1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

[Интервью] Не то золото, что блестит, или Интервью с коллекционерами из разных стран. Часть 1. Канада.

Тема в разделе "Авторская колонка", создана пользователем UnknDoomer, 13 авг 2025.

  1. UnknDoomer Бредущий по мосту

    UnknDoomer

    Хелпер

    Регистрация:
    26 мар 2012
    Сообщения:
    2.925
    В качестве ответвления от основного цикла интервью, "Назад в прошлое", возникла идея пообщаться с противоположной стороной рынка игровых развлечений. Иными словами, не представителями индустрии, а - в нашем случае - хардкорными коллекционерами из разных стран.

    Изначально был запланирован охват достаточно разных по своей специфике регионов; с каким количеством участников удастся пообщаться по итогу - покажет время. 27 вопросов от материала к материалу будут оставаться идентичными для всех, от 3 до 9 вопросов были сформулированы под конкретную локацию. Сегодня вашему вниманию предлагается первая серия - Канада и её житель, скрывающийся под позывным @Napostriouf.

    Над улучшенной версией перевода работали:

    @UnknDoomer - организация процесса, установление контакта с интервьюируемым, отбор и перевод вопросов, формирование исходного варианта интервью (на английском языке).

    @Dimouse - помогал в вопросе стилистической составляющей материала.

    Вносил различные корректировки и обновления @kreol.

    ---
    As a branch of the main interview series, "Back to the past", an idea arose to talk to the opposite side of the gaming entertainment market. In other words, not industry representatives, but - in our case - hardcore collectors from different countries.

    Initially, it was planned to cover regions that are quite different in their specifics; time will tell how many participants we will be able to talk to in the end. 27 questions from material to material will remain identical for everyone, from 3 to 9 questions were formulated for a specific location. Today we offer you the first episode - Canada and its resident, hiding under the call sign @Napostriouf.

    ---

    Q. Could you briefly introduce yourself, give a few facts about yourself?

    Montreal_Montage_2020.jpg

    Montreal. Photo from Wikipedia.​

    A. I am from a Quebecer family in Montréal. I consider myself as a polyartist, who is a video game developer & curator, a writer, a scriptwriter, who has been in pro wrestling as a wrestling and promoter, have been a scat singer and a musician, have been a painter, have played involved in some Quebecer movie and of course been a ghostwriter on many projects.

    I speak Quebec French, Zandoluan & Quebecized English. Still interested to learn Russian, despite my knowledge still too basic to be functional in the language.

    Video game companies that I've been collaborating and working with are MicroProse (collaborator for many in-game editors), Volecigames (collaborator & tester), Logique Eclectic (development team and been co-owner) and of course, Nap'n'Gaming (owner).

    ---

    Q. Do you remember the first game you played? Was it on an IBM PC or another platform?

    Looping.jpg

    A. Despite my first computer was a TRS-80, my first gaming experience was on a ColecoVision. I think it was either one of these Looping or Rocky III or Baseball.

    ---

    Q. To what extent do restrictions on the ability to freely download anything from the Internet (traffic monitoring by providers, high prices for high-speed connections, etc.) in your country affect the fact that many people try to buy games in physical form, despite the fact that the number of physical copies is extremely limited compared to the number of people potentially interested and over time their number decreases, and the price increases accordingly, although not always?

    Where I live there are very minimal traffic monitoring (excepted maybe for peer to peer) and high-speed is actually affordable; I pay my internet (in 2025) 65$CAD per month for an unlimited 1.5 Gbits (download); 970 Mbits (upload) fiber internet. So where I live the ability of downloading is widely available despite a lot of collectors do exist. There are however laws restricting protected works, but I think that's a worldwide thing since it falls under international laws of copyrighting.

    ---

    Q. What game genres do you think are most in demand in your country? For example, strategies or action games? Why? Is there a particular genre predominating in your collection?

    A. That's a hard question, since in Canada there are like two very distinct cultures locally known as the two solitudes.

    Canadian part: First Person Shooter.
    Quebecer part: RPG / Hockey.

    ---

    Q. Can you tell us anything about the release of games from other countries and their possible perception as budget or, on the contrary, popular along with domestic ones (as examples, games from Europe, including Russia, in the USA; games from the USA and Europe in China, Taiwan, Korea, Japan)?

    Loriciel_SA_final_logo.svg.png

    A. Until mid 2000's, game studios from France had a very bad reputation to the point many of their studios had to move elsewhere in the Francophonie because of the shovelware mentality that became the norm in school after the commercial success of Loriciel, who were known to make and release most of their games in less than 1 month (sometimes even lesser than that) without any testing. So many studios had a hard time to hire talents that had proper formation to match the industry needs, so they moved out in UK, Canada and USA.

    ---

    Q. Can you tell us anything about cases when a game becomes popular and cult locally despite the fact that at the time of release it did not sell very well (famous examples: Chrono Trigger in the USA, Fallout 1-2, Planescape Torment)?

    A. NHL Hockey (also known as NHL 92 & EA Hockey in Europe) by Park Place Productions (published by Electronic Arts) released on the Sega Genesis in 1991. The series started to get attraction in 1993, but in 1991, this series (which still going on today) was already big in Québec.

    ---

    Q. Do you think it is important to preserve games not only in physical form, but also in digital form (including documentation) for future generations?

    A. Yes, but more for historical purposes than collector purposes. Because of the knowledge that comes with the history, you can not only avoid making mistakes made in the past, but you can also learn and give you lost ideas that could actually be really useful in modern gaming. When you remember your history, you are tooling yourself right now!

    ---

    Q. Have certain sets of rules and criteria been formed in your region, by which both collectors and ordinary players determine the rarity and availability of a particular game in terms of physical copies and the degree of their preservation? In your opinion, is it better to save as many old games as possible or not?

    A. I would be frank, I don't care about the rules or criteria. As long as I can access the media, the rest have no value for me. So, if by "better to save" we mean making a digital backup of everything, yes, I am very favorable, for the historical purposes.

    ---

    Q. How do local collectors feel about people who collect games but don't share them with others, or, for example, hide the fact that their collection contains something unique, long lost to the general public? How do you feel about the aspect when someone tries to get additional profit from this? For example, to promote their YouTube channel, to earn a large sum from resale, to attract attention.

    A. I am very against restraining media to make a "valuable" trophy out of it. I consider those who do that are a total nuisance not only for the retro gaming community, but for the gaming industry in general. Knowledge matters more than your own egocentric pride. That being said, we must make a distinction in-between a person who collects for his own egocentric pride versus the author of a work that doesn't want it to get spread. The author might have good reasons to not do it. We don't know the life of each individual and dramas in life can sometimes take unsuspected directions. And we must respect this!

    ---

    @Kseraks asks: "Do you or someone in your circle follow some conditional maximum price that you / they are willing to pay for a particular item? Maybe you could briefly tell us about one of these cases?".

    A. Since I'm more interested in obscurity, usually if I have to pay for, it gonna be really marginal. I don't fix any price, but I never had to. Those who cost a lot are usually games with high-demand that get rare because more people want it than a copy of the said media. So the media is locally always widely available, so I have no interest in buying that whatever the price. And I personally don't encourage anybody to fall for that. The real value that will follow you even after your death is the knowledge of the media that had an impact on what you have done in your life not the physical version of it.

    ---

    @Dimouse asks: "Do you play the games that you collect, or do you collect them more from the standpoint of aesthetics / other reasons?".

    A. I will be frank, I hate the term collection. But I do understand why it is being used. So, I play games for the knowledge; I don't see the point in collecting other than for doing some video. I usually don't keep what I do play unless I have something to explore/study on it. As long as the media is widely available, there are no reasons to keep any of these.

    Sub-question from @Morendil: "Would you open a rare sealed copy of a game, especially a big box, if all it's contents are known in advance and the game itself is available online?".

    A. If it's widely available online, I might be hated for what I will say, but let's say politely I will make sure nobody sells it. After all, when I was in primary school I burned twice all of the school money because of how people in the class were manipulating themselves. We live for knowledge to get better as humans, not to live our lives on our knees like a slaves under the pretext that we can get rewarded by exploiting the others.

    ---

    @Kristobal Hozevich Hunta asks: "Could you name your personal top 3, 5, may be 10 most notable games developed in your country?".

    GM Hockey_-_Renaissance.jpg

    A. In my country (Canada) (Not necessarily in order): To the Moon, Always Sometimes Monsters, Sometimes Always Monsters, GM Hockey: Renaissance, 4D Boxing, Stunts, FaceOff!

    ---

    @ZoRg, @Dar_Morar and @Kristobal Hozevich Hunta ask: "Is there a game in your collection that, for one reason or another, is of particular value to you? Maybe there is some memorable story associated with it?".

    ScaryFish_2.01.jpg

    A. So many stories, but let's pinpoint one of them! To me the best fishing game ever made is Scary Fish 2.1 by PMP Software and the main reason is because back in the days, I was playing it with a friend with whom I was fishing a lot in the Fleuve St-Lawrence (sometimes mistaken as a river). And the more we played the game, the more we learned some fishing techniques and approaches that really did make the difference. To the point that later during my teenagehood when I was in secondary school during my hunt and fishing class, for the fishing part the teacher didn't have a lot to teach to me. Which is very special since this is the only game to my knowledge that has gone that far in the realism of fishing simulation. Never encountered another one ever near than this one of a real fishing experience, including lake, rivers, oceans, etc.

    ---

    @Virgil asks: "Local scene. Can you name a project, or maybe several, that have become fundamental in the context of associations when it comes to your country? As an example, perhaps you have heard of such a concept as "Russian quest".".

    Sang-Froid_-_Tales_of_Werewolves.jpg

    A. If the question about the narrative of the local culture undertone, I would say Sang-Froid - Tales of Werewolves (Québec folklore), Dépanneur (Montrealers modern day), Always Sometimes Monsters (Torontonian modern day) and there are much more, but I think that's a good base.

    ---

    @Ulysses asks: "A bit of a dark question, but probably relevant for every collector. How do you see the long-term fate of your collection? Do you have a specific plan for this?

    A. The long-term fate is all in the history and how you spray it through your own works. Not necessarily by showing things you did, but by using the knowledge you gained on what you do now.

    Sub-question: "What do you think about collectors who suddenly sell all their acquisitions after many years of collecting?"

    A. I think that person should GIVE it to somebody who will have a use of that. Not to somebody who will store it for their own egocentric pride. Unless the "collection" is actually your own works, then it's different, but once again if you sell that be sure that the point you sell it will do something with it other than using it as a trophy.

    ---

    Q. What is your attitude to the phenomenon of replicas / reproductions / reproductions / recreations of physical copies of games? Is there a correlation or dependence on the availability of the original and other factors: for example, when the game is not released (WarCraft Adventures: Lord of the Clans (не издана, Windows)), a special version of it in the original is extremely rare (Memory Pak version of the game Ice Climber, to run through Animal Crossing on Nintendo 64) or is it a new edition (an amateur re-release of Vangers in a boxed edition with a different design from the original)?

    A. I think there are several layers to the question here! First, I'm not a big fan of physical copies. I mean they might be useful in case of a digital apocalypse happenning, but I think these are more a distraction than anything else. So for backup YES, I'm totally, for.

    Now about the unreleased media, is it ok doing a physical copy or not? Well, yes, do that as long as it's a backup. Even mods, good go for it. Backup it in case of a digital apocalypse. As long as you don't try to exploit a "market" I'm totally open. Even for an amateur boxed edition. To me that falls more in the ART category than anything else.

    ---

    Q. How widespread and accessible were FIDO and BBS in your country? Were there any instead analogues or similar in meaning? Do they exist now? Could their archives have been preserved (example) and are there enthusiasts engaged in such searches and preservation?

    A. Well, I had one BBS in Montréal, which Montréal, was the biggest pole for BBS in North America. The biggest BBS in Montréal back in the day was Juxtaposition. My own BBS was in Remote Access which was about the gaming industry including Doors games, social archives, forums, etc., which a lot of indie developers were uploading their projects. So that's why that sometimes on my retrogaming channel, there are games unavailable anywhere.

    ---

    Q. Are there communities in your country for the search and preservation of national games? How interesting are they to your compatriots?

    A. Some people are trying to do it, but it's always focused on console gaming, which annoys me to my deepest core, so I keep my distance from them. Because we do have a huge history on PC gaming and the fact that they "shun" PC gaming it tends to have a high amount of people whose these only to flash or to exploit a tendency. So, I would politely say, they can go fuck themselves! Politely, I insist! Thanks!

    ---

    Q. How do you usually communicate with other collectors? Maybe there are some well-known, local platforms, forums in your area?

    A. Through my YouTube videos! I can sometimes have conversation with like UnknDoomer (Old-Games.Ru, Lawro (Home of the Underdogs) and PrinceWatercress, but I feel that 99% of conversations I will have will be pointless to not say time and energy wasting, so instead I focus on presenting games like they are, without any opinion, simply a gaming experience. That being said, I encourage people to have conversation if it helps them to explore things deeper! Cool!

    ---

    Q. Are you interested in conditionally non-standard editions of a particular game? For example, different from the usual region and publisher, and different in terms of configuration and, perhaps, considered rare due to this. In your opinion, is this aspect significant from the standpoint of gaming heritage as a whole?

    A few examples in the context of specific configuration:

    WarCraft: Orcs & Humans (1994, DOS) - the original disk version of 1994 without audio tracks. The later re-release of 1996 was made hybrid to run under DOS and MAC.

    Myst (1993, Macintosh) - for a long time there was no release of version 1.0, despite it's popularity and demand.

    Marathon (1994, Macintosh) - the floppy disk version 1.0 from December 1994 has not been digitized yet.

    Tribal Rage (1998, Windows) - American version 1.0 has not been digitized for a long time, unlike the British-European 1.02.

    A. From my standpoint, for historical purposes - they are all valid! That being said, WarCraft: Orcs & Humans diskette version that were sold in Zellers back in the days had some midi music tracks instead of CD music tracks.

    ---

    Q. Floppy disks. Have you ever digitized floppy disks and if so, what do you usually use to dump them? May be there were some interesting cases, in particular related to games on 5.25" floppy disks or maybe even 8" (not applicable to IBM PC)?

    A. Yes, I did often, but it's been a while. Things I had on diskette are now backed up elsewhere. There are no particular stories to share other than we often had to redo the process because sometimes a file that successfully copies had an error in the copy, but didn't got any message of a fail. When we redo, it's usually ok.

    ---

    Q. Do you conduct analytics on companies or publishers related to your country? Perhaps the editions of some individual games are considered especially valuable or rare? Can GameTek be considered one of them?

    A. I do, but not for value reasons. The reason why I do it is because sometimes we can find little side stories that will lead to some games nobody actually knows that exist. Which happens more often when searching for a person in particular.

    ---

    @Alex Range asks: "Do you collect (or used to collect) anything else besides games? If we are not talking about PC and games on it, then in the context of consoles, is there one that you liked the most and why?

    A. Is souvenir count? Otherwise, not really. Unless I have a good practical reason if something has no use, I won't collect it.

    ---

    @Ekb asks: "Are you familiar with any games released in the CIS? In addition to the well-known and modern ones. Have you played any projects that were not translated into English, for example, in the company of a dictionary? In the context of the local scene. Perhaps you are familiar with precedents of custom localization in the above-mentioned vein?".

    A. I'm not well aware of the full definition of what the Commonwealth of Independent States is, but I do play a some of independant games from that era that are cool obscure and untranslated, like those by GamePig Office. However I'm not aware of any translation neither localization of these games, but maybe they do exist, I have just not crossed the path yet since I live in a totally different "sphere".

    ---

    Q. Can you briefly share some facts about your collection? For example: the most iconic items, the most, in one context or another, "expensive" lots, notable rarities, specific editions, the total number of exhibits. Are there any specific rules for storing / preserving old disks and, in particular, floppy disks?

    AlterWorld_Wrestling.jpg

    A. I'm more around obscure indie games despite the fact that I also do mainstream games. Why I do them together? Very simple, obscurities will stay obscure if there are no lights around them. So, mainstream games attract the attention and obscurities make people stay because they have something interesting they don't really know in front of them. The most iconic items to me will be like Scaryfish 2.1, AlterWorld Wrestling, Adam Ryland early sim games, Promotion Wars, etc. Actually these obscurities usually appear on Tuesday and Wednesday on my channel. But sometimes if really good, they will go on the mainstream slots. Because yes, in the obscurity, there are also some discutable quality games, but keep in mind to find a gem you must dig!

    ---

    Q. Are there any games that you have been specifically searching for many years? How does the subject of the search usually work for you? Maybe you can share some success stories?

    Melissa.jpg

    A. I'm constantly seeking specific games that I often see references in-games while there is no sign of them elsewhere. By example, the game like Super Dario World by Paer Johansson made in 1998, I can't find it. But I know it exists since the archives of his old website there is a link to download it... But the archives don't have the file. And when I seek for it, I found several different Dario games, but none of them were this one. And I even dug several of his unrelated websites, which I did find reference to this game, with a dead screenshot. So I can't even see the game, even the screenshot wasn't recorded by the archives, but I know it exists. So I did try to find the Paer Johansson, I did contact all Pär Johansson who was fitting the description, but still haven't received any responses.

    However, I also had some success with this approach in the past. Like when I did contact Weva the Japanese author of Melissa and Soll Dega, whose only language is Japanese. So how did I found him? It was because of one old screenshot. There was a mention of an old geocities website. So, I did go there. It was dead. Then I dug the web archives, I found it, but the games weren't downloadable again. Doh! But I did found an email! The email was also dead, but I was able to make a search on DuckDuckGo and I found a blog where the author had forgotten to change the email but that he was still doing some posts in Japanese. So I did try to comment on one of his posts. Another problem, it detected that I wasn't in Japan, so the comment did not sent. So I did use a Japanese proxy and retry to post a comment about the games... Didn't work, the form needed Kanji characters only. So I did use several online translators to be sure that what I wrote would be readable when in Japanese. And about 1 day after he did make a post that after several requests he was making these games online for a limited time (which was for 2 weeks; if I'm not wrong) and then bang, it now disappeared. So yes, I finally got these games and made a video about them. Yes, these are two of the games that I did give to Old-Games.Ru which are awaiting to get online on the website. Which when online will make the only website to have these files.

    ---

    Q. We know that you were an active user of Canadian BBSs at one time. Could you tell us more about that era and estimate the number of "exclusive" Canadian free PC games distributed through these BBSs?

    Construction_Bob_in_the_Bouncing_Factory.jpg

    A. There are many titles, but for some reason I have a blank in mind. Well, there are games by OSP Entertainment that were exclusive to there before the internet. Like Construction Bob in the Bouncing Factory and Construction Bob Escapes from Hell. But there are much more, I just don't remember for the moment!

    ---

    Q. Were there any exclusive French-language computer games (commercial or free) released in Quebec that did not leave the province?

    A. Usually when a French language got made and released there and it didn't get any translation, it's usually a game that was made in collaboration with another country of the francophonie. So they are usually labeled as French games (from France) despite there are collaborative games Québec-France. A good example of that is the Adibou game series which received a lot of Québec government funds which was then spread in public school computers. Usually our games always get a translation because you'll have a hard time to have a player base otherwise. At least back in the days, since our days everybody have a computer.

    ---

    Q. It is known that Quebec always makes its own French-language dubbing for foreign films and cartoons, different from what is released for the same films in France. Is the same practice applicable to localizations of foreign computer games?

    A. There are a lot of games that are actually translated here in Québec, but few that got localizations in Québec. The reason is that these versions are usually meant to be played internationally. So every people of the francophonie must be able to understand and feel at "home". I am somebody who did some translations in the past, but everytime I did some Quebec French localization, it always polarizes people about if it was a good or a bad. I personally prefer Quebec French localization, but I fully understand that non-Quebecers can have some struggle to follow a story.

    ---

    Q. Are there any exclusive Canadian editions of any games and exclusive Canadian commercial games (that is, those that would be published only in Canada, but not in any other country)?

    A. Maybe, but all Canadian and Quebecer games that I have in mind at my knowledge have spread outside. Even the ones with little popularity!
    ---

    Q. What would you like to say to our readers in conclusion?

    A. I know from my responses to this interview, I might look like to be a bit annoying to not say polarising. But, I'm not the obnoxious judgmental dickhead that I may appear to be, far from that. I would recommend to try to read in-between the lines since I Quebecize my English there are a lot of undertones when I speak that might not be evident from a non Quebec French speaker. Quebec French, being the oldest French being currently spoken in the world and old French was an 17 tones base language (which is different from modern French which is a 4 tones language like English, German and Italian.). So the connotation of words might change for this reason.

    ---

    ---

    Вопрос. Могли бы вы кратко представиться, озвучить пару фактов о себе?

    Montreal_Montage_2020.jpg

    Монреаль. Фото из Википедии.​

    Ответ. Я из квебекской семьи из Монреаля. Я считаю себя полиартистом: разработчиком и куратором видеоигр, писателем, сценаристом. Занимался рестлингом, был промоутером, был скэт-певцом и музыкантом, художником, участвовал в съёмках нескольких квебекских фильмов и, конечно же, был литературным гострайтером во многих проектах. Я говорю на квебекском французском, зандолеанском и квебекском английском. Всё ещё заинтересован в изучении русского, несмотря на то что мои знания языка пока слишком поверхностны для полноценного использования. Среди компаний - разработчиков видеоигр, с которыми я сотрудничал, — MicroProse (соавтор многих игровых редакторов), Volecigames (соавтор и тестировщик), Logique Eclectic (состоял в команде разработчиков, был совладелецем) и, конечно же, Nap'n'Gaming (владелец).

    ---

    Вопрос. Помните ли вы первую игру, в которую вам довелось поиграть? Была ли эта игра на IBM PC или на другой платформе?

    Looping.jpg

    Ответ. Несмотря на то что моим первым компьютером был TRS-80, мой первый игровой опыт связан с ColecoVision. Вероятно, что-то из этих игр: Looping, Rocky III или Baseball.

    ---

    Вопрос. Насколько ограничения в возможности свободно скачивать что-либо из интернета (слежка за трафиком провайдерами, высокие цены на скоростное подключение и так далее) в вашей стране влияют на то, что многие стараются приобретать игры в физическом виде, несмотря на то что число физических копий крайне ограниченно в сравнении с числом потенциально интересующихся и со временем их количество уменьшается, а цена, соответственно, возрастает, пусть и не всегда?

    Ответ. Там, где я живу, мониторинг трафика минимален (за исключением разве что одноранговых сетей), а высокоскоростной интернет вполне доступен; я плачу за интернет (в 2025 году) 65 канадских долларов в месяц за безлимитный интернет со скоростью 1,5 Гбит/с (загрузка) и 970 Мбит/с (выгрузка) по оптоволокну. Поэтому там, где я живу, возможность скачивания широко доступна, но, несмотря на это, существует множество коллекционеров. Однако существуют законы, ограничивающие использование защищённых произведений, но, думаю, это общемировое явление, поскольку оно подпадает под действие международных законов об авторском праве.

    ---

    Вопрос. Какие игровые жанры, как вам кажется, пользуются наибольшим спросом в вашей стране? Например, стратегии или экшены? Почему? Преобладает ли в вашей коллекции какой-либо жанр?

    Ответ. Это сложный вопрос, поскольку в Канаде существуют две совершенно разные культуры, известные как "два одиночества".

    Канадская часть: шутер от первого лица.
    Квебекская часть: ролевая игра / хоккей.

    ---

    Вопрос. Можете ли вы что-либо рассказать о выпуске игр из других стран и их возможном восприятии как бюджетных или же, наоборот, популярных наряду с отечественными (как примеры - игры из Европы, включая Россию, в США; игры из США и Европы в Китае, Тайване, Корее, Японии)?

    Loriciel_SA_final_logo.svg.png

    Ответ. До середины 2000-х годов у игровых студий из Франции была настолько плохая репутация, что многим из них пришлось переехать в другие страны Франкофонии из-за "менталитета shovelware" (прим. пер.: количество против качества), который стал "школьной нормой" в среде после коммерческого успеха проектов Loriciel. Они, как известно, создавали и выпускали большинство своих игр менее чем за месяц (иногда даже быстрее) и без какого-либо тестирования. Поэтому многим студиям было сложно нанимать талантливых специалистов с подходящим образованием, соответствующим потребностям индустрии, поэтому они переехали в Великобританию, Канаду и США.

    ---

    Вопрос. Можете ли вы что-то рассказать о случаях, когда какая-то игра становится востребованной и культовой локально, несмотря на то что в момент выхода она продавалась не очень хорошо (известные примеры: Chrono Trigger в США, Fallout 1-2, Planescape Torment)?

    Ответ. NHL Hockey (также известная как NHL 92 и EA Hockey в Европе) от Park Place Productions (издатель Electronic Arts) вышла на Sega Genesis в 1991 году. Серия начала набирать популярность в 1993 году, но в 1991 году эта серия (которая продолжается и по сей день) уже была популярна в Квебеке.

    ---

    Вопрос. Считаете ли вы важным сохранение игр не только в физическом виде, но и оцифрованном (включая документацию) для будущих поколений?

    Ответ. Да, но скорее в исторических целях, чем для коллекционирования. Благодаря знаниям, которые приносит история, вы не только избегаете ошибок прошлого, но и можете учиться и находить забытые концепции, которые могут быть очень полезны в современных играх. Помня свою историю, вы совершенствуете себя прямо сейчас!

    ---

    Вопрос. Сформировались ли некие наборы правил и критериев в ваших краях, по которым среди как коллекционеров, так и простых игроков определяются редкость и доступность той или иной игры в смысле физических экземпляров и степень их сохранности? По вашему мнению, лучше сохранить как можно больше любых старых игр или же нет?

    Ответ. Честно говоря, мне плевать на правила и критерии. Главное, чтобы у меня был доступ к носителям, - остальное для меня не имеет значения. Так что если под "лучше сохранить" мы подразумеваем создание цифровых резервных копий всего, то да, я очень поддерживаю это - ради истории.

    ---

    Вопрос. Как относятся в среде местных коллекционеров к людям, которые коллекционируют / собирают игры, но не делятся ими с окружающими или, например, скрывают, что в их коллекции есть нечто уникальное, давно потерянное для широкого круга пользователей? Как вы относитесь к аспекту того, когда кто-либо пытается получить из этого дополнительную выгоду? Например, продвинуть свой канал YouTube, заработать большую сумму от перепродажи, обратить на себя внимание.

    Ответ. Я категорически против ограничения доступа к медиа и коллекционирования ради "ценного" трофея. Считаю тех, кто так поступает, настоящей обузой не только для сообщества ретроигроков, но и для всей игровой индустрии. Знания важнее собственной эгоцентричной гордыни. Однако следует различать человека, коллекционирующего ради собственной эгоцентричной гордыни, и автора произведения, который не хочет, чтобы оно распространялось. У автора могут быть веские причины этого не делать. Чужая жизнь - потёмки, а жизненные драмы порой принимают неожиданный оборот. Мы должны уважать подобный выбор!

    ---

    @Kseraks спрашивает: "Руководствуетесь ли вы или кто-то в вашем окружении некой условной предельной ценой, которую вы / они готовы заплатить за тот или иной ратитет? Может быть, вы вкратце могли бы рассказать про один из таких случаев?".

    Ответ. Поскольку меня больше интересуют безвестные проекты, то обычно если и приходится за что-то платить, то цена незначительна. Я не устанавливаю сумму, но мне никогда и не приходилось. Обычно дорого стоят игры с высоким спросом, которые становятся редкостью, потому что их хотят больше людей, чем существует копий. Поэтому определённые медиа всегда широко доступны локально, а я не заинтересован в их покупке, какой бы ни была цена. Я лично никого не призываю вестись на эту удочку. Настоящая ценность, которая будет с вами даже после смерти, — это знание о тех медиа, которые повлияли на то, что вы сделали в своей жизни, а не их физическая версия.

    ---

    @Dimouse спрашивает: "Играете ли вы в игры, которые коллекционируете, или же в большей степени собираете их с позиции эстетической / иной составляющей?".

    Подвопрос от @Morendil: "Вскроете ли вы редкий запакованный экземпляр игры, в частности формата big box, если всё его содержимое известно заранее и сама игра доступна в сети?".

    Ответ. Честно говоря, я ненавижу термин "коллекция". Но я понимаю, почему его используют. Итак, я играю в игры ради знаний; я не вижу смысла в коллекционировании, разве что для съёмки видео. Обычно я не храню то, во что играю, если только мне не нужно что-то исследовать / изучать. Пока данные с носителей информации широко доступны, то нет смысла хранить что-либо.

    Ответ на подвопрос. Пока эти данные широко доступны в интернете... полагаю, меня могут возненавидеть за то, что я скажу, но, скажем вежливо, я позабочусь о том, чтобы никто это не продавал. В конце концов, когда я учился в начальной школе, я истратил вдвое больше денег на карманные расходы из-за того факта, как одноклассники поддавались манипуляциям. Мы живём ради знаний, чтобы становиться лучше как люди, а не для того, чтобы прожить жизнь на коленях, как рабы, под предлогом того, что мы можем получить вознаграждение, эксплуатируя других.

    ---

    @Kristobal Hozevich Hunta спрашивает: "Могли бы вы назвать персональный топ из 3, 5, может быть, 10 наиболее примечательных игр, разработанных в вашей стране?".

    GM Hockey_-_Renaissance.jpg

    Ответ. В моей стране (Канада) (не обязательно по порядку): To the Moon, Always Sometimes Monsters, Sometimes Always Monsters, GM Hockey: Renaissance, 4D Boxing, Stunts, FaceOff!

    ---

    @ZoRg, @Dar_Morar и @Kristobal Hozevich Hunta интересуются: "Есть ли в вашей коллекции игра, которая по тем или иным причинам представляет для вас особую ценность? Может быть, с ней связана какая-то запоминающаяся история?".

    ScaryFish_2.01.jpg

    Скриншот из Scary Fish 2.1.​

    Ответ. Столько историй, но давайте выделим одну из них! Для меня лучшая игра про рыбалку — Scary Fish 2.1 от PMP Software, и главная причина в том, что в своё время я играл в неё с другом, с которым много рыбачил в водах Святого Лаврентия (этот водный объект иногда ошибочно принимают за реку). И чем больше мы играли, тем больше познавали новые рыболовные приёмы и подходы, которые действительно имели значение. До такой степени, что позже, в подростковом возрасте, когда я учился в средней школе, на уроках охоты и рыбалки учитель не мог меня многому научить. Что очень важно, поскольку это единственная игра, насколько мне известно, которая зашла так далеко в плане реализма симуляции процесса рыбалки. Никогда не встречал ничего подобного, что могло бы сравниться с настоящей рыбалкой на озере, реках, океанах и т.д.

    ---

    @Virgil спрашивает: "Локальная сцена. Можете ли вы назвать какой-либо проект или, может быть, несколько, которые стали основополагающими в контексте ассоциаций, когда речь заходит о вашей стране? Как пример - возможно, вы слышали о таком понятии, как "русский квест".".

    Sang-Froid_-_Tales_of_Werewolves.jpg

    Ответ. Если вопрос касается повествования о подтексте местной культуры, я бы сказал: Sang-Froid - Tales of Werewolves (фольклор Квебека), Dépanneur (современные жители Монреаля), Always Sometimes Monsters (современные жители Торонто) и многое другое, но я думаю, что это хорошая основа.

    ---

    @Ulysses спрашивает: "Немного мрачный вопрос, но, наверное, актуальный для каждого коллекционера. Как вы видите отдалённую судьбу своей коллекции? Есть ли у вас определённый план на этот счёт?

    Подвопрос. "Что вы думаете о коллекционерах, которые резко распродают все свои приобретения спустя долгие годы сбора?".

    Ответ. Долгосрочная судьба целиком и полностью зависит от истории и от того, как вы её используете в своих работах. Не обязательно демонстрируя то, что вы сделали, а применяя полученные знания к тому, что вы делаете сейчас.

    Ответ на подвопрос. Я считаю, что этот человек должен ОТДАТЬ его тому, кому оно принесёт пользу. А не тому, кто будет хранить его ради собственной эгоцентричной гордыни. Если только эта "коллекция" не ваши собственные работы - тогда всё иначе. Но опять же - если вы продаёте её, убедитесь, что продажа будет иметь какое-то значение, кроме как эксплуатация как трофея.

    ---

    Вопрос. Каково ваше отношение к явлению реплик / репродукции / воспроизведению /воссозданию физических экземпляров игр? Есть ли корреляция или зависимость от доступности оригинала и иных факторов: например, когда игра не вышла (WarCraft Adventures: Lord of the Clans (не издана, Windows)), особая версия оной в оригинале крайне редка (Memory Pak-версия игры Ice Climber, для запуска через Animal Crossing на Nintendo 64) либо это новодельное издание (любительское переиздание Вангеров в формате коробочного издания с отличающимся от оригинала оформлением)?

    Ответ. Думаю, здесь есть несколько аспектов! Во-первых, я не большой поклонник физических копий. Они могут иметь смысл в случае цифрового апокалипсиса, но, на мой взгляд, они скорее отвлекают, чем делают что-либо ещё. Так что для резервного копирования — ДА, я полностью за. Теперь насчёт неизданного медиа, можно ли делать физическую копию или нет? Да, делайте это, если это резервная копия. Даже моды — пожалуйста. Сделайте резервную копию на случай цифрового апокалипсиса. Если вы не пытаетесь эксплуатировать "рынок", я полностью открыт. Даже для любительского коробочного издания. На мой взгляд, это скорее относится к категории искусства, чем к чему-либо ещё.

    ---

    Вопрос. Насколько были распространены и доступны в вашей стране FIDO и BBS? Были ли вместо них какие-либо аналоги или похожие по смыслу подобия? Существуют ли они сейчас? Могли ли сохраниться их архивы (пример) и есть ли энтузиасты, занимающиеся таковыми поисками и сохранением?

    Ответ. У меня была одна BBS в г. Монреаль, который был крупнейшим центром BBS в Северной Америке. Самой большой BBS в г. Монреаль в то время была Juxtaposition. Моя собственная BBS находилась в Remote Access и была посвящена игровой индустрии, включая игры Doors, архивы социальных сетей, форумы и так далее, куда многие инди-разработчики выкладывали свои проекты. Поэтому иногда на моём канале, посвящённом ретрогеймингу, попадаются игры, которых больше нет нигде.

    ---

    Вопрос. Существуют ли в вашей стране сообщества по поиску и сохранению национальных игр? Насколько они интересны соотечественникам?

    Ответ. Некоторые пытаются это сделать, но всё это всегда сосредоточено на консольном гейминге, что меня до глубины души раздражает, поэтому я держусь от них подальше. Поскольку у нас богатая история ПК-гейминга - и тот факт, что они "избегают" ПК-гейминг, как правило, приводит к тому, что многие заняты этим только ради того, чтобы покрасоваться или воспользоваться модой в свою пользу. Так что я бы вежливо сказал им: идите к чёрту! Вежливо, я настаиваю! Спасибо!

    ---

    Вопрос. Как вы обычно общаетесь с другими коллекционерами? Может быть, в ваших краях есть какие-то известные локальные платформы, форумы?

    Ответ. Через мои видео на YouTube! Иногда мне удаётся пообщаться с UnknDoomer (Old-Games.Ru), Lawro (Home of the Underdogs) и PrinceWatercress, но я чувствую, что 99% моих разговоров будут бесполезны, если не сказать больше — тратой времени и сил. Поэтому я стараюсь представлять игры такими, какие они есть, без какого-либо мнения, просто как игровой опыт. Тем не менее я призываю людей к общению, если это помогает им глубже понять что-то! Круто!

    ---

    Вопрос. Представляют ли для вас интерес условно нестандартные издания конкретной игры? Например, отличные от привычного региона и издателя и отличные по комплектации и, возможно, считающиеся ввиду этого редкими. Является ли, на ваш взгляд, этот аспект значимым с позиции игрового наследия в целом?

    Несколько примеров в контексте конкретно комплектации:

    WarCraft: Orcs & Humans (1994, DOS) - оригинальная дисковая версия 1994 года без аудиотреков. Позднее переиздание 1996 года сделано гибридным для запуска под DOS и MAC.

    Myst (1993, Macintosh) - долгое время отсутствовала релизная версия 1.0, несмотря на популярность и востребованность.

    Marathon (1994, Macintosh) - до сих пор не оцифрована дискетная версия 1.0 от декабря 1994 года.

    Tribal Rage (1998, Windows) - американская версия 1.0 долгое время не была оцифрована, в отличие от британо-европейской 1.02.

    Ответ. С моей точки зрения, с исторической точки зрения - они все имеют право на существование! При этом в дискетах WarCraft: Orcs & Humans, которые продавались в Целлерсе (прим. пер.: канадская сеть магазинов, ныне упразднена) в те времена, были записаны MIDI-треки вместо CD-треков.

    ---

    Вопрос. Дискеты. Доводилось ли вам заниматься оцифровкой дискет и, если да, что вы обычно используете для дампа таковых? Может быть, были какие-то интересные случаи, в частности связанные с играми на дискетах формата 5,25" или, может быть, даже 8" (применительно не к IBM PC)?

    Ответ. Да, я часто это делал, но это было давно. То, что у меня было на дискетах, теперь хранится в другом месте. Конкретных историй для пересказа нет - кроме того, что нам часто приходилось начинать процесс заново, потому что иногда файл, который успешно копировался, упирался в ошибку при копировании, но сообщение об ошибке не появлялось. После повторной процедуры обычно всё складывалось нормально.

    ---

    Вопрос. Ведёте ли вы аналитику по компаниям или издателям, имеющим отношение к вашей стране? Возможно, издания каких-то отдельно взятых игр считаются особенно ценными или редкими? Можно ли к таковым отнести GameTek?

    Ответ. Делаю, но не из соображений ценности. Причина в том, что иногда можно найти небольшие побочные истории, которые приведут к играм, о существовании которых никто не знает. Что случается чаще, когда ищешь конкретного человека.

    ---

    @Alex Range спрашивает: "Коллекционируете (или коллекционировали раньше) что-то ещё помимо игр? Если говорить не о PC и играх на нём, то в контексте консолей есть ли какая-то одна, что полюбилась вам больше всего, и почему?

    Ответ. Сувениры считаются? В остальном — нет. Если только у меня нет веских практических причин. Если вещь бесполезна, то я её не коллекционирую.

    ---

    @Ekb спрашивает: "Знакомы ли вы с какими-либо играми, выпущенными на просторах СНГ? Помимо широко известных и современных. Играли ли вы в какие-то проекты, что не были переведены на английский, например в компании со словарём? В контексте локальной сцены. Может быть, вы знакомы с прецедентами кастомной локализации в упомянутом ключе?".

    Ответ. Я не очень хорошо знаю полное определение "Содружества Независимых Государств", но поигрываю в несколько инди-проектов былой эпохи, которые кажутся довольно крутыми, малоизвестными и непереведёнными, например от GamePig Office. Однако я не знаю ни о каких-либо переводах, ни о локализациях этих игр, - но, возможно, они существуют, просто я пока не сталкивался с ними, так как живу в совершенно другой "среде".

    ---

    Вопрос. Можете ли вкратце поделиться теми или иными фактами о своей коллекции? Например: наиболее знаковые экземпляры, самые в том или ином контексте "дорогие" лоты, примечательные редкости, специфические издания, общее число эспонатов. Существуют ли для вас какие-то специфические правила хранения / сохранности старых дисков и, в частности, дискет?

    AlterWorld_Wrestling.jpg

    Ответ. Я больше интересуюсь малоизвестными инди-играми, несмотря на то что я также играю в мейнстримовые проекты. Почему я объединяю их? Всё просто: малоизвестные игры так и останутся малоизвестными, если вокруг них нет света. Итак, мейнстримовые игры привлекают внимание, а малоизвестные заставляют людей оставаться, потому что перед ними есть что-то интересное, чего они на самом деле не знают. Самыми знаковыми для меня являются: Scaryfish 2.1, AlterWorld Wrestling, ранние симуляторы Адама Райланда, Promotion Wars и т. д. На самом деле эти малоизвестные игры обычно появляются на моём канале по вторникам и средам. Но иногда, если они действительно хороши, они попадают и в слоты мейнстрима. Потому что да, среди малоизвестных игр тоже есть качественные игры, которые можно обсудить, но имейте в виду - чтобы найти настоящий бриллиант, нужно копать!

    ---

    Вопрос. Существуют ли какие-то игры, поиском которых вы целенаправленно занимаетесь на протяжении долгих лет? Как в целом обычно для вас обстоит сам предмет поиска? Может быть, поделитесь какими-то историями успеха?

    Melissa.jpg

    Ответ. Я постоянно ищу определённые игры, на которые часто вижу отсылки в разных играх, хотя их нигде больше нет. Например, я не могу найти игру Super Dario World от Пера Йоханссона, выпущенную в 1998 году. Но я знаю, что она существует, потому что в архивах его старого сайта есть ссылка для скачивания... Но в архивах нет файла. И когда я искал её, то я нашёл несколько разных игр Dario, но ни одна из них не была искомой. Я даже откопал несколько его несвязанных сайтов, на которых нашёл ссылку на эту игру с неработающим скриншотом. Так что я даже не вижу игру как таковую, даже скриншот не был записан в архивах, но я знаю, что она существует. Поэтому я попытался найти Пера Йоханссона; я связался со всеми Перами Йоханссонами, которые подходили под описание, но до сих пор не получил ответа.

    Однако у меня был определённый успех с этим подходом в прошлом. Например, когда я связался с Weva, японским автором Melissa и Soll Dega, для которого единственный язык — японский. Так как же я его нашёл? За счёт одного старого скриншота. Там упоминался старый сайт Geocities. Так что я зашёл туда. Он был мёртв. Потом я порылся в веб-архивах, нашёл его, но игры больше не скачивались. Боже! Зато я нашёл электронный адрес! Электронный адрес тоже был мёртвым, но я смог выполнить поиск на DuckDuckGo и нашёл блог, где автор забыл сменить адрес электронной почты, но всё ещё писал какие-то посты на японском. Поэтому я попытался прокомментировать один из его постов. Другая проблема: система определила, что я не в Японии, поэтому комментарий не был отправлен. Поэтому я использовал японский прокси-сервер и снова попытался опубликовать комментарий об играх... Не получилось, в форме требовались только символы кандзи. Поэтому я воспользовался несколькими онлайн-переводчиками, чтобы убедиться, что написанное мной будет читаемо на японском языке. И примерно через день после того, как он опубликовал пост о том, что по нескольким просьбам он выложил эти игры в онлайн на ограниченное время (если не ошибаюсь, то на две недели), он вдруг исчез. Так что да, я наконец-то получил эти игры и снял о них видео. Да, это две игры из тех, что я передал Old-Games.Ru, и они ждут своего появления на сайте. Когда они появятся, то это будет единственный сайт, где будут эти файлы.

    ---

    Вопрос. Мы знаем, что в своё время вы были активным пользователем канадских BBS. Не могли бы вы более подробно рассказать о той эпохе и оценить количество "эксклюзивных" канадских бесплатных компьютерных PC-игр, распространявшихся через эти BBS?

    Construction_Bob_in_the_Bouncing_Factory.jpg

    Ответ. Названий много, но почему-то у меня в памяти не всплывает ни одно. Есть игры от OSP Entertainment, которые были эксклюзивны для этого региона до появления интернета. Например, Construction Bob in the Bouncing Factory и Construction Bob Escapes from Hell. Но их гораздо больше, просто сейчас не упомнить!

    ---

    Вопрос. Выходили ли в Квебеке эксклюзивные франкоязычные компьютерные игры (коммерческие или бесплатные), не покидавшие пределов провинции?

    Ответ. Обычно, когда игра на французском языке создавалась и выпускалась там без перевода, это означало, что она была создана в сотрудничестве с другой страной Франкофонии. Поэтому их обычно называют французскими играми (из Франции), несмотря на то что существуют совместные игры Квебека и Франции. Хорошим примером является серия игр Adibou, получившая значительную финансовую поддержку правительства Квебека и затем распространявшаяся на компьютерах в государственных школах. Обычно наши игры всегда переводятся, потому что иначе было бы сложно набрать приемлемую базу игроков. По крайней мере, с тех времён, когда все обзавелись компьютерами.

    ---

    Вопрос. Известно, что для зарубежных фильмов и мультфильмов в Квебеке всегда делают собственный франкоязычный дубляж, отличный от того, что выпускается для этих же картин во Франции. А существует ли такая же практика применительно к локализациям зарубежных компьютерных игр?

    Ответ. Многие игры переведены здесь, в Квебеке, но лишь немногие локализованы для Квебека. Причина в том, что эти версии обычно предназначены для международного использования. Поэтому каждый франкофон должен понимать и чувствовать себя "как дома". Я сам раньше занимался переводами, но каждый раз, когда я локализовал игру на квебекский французский, мнения разделялись по поводу того, хорошая она или плохая. Лично я предпочитаю локализацию на квебекский французский, но прекрасно понимаю, что неквебекцам может быть сложно разобраться в сюжете.

    ---

    Вопрос. Существуют ли эксклюзивные канадские издания каких-либо игр и эксклюзивные канадские коммерческие игры (то есть такие, которые издавались бы только на территории Канады, но не какой-либо другой страны)?

    Ответ. Возможно, но все канадские и квебекские игры, которые я знаю, уже распространились за пределы страны. Даже те, которые не пользуются особой популярностью!

    ---

    Вопрос. Что бы вы хотели сказать напоследок нашим читателям?

    Ответ. Знаю, судя по моим ответам в этом интервью, я могу показаться немного раздражающим, если не сказать что вызываю противоречивое впечатление. Но я не такой противный и осуждающий всё вокруг придурок, каким могу показаться, отнюдь нет. Рекомендую попробовать читать между строк, поскольку я "квебекизирую" свой английский. В моей речи много подтекстов, которые могут быть неочевидны для человека, не говорящего по-квебекски. Квебекский французский — старейший французский диалект, на котором ещё говорят в мире, а старофранцузский язык имел 17 тонов в основе (что отличается от современного французского, который, как английский, немецкий и итальянский, четырёхтональный). Поэтому по этой причине коннотация слов может меняться.

    ---

     
    Последнее редактирование: 11 сен 2025
    A National Acrobat, Влад---, Octohum и 8 другим нравится это.
  2. Ekb

    Ekb

    Регистрация:
    6 июл 2014
    Сообщения:
    67
    Спасибо! :)
    касательно моего вопроса - тут я сам не понял, что там написано. Слишком перемудрили с "академическим" стилем. На мой взгляд, "американцам" нужно проще, используя детские бытовые слова, чтобы до них дошло о чем вопрос ;)

    В целом, как понял из его ответа: у него никогда не было проблем с "немецкими", "испанскими" играми. И ему чужды "наши страдания со словарем" :)
     
    Последнее редактирование: 14 авг 2025
    Napostriouf нравится это.
  3. Kseraks пропащий задрот

    Kseraks

    Регистрация:
    13 фев 2015
    Сообщения:
    2.459
    Довольно необычный коллекционер! Не жадный. Японцы реже делятся интересными релизами и предпочитают чахнуть над ними как Кощей над златом.
     
    Napostriouf нравится это.
  4. Влад---

    Влад---

    Регистрация:
    25 май 2007
    Сообщения:
    19
    Теперь я точно захотел узнать всё о Квебеке, во всех его проявлениях и культуре.
     
    Napostriouf и Dimouse нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление