Exodus

Journey to the Promised Land
Exodus
Жанр: Arcade
Разработчик: Wisdom Tree
Издатель: Wisdom Tree
Год выхода: 1992
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 3
  • 0
  • 3
Компания Wisdom Tree (подразделение Color Dreams) из Калифорнии известна своими играми на библейские темы, относящимися к таким редким среди образовательно-просветительских проектов жанрам, как аркады и боевики. «Exodus», вышедшая в 1991 году на приставке японского происхождения Nintendo Entertainment System (кстати, неофициально), а затем портированная на несколько других устройств подобного класса и – неожиданно – на IBM PC, не является исключением. Здесь нам предлагается пережить события, описанные в книге «Исход» Ветхого Завета, но представленные в виде... подобия «Boulder Dash». Строго говоря, это вариант выпущенной Color Dreams ещё в 1989 году (но только на NES) аркады под названием «Crystal Mines».

Разумеется, на дворе уже начало 1990-х, так что графика у нас здесь EGA/VGA, – выглядит картинка очень даже симпатично, да и звуковые эффекты тоже не оставляют желать лучшего. Играем мы за Моисея, пытающегося вывести свой народ из иноземного рабства в Землю Обетованную, – пророк почему-то изображён хрестоматийным древним старцем с большой белой бородой и основательной лысиной, что как минимум на начало описываемых событий оказывается явным анахронизмом. Путь к свободе тернист и долог: «Exodus» насчитывает в себе целых сто различных уровней. На каждом из таковых нашей задачей является собрать ровно пять вопросительных знаков и определённое (уже меняющееся от случая к случаю) количество банок с манной, дабы где-то на экране появилась дверь, отправляющая нас к следующему этапу большого пути израильского народа.

Внутриигровая справка перечисляет аж тридцать четыре достопримечательности, которые могут встретиться на местных уровнях (понятное дело, не одновременно). Во-первых, это различного рода бонусы – от упомянутых уже и подлежащих сбору банок с манной или вопросительных знаков до «божественной брони» и «бóльшей веры», дающих разные типы неуязвимости, «новых сандалий», позволяющих ходить по грязи, и т. д. Во-вторых, наиболее многочисленными обитателями уровней оказываются пассивные препятствия – скажем, «ропот израильтян» или «сомнения в Боге». Большинство таких предметов может быть уничтожено простой атакой: Моисей вооружён посохом – и использует его для проповедования слова Божьего, т. е. для испускания латинских (почему-то) буковок «W», поражающих многих врагов. Хотя и не всех: некоторые препятствия на уровнях попросту неустранимы, а другие бывает проще уничтожить, «сбрасывая» на них различного рода блоки – в стиле, хорошо знакомом ветеранам «Boulder Dash».

Наконец, третьей разновидностью достопримечательностей здешних уровней оказываются одушевлённые противники: «фараоновы надсмотрщики», «фараоновы маги» и другие не менее неприятные личности. Целенаправленно Моисея они вовсе не обязательно преследуют, но путь всё же преграждают, – любое соприкосновение с одним из таких злодеев означает для пророка немедленную смерть! То же самое происходит и в случае, если на нас падает какой-нибудь изначально неподвижный, но массивный объект. А значит – следует как прицельно стрелять словом Божьим (имеющим, кстати сказать, не самую большую дальность полёта), так и стратегически мыслить, подводя противников под падающие валуны и «золотых тельцов грехов» (ещё одна в меру полезная достопримечательность здешних уровней), попутно стараясь самому не попасть под собственноручно устраиваемые обвалы.

Перемещается герой стрелками клавиатуры или движениями джойстика; за проповедование отвечает «пробел» или первая кнопка. При желании можно также нажимать «R» для перезапуска уровня и «P» для постановки процесса на паузу, «F1» для вызова меню настроек и «F4» для отключения звука. В самом низу экрана отображается ряд полезных индикаторов: номер уровня и счётчик набранных нами очков, текущее и необходимое для завершения этапа число вопросительных знаков и банок с манной, оставшееся количество жизней (изначально равное пяти) и безжалостный таймер (да-да, в наличии – ограничение по времени в 300 секунд на уровень), а также показатели численности или активности некоторых полезных бонусов.

Упоминавшиеся пять вопросительных знаков – не просто формальность: после каждого пройденного аркадного этапа нам предложат выполнить именно такое количество заданий в форме викторины на знание текста «Исхода» с несколькими доступными вариантами ответа. Впрочем, они скорее просты – справиться с ними будет по силам любому образованному человеку вне зависимости от конфессиональных предпочтений (например, самый первый вопрос звучит так: «Кто поработил израильтян – ацтеки, египтяне или мадианитяне?»). Ошибки никак не наказываются, но за правильные ответы нас награждают повышением на единичку показателя численности одного из полезных бонусов – счётчика Библий, изображаемых на панели внизу в виде книжечек. Такие же фолианты встречаются и на самих уровнях, – а когда их количество в «инвентаре» достигает десяти, оно обнуляется, превращаясь в дополнительную жизнь. Кроме того, после каждого раунда викторины нам продемонстрируют ещё и симпатичную иллюстрацию из жизни и приключений Моисея.

Любопытно, что упомянутых картинок в «Exodus» всего 50, а вопросов на знание материала – 250: как нетрудно догадаться, начиная с 51-го уровня таковые повторяются по новому кругу. Сами этапы завершающей половины пути – те же самые, только с некоторыми видоизменениями (зеркальное отражение, иное расположение предметов, более опасные разновидности врагов и др.). Достойно внимания и то обстоятельство, что необходимые нам вещи – вопросительные знаки или сама дверь выхода – могут скрываться за различными невредными препятствиями, так что временами полной «зачистки» экрана не избежать. Стоит упомянуть также и наличие здесь режима для двух игроков, но смысл его присутствия не очень понятен: при активации такового уровни сначала проходит первый участник, после потери им одной из жизней – второй и так далее.

Wisdom Tree нисколько не ограничивала потенциальную аудиторию, заявляя, что «Exodus» может быть одинаково интересна как детям, так и взрослым, – и, пожалуй, с этим нельзя не согласиться. Так что порекомендовать эту игру сегодня можно практически всем любителям аркад, желающим заодно проверить или пополнить свои познания в области Священной истории.
Автор обзора: Uka
Joshua and the Battle of Jericho
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.