в рамках которого - закатить как можно больше металлических шариков в предназначенные для этого отверстия, расположенные на нарисованном клоунском лице (попадание упомянутого объекта в каждое из них должно принести по итогам раунда количество очков, соответствующее написанному рядом с дыркой числу, - но проблема в том, что шарики, оказавшись в этих местах, вовсе не фиксируются там и могут быть "вытолкнуты" оттуда своими аналогами, появляющимися на "поле" позже); вариант боулинга - но тоже необычный, - кегли отсутствуют, а попадать шаром нужно в определённые части "аппарата", от чего и будет зависеть набираемый счёт; "мирный" виртуальный тир, предполагающий поражение предметов при помощи "пушки", стреляющей футбольным мячом; интереснейшая прыжковая забава, в рамках которой нужно "в роли" мотоциклиста (перспектива обзора - вид сзади) прыгать в нужный момент через железную дорогу и пропасть (путь ему преграждает бесконечный поезд, в котором иногда встречаются вагоны-платформы, через которые лишь и возможно перемахнуть; при этом всё нужно рассчитать так, чтобы долететь до следующего участка трассы, не столкнувшись с сыплющимися сбоку в пропасть валунами); наконец, импровизированный вариант жмурок, где управлять предстоит фигуркой клоуна, передвигающейся по клеточному полю на моноцикле.
Необходимо отметить, что, к сожалению для одних и к счастью для других, отнюдь не все из вышеописанных занятий просты: где-то кривовато реализовано управление, где-то в принципе требуется не самая медленная реакция, а где-то сильно мешает ограничение по времени; сложнее всего, пожалуй, будет победить в игре с водяным пистолетом и клоунами. Кроме того, в этой же "части" имеется чисто интеллектуальная и донельзя классическая мнемоническая головоломка, представляющая собой переворачивание "карт", лежащих "рубашками" вверх, с целью выявления скрывающихся под ними пар идентичных изображений.
После того как доступ к "предсказателю" получен, рефлексы как таковые игроку уже не потребуются, но легче игра не станет: понадобится думать. Сначала необходимо будет решить две головоломки, - и если первая, относящаяся к категории так называемых "sliding puzzle" и предполагающая изменение взаимного расположения на поле картинок таким образом, чтобы все внешне идентичные друг другу оказались в одном и том же ряду (ячеек на условном "поле" на одну больше, чем объектов, что делает манипуляции с ними возможными), всегда имеет одно и то же решение, то вот вторая, "лингвистическая", в ходе которой требуется взять определённые буквы из нескольких предложенных слов, дабы составить из них некое новое (неявно загаданное), во-первых, напрямую связана с обнаруженными ранее подсказками, во-вторых - может меняться от прохождения к прохождению. Причём и это не конец: для победы придётся решить ещё несколько загадок, среди которых окажутся "механическая" (условно, конечно) и ещё одна "лингвистическая" и которые опять-таки имеют прямое отношение к обретённой игроком до этого момента информации; в финале потребуется, совсем как в Clue, определить преступника, тоже разнящегося при каждом запуске. Иными словами, игра достаточно длинная и объективно разноплановая: чтобы достичь в ней успеха, придётся задействовать в равной мере пальцы и мозги.
С визуальной точки зрения всё смотрится как минимум неплохо: локации по большей части выдержаны в едином стиле (что в данном антураже - ни разу не минус) и отличаются высокой чёткостью прорисовки что задних фонов, что всевозможных мелких деталей, - атмосфера полузаброшенного парка развлечений, скрывающего в себе тайну, передана мастерски, причём на пользу ей работает и очень милая музыка, направление которой однозначно определить сложно. Что касается актёров, то, увы, исполнительница обеих главных ролей (Джейми и Джейни), уже довольно известная к середине 1990-х (в немалой степени благодаря своей не слишком пристойной роли в фильме "Захват") Эрика Элениак, справилась со своей работой не особенно здорово, - но вот другие персонажи, по большей части чрезвычайно колоритно выглядящие "обитатели" парка, показаны весьма убедительно и, что называется, "с душой"; среди них стоит отметить охранника, сыгранного харизматичным и получившим впоследствии широкую известность темнокожим актёром Майклом Кларком Дунканом.
Но, несмотря на все объективные достоинства данной вещи, вынести итоговый вердикт по ней довольно сложно. С одной стороны, перед нами действительно оригинальный и, как бы это ни прозвучало, увлекательный проект, трудно от себя отпускающий. С другой - его целевая аудитория не вполне понятна: любители спокойных приключенческих игр могут и не справиться с едва ли привычными для них сложными аркадами, - тогда как поклонники именно таких вещей, напротив, вряд ли станут заниматься скрупулёзным поиском и последующим чтением подсказок-записок и решать головоломки в условной "второй части" прохождения; плюс, как уже было сказано в начале описания, репутацию Panic in the Park очень сильно испортила её Windows 3.x-"эксклюзивность". Но если вдруг ваша душа открыта всем жанрам, а знание английского языка позволяет воспринимать даже плохое произношение его слов на слух, - то попробовать спасти парк развлечений стоит обязательно, ибо полноценных аналогов у этой примечательной игры всяко немного.
Перспектива обзора, что вполне традиционно для жанра, от первого лица; несмотря на внушительный объём в целых три CD, большая часть игрового процесса представляет собой не видеоролики (хотя вообще их здесь, разумеется, достаточно), а статичные экраны, где, впрочем, довольно часто появляются оцифрованные персонажи, с которыми предстоит о чём-то беседовать; сразу отметим, что, к великому сожалению, субтитры не предусмотрены, тогда как в диалогах порой содержится важная для прохождения информация, - иными словами, знание английского языка и его восприятие на слух если и не критичны, то как минимум очень важны. Всё управление осуществляется при помощи курсора мыши, по умолчанию имеющего вид "скопления ромбов и треугольников"; если при подведении к боковой части экрана эта комбинация "переворачивается набок", то в данном направлении (посредством щелчка левой кнопкой манипулятора) можно переместиться; если же указатель превращается в квадрат с "жирными" углами - то в точке, около которой это произошло, возможно какое-нибудь взаимодействие с окружающей средой, - это может быть движение вперёд, открытие двери или чего-либо, нажатие кнопки и так далее. Инвентарь отсутствует, а локации именно что полностью статичны: нельзя ни вертеться, ни поднимать или опускать взгляд; при переходе в другую локацию одна панорама просто сменяет собой другую.
Прохождение можно разделить на две условных "части". В первой, сочетающей в себе элементы аркады и приключения (с доминированием первой составляющей), мы исследуем парк, беседуем со множеством персонажей, активно занимаемся пиксельхантингом с целью обнаружения подсказок, - почти всегда это записки с текстом на английском языке (иногда неполным вследствие повреждений его "носителя"), в ряде случаев находящиеся в не самых очевидных местах (например, в урне), - но встретится и сообщение на дисплее компьютера. Второй же "этап" включает в себя, по сути, только решение головоломок и отчасти (но именно отчасти) напоминает знаменитую дилогию The 7th Guest и The 11th Hour.
Аркад в общей сложности двенадцать: по три в каждом из четырёх участков с соответствующими автоматами. Побеждать во всех них не обязательно, - но вот "попробовать", скорее всего, придётся каждую. Дело в том, что "распорядители" определённых забав за победы выдают вам "специальные" монеты, которые затем понадобится опустить в автомат-"предсказатель", дабы - фактически - получить право перейти к тому самому условному второму этапу прохождения; при этом есть и другой способ получения этих бонусов - покупка за "обычные" монеты, которыми нас награждают в других играх; иными словами, так или иначе набрать нужную сумму необходимо. Здесь же следует обратить внимание на важный момент: по парку бродит грабитель с ножом, а поскольку играем мы не в action, то убить его никак нельзя; он, впрочем, тоже не причинит нам вреда, но в случае встречи обязательно ограбит, - и если в этот момент при себе у нас будет хотя бы одна "специальная" монета, то всё закончится поражением, так как повторно заработать её за уже так или иначе пройденное испытание в рамках текущего прохождения больше не выйдет. К счастью, выход есть: в парке имеется специальное помещение с камерой хранения, и после получения каждой "специальной" монеты следует сразу же быстро относить и помещать её туда, а не разгуливать "нагруженным" по закоулкам.
Аркады следующие: своеобразный дартс, в котором требуется поражать дротиками не привычную мишень, а находящиеся в ячейках шкафа ненадутые воздушные шарики; проведение металлического катающегося мячика через лабиринт таким образом, чтобы он при этом не свалился в одну из многочисленных дыр, встречающихся на пути (места для маневрирования порой критически мало, тогда как путь довольно долгий); классическая "забава" вида "whack-a-mole", где место крота занял гофер, но смысл тот же - нужно бить вылезающее из разных норок животное по голове; "балансировка" - слегка интеллектуальное развлечение, в рамках которого необходимо распределить грузы (масса каждого указана на нём самом) таким образом, чтобы получить одно и то же число с каждой из сторон импровизированной штанги (то есть придётся провести в уме простейшие арифметические вычисления); стрельба по хитрой траектории из водяного пистолета по движущимся клоунским лицам, периодически подсвечивающимся (и "атаковать" в конкретный момент нужно как раз то, которое так или иначе "загорелось", - это будет приводить к постепенному подъёму модельки самолётика в боковой части экрана); некое подобие "лошадиного бильярда" (популярной до середины XX века корабельной игры) - с помощью бросков шайбы по полу надо "выбивать" другие шайбы; интереснейший вариант Frogger'а с монеткой (!) в главной роли, которую необходимо "передвинуть" по нескольким движущимся доскам так, чтобы она не соприкоснулась с круглыми впадинами на них; очень отдалённое подобие пинбола, задача в рамках которого - закатить как можно больше металлических шариков в предназначенные для этого отверстия, расположенные на нарисованном клоунском лице (попадание упомянутого объекта в каждое из них должно принести по итогам раунда количество очков, соответствующее написанному рядом с дыркой числу, - но проблема в том, что шарики, оказавшись в этих местах, вовсе не фиксируются там и могут быть "вытолкнуты" оттуда своими аналогами, появляющимися на "поле" позже); вариант боулинга - но тоже необычный, - кегли отсутствуют, а попадать шаром нужно в определённые части "аппарата", от чего и будет зависеть набираемый счёт; "мирный" виртуальный тир, предполагающий поражение предметов при помощи "пушки", стреляющей футбольным мячом; интереснейшая прыжковая забава, в рамках которой нужно "в роли" мотоциклиста (перспектива обзора - вид сзади) прыгать в нужный момент через железную дорогу и пропасть (путь ему преграждает бесконечный поезд, в котором иногда встречаются вагоны-платформы, через которые лишь и возможно перемахнуть; при этом всё нужно рассчитать так, чтобы долететь до следующего участка трассы, не столкнувшись с сыплющимися сбоку в пропасть валунами); наконец, импровизированный вариант жмурок, где управлять предстоит фигуркой клоуна, передвигающейся по клеточному полю на моноцикле.
Необходимо отметить, что, к сожалению для одних и к счастью для других, отнюдь не все из вышеописанных занятий просты: где-то кривовато реализовано управление, где-то в принципе требуется не самая медленная реакция, а где-то сильно мешает ограничение по времени; сложнее всего, пожалуй, будет победить в игре с водяным пистолетом и клоунами. Кроме того, в этой же "части" имеется чисто интеллектуальная и донельзя классическая мнемоническая головоломка, представляющая собой переворачивание "карт", лежащих "рубашками" вверх, с целью выявления скрывающихся под ними пар идентичных изображений.
После того как доступ к "предсказателю" получен, рефлексы как таковые игроку уже не потребуются, но легче игра не станет: понадобится думать. Сначала необходимо будет решить две головоломки, - и если первая, относящаяся к категории так называемых "sliding puzzle" и предполагающая изменение взаимного расположения на поле картинок таким образом, чтобы все внешне идентичные друг другу оказались в одном и том же ряду (ячеек на условном "поле" на одну больше, чем объектов, что делает манипуляции с ними возможными), всегда имеет одно и то же решение, то вот вторая, "лингвистическая", в ходе которой требуется взять определённые буквы из нескольких предложенных слов, дабы составить из них некое новое (неявно загаданное), во-первых, напрямую связана с обнаруженными ранее подсказками, во-вторых - может меняться от прохождения к прохождению. Причём и это не конец: для победы придётся решить ещё несколько загадок, среди которых окажутся "механическая" (условно, конечно) и ещё одна "лингвистическая" и которые опять-таки имеют прямое отношение к обретённой игроком до этого момента информации; в финале потребуется, совсем как в Clue, определить преступника, тоже разнящегося при каждом запуске. Иными словами, игра достаточно длинная и объективно разноплановая: чтобы достичь в ней успеха, придётся задействовать в равной мере пальцы и мозги.
С визуальной точки зрения всё смотрится как минимум неплохо: локации по большей части выдержаны в едином стиле (что в данном антураже - ни разу не минус) и отличаются высокой чёткостью прорисовки что задних фонов, что всевозможных мелких деталей, - атмосфера полузаброшенного парка развлечений, скрывающего в себе тайну, передана мастерски, причём на пользу ей работает и очень милая музыка, направление которой однозначно определить сложно. Что касается актёров, то, увы, исполнительница обеих главных ролей (Джейми и Джейни), уже довольно известная к середине 1990-х (в немалой степени благодаря своей не слишком пристойной роли в фильме "Захват") Эрика Элениак, справилась со своей работой не особенно здорово, - но вот другие персонажи, по большей части чрезвычайно колоритно выглядящие "обитатели" парка, показаны весьма убедительно и, что называется, "с душой"; среди них стоит отметить охранника, сыгранного харизматичным и получившим впоследствии широкую известность темнокожим актёром Майклом Кларком Дунканом.
Но, несмотря на все объективные достоинства данной вещи, вынести итоговый вердикт по ней довольно сложно. С одной стороны, перед нами действительно оригинальный и, как бы это ни прозвучало, увлекательный проект, трудно от себя отпускающий. С другой - его целевая аудитория не вполне понятна: любители спокойных приключенческих игр могут и не справиться с едва ли привычными для них сложными аркадами, - тогда как поклонники именно таких вещей, напротив, вряд ли станут заниматься скрупулёзным поиском и последующим чтением подсказок-записок и решать головоломки в условной "второй части" прохождения; плюс, как уже было сказано в начале описания, репутацию Panic in the Park очень сильно испортила её Windows 3.x-"эксклюзивность". Но если вдруг ваша душа открыта всем жанрам, а знание английского языка позволяет воспринимать даже плохое произношение его слов на слух, - то попробовать спасти парк развлечений стоит обязательно, ибо полноценных аналогов у этой примечательной игры всяко немного.
- Аудио-/видео-стиль:
FMV - Время и место:
Современность - Особенность геймплея:
Мини-игры - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Детектив - Технические детали:
Оцифрованные персонажи - Язык:
English