Пустыня. Жаркая, голая пустыня посреди непроходимых джунглей. И одинокий древний храм в самом центре этого островка пустоши среди высоких гор и буйной тропической растительности… Кажется, что ничто не может нарушить тишину этой девственной, не тронутой человеком земли… Но нет!..

… Приземление, слава Богу, произошло удачно. И вот она – мечта: Макс стоял перед тем самым храмом, который столько раз видел во сне, о котором грезил и наяву в течение стольких лет!.. И он войдёт туда, несмотря ни на что! Его не испугают легенды о стражах, которых оставили ацтеки для охраны своих несметных богатств. Ведь он наследник Императора! А богатства его далёкого предка ему явно, явно не помешают…


Montezuma’s Return – аркадный 3D-action от первого лица.

Краткая игровая история.

Фантастически коротка и примитивна.

Где-то в Америке (т.е. в США) живёт бесстрашный археолог Макс Монтезума, эдакий приятель Индианы Джонса. Но вот не даёт ему покоя его слишком уж странная фамилия, уж больно она напоминает имя предпоследнего правителя ацтеков! Да и семейное предание о том же рассказывает… А ещё оно рассказывает о том, что предок успел скрыть от испанских конкистадоров в каком-то храме в джунглях большую часть своих сокровищ, а охранять их поставил не кого-нибудь, а настоящих демонов!

С деньгами у Макса всегда было не очень, поэтому в один прекрасный день он и решил отправиться в мексиканские джунгли, где ацтеки когда-то и жили, дабы разыскать этот храм и забрать себе своё «наследство»…

Но, конечно, не это есть главное «достоинство» игры, и не этим она интересна...

Вероятно, «длиннобородые» олдгеймеры ещё помнят те времена, когда компьютеры были большими снаружи и маленькими «внутри», когда названий «активных» видов их было куда больше, чем сейчас…

Да, это были поистине времена «золотого века» (90-е – «серебряный») игр. Кажущиеся сейчас простенькими, а для кого-то даже и примитивными, для людей, начинавших свой «путь» игрока с них, они всегда будут представлять непреходящую ценность. Ибо это действительно золотая классика.

Да, нет более на свете (по крайней мере, для большинства людей) ни Commodore’ов, ни XT-шек, ни «причудливых» CGA-мониторов, как, впрочем, нет и первых советских БК и много чего ещё… А среди этого «много чего» попадались иногда совершенно поразительные вещи – например, Atari 800, для которой в своё время выходило множество замечательных игр. Одной из самых популярных была двумерная (какая же ещё?..) аркада Montezuma’s Revenge, весёлая такая, забавная, которую просто невозможно забыть и не вспомнить добрым словом… Вот в ней-то впервые мы и познакомились с отважным потомком Монтезумы…

Шли годы. Мир менялся. От этого никуда не уйдёшь. Возможно, то поколение «пионеров», которое покоряло вершины мастерства игр в начале 80-х, переживало в начале-середине 90-х ещё больший шок, чем теперешнее, скучающее по «канонам» Quake 2 и Half-Life, Age of Empires и Caesar 3, MM6 и LoL 3… Да, для них всё было, пожалуй, куда плачевнее. Фактическая монополия страшной аббревиатуры «PC» по сути поставила крест на многом, чем они жили в течение стольких лет, на том, что значило для них очень много, на том, что составляло часть их жизни…

Да, эпоха «массовости платформ» ушла в прошлое. Но ведь то всё-таки был «серебряный век»! Лучшее время было уже позади, но ещё были в те годы великие энтузиасты, которые решили спасти хотя бы часть утраченного.

И вот однажды, не так, в общем-то, и давно (а именно – в 1997 году) не очень известная компания Utopia Technologies (очень символичное название, правда?..) решила сделать «ветеранам» небольшой подарок. Решила ни много ни мало – возродить Montezuma’s Revenge! Прекрасно! Оставался лишь один вопрос – как?

Путей было два. Первый – адаптировать игру для Windows 95. Это нам с вами это кажется трудным и долгим, а для тех весёлых ребят – раз плюнуть! Но что-то их остановило… Может быть, не рискнули «тронуть» святыню?.. Вряд ли… Тогда, может, просто не захотели «повторяться» - ведь сколько в те времена было подобных «адаптаций»?.. Кто знает…

Но факт остаётся фактом. Вместо того, чтобы «адаптировать» игру, они решили сделать новую, но с тем же героем. Более того – сделать её от первого лица, с современной графикой (для того времени, конечно) и при этом сохранить «дух» и стилистику старого хита… А игру назвать символично – «Возвращение Монтезумы» (Montezuma's Return).

Да разве ж возможно такое? Ведь это же… Правильно. Утопия. Но… У них получилось.

Увы, об этой игре невозможно рассказать много – просто потому, что почти всё описание сведётся либо к прохождению, либо к описаниям деталей геймплея, чего сейчас делать не стоит. Поэтому отметим лишь характерные черты.

Итак, Montezuma’s Return – это аркадный action от первого лица, почти аркада, со всеми её классическими признаками, включая то же собирание «бонусов» - всевозможных жемчужин и, как это ни странно, бананов для восполнения здоровья.
Зачем его восполнять? Затем, что здесь есть враги. Как же, ацтекские сокровища – и без стражей? Отнюдь. Врагов в игре мало, и, конечно, не они есть главная часть, мешающая быстрому прохождению. Но сами по себе они довольно интересны и забавны – зелёные орлы, демоны, ацтекские воины, нарисованные весьма карикатурно…

Оружия в игре нет. Точнее, есть, но – лишь «природное», а именно – руки и ноги Макса. Надо сказать, что руки и особенно ноги у него будь здоров – монстров кладёт только так, хотя – а как же иначе?..

Однако есть и лёгкий «налёт» «реалистичности» - нельзя подойти к монстру и лупасить его почём зря. После каждого удара или серии из двух (не важно, какой частью тела) Максу надо отдохнуть хотя бы чуть-чуть (эта своеобразная «перезарядка» отображается на экране полосой, постепенно заполняющейся красным цветом, - заполнение означает полную готовность к новым ударам). При этом сохраняется определённый «баланс» - удары ног куда сильнее, чем рук, но зато и время «перезарядки» их несколько больше… В эти короткие секунды «отдыха» Макс становится абсолютно беззащитен, поэтому от врагов лучше отпрыгнуть (на этом, а также, очень редко, на своеобразном «взаимодействии» с окружающей местностью, и строится, по сути, вся «боевая система» игры). А уж что-что, а прыгать Макс умеет…

«Загадки» в игре представлены - без них, само собой, никак. И ближе к концу игры вам встретятся уже довольно сложные, но поначалу всё просто – нажать кнопочку/рычажок, перепрыгнуть, аккуратно пройти по чему-либо, что-то отодвинуть… Всё более чем логично. Нередко для продвижения дальше необходимо убить конкретных врагов. Сама игра разделена на уровни.

Основой же игрового процесса является то, что присутствует в любой аркаде, - прыжки, беготня, преодоление всевозможных препятствий… Будьте уверены, прыгать тут придётся очень и очень много, и уже даже к концу первого уровня вам может прийтись нелегко… Это всё притом, что физика в игре абсолютно нереалистична и, что называется, «несбалансированна»: вращающаяся дверь в самом начале игры может отбросить вас на добрую сотню метров, но при этом вы ничуть не пострадаете. Падение же со столбов с батутами (ближе к концу первого уровня) будет для вашего героя фатально. Нереалистично? Конечно, но… Здесь ведь так и надо!

Пару слов о технических моментах. Графика в игре очень красивая и чем-то до боли напоминает Hexen II, только, конечно, куда «светлее». Окружающая обстановка прорисована очень хорошо, стены помещений – тоже.

Имеется и весьма любопытная деталь: Montezuma’s Return – практически единственный из старых action’ов, где, опустив взгляд, мы увидим… собственные ноги…

Звуковое оформление тоже неплохое. Увы, окружающая обстановка озвучена не столь полно, сколь хотелось бы, но зато это с лихвой компенсирует потрясающая музыка, которая как-то неуловимо, но вместе с тем очень удачно совмещает в себе индейские мотивы и «героическую» музыку старых приключенческих фильмов…

Вот, в принципе, и всё.

Эта игра ценна не как «хит», сказавший какое-то «новое слово» в графике или геймплее, нет, конечно. И известности игра особенной тоже не получила. Это был просто чудесный и неожиданный подарок ностальгирующим фанатам, которые никак не могли забыть того Монтезуму и ругали современные (им) игры, своеобразный «привет» из кажущегося навсегда уже ушедшим прошлого... И надо сказать, что восприняли они этот подарок с благодарностью.

А годы шли дальше… Давно уже минул и «серебряный век» игр. Изменились вкусы и предпочтения людей, изменились сами люди. Но классика на то и классика, чтобы оставаться нетленной на все времена. И ярчайший пример преемственности поколений, бескорыстного дара «века золотого» «веку серебряному» сейчас представляет интерес хотя бы в поучительном плане… Кто знает – может, он и вправду чему-нибудь кого-нибудь научит?..

Но, конечно, и сама игра хороша – яркая, красочная, динамичная, местами не очень-то и простая, но безумно весёлая. Так что – не забываем классику, товарищи!

P.S.: Игра есть на сайте. Нормально работает под XP. Запускать через WMONTE.exe. Музыка сохранена.


Автор: kreol
Дата: 14.01.2008

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей