Vampire: The Masquerade - Bloodlines

Vampire: The Masquerade - Bloodlines
Жанр: RPG
Разработчик: Troika Games
Издатель: Activision Publishing
Год выхода: 2004
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.18 из 10
  • 126
  • 111
  • 95
Вторая и последняя на сегодняшний день компьютерная игра по миру настольной ролевой игры Vampire: The Masquerade, которая в определённых кругах ценителей мистики имеет подлинно культовый статус и, в отличие от первой части, Vampire: The Masquerade – Redemption, является не РПГ со значительным элементом rogue-like, а РПГ со значительными элементами action’а, квеста и даже файтинга. Ввиду этой самой культовости подробно описывать игру не будем – наверняка большинству будет интересно узнать различные мелкие детали самостоятельно, - а остановимся только на основных моментах.

Действие VtM–B происходит в относительно современном Лос-Анджелесе – и, в общем-то, в относительно современном и очень похожем на реальный мире, за одним исключением – в этом мире живут вампиры. Правда, существование этих вампиров и самих вампиров как таковых довольно трудно сравнить с тем, что мы привыкли видеть на страницах романов начала XX века или в современных ужастиках. Игра, с позволения сказать, делает попытку показать, какой была бы жизнь вампиров в подлинно современном мире людей, если бы они правда существовали. Итак, вампиры есть, но они до ужаса боятся людей, а потому скрываются от них и выполняют целый свод строжайших правил, которые препятствуют тому, чтобы человечество узнало об их (вампиров) существовании; присутствует специальная организация под названием Камарилья, которая немилосердно казнит всех, кто нарушает эти правила.

Философию этих правил можно, в общем-то, выразить одним словом, которое попало в том числе и в заголовок игры, - Маскарад (с большой буквы). То есть все вампиры признают, что человечество намного сильнее их и может запросто их истребить, а потому они обязаны маскироваться и стараться сделать всё возможное, чтобы люди не поверили в их реальность и не узнали о них. При всём при этом вампиры отнюдь не едины перед лицом человеческой угрозы и вообще не однородны: они делятся на тринадцать огромных кланов (играть можно за представителя одного из семи из них), более, вообще говоря, напоминающих расы, ибо различаются буквально всем: внешним видом, менталитетом, образом жизни и поведением.

Игрок выступает в роли обычного человека (при создании персонажа можно выбрать пол, который не очень сильно влияет на игру), который волею случая и против воли собственной становится вампиром – от укуса настоящего вампира. Вампир, это сделавший, нарушил одно из упомянутых «правил» Камарильи, поэтому будет казнён. Первоначально точно так же хотели поступить и с протагонистом, но над ним почему-то сжалился один из высокопоставленных кровопийц, став для героя одновременно тем, кто выдал ему первое задание. С этого момента начинается, не побоимся этого слова, действительно масштабный и почти эпический сюжет этой игры, который наверняка принесёт поклонникам ролевых игр немало сюрпризов и который может завершиться пятью совершенно различными финалами.

При создании персонажа вы можете выбрать не только его пол, но также один из семи упомянутых выше кланов, а также должны будете задать огромное количество самых разнообразных характеристик протагониста ещё до начала игры. Следует отметить, что почти все эти характеристики по ходу игрового процесса можно будет так или иначе прокачивать, а также что целый ряд всевозможных показателей в принципе различается у героев в зависимости от выбранного клана, поэтому создать «универсального» героя не получится точно, равно как и разработать «универсальную» схему прохождения: напротив, самые что ни на есть реальные различия при выборе клана делают ценность переигровки в данной вещи просто огромной, ибо немалую часть заданий и ситуаций в игре можно пройти действительно совершенно разными путями, и отнюдь не только путём выбора той или иной фразы в диалоге (хотя диалоги здесь тоже будут, и весьма, надо сказать, замечательные). К числу характеристик относятся, например, сила, выносливость, скорость, ум, красота, обаяние, дипломатические умения, различные боевые навыки (как умение драться, так и владение теми или иными видами оружия) и большое количество всевозможных других качеств – вплоть до взлома замков и компьютеров, навыков маскировки и, простите, искусства соблазнения (ибо будут в игре и такие моменты).

Прокачивать перечисленные и неперечисленные характеристики можно посредством зарабатывания очков опыта. Однако в данной игре, в отличие от многих других РПГ, за убийство противников – действие, которое можно совершить очень часто, - не начисляется вообще ничего. Пресловутый опыт вы можете заработать ТОЛЬКО путём выполнения различных заданий, которых тоже довольно много, но уж всяко меньше, чем врагов, и надо сказать, что почти ни одно из них нельзя назвать тривиальным. Поскольку в игре силён элемент action’а, то все бои здесь будут проходить в реальном времени, а разнообразие оружия способно как приятно удивить (поклонников упомянутого жанра), так и, возможно, раздосадовать «истинных» ролевиков, ибо «аркадному» бою тут и правда уделено очень существенное внимание.

Помимо характеристик, у героя присутствуют также те или иные особые способности. Их общее число в игре – одиннадцать, но каждому клану доступно лишь три конкретных, а оставшиеся восемь невозможно получить в принципе, так как вампиры данного клана подобного не умеют. Применение этих самых способностей и их комбинаций – а относятся к ним, например, умение становиться невидимым, возможность телепатически сводить людей с ума или навык вызова призрачных сущностей – также делает игру за один клан совершенно непохожей на игру за другой. Интерфейс игры сравнительно прост по сравнению со многими другими РПГ и напоминает интерфейс «продвинутых» action’ов. Помимо шкалы здоровья и ряда других важных показателей, на экране всегда представлено количество имеющейся у вас чужой крови. Ибо – да, вампиры этого мира не слишком привычны для обывателя, но их сущность всё та же: чтобы выжить, вампиру надо пить кровь, и этим вы будете заниматься в игре постоянно и в довольно детализированном виде. Кстати говоря, в VtM – B кровь выполняет роль не только пищи, но и некого аналога «маны» из фэнтезийных РПГ, так как с её помощью можно творить нечто похожее на заклинания. Но при этом здесь же очень важно отметить два момента. Первый – мир псевдореальный до жути, поэтому формально вы можете не пить кровь у людей непосредственно, а покупать её на чёрном рынке (он существует даже, оказывается, для вампиров); второй – едва ли не более важным, чем кровь, атрибутом в игре является такая банальная вещь, как… деньги. Без денег, которые ещё надо придумать как заработать, не получится ничего.

В VtM - B немало и других интересных моментов. Скажем, если ваш герой долго не имеет возможности насытиться кровью, то может впасть в состояние буйной ярости и потерять контроль над собой. Одной из наиболее значимых характеристик является так называемая человечность, при недостаточном уровне которой ряд заданий в сюжетной линии выполнить будет в принципе невозможно. Ну и, наконец, самое важное и самое необычное – здесь ни на секунду нельзя забывать о том, что ваш герой – пусть и не по своей воле, но – вампир «реального мира», а значит – обязан, как и прочие вампиры, соблюдать те самые «правила поведения», о которых шла речь много выше. И за неисполнение их он запросто может быть наказан или даже убит.

Графически всё это выглядит, надо сказать, поистине бесподобно. Ещё бы – 2004 год, движок от Half-Life 2, огромное море различных эффектов и всевозможной «реалистичной физики», не менее отличная лицевая анимация… И при всём при этом – изумительная озвучка персонажей и ещё более изумительная сюжетная проработка их характеров, порой тщательная настолько, что мрачный мир отчаянно борющихся за жизнь кровососов становится для игрока почти реальным. К сожалению или нет, но игра никогда официально не издавалась у нас в стране и – по целому ряду причин, среди которых и причины сугубо технического характера, - ни в России, ни даже в мире в целом не получила и десятой доли той известности, которую могла бы получить и которую более чем заслуживает. Но если вы способны по достоинству оценить то, что вполне может именоваться «вампирской сагой», и уважаете по-настоящему проработанные до мелочей и сделанные истинно с любовью ролевые игры – то проходить мимо данного шедевра не стоит ни в коем случае.

P.S.: Нельзя не отметить, что при всей своей технологической мощи данная игра вполне может работать без шейдеров и даже ещё официально совместима с Windows 98 SE.
Автор обзора: kreol
Vampire: The Masquerade - Redemption
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Я бы сказал это ооочень уникальная РПГ. Другими словами что будет если: взять атмосферу и харизму персонажей S.T.A.L.K.E.R., геймплей и прокачку Deus Ex, и вампирский сеттинг то получим ту самую Bloodlines.

про плюсы говорить не буду т.к не хочу спойлерить, но про минусы сказать все же стоит.
Игра после патчей к сожалению осталась не без багов (и вылеты регулярные), управление не самое удобное но привыкнуть можно, и понимаю что это сложно (возможно даже на это повлияли сроки выхода игры). Оптимизация под современные системы тоже желает лучшего(((. Глубина архитектуры некоторых локаций оочень небольшая: а именно из исследуемого небоскреба м.б доступен небольшой коридорчик с комнатами, согласитесь ну мало же.

Но тем не менее игра того стоит

P.S Малковиане это любовь!
Прошел два раза и буду проходить третий. Такое было только со Сталкером. Вообще-то, по уровню атмосферы Маскарад стоит вровень со S.T.A.L.K.E.R. Еще обе эти игры принято ругать за баги, но в Vampire единственный замеченный баг, это невозможность использования "Силы крови", причем за всех персонажей. Тем не менее, он не критичен. Если допереть, как тут чего делать, то все миссии можно пройти с легкостью за любой клан. Кроме кладбища. Зомби мочить только Тореадором, чем я и займусь.
Не понимаю восторженных отзывов по этой игре.Даже закрою глаза на патчи.РПГ посредственное, боевка унылая, саундтрек неплох,графика очень хороша даже для нашего времени, персонажи колоритны чувствуется их живость.Скажем так ближе к концу игры её хочется быстрее закончить как бы для галочки. На 1 раз не более игра.
RPG, базирующаяся на известной за границей, но, судя по всему, не слишком у нас, настолке. Прохладно отношусь к вампирской тематике, мои познания в основном ограничиваются ныне уже классикой вроде BloodRayne, да проходным просмотров фильмов про Кейт Бессигнейл в латексе (Другой мир) и Блэйда. Также не могу сказать, что сыграл в своей жизни во много RPG. Я не большой фанат жанра, за исключением отдельных игр. Обратил на игру внимание, т.к. её ставят в один ряд с такими столпами этой категории (что мне попутно показались субъективно интересными) как Fallout 1/2 и Deus Ex + регулярно вносят в различные рейтинги.

Особенности:

* 2 игра на момент выхода, помимо Half-Life 2, что работает на движке Source.
* На выбор 7 классов из, на сколько понимаю, 13 существующих. В массе отличаются принципиально друг от друга в основном набором пассивных и активных умений (применительно к геймплею), радикально, судя по всему, конкретно на прохождение это как-то не влияет - где-то будут несколько иные строчки диалогов, больше информации, сражения могут пройти иначе за счёт иных навыков, но не более того. Более выделяются носферату, благодаря своей внешности, из-за чего, говорят, не малую часть игры придётся бегать по канализациям, где среди прочего легко запутаться. И, пожалуй, малковиане ввиду двойственности разума и более "сумасшедших" диалогов. Я проходил игру за тореадоров.
* Акцент в прокачке навыков сделал на харизму, соблазнение, взлом замков и компьютеров, а также, ближе к финалу прокачивал холодное оружие и защиту. В итоге в финале у меня получился эдакий имба персонаж, который спокойно под градом пуль спецназа выкашивал противников пачками почти не получая урона. Финальные боссы не составили никаких особых проблем.
* В игре 5 концовок (Clan Quest добавляет вроде бы ещё 3; и, говорят, можно получить 6'ю за Шаббат, если человечность ниже 5 и установлен последний патч версии +). Я прошёл игру за камарилью. На полное прохождение игры, с учётом всех основных и побочных квестов ушло ~ 39 часов.
* Есть призрачные шансы на выпуск ремастера в ближайшие годы.

Плюсы:

+ Продуманный lore (история игровой вселенной).
+ Вариативность геймплея.
+ Сообщество, в т.ч. русскоязычное, продолжает поддержку игры и разработку модов последние 14+ лет, которая была брошена разработчиками с существенным числом багов.
+ Хотя игра вышла в 2004 году, сделана она скорее по лекалам девяностых и в игре царит своеобразная атмосфера периода середины таковых по ощущениям. Это создаёт довольно интересный общий антураж, помимо звука (из запоминающегося - трек в клубе Asylum) и общей стилистики, варьирующейся на протяжении игры от мрачной готики до, порой, саспенса и хоррора (как то, скажем, заброшенный отель, отсылающий как к фильму "Сияние", так и, в свою очередь, в чём-то "ньюфагов" к DLC из The Witcher 3).
+ Потенциал для реиграбельности.
+ Если интересуетесь готикой и вампирами в частности, то на данный момент это пока лучшая игра, в которую стоит погрузиться за таковым. Аналогичную проработку мира в такой тематике вряд ли в ближайшее время удастся увидеть.
+ Жаннет. Визитная карточка игры. Для тех, кто не знаком - напоминает внешне Харли Квинн образца Batman: Arkham City. С ней связана цепочка квестов. Помимо внешности - одни из наиболее сумасбродных и забавных диалогов, что сделали персонажа запоминающимся. С ней можно завести роман.

Советы:

* Можно помочь девушке в больнице и получите персональшую обращённую помощницу. Она же выдаёт лучшую бронированную одежду в игре (ближе к финальным квестам), если с ней периодически общаться.
* Я проходил игру с фанатским патчем версии 10.0+. То же рекомендую и вам. На момент написания обзора планируются версии 10.1 и 10.2, последняя пока в стадии бета, локализации ещё нет. Если имеющегося контента покажется мало, то можно поставить Clan Quest Mod. На русский язык к текущему моменту не переведён, говорят довольно много багов. Рекомендую подождать версию 4.1 и перевод.
* Не зависимо от того, за какой клан будете играть, акцент на харизму, холодное оружие и прокачивания взлома замков будет регулярно пригождаться. Будете ли вы пытаться играть по стелсу, игнорировать сражения или нет - в игре есть череда сражений, с боссами в т.ч., которые никак не избежать в принципе. Огнестрельное оружие, кроме револьвера и может быть +/- автомата достаточно хилое, патроны не дешёвы, денег на протяжении всей игры будет водиться не то, чтобы очень очень много. Так, сможете закупаться основными предметами, да пару раз пакетами крови и патронами.
* Чтобы помирить сестёр, владеющих клубом Asylum, вам нужны с обоими отношения на одинаковом уровне. G.Jeanette_Seduce в консоли (~) и G.Therese_Seduce должны быть равны. В моём случае были 7 и 7. Если хотите романтических отношений с Жаннет - то помирить сестёр не получится и придётся в квестах и спорах вставать на её сторону.

Минусы:

- Не смотря на обилие фанатских заплаток глюки в игре всё ещё встречаются. Среди чисто технических - пару раз за прохождение были вылеты, 1 раз игра намертво зависала. Пару раз пришлось вводить noclip, т.к. застрял скрипт открытие дверей лифта в клубе Asylum. Персонаж изредка застревает в текстурах или дверях. Наиболее раздражающим багом оказался древний баг, качающий с ещё самого релиза игры - в одном из побочных заданий от Виви. Для скрытного выполнения нужно прогнать мужика смотрящего стриптиз из кабинки. Мужик периодически застывает на месте в таковой. Если сломать банкомат размена монет кувалдой, а не взломать его - то он может зависнуть рядом с ним. Вариант оглушить такового не засчитывается - должен отсутствовать в помещении. У меня не было рядом подходящих сохранений для откатки, в итоге пришлось повторить пару квестов затем, чтобы продолжить данную задачу.
- В игре не малый акцент сделан на экшен, но при этом крайне архаичный. Не обманывайтесь тем, что игра базируется на Source. Проработанной стрельбы уровня Half-Life 2, да кого там, ранних шутеров начала девяностых, здесь ждать не стоит. Арсенал предельно стандартный. Стрельба кривая. Холодное оружие - однокнопочный режим, press "x" to kill, закликиваем врагов намертво. От атак защищаться остаётся как правило либо путём бегства, либо (редко) прыжком, нажав пробел, чтобы по вам не попали (актуально для финального босса). Ближайшая аналогия - +/- Tomb Raider Anniversary (2007), но там стрельба была чисто номинальным, не частым элементом.
Проходил ее три раза в разное время за разные кланы - добротная вещь со своим уникальным андерграундным стилем. Достаточно клевая по атмосфере с кучей ярких персонажей и обилием интересных историй и талантливо задизайненных локаций для посещения (некрополис ван лав, а вот про последние уровни с вырезом китайской банды вампиров и подъем в небоскреб скромно умолчим.)

Самые очевидные достоинства в порядке убывания - 1)саундтрек, 2)хоррор-миссия по поиску снафф-видео, 3)хоррор-миссия в отеле, 4)Пиша, 5)Боссфайт с оборотнем

Рекомендуется тем, кто ищет что-то подобное Deus Ex'у и просто любителям игр с небольшим по размеру, но более-менее проработанным до каждого миллиметра миром.