Myst III: Exile

Myst III: Exile
Жанр: Quest
Разработчик: Presto Studios
Издатель: UbiSoft
Год выхода: 2001
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.22 из 10
  • 7
  • 10
  • 10
После выпуска Riven основатели Cyan и Ричард Вандер Венде решили заняться другими неигровыми проектами, так как не хотели работать исключительно над созданием Myst-подобных. Потому совместно с обладателем прав на серию, компанией Mattel, они предложили ряду компаний заняться разработкой следующей игры в серии Myst. Среди них была и Presto Studios, закончившая работу над The Journeyman Project 3: Legacy of Time (и планировавшая делать The Journeyman Project 4: Resurrection). В ходе подготовки планов были определены основные цели разработки и несколько вариантов сценария (три), но в результате встречи всех лиц (Cyan, Mattel, Presto Studios) был утвержден другой. Несмотря на длительный по тем временам цикл производства (около двух лет), сам процесс шел без осложнений, и лишь перед самым выпуском произошла смена издателя - в 2000 году некая Gores Technology Group выделила из фирмы Mattel игровое подразделение The Learning Company, в свою очередь включавшее Brøderbund, Mattel Interactive, Mindscape и Strategic Simulations, и в марте 2001 года заключила сделку о продаже игры с UbiSoft, на тот момент искавшей выходы на другие рынки помимо Европы. Так третья часть серии Myst вышла из-под крыла французского издателя в мае 2001 года.

События происходят спустя десять лет после Riven. Мы в роли Странника прибываем в новый дом Атруса и его жены Катерины, у которых родилась дочь. Причиной приглашения является желание показать нам новый написанный мир Релишан (Releeshahn), предназначенный для уцелевших представителей цивилизации Данни (D'ni). Однако в ход беседы вмешивается неожиданно появившийся незнакомец, который устраивает пожар и крадет книгу, убегая с ней через книгу-портал. Так как мы оказались к ней ближе всего, то нам ничего не остается, кроме как последовать за похитителем. Так начинается наше путешествие за возвращением Релишана.

По игровому процессу Myst III: Exile, если сравнивать его с предшественниками, изменился на первый взгляд несильно - мы всё так же дискретно перемещаемся по локациям, исследуем их и решаем различные головоломки, при этом все три имеющихся мира после открытия к ним доступа можно посещать и изучать в любом порядке. Но разница проявляется в деталях - в каждой точке мы можем перемещаться на все 360 градусов (спасибо инструментарию Presto Studios), уровень сложности головоломок сильно снижен - за счет как сокращения нестандартных их видов (все помнят загадки в Selenitic, "эпохе" оригинальной Myst, на звук?), так и порядка их решения (сделать что-то в одной локации и увидеть результат, пройдя в другую, как в Riven, не требуется), практически всегда есть подсказки или в журнале Атруса, который дает его нам перед путешествием, или в записях похитителя (их, однако, еще нужно найти). С другой стороны, имеющиеся в итоге загадки полностью логичны, и их можно решать самостоятельно без посторонней помощи (пожалуй, лишь в одном мире будет пара чуть более сложных). Заниматься предстоит не только различными манипуляциями, но и расстановкой объектов в правильном порядке или положении и даже взаимодействовать с окружением. Помимо прочего предусмотрены и несколько концовок.

Что же касается визуального оформления, то оно вышло традиционно выше всяких похвал (хотя некоторая пикселявость на современных разрешениях мониторов может смазать впечатление): пререндеренное окружение выполнено старательно, изобилует деталями и предлагает к обозрению нетривиальные живописные виды, будь то остров-каньон или громадное дерево посреди океана (полное жизни, кстати говоря). Музыкальное сопровождение, пусть и было написано вместо Робина Миллера Джеком Уоллом, выдержано в духе Myst и Riven - и при этом остается самодостаточным и вместе с визуальной частью создает удивительную атмосферу одиночного путешествия по величественным мирам.

Что же касается локализации, то Myst III: Exile стала первой игрой серии, официально выпущенной на русском языке фирмой "Руссобит-М". Общий уровень качества вышел по большей части приемлемым (если говорить об издании второго тиража, голоса актеров для озвучки, возможно, получились более выразительными, чем в оригинале); правда, то ли из-за того, что мастер собирался через UbiSoft, то ли по иным причинам без перевода осталась последняя загадка (точнее, текстуры локации, по которым нужно ориентироваться), вследствие чего желателен по меньшей мере англо-русский словарь. Любопытным моментом является выпуск с разницей в неделю двух тиражей - исходный мастер и исправленный; последний встречается чаще.

Как итог можно сделать вывод, что Presto Studios провела образцовую работу, - проведя точечные изменения и сохранив другие компоненты, они создали отличное продолжение, которое в игровом аспекте может быть и отличной точкой входа в жанровое направление мистоидов. Но и без этого, как игра сама по себе, Myst III: Exile заслуживает рекомендации и ознакомления.

Несмотря на достойные продажи, они не были сравнимы с аналогичными у Myst и Riven в несколько миллионов экземпляров. Для самой же Presto Studios формальный коммерческий успех не оказал влияния на ее дальнейшую жизнь - в августе 2002 года исполнительный продюсер Грег Улер (Greg Uhler) объявляет о закрытии компании, а в октябре того же года выходит эксклюзив для Xbox Whacked!, ставший их последней игрой. Возможной причиной прекращения деятельности, несмотря на стабильное финансовое состояние, могло стать то, что Presto Studios не смогла реорганизоваться для разработки нескольких игр сразу, а также адаптироваться к смене спроса с компьютерного рынка на приставочный, поэтому было решено прекратить деятельность, пока еще есть силы. В итоге большая часть сотрудников разошлась по различным высокопоставленным должностям в области производства кино и анимации.
Автор обзора: Gamerun
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Ривен благополучно пройден, впереди маячит светлое будущее, но еще один безумный отец начинает мутить воду.
Хоть игру делали не братья Миллеры, но видно уважение к оригиналу. Да и Атрус остался на месте, что не может не радовать. К тому же, картинка похорошела, просто смотреть на все стало гораздо приятнее. И головоломки, в сравнении с Ривеном, стали человечнее. Может, хардкорщики и негодуют, но это - единственный Мист, который мне удалось полностью пройти без подсказок.
А еще Катерина здесь появляется последний раз (актриса, то есть), хотя и ненадолго.
Игра берёт больше за счёт усовершенствованной графики, изумительных по красоте видеороликов (одна только поездка на американских горках в конце эпохи Аматерия чего стоит) прекрасной музыки (правда заглавная тема в виде очередного закоса под Кармину Бурану это, я извиняюсь, дешевый ширпотреб) и кругового обзора, впервые появившегося в серии. Но вот убери этот самый круговой обзор и миры третьего Миста покажутся не такими интересными и запоминающимися как в Ривене. Сложные, комплексные головоломки и механизмы Ривена, прекрасно вписанные в сюжет, сменились хоть и интересными, но простыми и обособленными, словно играешь не в Мист, а в какой-нибудь The Journeyman Project 3: Legacy of Time. Мир Эданна мне вообще показался занудным и скучным, где вместо головоломок (которых здесь практически нет) только сложная система тропинок, в которых легко заблудиться или пропустить нужный проход.

Подводя итог, я не будут спорить, что Myst III Exile прекрасная игра и достойная часть серии, но всё же больше для "туристов", а не для матерых головоломщиков, которые, после того как братья Миллеры практически отстранились от проекта, нашли свою отраду разве что в серии Rhem Кнута Мюллера.