1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

[Интервью] Не то золото, что блестит, или Интервью с коллекционерами из разных стран. Часть 4. Иран.

Тема в разделе "Авторская колонка", создана пользователем UnknDoomer, 11 ноя 2025.

  1. UnknDoomer Бредущий по мосту

    UnknDoomer

    Хелпер

    Регистрация:
    26 мар 2012
    Сообщения:
    2.923
    Azadi_Tower_Tehran.jpg Spring_In_Modaress_Highway_Tehran.jpg

    Башня Азади, шоссе Модарес, Тегеран. Фото из Википедии.​

    Сегодня вашему вниманию предлагается четвёртая серия - Иран и её житель, скрывающийся под позывным Nofuzy, представляющий портал OldPersianGames.org.

    Над улучшенной версией перевода работали:

    @UnknDoomer - организация процесса, установление контакта с интервьюируемым, отбор и перевод вопросов, формирование исходного варианта интервью (на английском языке).

    @Dimouse - помогал в вопросе стилистической составляющей материала.

    ---
    Azadi_Tower_Tehran.jpg Spring_In_Modaress_Highway_Tehran.jpg

    Azadi Tower, Modares Highway, Tehran. Photo from Wikipedia.​

    Today we present to you the fourth episode - Iran and its resident, hiding under the call sign Nofuzy, representing the portal OldPersianGames.org.

    ---

    Q. Could you briefly introduce yourself, give a few facts about yourself?

    A. I'm a computer programmer with a strong passion for classic and retro video games. I really enjoy the nostalgia of the past - those old games remind me of my childhood and always inspire my creativity when I’m developing new software or designing user experience.

    ---


    Q. Do you remember the first game you played? Was it on an IBM PC or another platform?

    A. I don't quite remember the very first game I played, but I started my gaming journey with the Sega Genesis and I believe Tiny Toon Adventures was one of the first games I really enjoyed. Later, I also explored older systems like the NES and Atari 2600, which helped me appreciate how gaming has evolved over time.

    ---

    Q. To what extent do restrictions on the ability to freely download anything from the Internet (traffic monitoring by providers, high prices for high-speed connections, etc.) in your country affect the fact that many people try to buy games in physical form, despite the fact that the number of physical copies is extremely limited compared to the number of people potentially interested and over time their number decreases, and the price increases accordingly, although not always?

    A. When older consoles like the Sega and Atari were popular, games were distributed on physical cartridges, so downloading from the internet simply wasn’t part of the experience. Later, with the arrival of the PlayStation and the gradual expansion of internet access in my country, downloading games still wasn’t practical due to slow connection speeds and high costs. At the same time, physical game discs were extremely cheap and widely available, which made them the preferred option for most players. Even if someone tried downloading games, the process of burning them onto discs and setting everything up was often more trouble than it was worth.

    ---

    Q. What game genres do you think are most in demand in your country? For example, strategies or action games? Why? Is there a particular genre predominating in your collection?

    A. Action games have traditionally been very popular in Iran. That said, certain strategy titles like Generals, Warcraft and Stronghold have also earned a strong following. In my personal collection, I have a diverse range of genres, but action and adventure games tend to dominate, reflecting both my personal preferences and the broader popularity of these genres in the country.

    ---

    Q. Can you tell us anything about the release of games from other countries and their possible perception as budget or, on the contrary, popular along with domestic ones (as examples, games from Europe, including Russia, in the USA; games from the USA and Europe in China, Taiwan, Korea, Japan)?

    A. In our country the number of domestic games is relatively small. To increase the appeal of foreign titles, some companies localize or dub them, which helps boost their sales. However, due to limited copyright enforcement, consumers often view domestic and foreign games similarly, and they are generally available at affordable prices.

    ---


    Q. Can you tell us anything about cases when a game becomes popular and cult locally despite the fact that at the time of release it did not sell very well (famous examples: Chrono Trigger in the USA, Fallout 1-2, Planescape Torment)?

    A. For instance, in Iran, Monkey Island became quite popular over time. When we were kids, game stores often had limited selections, so we would buy whatever was available. As these games were shared among friends, their popularity gradually grew. Additionally, some games became even more beloved than their original versions due to high-quality localization and dubbing. A good example is Return to Castle Wolfenstein, which featured an outstanding dub that added a completely new level of enjoyment and engagement to the experience.

    ---

    Q. Do you think it is important to preserve games not only in physical form, but also in digital form (including documentation) for future generations?

    A. Absolutely, it’s extremely important. Preserving old games is essentially preserving the history of an entire industry, much like a museum. Although technological advancements may make these digital works less prominent for future generations, they play a crucial role for our generation and those like us in keeping memories alive. Moreover, they can serve as a guide for younger generations, helping them appreciate the golden and memorable eras that have shaped the industry.

    ---

    Q. Have certain sets of rules and criteria been formed in your region, by which both collectors and ordinary players determine the rarity and availability of a particular game in terms of physical copies and the degree of their preservation? In your opinion, is it better to save as many old games as possible or not?

    A. Generally, there isn't a formal set of rules or standards. Some games were produced in limited quantities, making them rare, but that doesn't necessarily reflect their true value. Owners of such games may feel as though they've discovered a treasure, creating a subjective sense of worth. In reality, there’s no official system to evaluate a game's significance. Ideally, it would be beneficial to have an official or governmental institution that archives all games, functioning like a museum or national library. This would provide enthusiasts with access for gameplay, experience, and research purposes, preserving the cultural and historical significance of the medium for future generations.

    ---

    Q. How do local collectors feel about people who collect games but don't share them with others, or, for example, hide the fact that their collection contains something unique, long lost to the general public? How do you feel about the aspect when someone tries to get additional profit from this? For example, to promote their YouTube channel, to earn a large sum from resale, to attract attention.

    A. Such individuals are often somewhat misguided, believing they've discovered a treasure. They tend to assign exorbitant prices to games, and in some cases, opportunists may not even possess a complete version, delivering it only under numerous conditions and complications. In reality, old computer games may even have technical issues when running, so hoarding them provides little real benefit and merely perpetuates the "treasure" illusion. In our collection, however, any game submitted is published under the contributor's name, and we provide statistical information showing how many games each person has contributed. This approach ensures that contributors feel their efforts are valued and recognized, while also encouraging others to participate and share.

    ---

    @Kseraks asks: "Do you or someone in your circle follow some conditional maximum price that you / they are willing to pay for a particular item? Maybe you could briefly tell us about one of these cases?".

    A. Yes, we do set a maximum price we're willing to pay for a game. While expressing it in our local currency might seem abstract, as an example, we generally try not to spend more than the equivalent of ten bags of chips on a single title. If a game's price exceeds what we consider reasonable, we simply refrain from purchasing it. Since our initiative operates as a community-driven effort, we don't have a dedicated budget, so maintaining this limit helps us manage resources responsibly.

    ---

    @Dimouse asks: "Do you play the games that you collect, or do you collect them more from the standpoint of aesthetics / other reasons?".

    Sub-question from @Morendil: "Would you open a rare sealed copy of a game, especially a big box, if all it's contents are known in advance and the game itself is available online?".

    A. Regarding the first part, honestly, most of the games in our archive haven’t been tested or played. We provide them for enthusiasts without any modification, primarily to ensure the archive is as complete as possible. Many of these older titles can be challenging to run, so they’re preserved more for historical and archival purposes than for actual gameplay.

    Sub-A. As for the second part, if a rare, sealed game comes from a reliable source, we would certainly open and examine it - always in a controlled environment - to document and study its contents properly.

    ---


    @Kristobal Hozevich Hunta asks: "Could you name your personal top 3, 5, may be 10 most notable games developed in your country?".

    A. Yes, certainly. Some of the most notable games developed in our country include: Shamshir-e Nader شمشیر نادر, Garshsab گرشاسب, Shabgard: Tolou-e Tāriki شبگرد طلوع تاریکی, E.T. Armies ارتش های فرا زمینی, Battle in the Gulf of Aden مبارزه در خلیج عدن, Rescue the Port نجات بندر, Murder in the Alleys of Tehran قتل در کوچه های تهران, Koohnavard (Mountaineer) کوهنورد, Black Gold طلای سیاه.

    ---


    @ZoRg, @Dar_Morar and @Kristobal Hozevich Hunta ask: "Is there a game in your collection that, for one reason or another, is of particular value to you? Maybe there is some memorable story associated with it?".

    A. Yes, the dubbed versions of Return to Castle Wolfenstein and Max Payne are particularly valuable to me. Their voice acting was exceptional and brought an incredible sense of excitement when we were kids. The quality was so remarkable that even now, reflecting on it, I feel tempted to play these games again just to experience those extraordinary dubs once more.

    ---


    @Virgil asks: "Local scene. Can you name a project, or maybe several, that have become fundamental in the context of associations when it comes to your country? As an example, perhaps you have heard of such a concept as "Russian quest".".

    A. It’s difficult to say that truly foundational projects have existed in our country, but there have been a few notable titles such as Shamshir-e Nader and Garshasp. These games made significant efforts to represent our nation’s rich culture and historical heritage with pride. Unfortunately, they didn't receive the long-term support or continuity they deserved, which limited their potential to grow into truly influential projects within our local gaming industry.

    ---

    Ulysses asks: "A bit of a dark question, but probably relevant for every collector. How do you see the long-term fate of your collection? Do you have a specific plan for this?".

    Sub-Q: "What do you think about collectors who suddenly sell all their acquisitions after many years of collecting?".

    A. In recent months, the number of new games we’ve been able to find and add to our archive has significantly decreased - mainly because most of them have already been archived and some were originally released in such limited quantities that they're now almost impossible to find. Unfortunately, governmental or institutional organizations that might have access to such materials rarely take any action in this area or offer support. And when they do, it often comes with complex rules and restrictive conditions. As for collectors who decide to sell their entire collection, I think it often happens when they’ve lost their emotional connection to their archive, or when the growing presence of digital versions makes keeping physical copies feel unnecessary to them.

    ---

    Q. What is your attitude to the phenomenon of replicas / reproductions / reproductions / recreations of physical copies of games? Is there a correlation or dependence on the availability of the original and other factors: for example, when the game is not released (WarCraft Adventures: Lord of the Clans (не издана, Windows)), a special version of it in the original is extremely rare (Memory Pak version of the game Ice Climber, to run through Animal Crossing on Nintendo 64) or is it a new edition (an amateur re-release of Vangers in a boxed edition with a different design from the original)?

    A. It can be a very exciting phenomenon, especially for enthusiasts and preservationists. However, it also depends heavily on the availability of old hardware and consoles that can actually run these physical reproductions. In many cases, reproductions or recreations work best for PC and CD-based games, where compatibility is easier to achieve and the experience can be more accessible to modern audiences.

    ---

    Q. How widespread and accessible were FIDO and BBS in your country? Were there any instead analogues or similar in meaning? Do they exist now? Could their archives have been preserved (example ibm-wgam-wbiz-collection : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive) and are there enthusiasts engaged in such searches and preservation?

    A. In our country, FidoNet and BBS systems were practically never widespread. Only a very small number of technically skilled users or university communities might have had some limited exposure to them during the early days of personal computing and dial-up modems. For the general public, these systems were almost unknown, mainly because the internet became available relatively soon after, replacing any chance for BBS culture to grow.

    There were no real local analogues or equivalents of FidoNet or BBS networks. Communication and file sharing mostly happened through physical media like floppy disks, CDs, or later via local LAN networks and early internet cafés. Unfortunately, due to this limited presence, there are no preserved archives or known communities dedicated to maintaining that early communication era in our country.

    ---

    Q. Are there communities in your country for the search and preservation of national games? How interesting are they to your compatriots?

    A. Our group is practically the only active and professional organization in the country dedicated to the search and preservation of national video games. Over time, a few other groups have emerged, but most of them rely on materials from our archive.

    There were also one or two projects that attempted to sell preserved titles for profit, unlike our initiative, which is completely free and open to everyone.
    However, those commercial efforts have mostly faded away.

    Our collection has grown significantly in popularity and credibility to the point that even the National Foundation of Computer Games - a governmental organization - occasionally uses our archive as a reference for research and analysis on certain topics.

    ---

    Q. How do you usually communicate with other collectors? Maybe there are some well-known, local platforms, forums in your area?

    A. When we don't have a particular game in our archive, we usually post announcements on our website and channel to inform the community. This way, if a collector or individual owns that game, they can send it to us, and it will be archived under their name.

    There are some well-known gaming forums and communities in our country, but none of them specialize in preserving old games. They can be useful for connecting with people or requesting contributions if someone happens to have a specific title for our collection.

    ---

    Q. Are you interested in conditionally non-standard editions of a particular game? For example, different from the usual region and publisher, and different in terms of configuration and, perhaps, considered rare due to this. In your opinion, is this aspect significant from the standpoint of gaming heritage as a whole?

    A few examples in the context of specific configuration:

    WarCraft: Orcs & Humans (1994, DOS) - the original disk version of 1994 without audio tracks. The later re-release of 1996 was made hybrid to run under DOS and MAC.

    Myst (1993, Macintosh) - for a long time there was no release of version 1.0, despite it's popularity and demand.

    Marathon (1994, Macintosh) - the floppy disk version 1.0 from December 1994 has not been digitized yet.

    Tribal Rage (1998, Windows) - American version 1.0 has not been digitized for a long time, unlike the British-European 1.02.

    A. Yes, occasionally special or non-standard editions can be very interesting. For example, a version of a game with humorous dubbing, or one with unique modifications in level design or character design. However, in our country, such cases are relatively rare and don’t happen very often.

    ---

    Q. Floppy disks. Have you ever digitized floppy disks and if so, what do you usually use to dump them? May be there were some interesting cases, in particular related to games on 5.25" floppy disks or maybe even 8" (not applicable to IBM PC)?

    A. No, I haven’t worked with floppy disks at all.

    ---

    Q. Do you conduct analytics on companies or publishers related to your country? Perhaps the editions of some individual games are considered especially valuable or rare? Can GameTek be considered one of them?

    A. No, we don't conduct specific analyses on publishers or companies. Some games may have been released by multiple publishers, and we try to archive all of them, but we don’t highlight the differences between editions or perform detailed testing. Our focus is purely on creating a digital archive of the original releases.

    ---

    @Alex Range asks: "Do you collect (or used to collect) anything else besides games? If we are not talking about PC and games on it, then in the context of consoles, is there one that you liked the most and why?

    A. No, I haven’t collected anything besides games. Regarding consoles, I’m particularly fond of the Sega Genesis, as a large part of my childhood memories revolve around this console and its games.

    ---

    @Ekb asks: "Are you familiar with any games released in the CIS? In addition to the well-known and modern ones. Have you played any projects that were not translated into English, for example, in the company of a dictionary? In the context of the local scene. Perhaps you are familiar with precedents of custom localization in the above-mentioned vein?".

    A. No, I’m not familiar with CIS games. Generally, aside from English-language titles, I haven’t explored games in other languages, such as Chinese. In our country, popular games are often dubbed or subtitled in Persian, and we make a point of archiving all such versions in our collection because they are highly nostalgic and enjoyable.

    ---

    Q. Can you briefly share some facts about your collection? For example: the most iconic items, the most, in one context or another, "expensive" lots, notable rarities, specific editions, the total number of exhibits. Are there any specific rules for storing / preserving old disks and, in particular, floppy disks?

    A. First of all, we only preserve digital versions of the games. We create disk images, scan the game covers, and upload them to our archive so they are accessible and downloadable for everyone. So far, we have collected around 1,600 titles. Some games are so old that even the original developers didn’t have a copy and have reached out to thank us for reviving their memories. Approximately 99% of the games in our collection are original versions from which we’ve created images. If a game has any defects, we note them in the archive, so that, if possible, a more complete version can be located later.

    ---

    Q. Are there any games that you have been specifically searching for many years? How does the subject of the search usually work for you? Maybe you can share some success stories?

    A. Yes, there are games that we have been specifically searching for over the years. For example, a rare and special dubbed version of Max Payne 2 - for which we even offered a significant cash reward - but it has not been found yet.

    Our search process usually begins with posting announcements on our channel and website. Then, we search through various forums and communities for the names of developers or publishers to see if we can find any contact information, such as emails or phone numbers. If we find a lead, we enter negotiations and discussions. Occasionally, some developers or publishers, familiar with our archive, may reach out to provide their game, but this is rare.

    We also assign one or two team members to monitor online marketplaces so that if a specific game appears, they can inform us to try to acquire it.

    Sometimes, our searches extend to old gaming magazines. I remember one instance where a friend connected us with the editor of a publication. We obtained permission to access the original archive, and after about a year, we went to their home to search old hard drives for the issues. Even the editor found it interesting and kept a copy on a personal flash drive to share with former colleagues.

    ---

    Q. It's known that in Iran, unlike most other countries, games were widely published on physical media until at least the mid-2010s, if not until the late 2010s. What's the situation now? Are such releases still being released?

    A. Currently, no. Most games are now released digitally and are available for download. Physical editions are only occasionally produced for specific new, locally developed titles, often for distribution at exhibitions. Even in those cases, the same games are still generally released digitally on dedicated online platforms.

    ---

    Q. Why do you think most exclusive Iranian PC games are either shooters or children's and educational titles?

    A. The main reason is that there hasn't been the necessary expertise or legal licenses to develop games for consoles, nor any international legal pathways from Iran for this purpose. As a result, most developers had to produce their games for personal computers, which were easier to distribute.

    Regarding why many Iranian games are shooters, it’s worth noting that we also have a significant number of racing and strategy games. However, first-person shooters were likely easier to create due to the availability of ready-made models and specific tutorials.

    As for children's and educational games, these were mostly produced with the support of specific institutions and were intended to promote local culture and educational goals.

    ---

    Q. Could you tell us something about the early days of the gaming industry in Iran in the mid-1990s? How common were BBSs back then, and how expensive were the first physical releases?

    A. In the mid-1990s, the gaming industry in Iran was still in its very early stages. There were very few local developers, and most games available were foreign titles that had either been imported or copied. The concept of BBS (Bulletin Board Systems) was almost nonexistent; the infrastructure and user base required for dial-up forums simply didn’t exist at scale.

    As for physical releases, games were typically distributed on CDs. Prices varied, but given the scarcity and import costs, even early PC games could be relatively expensive for the average user. Nonetheless, these physical copies were the primary way people accessed games, as digital downloads were not yet widespread.

    ---


    Q. Are exclusive Iranian games in demand among the local audience? What are their preferences in general?

    A. Due to generally low production quality, Iranian games usually do not enjoy significant popularity among local gamers. Dubbed foreign games tend to attract more attention than domestic titles. The PC gaming industry in Iran is essentially stagnant, with little to no support, and the few domestic games produced rarely have the capacity to compete on a global scale. However, there have been several independent Iranian developers who released their games on platforms like Steam, achieving some success. Examples include Rot Gut, E.T Armies, and Dark Phantom. In general, Iranian gamers prefer titles that run reliably on standard systems, have minimal technical issues, and provide a smooth and enjoyable experience.

    ---

    Q. How did you come up with the idea to create the OldPersianGames website? How do you obtain games for it - buy them at flea markets or from collectors?

    A. Initially, I was searching for a number of rare and dubbed games to replay, but I couldn't find them. I mentioned this in a forum, and other users reached out saying they had some of these games. I also had some titles myself. We decided to create a private circle for preserving these games. Each member would contribute five special games to join, gaining access to the rest of the collection. Later, we discovered that someone was selling these games outside the circle, so we decided to make the collection public to increase accessibility. This approach worked well, and participation grew significantly. Most of the games were generously sent to us for free by people who already owned them. Recently, if necessary, we also acquire games from flea markets, collectors, or even directly from the publishers.

    ---

    Q. In your opinion, how open are Iranian gamer collectors, and is there hope that many of the local games that have not yet been discovered will eventually be discovered?

    A. So far, the majority of Iranian collectors have been cooperative and helpful. Only a few resist, and they usually agree to share their games if a fee is offered - especially since we are only interested in digital versions. We remain hopeful that more local games will be discovered, and we are doing our best to make this happen.

    ---

    Q. What would you like to say to our readers in conclusion?

    A. If you have a rare or special game, consider sharing it so that others can enjoy it and relive those memories. Thank you all for following this interview.

    ---

    ---

    Вопрос. Могли бы вы кратко представиться, озвучить пару фактов о себе?

    Ответ
    . Я программист, имеющий сильную тягу к классическим и ретроиграм. Мне по душе ностальгия по прошлому - старые игры напоминают мне о детстве и всегда вдохновляют меня в творческом ключе, когда я разрабатываю новое программное обеспечение или проектирую пользовательский интерфейс.

    ---


    Вопрос. Помните ли вы первую игру, в которую вам довелось поиграть? Была ли данная игра для IBM PC или для другой платформы?

    Ответ. Точно не помню, какой была первая игра, в которую мне довелось поиграть, но моё знакомство с индустрией началось с Sega Genesis, и, я полагаю, Tiny Toon Adventures была одной из первых игр, что пришлась мне по душе. Я также погружался в изучение более старых систем вроде NES и Atari 2600: это позволило мне оценить, как игры менялись с течением времени.

    ---

    Вопрос. Насколько ограничения в возможности свободно скачивать что-либо из интернета (слежка за трафиком провайдерами, высокие цены на скоростное подключение и так далее) в вашей стране влияют на то, что многие стараются приобретать игры в физическом виде, несмотря на то что число физических копий крайне ограничено в сравнении с числом потенциально интересующихся и со временем их количество уменьшается, а цена, соответственно, возрастает, пусть и не всегда?

    Ответ. Когда были популярны старые консоли вроде Sega и Atari, игры распространялись на физических картриджах; загрузка из интернета тогда была попросту недоступна. Позже, с появлением PlayStation и постепенным распространением интернета в моей стране, загрузка игр всё ещё оставалась довольно непрактичной из-за низкой скорости соединения и его высокой стоимости. В то же время физические диски с играми были чрезвычайно дешёвыми и широкодоступными, что делало их предпочтительным вариантом для большинства игроков. Даже если кто-то и пытался скачивать игры, то процесс их записи на диски и последующая настройка часто оказывались более сложными, чем оно того стоило.

    ---

    Вопрос. Какие игровые жанры, как вам кажется, пользуются наибольшим спросом в вашей стране? Например, стратегии или экшены? Почему? Преобладает ли в вашей коллекции какой-либо жанр?

    Ответ. Экшен-игры традиционно пользовались большой популярностью в Иране. Тем не менее некоторые стратегические игры, такие как Generals, Warcraft и Stronghold, также завоевали немало поклонников. В моей личной коллекции представлен широкий спектр жанров, но экшены и приключенческие игры, как правило, доминируют, что отражает как мои личные предпочтения, так и общую популярность этих жанров в стране.

    ---

    Вопрос. Можете ли вы что-либо рассказать о выпуске игр из других стран и их возможном восприятии как бюджетных или же, наоборот, популярных наряду с отечественными (как примеры - игры из Европы, включая Россию, в США; игры из США и Европы в Китае, Тайване, Корее, Японии)?

    Ответ. В нашей стране количество отечественных игр относительно невелико. Чтобы повысить привлекательность иностранных игр, некоторые компании локализуют или дублируют их, что способствует росту продаж. Однако из-за ограниченного контроля за соблюдением авторских прав потребители часто воспринимают отечественные и зарубежные игры идентично, и они, как правило, доступны по приемлемым ценам.

    ---


    Вопрос. Можете ли вы что-то рассказать о случаях, когда какая-то игра становится востребованной и культовой локально, несмотря на то что в момент выхода она продавалась не очень хорошо (известные примеры: Chrono Trigger в США, Fallout 1-2, Planescape Torment)?

    Ответ. В Иране игра Monkey Island со временем стала довольно популярной. В моём детстве в игровых магазинах выбор часто был ограничен, поэтому мы покупали всё, что имелось в наличии. По мере того как доступные игры распространялись среди друзей, их популярность постепенно росла. Более того, некоторые игры стали даже более популярными, чем их оригинальные версии, благодаря качественной локализации и озвучиванию. Наглядный пример - Return to Castle Wolfenstein с великолепным озвучиванием, которое вывело игровой процесс на совершенно иной уровень.

    ---

    Вопрос. Считаете ли вы важным сохранение игр не только в физическом виде, но и в оцифрованном (включая документацию) для будущих поколений?

    Ответ. Безусловно, это крайне важно. Сохранение старых игр - это, по сути, сохранение истории целой индустрии, своего рода музей. Хотя технологический прогресс может сделать цифровые произведения менее значимыми для будущих поколений, они играют важнейшую роль для нашего поколения и таких, как мы, позволяют нам сохранить воспоминания. Более того, они могут служить ориентиром для молодого поколения, помогать ему в оценке золотых и памятных эпох, сформировавших индустрию.

    ---

    Вопрос. Сформировались ли некие наборы правил и критериев в ваших краях, по которым среди как коллекционеров, так и простых игроков определяются редкость и доступность той или иной игры в смысле физических экземпляров и степень их сохранности? По вашему мнению, лучше сохранить как можно больше любых старых игр или же нет?

    Ответ. Формального набора правил или стандартов не существует. Некоторые игры выпускались ограниченным тиражом, что делает их редкими, но это не обязательно отражает их истинную ценность. Владельцы таких игр могут чувствовать себя так, будто они нашли сокровище, что создаёт субъективное чувство ценности. В действительности официальной системы оценки значимости игры не существует. В идеале было бы полезно создать официальное или государственное учреждение, хранящее все игры, функционирующее как музей или национальная библиотека. Это бы дало энтузиастам пространство для исследований, простой доступ к игровому процессу и связанному с ним опытом, возможность сохранить культурное и историческое значение игр для будущих поколений.

    ---

    Вопрос. Как относятся в среде местных коллекционеров к людям, которые коллекционируют / собирают игры, но не делятся ими с окружающими или, например, скрывают, что в их коллекции есть нечто уникальное, давно потерянное для широкого круга пользователей? Как вы относитесь к аспекту того, когда кто-либо пытается получить из этого дополнительную выгоду? Например, продвинуть свой канал YouTube, заработать большую сумму от перепродажи, обратить на себя внимание.

    Ответ. Такие люди часто заблуждаются, полагая, что нашли сокровище. Они склонны назначать заоблачные цены на игры, а в некоторых случаях у авантюристов может даже не быть полной версии или они могут предоставить её только при наличии множества условий и сложностей. В действительности старые компьютерные игры могут иметь технические проблемы при запуске, поэтому их накопление приносит мало пользы и лишь увековечивает иллюзию "сокровища". Однако в нашей коллекции все представленные игры публикуются под именем автора, и мы предоставляем статистическую информацию о количестве игр, внесённых каждым участником. Такой подход гарантирует сопричастность конкретных авторов, а также то, что их усилия признаются и не пропадают зря, что, в свою очередь, побуждает других участвовать и делиться.

    ---

    @Kseraks спрашивает: "Руководствуетесь ли вы или кто-то в вашем окружении некой условной предельной ценой, которую вы / они готовы заплатить за тот или иной раритет? Может быть, вы вкратце могли бы рассказать про один из таких случаев?".

    Ответ. Да, мы устанавливаем максимальную цену, которую готовы заплатить за игру. Хотя её выражение в местной валюте может показаться абстрактным, - например, мы обычно стараемся не тратить на одну игру больше суммы, эквивалентной десяти пакетам чипсов. Если цена игры превышает разумную, мы просто воздерживаемся от её покупки. Поскольку наша инициатива реализуется сообществом, у нас нет отдельного бюджета, поэтому соблюдение этого лимита помогает нам ответственно распоряжаться ресурсами.

    ---

    @Dimouse спрашивает: "Играете ли вы в игры, которые коллекционируете, или же в большей степени собираете их с позиции эстетической / иной составляющей?".

    Подвопрос от @Morendil: "Вскроете ли вы редкий запакованный экземпляр игры, в частности формата big box, если всё его содержимое известно заранее и сама игра доступна в сети?".

    Ответ. Что касается первой части, честно говоря, большинство игр в нашем архиве не тестировались и не запускались. Мы предоставляем их энтузиастам без каких-либо модификаций, прежде всего для того, чтобы архив был максимально полным. Процесс запуска многих из них может быть осложнён, поэтому они сохранены скорее в исторических и архивных целях, чем для реального игрового процесса.

    Ответ на подвопрос. Что касается второй части, если редкая запечатанная игра поступает из надёжного источника, мы обязательно вскроем её - чтобы должным образом задокументировать и изучить её содержимое.

    ---


    @Kristobal Hozevich Hunta спрашивает: "Могли бы вы назвать персональный топ из 3, 5, может быть, 10 наиболее примечательных игр, разработанных в вашей стране?".

    Ответ. Да, конечно. Среди самых известных игр, разработанных в нашей стране: Shamshir-e Nader شمشیر نادر, Garshsab گرشاسب, Shabgard: Tolou-e Tāriki شبگرد طلوع تاریکی, E.T. Armies ارتش های فرا زمینی, Battle in the Gulf of Aden مبارزه در خلیج عدن, Rescue the Port نجات بندر, Murder in the Alleys of Tehran قتل در کوچه های تهران, Koohnavard (Mountaineer) کوهنورد, Black Gold طلای سیاه.

    ---


    @ZoRg, @Dar_Morar и @Kristobal Hozevich Hunta интересуются: "Есть ли в вашей коллекции игра, которая по тем или иным причинам представляет для вас особую ценность? Может быть, с ней связана какая-то запоминающаяся история?".

    Ответ. Да, дублированные версии Return to Castle Wolfenstein и Max Payne для меня особенно ценны. Их озвучивание была исключительным и вызывало невероятный восторг в детстве. Качество было настолько потрясающим, что даже сейчас, вспоминая об этом, я испытываю искушение снова погрузиться в эти игры, дабы вновь насладиться замечательным дубляжом.

    ---


    @Virgil спрашивает: "Локальная сцена. Можете ли вы назвать какой-либо проект или, может быть, несколько, которые стали основополагающими в контексте ассоциаций, когда речь заходит о вашей стране? Как пример - возможно, вы слышали о таком понятии, как "русский квест"".

    Ответ. Сложно сказать, существовали ли в нашей стране по-настоящему основополагающие проекты, но было несколько заметных, таких как "Shamshir-e Nader" и "Garshasp". Эти игры внесли значительный вклад в то, чтобы с гордостью представить богатое культурное и историческое наследие нашей страны. К сожалению, они не получили заслуженной долгосрочной поддержки и развития, что ограничило их потенциал как возможных влиятельных проектов в нашей игровой индустрии.

    ---

    @Ulysses спрашивает: "Немного мрачный вопрос, но, наверное, актуальный для каждого коллекционера. Как вы видите отдалённую судьбу своей коллекции? Есть ли у вас определённый план на этот счёт?

    Подвопрос. "Что вы думаете о коллекционерах, которые резко распродают все свои приобретения спустя долгие годы сбора?".

    Ответ. За последние месяцы количество новых игр, которые нам удалось найти и добавить в наш архив, значительно сократилось - главным образом потому, что большинство из них уже были сохранены, а некоторые изначально были выпущены в таком ограниченном количестве, что их теперь практически невозможно найти. К сожалению, правительственные или институциональные организации, имеющие доступ к таким материалам, редко предпринимают какие-либо действия в этой области или предлагают поддержку. А когда это происходит, то часто сопровождается сложными правилами и ограничениями.

    Ответ на подвопрос. Что касается коллекционеров, которые решают продать всю свою коллекцию, я думаю, это часто происходит, когда они теряют эмоциональную связь со своим архивом или когда растущее присутствие цифровых версий делает хранение физических копий ненужным.

    ---

    Вопрос. Каково ваше отношение к явлению реплик / репродукции / воспроизведению /воссозданию физических экземпляров игр? Есть ли корреляция или зависимость от доступности оригинала и иных факторов: например, когда игра не вышла (WarCraft Adventures: Lord of the Clans (не издана, Windows)), особая версия оной в оригинале крайне редка (Memory Pak-версия игры Ice Climber для запуска через Animal Crossing на Nintendo 64) либо это новодельное издание (любительское переиздание Вангеров в формате коробочного издания с отличающимся от оригинала оформлением)?

    Ответ. Данный процесс может быть захватывающим феноменом, особенно для энтузиастов и защитников исторических данных. Однако он также сильно зависит от доступности старого оборудования и консолей, на которых можно запустить подобные физические копии. Во многих случаях копии или репродукция лучше всего подходят для игр на PC или на базе CD, где совместимость проще обеспечить, а игровой процесс более доступен современной аудитории.

    ---

    Вопрос. Насколько были распространены и доступны в вашей стране FIDO и BBS? Были ли вместо них какие-либо аналоги или похожие по смыслу подобия? Существуют ли они сейчас? Могли ли сохраниться их архивы (пример) и есть ли энтузиасты, занимающиеся таковыми поисками и сохранением?

    Ответ. В нашей стране системы FidoNet и BBS практически не получили широкого распространения. Лишь очень небольшое число технически подкованных пользователей или университетских сообществ могли иметь ограниченный опыт работы с ними на заре развития персональных компьютеров и коммутируемых модемов. Широкой публике эти системы были практически неизвестны, главным образом потому, что интернет появился сравнительно быстро, лишив культуру BBS всякой возможности развиваться.

    Реальных местных аналогов или эквивалентов сетей FidoNet или BBS не существовало. Общение и обмен файлами осуществлялись в основном на физических носителях, таких как дискеты, компакт-диски, а позднее - через локальные сети и первые интернет-кафе. К сожалению, из-за ограниченного распространения в нашей стране не сохранилось ни архивов, ни известных сообществ, занимающихся поддержанием той ранней эпохи коммуникации.

    ---

    Вопрос. Существуют ли в вашей стране сообщества по поиску и сохранению национальных игр? Насколько они интересны соотечественникам?

    Ответ. Наша группа - практически единственная в стране активно действующая и профессиональная организация, занимающаяся поиском и сохранением национальных видеоигр. Со временем появилось ещё несколько групп, но большинство из них опираются на материалы из нашего архива. Были также один-два проекта, которые пытались продавать сохранённые игры ради прибыли, в отличие от нашей инициативы, которая абсолютно бесплатна и открыта для всех. Однако подобные коммерческие попытки в основном сошли на нет. Наша коллекция значительно выросла в популярности и авторитете - настолько, что даже Национальный фонд компьютерных игр - государственная организация - иногда использует наш архив в качестве справочного материала для исследований и анализа определённых тем.

    ---

    Вопрос. Как вы обычно общаетесь с другими коллекционерами? Может быть, в ваших краях есть какие-то известные локальные платформы, форумы?

    Ответ. Когда в нашем архиве нет нужной игры, мы обычно публикуем объявления на нашем сайте и в нашем канале, чтобы проинформировать сообщество. Таким образом, если у коллекционера или частного лица есть эта игра, он может отправить её нам - и она будет сохранена от его имени. В нашей стране есть несколько известных игровых форумов и сообществ, но ни одно из них не специализируется на сохранении старых игр. Они могут быть полезны для общения с людьми или для запроса пожертвований, в частности если у кого-то есть определённая игра для нашей коллекции.

    ---

    Вопрос. Представляют ли для вас интерес условно нестандартные издания конкретной игры? Например, отличные от привычного региона и издателя и отличные по комплектации и, возможно, считающиеся ввиду этого редкими. Является ли, на ваш взгляд, этот аспект значимым с позиции игрового наследия в целом? Несколько примеров в контексте конкретно комплектации:

    WarCraft: Orcs & Humans (1994, DOS) - оригинальная дисковая версия 1994 года без аудиотреков. Позднее переиздание 1996 года сделано гибридным для запуска под DOS и MAC.

    Myst (1993, Macintosh) - долгое время отсутствовала релизная версия 1.0, несмотря на популярность и востребованность.

    Marathon (1994, Macintosh) - до сих пор не оцифрована дискетная версия 1.0 от декабря 1994 года.

    Tribal Rage (1998, Windows) - американская версия 1.0 долгое время не была оцифрована, в отличие от британско-европейской 1.02.

    Ответ. Да, иногда специальные или нестандартные издания могут быть очень интересными. Например, версия игры с юмористическим дубляжом или с уникальными изменениями в дизайне уровней или персонажей. Однако в нашей стране такие случаи относительно редки и встречаются нечасто.

    ---

    Вопрос. Дискеты. Доводилось ли вам заниматься оцифровкой дискет и, если да, что вы обычно используете для дампа таковых? Может быть, были какие-то интересные случаи, в частности связанные с играми на дискетах формата 5,25" или, может быть, даже 8" (применительно не к IBM PC)?

    Ответ. Нет, я вообще не работал с дискетами.

    ---

    Вопрос. Ведёте ли вы аналитику по компаниям или издателям, имеющим отношение к вашей стране? Возможно, издания каких-то отдельно взятых игр считаются особенно ценными или редкими? Можно ли к таковым отнести GameTek?

    Ответ. Нет, мы не проводим специальный анализ по издателям или компаниям. Некоторые игры могут быть выпущены несколькими издателями, и мы стараемся архивировать всё, но мы не делаем различий между изданиями и не проводим детального тестирования. Наша цель - создание цифрового архива оригинальных релизов.

    ---

    @Alex Range спрашивает: "Коллекционируете (или коллекционировали раньше) что-то ещё помимо игр? Если говорить не о PC и играх на нём, то в контексте консолей есть ли какая-то одна, что полюбилась вам больше всего, и почему?

    Ответ. Нет, я ничего, кроме игр, не коллекционировал. Что касается консолей, то мне особенно нравится Sega Genesis, так как большая часть моих детских воспоминаний связана с этой консолью и с играми для неё.

    ---

    @Ekb спрашивает: "Знакомы ли вы с какими-либо играми, выпущенными на просторах СНГ? Помимо широко известных и современных. Играли ли вы в какие-то проекты, что не были переведены на английский, например в компании со словарём? В контексте локальной сцены. Может быть, вы знакомы с прецедентами кастомной локализации в упомянутом ключе?".

    Ответ. Нет, я незнаком с играми из СНГ. Вообще, помимо англоязычных, я незнаком с играми на других языках, например на китайском. В нашей стране популярные игры часто дублируются или имеют персидские субтитры, и мы стараемся хранить все подобные версии в нашей коллекции, потому что они вызывают ностальгию и доставляют удовольствие.

    ---

    Вопрос. Можете ли вкратце поделиться теми или иными фактами о своей коллекции? Например: наиболее знаковые экземпляры, самые в том или ином контексте "дорогие" лоты, примечательные редкости, специфические издания, общее число эспонатов. Существуют ли для вас какие-то специфические правила хранения / сохранности старых дисков и, в частности, дискет?

    Ответ. Прежде всего, мы сохраняем только цифровые версии игр. Мы создаём образы дисков, сканируем обложки игр и загружаем их в наш архив, чтобы они были доступны для скачивания всем желающим. На данный момент мы собрали около 1600 наименований. Некоторые игры настолько старые, что даже у оригинальных разработчиков могло не иметься копии - и они обращались к нам с благодарностью за то, что мы оживили их воспоминания. Примерно 99% игр в нашей коллекции - это оригинальные версии, с которых мы создали образы. Если в игре есть какие-либо дефекты, мы отмечаем их в архиве, чтобы, если это возможно, позже найти более полноценную версию.

    ---

    Вопрос. Существуют ли какие-то игры, поиском которых вы целенаправленно занимаетесь на протяжении долгих лет? Как в целом обычно для вас обстоит сам предмет поиска? Может быть, поделитесь какими-то историями успеха?

    Ответ. Да, есть игры, которые мы целенаправленно искали годами. Например, редкая и особая дублированная версия Max Payne 2, за которую мы даже предложили значительное денежное вознаграждение, но её мы до сих пор не нашли. Наш поиск обычно начинается с публикации объявлений на наших канале и сайте. Затем мы просматриваем различные форумы и сообщества в поисках имён разработчиков или издателей, чтобы найти контактную информацию, например адреса электронной почты или номера телефонов. Если какой-то путь кажется нам подходящим, то мы вступаем в переговоры. Иногда разработчики или издатели, знакомые с нашим архивом, могут предложить нам свою игру, но это случается редко.

    Мы также назначаем одного или двух членов команды для мониторинга онлайн-площадок, чтобы в случае появления нужной игры они сообщили нам об этом и мы бы попытались её приобрести.

    Иногда наши поиски добираются и до старых игровых журналов. Помню, как один друг познакомил нас с редактором одного издания. Мы получили разрешение на доступ к оригинальному архиву и примерно через год отправились к ним домой, чтобы поискать номера на старых жёстких дисках. Даже редактору это показалось интересным, и он сохранил копию на личной флешке, чтобы поделиться ею с бывшими коллегами.

    ---

    Вопрос. Известно, что в Иране, в отличие от большинства других стран, игры массово издавались на физических носителях как минимум до середины, а то и до конца 2010-х годов. А как с этим обстоит дело сейчас - продолжают ли выходить такие издания?

    Ответ. В настоящее время нет. Большинство игр теперь выпускаются в цифровом формате и доступны для скачивания. Физические издания выпускаются лишь изредка для отдельных новых игр, разработанных локально, часто для распространения на выставках. Даже в этих случаях те же игры, как правило, выпускаются в цифровом формате на специализированных онлайн-платформах.

    ---

    Вопрос. Почему, на ваш взгляд, большая часть эксклюзивных иранских игр для PC - это либо шутеры, либо детские и образовательные проекты?

    Ответ. Основная причина заключается в отсутствии необходимого опыта и легальных лицензий для разработки игр для консолей, а также в отсутствии международных правовых механизмов в Иране для этой цели. В результате большинству разработчиков приходилось выпускать свои игры для персональных компьютеров, которые было проще распространять.

    Что касается того, почему многие иранские игры являются шутерами, стоит отметить, что у нас также есть значительное количество гоночных и стратегических игр. Однако шутеры от первого лица, вероятно, было проще создавать благодаря наличию готовых моделей и специальных обучающих программ.

    Что касается детских и образовательных игр, то они в основном создавались при поддержке конкретных учреждений и были направлены на развитие местной культуры и достижение образовательных целей.

    ---

    Вопрос. Могли бы рассказать что-либо о временах зарождения игровой индустрии в Иране в середине 1990-х годов? Насколько тогда были распространены BBS, дорого ли стоили первые физические издания?

    Ответ. В середине 1990-х годов игровая индустрия в Иране находилась на самой ранней стадии развития. Местных разработчиков было очень мало, а большинство доступных игр были импортными или скопированными. Концепция BBS (систем электронных досок объявлений) практически отсутствовала; инфраструктура и база пользователей, необходимые для форумов с коммутируемым доступом, просто не существовали в необходимом масштабе.

    Что касается физических изданий, игры обычно распространялись на компакт-дисках. Цены варьировались, но, учитывая дефицит и стоимость импорта, даже первые игры для PC могли быть относительно дорогими для среднестатистического пользователя. Тем не менее физические копии были основным способом доступа к играм, поскольку цифровые загрузки ещё не были широко распространены.

    ---


    Вопрос. Пользуются ли эксклюзивные иранские игры спросом у местной аудитории? Каковы её предпочтения в целом?

    Ответ. Из-за низкого качества производства иранские игры обычно не пользуются особой популярностью у местных игроков. Дублированные зарубежные игры, как правило, привлекают больше внимания, чем отечественные. Индустрия компьютерных игр в Иране находится в состоянии стагнации, практически не имеет поддержки, а те немногие отечественные игры, которые производятся, редко способны конкурировать на мировом уровне. Тем не менее несколько независимых иранских разработчиков выпустили свои игры на таких платформах, как Steam, добившись определённого успеха. Среди примеров - Rot Gut, E.T Armies и Dark Phantom. В целом иранские геймеры предпочитают игры, которые стабильно работают на стандартных системах, имеют минимум технических проблем и обеспечивают плавный и приятный игровой процесс.

    ---

    Вопрос. Как вам пришла идея создать создать сайт OldPersianGames? Каким образом вы добываете игры для него - покупаете на барахолках или получаете от коллекционеров?

    Ответ. Сначала я искал несколько редких и озвученных игр для повторного прохождения, но не смог их найти. Я упомянул об этом на форуме, и другие пользователи написали, что у них есть некоторые из этих игр. У меня тоже были некоторые из них. Мы решили создать закрытый круг для сохранения этих игр. Каждый участник должен был внести пять определённых игр, чтобы присоединиться и получить доступ к остальной части коллекции. Позже мы обнаружили, что кто-то продавал эти игры за пределами круга, поэтому решили сделать коллекцию общедоступной для повышения доступности. Этот подход сработал, и количество участников значительно выросло. Большинство игр были любезно предоставлены нам бесплатно людьми, у которых они уже имелись. В последнее время при необходимости мы также приобретаем игры на блошиных рынках, у коллекционеров или даже напрямую у издателей.

    ---

    Вопрос. Насколько, на ваш взгляд, контактными являются иранские геймеры-коллекционеры и можно ли надеяться, что многие пока не найденные местные игры рано или поздно найдутся?

    Ответ. Пока что большинство иранских коллекционеров охотно сотрудничают и помогают. Лишь немногие сопротивляются, и обычно они соглашаются поделиться своими играми за плату, особенно учитывая, что нас интересуют только цифровые версии. Мы надеемся, что будет обнаружено больше местных игр, и делаем всё возможное для этого.

    ---

    Вопрос. Что бы вы хотели сказать напоследок нашим читателям?

    Ответ. Если у вас есть редкая или особенная игра, поделитесь ею, чтобы другие могли насладиться ею и оживить воспоминания. Спасибо всем, кто прочёл это интервью.

    ---

     
    Последнее редактирование: 12 ноя 2025
    Napostriouf, Mlegion, Morendil и 8 другим нравится это.
  2. Colorsit

    Colorsit

    Регистрация:
    25 окт 2024
    Сообщения:
    216
    Очень странно, когда в диалоге человек сначала рассуждает о сохранении видеоигрового наследия как о "сохранении истории целой индустрии", а потом выясняется что оценивает он эту историю максимум в десять пачек чипсов))

    Автору огромное спасибо за интервью!
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление