Это интересно
Разработчики Rise of the Triad планировали добавить разные варианты охранников одного типа, причем некоторые "альтернативные" охранники были женского пола. При загрузке уровня программа должна была произвольно выбрать тот или иной вариант для каждого конкретного охранника, но, к сожалению, это привело к чрезмерной нагрузке на оперативную память, и от этой идеи пришлось отказаться. Женщин-охранников (в исполнении Марианны Вэйнтраб, девушки программиста Марка Дохтермана) можно увидеть на некоторых ранних скриншотах; также по прохождении игры в финальных титрах демонстрируются изображения всех "вырезанных" персонажей.
Каталог игр

Myst

Myst
Жанр: Quest
Разработчик: Cyan
Издатель: Brøderbund Software
Год выхода: 1993
Платформа: Macintosh
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 3
  • 4
  • 15
«Myst» – игра-легенда, игра-эталон. Породившая поджанр имени самой себя, трилогию романов, пять сиквелов, три ремейка, несколько пародий и целую дюжину портов – а заодно и приобщившая к миру компьютерных развлечений множество людей, и не подозревавших дотоле о таком хитром способе времяпрепровождения. Ну а кроме того – это игра, достойная внимания со стороны сегодняшнего любителя-олдгеймера, даже хорошо знакомого со многими «мистоидами» и упомянутыми ремейками. Посмотрите на «Myst» широко раскрытыми от удивления глазами самых первых посетителей этого таинственного острова, не обременённых ещё обилием подсказок и трёхмерным способом перемещения!

Но сначала – несколько слов об истории появления этого шедевра на свет, которая и сама по себе примечательна. Братья Миллеры, Рэнд (род. 1959) и Робин (род. 1966), основали компанию под названием Cyan в штате Вашингтон, в пригороде города Спокана, в 1987 году – и уже на следующий год выпустили свой первый проект, «The Manhole»: приключение для детей (и для компьютеров Macintosh), больше напоминавшее интерактивную книгу, чем игру, но отличавшееся при этом отсутствием какого бы то ни было сюжета. Юные игроки, открыв вынесенный в заголовок канализационной люк, попадали в сказочный мир с подобающим уровнем сюрреализма. Весь дальнейший «игровой процесс» представлял собой неторопливое исследование локаций, одна другой необычнее, а интерактивность сводилась к различным, что называется, «занятиям», от простейших мини-игр и головоломок до непродолжительного общения с населявшими этот мир сказочными же зверушками. Всё это подавалось, надо сказать, в чёрно-белой палитре, но со сравнительно высоким для тех лет разрешением. В 1989 году «The Manhole» была выпущена на CD-ROM, став едва ли не первой игрой, освоившей этот пионерский вид физического носителя; за ней последовало ещё два подобных же проекта, но в 1991 году братья Миллеры твёрдо решили – к некоторому неудовольствию своих тогдашних издателей – выпустить нечто похожее, только для взрослой аудитории.

Разумеется, такая постановка вопроса требовала намного более серьёзного подхода: к делу был привлечён третий брат, Райан (род. 1974), а также профессиональный звукорежиссёр, аниматор и ещё несколько человек. Работа заняла около двух лет, но вышедшая 24 сентября 1993 года игра ознаменовала собой мини-революцию не только в жанре адвенчур, но и во всём мире компьютерных развлечений. Подобно предыдущим детским проектам, новинка представляла собой мирное и неторопливое исследование многочисленных и разнообразных локаций с видом от первого лица – но эти последние, выполненные всё так же в виде слайдшоу в программной среде HyperCard, стали 256-цветными, снабжёнными превосходным музыкальным сопровождением – около 40 минут оригинальных мелодий за авторством Робина Миллера – и запоминающимися звуковыми эффектами, а также и преисполненными множества не только самых необычных достопримечательностей, но и сложнейших и разнообразных головоломок. Анимацией картинки были оснащены сравнительно скудно – хотя общий хронометраж видео формата Quicktime насчитывал более часа, включая FMV-вставки с участием обоих братьев Миллеров (увы, без субтитров). Но самое главное – игра могла похвастаться на удивление глубоким и оригинальным сюжетом, которого хватило впоследствии и на все те романы и продолжения.

Примечательно, что игрок погружается в этот незнакомый и загадочный мир практически неподготовленным – и вынужден самостоятельно искать не только подсказки и решения к головоломкам, но и ответы на все вопросы о том, где же он всё-таки находится и что здесь вообще происходит. По воспоминаниям Робина Миллера, даже та записка с самыми общими поясняющими фразами, которую мы находим вскоре после прибытия на остров Мист, была добавлена в самом конце разработки, после выявления у первых тестеров чувства некоторой растерянности... Тем не менее текст, звучащий во время вступительного ролика к игре, не зря идентичен последним строкам романа «The Book of Atrus», опубликованного за авторством обоих Миллеров и профессионального британского писателя-фантаста Дэвида Уингрова в 1995 году, но задуманного в качестве изложения предыстории игровых событий явно ранее. Очень многое в сюжете «Myst» и в биографии его персонажей проясняется именно после прочтения книги – так что вряд ли чистоту опыта погружения в полностью незнакомый мир стоит предпочесть знакомству с этой предысторией; однако если вы твёрдо придерживаетесь иного мнения, пропустите следующую пару абзацев этого описания!

В самом начале XIX века в пустынной и безлюдной местности не то Ближнего Востока, не то Юго-Запада нынешних США жил-был мальчик по имени Атрус. Мать его умерла при родах, а отец – бросил, оставив ребёнка на попечение бабушки, которую звали Анна (или Тиана). Жили они вдвоём в расщелине у погасшего вулкана, лишь изредка навещаемые проходящими караванами. Через несколько лет отец Атруса – Ген – вернулся и забрал сына с собой, намереваясь обучить его своему искусству. Ведь оба они – последние из древнего народа, называвшегося «Данни» и жившего в огромной пещере глубоко под землёй, на берегу мерцающего во тьме озера. Откуда пришли Данни в наш мир – неизвестно, но обладали они диковинным умением писать особые книги, позволяющие путешествовать в иные, параллельные миры, именуемые «эпохами». Надо заметить, что онтологический статус этих последних также остаётся невыясненным, – но, судя по всему, авторы книг их именно открывают, а не создают, хотя любая ошибка в тексте может означать нестабильность или экологическую катастрофу в соответствующей эпохе, а все правки на страницах обязательно повлекут за собой перемены в той реальности, проникнуть в которую можно при помощи картинки-окошка на последней странице, приложив к ней ладонь. При этом путешественник должен иметь с собой ещё одну «связывающую» книгу небольшого формата – для возврата назад, потому как основной фолиант с описанием эпохи при использовании остаётся на своём исходном месте.

Всего несколько десятилетий назад почти весь народ Данни погиб в результате восстания, в котором Ген по некоторой причине винит свою мать, Тиану; всю свою жизнь он посвятил исследованию руин цивилизации предков – и попыткам освоить утраченное искусство книгописания. Атрус начинает изучать историю своего народа, путешествуя в миры, открытые отцом, и даже создавая свои первые пробы пера. Увы, вскоре он понимает, что Ген – человек жестокий и властолюбивый; «написанными» им мирами он правит как абсолютный властитель, не считаясь с желаниями туземных обитателей. Конфликт между отцом и сыном разворачивается также и в отношении вопросов собственно творчества: Ген догматически следует букве сохранившихся текстов своего погибшего народа, не допуская и малейшей свободы в практиковании того искусства, которым всё более и более мастерски овладевает Атрус. В конце концов отец запирает непокорного сына в темнице, оставляя ему лишь книгу со своим самым совершенным творением: «Ривен», или «Эпоха номер пять». В этой последней и происходит решительное столкновение Гена и Атруса, а также других жителей этого мира, таких как юная Катерина, ставшая в итоге женой героя этого романа. Вдвоём им удаётся сбежать в иную эпоху – на остров Мист, написанный бабушкой Тианой; при этом книгу, послужившую для перемещения, им пришлось бросить в образовавшийся пространственно-временной разрыв, дабы она не попала в руки преследующего их Гена, оставшегося на Ривене без средства к перемещению.

Зато именно игрок (остающийся безликим и безымянным «странником», благо перспектива вида «из глаз» к этому располагает) неведомым образом заполучает эту книгу – и перемещается на одноимённый игре остров. Со времени событий романа прошло уже немало лет – Тиана умерла, а у Атруса и Катерины родилось двое сыновей, – Сиррус и Ахенар, – успевших не только вырасти, но и – как видно, в силу дурной наследственности – восстать против своего отца и сжечь большинство его книг. Поэтому на момент нашего прибытия на пристань остров пустынен: Катерина исчезла, Атрус был заточён всё в ту же темницу мира Данни, но и проделавшие это нехорошее дело сыновья пали жертвой собственной алчности, попав в иные ловушки, так что страницы от ведущих туда книг оказались разбросанными по разным эпохам. Исследуя остров – ибо ничего более нам не остаётся, – мы обнаруживаем в библиотеке основного здания с высокой башней несколько чудом уцелевших в огне книг-описаний, – а также и две книги-ловушки, красную и синюю. Именно страницы к ним мы и будем отыскивать в других эпохах, заодно узнавая всё больше и больше как о каждом мире, так и о семейных проблемах наших новых знакомых, чтобы получить возможность подольше побеседовать с Сиррусом и Ахенаром, а то и выпустить одного из братьев на волю – или же найти и спасти самого Атруса.

Разумеется, до других эпох ещё нужно будет добраться. К немалому, вероятно, разочарованию читателей «The Book of Atrus» и других романов, ни «Myst», ни прочие игры серии не позволяют нам «писать» и изменять реальность: практически все головоломки предполагают не упражнения в грамматике и орфографии, но починку и настройку самых разнообразных механизмов. Всего на острове Мист спрятано четыре книги-портала – каждая под своим собственным сложным замком, предполагающим решение логической, математической, а то и музыкальной задачки. Наградой за такое решение будет возможность переместиться в иную эпоху – в любой последовательности, что придаёт игре нелинейности, – дабы снова приняться за головоломки: требуется ведь найти местный экземпляр книги «Myst», чтобы можно вернуться назад на остров. Зато разгадывание новых загадок достаточно органично вплетено в исследование новых миров, – и каких миров! Корабль, посередине которого высится скала с геодезическим инструментом на вершине; механическая крепость, вся построенная из шестерёнок; пустыня с редкими башнями и лабиринтом подземных туннелей под ними; а также, пожалуй, самый живописный и запоминающийся мир – стоящий в воде лес со множеством выстроенных в кронах деревьев домиков – и системой навесных дорожек и лифтов между ними. Об этих эпохах и об истории их открытия и изучения Атрусом и его сыновьями можно прочесть в библиотеке на главном острове – увы, произошедшие трагические события не минули и эти миры: подобно самому Мисту, они совершенно безлюдны – как мы узнаем из полученных в результате своего исследования намёков, и тут не обошлось без помощи всё тех же Сирруса с Ахенаром...

Не будет у нас не только собеседников и выбора вариантов беседы (помимо нескольких совсем не интерактивных рандеву с мужской частью семейства Атруса), но и никаких предметов для привычного квестового коллекционирования. Рудименты инвентаря проявляются лишь в возможности подбирать в других эпохах страницы для книг-темниц – исключительно по одной за раз! В таких случаях курсор приобретает форму руки с красной или синей страницей, бросить которую можно нажатием клавиш ⌘D – при этом подобранная было страничка волшебным образом вернётся на своё изначальное место. Зато что нам непременно потребуется иметь при себе, только уже в реальном мире XXI века, – так это карандаш с листом бумаги, на котором нужно будет аккуратно и скрупулёзно фиксировать все найденные подсказки, символы, а то и последовательности звуков, – дабы затем сообразить и умудриться применить эту информацию для решения очередной головоломки. Придётся, кроме прочего, и составлять схему упомянутого лабиринта, перемещаясь по нему на рельсовой машинке и планомерно отмечая все тупики, чтобы обнаружить долгожданный выход к комнате со связывающей книгой.

Весь прочий интерфейс «Myst» также минималистичен: игровой экран занимает окошко в 544х333 пикселя, обрамлённое чёрными полями солидного размера; перемещаться между локациями, как и использовать активные предметы (ничем особо не выделяющиеся), можно простым кликом мышкой, расположив в нужном месте экрана курсор в виде руки с вытянутым вперёд указательным пальцем. Если же при передвижении к краю экрана такой курсор изменит своё изображение на указывающее в соответствующую сторону – значит, мы можем повернуться на 90 или 180 градусов, в зависимости от локации (а изредка – и посмотреть вверх или вниз). Перемещение это не анимировано – можно выбрать лишь один из четырёх его режимов, клавишами ⌘1, ⌘2, ⌘3 и ⌘4 – от меньшего к большему уровню плавности. Разумеется, на современных ПК стоит сразу установить наиболее качественное отображение поворотов (⌘4). Если же (или когда) вам надоест перемещаться одной и той же дорогой, можно будет включить посредством команды ⌘Z режим быстрого перемещения – тем самым исключая из своего маршрута пустые, проходные локации, чтобы посещать только наиболее значимые и богатые на достопримечательности места.

Все эти команды можно посмотреть и из верхнего меню, отображающегося при начале новой игры или при удержании клавиши ⌘ и нажатии пробела во время самой игры. Здесь можно поменять громкость звука (⌘[ – «тише», ⌘] – «громче», ⌘0 – минимальная громкость, ⌘Е – выключение звука), сохранить или загрузить игру (соответственно ⌘S и ⌘R), а также начать её сначала при помощи сочетания ⌘N. Сохраняться можно в любом месте, однако при загрузке вы всегда оказываетесь в начальной точке каждой эпохи, а при сохранении на острове Мист – в центре его библиотеки. И тому есть вполне обоснованное и оригинальное пояснение: при использовании «связывающей» книги любой путешественник между эпохами оказывается именно там, где эта книга была написана. При этом часто сохраняться особой нужды нет: «погибнуть» в мире «Myst», разумеется, нельзя – разве что совершить в конце игры большую глупость (или даже две больших глупости); для быстрого же перемещения к известным местам обитания подсказок загрузка сохранений вряд ли подойдёт, в силу указанной особенности связи эпох посредством книг.

Можно утверждать, что путешествие по мирам оригинального «Myst» будет интересно и новичкам, и ветеранам, начавшим своё знакомство с историей семейства Атруса и наследия таинственных Данни с какой-либо другой части или с позднейшего ремейка этой игры. Простота использования и лёгкость погружения в загадочный мир, интригующий сюжет и сложные головоломки – ничего удивительного в том, что, как известно, первая «взрослая» адвенчура Cyan разошлась по миру тиражом в 6 миллионов экземпляров, став на несколько лет самой продаваемой игрой в нашем земном мире.

Желающие же продолжить знакомство с мирами альтернативными могут посмотреть прилагающийся на диске видеофильм о создании «Myst» – а также, разумеется, прочесть все три романа, из которых лишь первый выходил в русском переводе Ульяны Сапциной (М.: Армада, 1997) – очень даже качественном, за исключением разве что использования имени «Атр» вместо привычного для игроков «Атрус» – и названия «Мист» вместо «The Book of Atrus». Без знакомства с этим произведением, а также с его продолжениями – «The Book of Ti'ana» и «The Book of D'ni» – будет не так-то просто постичь все тонкости сюжета остальных игр знаменитой квестовой серии, а в особенности – эпопеи «Uru». Именно её созданием был занят Рэнд Миллер большую часть всех тех лет, прошедших после выпуска «Riven», – оставив «Myst III» и «Myst IV» на откуп своему издателю и сторонним разработчикам (пусть и снявшись там в роли Атруса), он пытался повторить феноменальный успех своего самого знаменитого детища, но уже в неведомом дотоле жанре MMO-adventure. Увы, на этот раз революции не произошло: «Uru» несколько раз появлялась на свет и умирала от нехватки финансирования и онлайн-пользователей, прежде чем едва не привести Cyan к банкротству – и стать в итоге совершенно бесплатной. Однако это ничуть не мешает нам насладиться оригинальной версией «Myst», вернувшись к истокам после многих лет путешествий по иным мирам и эпохам – или же попытавшись впервые прикоснуться к немеркнущей классике жанра.
Автор обзора: Uka
Эта игра на других
платформах:
Рекомендуемые
игры:
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
скрыть

Ой! Произошел сбой отображения рекламного баннера! Видимо, у вас AdBlock?

Дело в том, что реклама помогает развивать наш сайт. Пожалуйста, поддержите нас, добавьте наш сайт в «Исключения‎» в вашем блокировщике рекламы.

А если хотите, вы можете помочь нам как-то иначе.
Случайная игра
Новинки
Последние статьи
[Обзор] RAGE 2
10.09.2020 — Жук
[Обзор] Control
05.09.2020 — Omega-Envych
[Обзор] Call of Duty: World at War
29.08.2020 — LEKA
Последние файлы
Популярные
Half-Life
Популярность: 765343
Diablo II
Популярность: 739713
Command & Conquer: Red Alert 2
Популярность: 524984
Diablo II: Lord of Destruction
Популярность: 524864
Diablo
Популярность: 490864

Разделы

Информация

RSS

© Old-Games.RU, 2000—2020

Ответственность за содержание рекламных объявлений несет рекламодатель.
При использовании материалов сайта Old-Games.RU, ссылка на сайт обязательна.
Old-Games.RU не несет ответственности за содержание веб-сайтов, на которые даются гиперссылки.
Все права на опубликованные на сайте Old-Games.RU материалы принадлежат их законным владельцам.

Switch to English