iM1A2 Abrams: America's Main Battle Tank

iM1A2 Abrams: America's Main Battle Tank
Жанр: Simulation
Разработчик: Charybdis Enterprises
Издатель: Interactive Magic
Год выхода: 1997
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.25 из 10
  • 1
  • 0
  • 14
Один из лучших и наиболее детализированных танковых симуляторов своего времени, имеющий большое количество элементов стратегии и даже РПГ и позволяющий брать на себя функции любого из членов экипажа давшего название игре танка, а также взять на себя командование танковым взводом или даже ротой. Ввиду своей масштабности и сложности некоторых моментов интерфейса данная игра получит достаточно подробное описание.

После запуска игры перво-наперво стоит создать собственного протагониста – танкиста, от лица которого вы будете её проходить; за это отвечает пункт в главном меню Dossier. Из подпунктов самый важный здесь – это изображение ящика с папками, щелчком на который вы как раз и можете начать создание своего персонажа: ввести его имя, название взвода и роты. Другой важный подпункт – «доска», которая позволяет не создавать героя, а выбрать его из множества уже «заготовленных»: нужно выбрать его имя из списка, затем перейти в ящик с папками для просмотра его послужного списка. Здесь же будет несколько опций, на которых нужно обязательно остановиться чуть подробнее ещё до начала описания собственно игры.

Основной режим игры – это, естественно, кампания (хотя есть и режим отдельных схваток), и проходить вам её, как уже было сказано выше, надо будет от лица конкретного выбранного героя. Отмеченные выше опции позволяют вам осуществлять управление его карьерой: можно восстановить сохранённую «версию» героя в какой-то момент времени, стереть последнюю сыгранную им битву в кампании (то есть история героя всегда может быть переиграна), а можно – уволить его из рядов вооружённых сил (!!!), чего не было и нет ни в одном другом боевом симуляторе (например, если вы очень злы на него за поражение). На этом его карьера закончится, и вы сможете лишь смотреть его досье, но сыграть за него не получится уже никогда (только в случае удаления и последующей переустановки игры). Есть и ещё более страшная опция – вообще стереть любое упоминание персонажа из игры (исключая только Доску Почёта; при переустановке игры он вновь станет доступен).

Опции самой игры, кстати говоря, тоже реализованы весьма интересно. Мы привыкли к тому, что у игры одно меню опций, но в данной игре их два – «простое», где все настройки разделены только на две категории (игровая и техническая), и «сложное», которое позволяет отдельно настраивать буквально каждый элемент игры (то есть это не просто всем известные «Advanced Options»). Описывать все настройки, естественно, не имеет никакого смысла – большая часть из них довольно стандартна, разве что можно отметить, что уровня сложности в игре четыре. Но на некоторые опции, непосредственно влияющие на игровой процесс, обратить внимание необходимо.

Так, в игре есть целая категория опций под названием «Realism»: с их помощью можно сделать ваш танк практически полностью неуязвимым для любого оружия (однако обратите внимание – при этом счёт игры очень сильно ухудшается), а боеприпасы – бесконечными (что также уменьшит ваш счёт, причём на целых 20%), а можно вообще активировать «Arcade Mode», который превратит игру в динамичную танковую стрелялку (ваш танк будет выходить из строя от вражеских выстрелов постепенно, тогда как вражеские машины будут моментально взрываться от первого попадания, причём независимо от того, в какую часть танка вы попали; счёт в этом режиме увеличивается, но медленно).

Другие опции здесь включают в себя возможность автоматической идентификации видимых целей, возможность использования для оперативного наблюдения любой дружественной боевой единицы (даже танка из другого взвода), возможность получения перед боем максимально точной и полной информации о войсках противника, а также возможность настройки качества дружественных войск: чем опытнее солдаты и качественнее техника – тем проще вам будет победить (ибо они лучше ориентируются, точнее стреляют и так далее). Однако каждый из перечисленных пунктов влияет на уменьшение игрового счёта, и особенно – сила дружественных вам войск (чем они сильнее – тем счёт будет ниже). Настроить можно и качество вражеских войск, но здесь со счётом всё наоборот.

Как уже было сказано выше, в игре есть два игровых режима. Первый – случайная отдельная битва, второй – кампания, который и стоит рассмотреть подробно. Кампаний всего три (в порядке возрастания сложности): Ирак, Босния и Украина (где придётся сражаться с российской армией). При выборе этого режима выбрать можно сразу любую из них, но проходить её миссии – последовательно. О сюжете игры, несмотря на формальную обширность описания, намеренно не будет сказано ни единого слова, кроме разве что того, что «доблестные» американские солдаты в который раз несут «демократию» тем, кому она, по их мнению, очень и очень нужна… В меню кампании есть и четвёртый пункт – Лэнгли, штаб-квартира ЦРУ. При щелчке на него вам будет предоставлена информация обо всей технике, встречающейся в игре, то есть это своего рода танковая энциклопедия.

После выбора конкретной кампании вам необходимо выбрать своё воинское звание (в этой игре оно никак не связано с выбором уровня сложности, который выбирается до этого). Если вы выбрали лейтенанта, то будете управлять только своим подразделением (взводом или ротой), выполняя при этом стратегические приказы вашего условного командира. Если же вы выбрали капитана, то и управляете своим подразделением непосредственно, и – но уже опосредованно – всеми союзными силами (не обязательно танковыми) в каждой битве, что позволяет вам решать, какие именно войска будут сопровождать ваши танки. Правда, ввиду технических ограничений каждая единица техники, выбираемая для поддержки, «стоит» определённое число очков, поэтому превратить игру в стратегию, собрав огромную армию, не получится. После выбора ранга необходимо внимательно прочесть брифинг о положении дел на фронте и вашей цели в кампании, однако после согласия со всеми задачами перейти к игре ещё не удастся – сначала нужно разобраться с предбоевыми режимами.

Их всего четыре. Первый – карта: ней показаны линия фронта, ваша диспозиция и точки, в которые вы можете перемещаться, выше – краткое описание миссии, и с её помощью вы иногда (но не всегда) сможете выбирать маршрут следования во время миссии ещё до её начала. Второй – собственно миссия, где можно узнать различные аспекты будущего задания, включая подробное его описание, время суток, погодные условия и так далее. Если вы выбрали ранг капитана, то почти всегда у вас будет выбор из нескольких миссий, то есть можно решить, какую проходить сначала; в ранге лейтенанта – только строго последовательное прохождение. Если вы изначально выбрали режим не кампании, а отдельной битвы, то в этом пункте сможете менять время суток и погодные условия по своему усмотрению. Третий режим – информация о дружественных войсках, доступных в миссии; как уже было сказано выше, капитан может (пусть и в условиях ограниченности по очкам) выбрать себе конкретных союзников, лейтенант же нет (и вынужден довольствоваться теми, которые даны изначально); все союзные войска присоединяются к вам только на одну миссию (в следующих будут уже другие). Наконец, четвёртый режим – это информация о врагах, прочитать которую следует очень внимательно. Если вы играете отдельную битву, а не кампанию, то можете выбирать вручную конкретные типы врагов. После изучения всего вышеперечисленного можно нажать кнопку Deploy, после чего наконец-то начнётся сама игра.

Важнейший экран в игре – это экран выбора позиции, на котором находятся два силуэта танка: сверху и в разрезе. На первом представлены текущие зоны обзора, включающие в себя несколько секторов. Жёлтый (90 градусов) – поле зрения командира танка из люка или через перископ, зелёный (30 градусов) – текущая зона обзора телекамеры, чёрный – поле зрения механика-водителя, красный (орудийный ствол) – обзор стрелка через прицел. Второй элемент (силуэт танка в разрезе) куда более важен: с его помощью вы выбираете позицию, которую хотите занять в танке. Всего позиции, понятное дело, три: механик-водитель, стрелок (оба – в передней части танка) и командир (в центре башни), у которого есть два места – в люке башни (снаружи) и у перископа (внутри). Каждую из позиций изображает конкретный красный треугольник на экране, и посредством щелчков по ним её в течение игры можно сколько угодно раз менять, то есть становиться конкретным членом экипажа (другими в это время управляет компьютер). Однако стоит обратить внимание на то, что если один из членов экипажа убит во время миссии, то заменить его своим героем вы уже не можете.

Если подвести курсор к нижней части экрана – то появляется небольшое игровое меню; если в момент его открытия вы находитесь в главном танке взвода – то оно будет действовать для всех танков под вашим управлением, если же нет – то только для того, в котором находитесь сейчас вы. Меню включает в себя несколько подменю. Это подменю для выбора боеприпасов танка или танков (пулемёты, спаренные с пушками, бронебойные снаряды без взрывчатки, взрывчатые противотанковые снаряды, самонаводящиеся снаряды, многоцелевые взрывчатые снаряды, взрывающиеся на расстоянии от цели), подменю отдачи различных приказов танку или танкам (двигаться вперёд на той или иной скорости, дать задний ход, остановиться, повернуть на столько-то градусов, выбрать кратчайший маршрут до своих или врагов, открыть огонь с максимально высокой скорострельностью или залпами (тогда все танки стреляют одновременно), прекратить стрельбу, устроить дымовую завесу, дать залп дымовыми шашками (доступно только тому танку, которым управляете лично вы), включить или выключить двигатели).

Ещё одно подменю предназначено для выбора построения взвода (клин (угол вперёд), вогнутая дуга (угол назад), по диагонали слева направо или справа налево (уступ влево и уступ вправо), колонна, ломаная колонна (зигзаг), шеренга (в линию)). Расстояние между танками в любой из формаций составляет от пятнадцати до пятидесяти метров, отделившиеся от взвода машины не выполняют приказы командира. Если под вашим контролем находится не взвод, а рота (то есть есть союзные подразделения, не обязательно танки), то вы всё равно можете отдавать им приказы, касающиеся построения в ту или иную формацию. Другие приказы этого подменю – растянуть или сжать формацию, приказать всем отделившимся от взвода танкам немедленно соединиться с отрядом, возобновить выполнение приказов, полученных до начала битвы (при этом отменяются все новые маршруты и команды).

Следующее подменю посвящено руководству ротой и доступно только при игре в ранге капитана (потому как и рота как таковая доступна для управления только капитану). Оно касается всей подконтрольной вам техники и включает в себя следующие приказы: двигаться с определённой скоростью (есть разные варианты), остановиться, дать задний ход, общее наступление и общее отступление, атака на вражеские позиции залповым огнём или в режиме «пока не кончатся цели или боеприпасы», прекратить стрельбу (её выполнит даже авиация, однако она всё равно останется в районе боевых действий, ожидая приказа к новой атаке), восстановить изначальные маршруты.

Также есть отдельное подменю видов, которое позволяет вам в более удобной форме перебираться в рамках вашей машины с одного места на другое (можно сесть на место командира снаружи, внутри, а также на места механика-водителя и стрелка. Здесь же можно прекращать компьютерное управление собственно танком или его пушкой (посредством команд выравнивания поля обзора в одном направлении, поворота башни в конкретном направлении, поворота корпуса танка и так далее). Через это же подменю осуществляются просмотр тактической карты миссии и возможность осмотра своего танка снаружи. Другие подменю отвечают за переключение между танками и дополнительные опции. Первое позволяет оказываться в любом из танков вашего взвода, однако танки других взводов и другие виды техники вы можете увидеть только в режиме внешнего обзора, находится внутри них нельзя (при этом артиллерию и ещё не прибывшую авиацию толком и осмотреть нельзя); здесь же можно отдать приказ пехоте покинуть бронетранспортёр или зайти в него. Дополнительные опции – это ускорение времени, досрочное завершение битвы и так далее.

Все получаемые вами в ходе боя сообщения появляются в нижней части экрана, кнопка справа внизу показывает дневник с последними данными. Обзор местности осуществляется с помощью курсорных стрелок на клавиатуре, однако несколько отличается в зависимости от того, какое положение вы занимаете в танке.

Если вы на данный момент – командир в люке, то можете осматривать поле боя лучше всего, так как вам доступны семикратный бинокль и пулемёт, способный поражать в том числе вражескую авиацию. В центре поля обзора расположен экран перехода между позициями членов экипажа, там же отображается количество зарядов для пулемёта; справа внизу находится сам пулемёт (активируется спусковым рычагом, изображённым на экране), слева – счётчик дымовых шашек (залп производится кнопкой G). Для использования бинокля можно либо щёлкнуть на его изображение, либо нажать Backspace.

Если вы находитесь в закрытом люке, то осматриваете местность при помощи перископа, телекамеры и компьютера танка. Видимость здесь не такая хорошая, как в предыдущем варианте, но зато удобнее управлять экипажем. В центре панели – всё тот же экран перехода позиций экипажа, над ним – два цифровых указателя, сигнализирующих о направлении камеры слева и перископа справа, ещё выше – сам перископ, который действует так же, как и режим открытого люка, но нет возможности поднимать голову (поворот – клавиши «<» и «>»).

Левее находится дисплей камеры, которая может двигаться вверх и вниз и снабжена несколькими переключателями. Они включают в себя сканирование местности (можно задавать скорость и направление вращения), активацию инфракрасного режима (позволяет видеть в темноте, тумане, дыму), выбор, показывать ли белым или чёрным тепловые спектры объектов при инфракрасном режиме, масштабирование камеры (с трёхкратным увеличением), приказ водителю двигаться в том направлении, в котором на данный момент смотрит камера (при выборе одной из нескольких скоростей), приказ немедленно остановиться, приказ развернуться и стрелять по объекту, находящемуся в прицеле камеры, идентифицировать цель на экране. Справа же находится дисплей танкового компьютера, также содержащий различные опции: масштабирование карты, демонстрация карты, приборов водителя, данных с орудийной установки (оставшиеся боеприпасы, заряженный в ствол тип снаряда), данные всех бортовых систем (повреждённые устройства изображены мерцающими). Также в этом режиме доступны выстрелы дымовыми шашками и система предупреждения (если компьютер засекает вражеский лазерный луч, нацеленный на танк).

Если вы играете за стрелка – то обозреваете поле боя через два прицела (основной и вспомогательный) и одновременно следите за панелью управления огнём. Основной прицел содержит специальное устройство управления для наведения пушки и связан с бортовым компьютером, рассчитывающим траекторию выстрела. Индикатор лазерного луча показывает дистанцию до цели (нулевая, если цель ближе 200 или дальше 4000 метров, «EEEE» - если лазер повреждён). Приказы в этом режиме включают в себя идентификацию цели, включение инфракрасной подсветки, переключатель цвета для неё, масштабирование изображения (с трёхкратным или десятикратным увеличением), отключение лазерного дальномера, управление артиллерийским компьютером, переключение лазерного прицела между наземными и воздушными объектами (два режима: в наземном лазер «стреляет» по цели только один раз, в воздушном – трижды с интервалом в секунду, засекая её перемещение; обратите внимание, что лазер не может действовать через дым или туман), переход на полностью ручное управление, выбор снаряда для стрельбы (виды боеприпасов были перечислены выше). Дисплей управления стрельбой показывает тип заряженных боеприпасов и оставшиеся снаряды, цифровые клавиши на нём предназначены для ручного ввода дистанции стрельбы (до 4000 м). Обратите внимание, что высота траектории боеприпасов разных типов под действием гравитации падает также различно; при стрельбе на дальние дистанции принимайте поправку по высоте. Кроме того, очевидно, что разные снаряды для поражения одной и той же цели подходят лучше или хуже.

Если же вы управляете механиком-водителем, то имеете доступ лишь к неподвижному перископу, но зато непосредственно контролируете движение танка. На информационном дисплее в этом режиме отображаются количество топлива, давление масла, температура двигателя, скорость (в км/ч.) и компас; мерцающие надписи указывают на повреждение оборудования. Изображения рычагов позволяют менять скорость движения танка (может дополнительно замедляться на пересечённой местности; если выключить двигатель у двигающегося танка, то он какое-то время ещё будет двигаться по инерции). Уровень скорости устанавливается клавишами с 1 по 9, Backspace – переключение передней и задней передачи, Enter – торможение. Имеются также кнопки включения и выключения двигателя, создания дымовой завесы, активации прибора ночного видения.

Есть и ещё один режим – внешнего обзора (то есть вообще вне машины). В нём можно выбрать одну из восьми заданных точек обзора, доступны идентификация рассматриваемой машины и её повреждений. Наконец, последний режим (вид с высоты птичьего полёта) – это тактическая карта, содержащая детальный обзор поля боя со всеми вашими войсками и известными вам вражескими; отсюда можно командовать всеми войсками, включая артиллерию и авиацию. Здесь можно выбирать (клавишей Tab) любую машину для отдачи приказов, просматривать дополнительную информацию о названии машин, высоте рельефа и прочем, а также выбирать тип дисплея (расчерченный, топографический, вид поверхности). В нескольких линиях на карте содержатся данные о боевых единицах (их очень много – от названия до степени повреждённости, причём для разных типов войск данные различаются).

Кнопки справа внизу карты позволяют прокладывать маршруты для отдельного танка или взвода; приказы командирской машине выполняет весь взвод, приказы отдельному танку – только он, покидая взвод на время их выполнения и становясь отдельной боевой единицей. Опции здесь позволяют просматривать и изменять маршруты войск, отдавать боевые приказы для уничтожения указанных конкретных противников (если отдаёте такой приказ взводу – то все танки будут атаковать одну цель; хотя приказы бывают разными – можно, например, приказать остаться на месте и открыть огонь по цели «до упора», а можно – атаковать цель и затем вернуться на исходную позицию и не преследовать врага), вызывать артиллерию или авиацию для поддержки (если у вас есть машина-наводчик – то атака пройдёт успешнее).

В начале сценария ваши войска имеют определённый план боя – наступательный или защитный, и у каждой боевой единицы – своя роль в зависимости от типа плана; также есть особые задачи (в наступательном – разведка, в оборонительном – резерв). При наступательном плане главным оружием являются танки, есть машины-разведчики (идут впереди танков) и установки ПВО (позади), вспомогательную функцию выполняют бронетранспортёры. Тактика – быстрые вылазки, скоростные прорывы, затем – удар собранной в кулак армии. При защитном же плане танки и бронетранспортёры образуют основную линию обороны, а резерв (используемый для восполнения потерь на передовой) и ПВО находятся позади них; в некоторых миссиях так задумано, что придётся организованно отступать. На карте сражения расположены четыре линии: центральная пара – линия фронта, крайние линии – черты отступления и прорыва (первая для конкретной армии находится на своей половине поля, а вторая – на вражеской). Цели миссии по большей части сводятся либо к захвату, либо к удержанию какого-либо объекта, что можно отнести к недостаткам игры, так как чего-то сложного именно в плане сюжета в миссиях нет.

В данной игре довольно большое внимание уделено моральному состоянию войск, которое тем выше или ниже, чем выше или ниже потери с их стороны. Если шкала морального состояния у конкретной единицы опускается до нуля – то она становится неуправляемой и бежит к линии отступления; чем ниже качество войск – тем хуже их моральное состояние изначально. Если одна из армий полностью уничтожена или не имеет ни одной боеспособной машины, то битва заканчивается автоматически; если же цели миссии достигнуты, но враги ещё сопротивляются, то битву можно закончить, а можно и продолжить. Чтобы захватить цель миссии, атакующий должен иметь боеспособные машины в радиусе 500 м от объекта, а боеспособные вражеские машины должны находиться от цели на расстоянии не ближе 2 км. Бункеры считаются боеспособными защитниками. После захвата цель какое-то время надо удерживать в пределах двухкилометровой зоны.

По окончании миссии показывается экран результатов с числом заработанных вами и противником очков. 0 очков – крупное поражение, 1-2 – поражение, 3 – победа, 4 и более – крупная победа; если очков у противника столько же, сколько и у вас, то объявляется ничья. Очки начисляются по весьма сложной схеме, которую не представляется возможным привести здесь целиком, и зависят от применённой вами тактической концепции на поле боя (например, быстрое или осторожное наступление, быстрый или подготовленный штурм, пробная атака, прорыв, разведка, удерживание позиций, подготовленная или специальная оборона, отступление, арьергард, оборона в блокаде).

Очки в кампании в целом – ваши средние показатели в битвах (исходя в основном из соотношения ваших и вражеских потерь), поэтому если у вас будет одно крупное поражение – то итоговый счёт в кампании может оказаться низким, даже если война будет выиграна. Если же вы играете отдельную битву, то очки тоже есть: их начальное количество определяется соотношением потерь вашей армии и вражеской, после чего подсчитывается итог сражения как таковой, и если вы достигли не крупной победы, а чего-то более низкого, то счёт уменьшается.

В кампании, даже если вы командуете ротой, подконтрольные вам войска – лишь малая часть американской армии, и её действия косвенно связаны с вашей активностью: если у вас будут крупные и продолжительные успехи, это может привести к началу тотального наступления на всех фронтах. Вражеские войска в игре включают в себя в основном танковые и мотопехотные подразделения. Если какое-то подразделение противника слишком часто проигрывает вам, его командование может заменить его на другое, но аналогичное по числу солдат и техники. За крупные победы и особенно за серии побед вы получаете медали, причём независимо от счёта битв и потерь в них, однако высшую награду за все три кампании – «Medal of Honor» - нельзя получить, если в какой-то миссии был потерян хотя бы один танк взвода. Если некая боевая единица выжила в битве, в которой число ваших потерь существенно меньше вражеских, то она получает баллы опыта; медали за сражения дают дополнительные его баллы всем боевым единицам. Если же всё обстоит наоборот – то опыт у войск снижается. Если танк, в котором вы находитесь, уничтожен, то кампанию можно либо закончить, либо «воскресить» героя (тогда он получит медаль «Пурпурное сердце»).

Графически игра смотрится, кстати говоря, весьма хорошо, то есть и здесь наблюдается значительное её превосходство над другими танковыми симуляторами своего времени, - вас ждёт полное 3D, детализированные ландшафты со множеством отлично выполненных объектов, разнообразные эффекты и так далее. Вердикт – в рамках своего поджанра и даже жанра в целом это действительно культовая игра своего времени, пусть и незаслуженно забытая сейчас. Поэтому пройти мимо неё для любого настоящего любителя симуляторов вообще и танковых в частности – самое настоящее преступление.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.