Commandos 2: Men of Courage

Commandos 2. Награда за смелость
Commandos 2: Men of Courage
Жанр: Strategy
Разработчик: Pyro Studios
Издатель: Eidos Interactive
Год выхода: 2001
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.23 из 10
  • 22
  • 14
  • 46
Commandos: Behind Enemy Lines, созданная испанской компанией Pyro Studios и вышедшая в свет в 1998 году, надолго стала одним из эталонов понятия "сложность" как минимум в направлении тактических RTS, а как максимум - и компьютерных игр вообще (хотя поклонники испанских же аркад конца 1980-х годов, услышав это, лишь горько усмехнутся). И будь неладны все надутые маркетологи, вещающие об "ориентации на среднестатистического пользователя", - в это играли, играют до сих пор и будут играть! Спустя год, в 1999-м, последовало дополнение Beyond Call of Duty, фактически полностью идентичное оригиналу по "букве" и "духу", а по прошествии ещё двух лет появилась полноценная вторая часть. Её действительно хотели сделать по принципу "как раньше, только лучше", - это почти физически ощущается во множестве деталей. Та же - и даже в чём-то улучшившаяся, ибо в те годы это и с олдгеймерской точки зрения ещё было возможно, - графика, некоторыми называвшаяся "фотореалистичной", в изометрической перспективе обзора. Те же шестеро персонажей, до боли родные, - плюс трое новых, один из которых вовсе даже не человек. Та же удивительная, как бы странно это ни звучало, атмосфера: глубокий тыл врага, "недра" нацистского режима, откуда, словно из самого Ада, исходит человеконенавистническая ересь, - и наш крошечный отряд, самоотверженно рубящий эту заразу по частям. Более того - если в первой части место действия ограничивалось Европой и Северной Африкой, то во второй нам предстоит побывать в том числе в Восточной Азии и столкнуться, таким образом, не только с "коричневой чумой", но и с "синей".

И однако же Commandos 2 после выхода ругали, пусть и далеко не все. Причём порой - нещадно. Бородатые поклонники хардкора - включая, возможно, и истинных ветеранов, выросших на тех самых аркадах, - заявляли, что разработчики покусились на самое святое - сложность, уменьшенную якобы в угоду обладателям консолей, на которые игра тоже была портирована. Да, всё стало проще. Намного проще. При этом не то что "совсем", а даже, извините за тавтологию, "просто" простым не стало ни разу, - некоторые миссии, особенно одна "зимняя", способны изрядно потрепать нервы самым опытным тактикам. Но всё-таки - считаем своим долгом сразу об этом предупредить - перед нами уже не тот "беспощадный stealth", где нередко в буквальном смысле каждый шаг приходится просчитывать с хирургической точностью, рискуя в противном случае лицезреть печальное сообщение о том, что миссия провалена. И доступных возможностей, облегчающих достижение успеха, стало куда больше. Правда, здесь всё равно трудно и здорово.

О сюжете едва ли стоит подробно рассказывать: в Commandos 2, как и в первой части, нет "строгого" сюжетного фона, но зато есть условная привязка к историческим событиям, связанным с самой страшной войной в истории человечества, - и "выполнение невыполнимых заданий за линией фронта", чем занимается подразделение знаменитых коммандос, формально, видимо, британское, но по своему составу интернациональное (пусть и укомплектованное в основном представителями англоязычных народов). Как уже отмечалось, вся славная шестёрка из Behind Enemy Lines на месте: "зелёный берет", боевой пловец, снайпер, сапёр (он же подрывник, он же специалист по тяжёлым вооружениям), водитель и шпион (француз по национальности, кстати говоря). Пополнение личного состава - щуплый, но ловкий вор (тоже француз), девушка по имени Наташа (ибо уже 2001 год - начало "эры толерантности"...) и главное - по крайней мере для автора данного описания - разочарование - собака, которая не может сражаться (равно как, правда, и умереть; а ещё её можно носить в заплечном ранце...). Таким образом, всего под нашим командованием находится девять персонажей, но одновременно они не будут доступны никогда: состав отряда на каждое задание определён заранее (и часто он не превышает двух человек), причём одно из них придётся проходить и вовсе одним бойцом, а пару других - начинать при таком же раскладе, освобождая товарищей из плена по ходу продвижения. В некоторых миссиях под вашим контролем будут находиться солдаты-союзники (либо изначально, либо с середины прохождения), которым можно отдавать кое-какие приказы.

Пожалуй, главное отличие Commandos 2 от Commandos (и дополнения к ней) - это наличие инвентаря у каждого бойца, куда можно помещать находимые вещи, а также возможность подбирать одежду, оружие и боеприпасы к нему (ограниченные для всех средств убиения, кроме пистолета) непосредственно с трупов поверженных немцев и японцев. "Вещмешок" формально у каждого свой, но передавать предметы от одного члена отряда другому, разумеется, не возбраняется. Другое малоприятное для некоторых упрощение - увеличение количества "общих" навыков наших подопечных. Понятно, что как специализация, так и особые умения никуда не делись: стрелять из снайперской винтовки может лишь снайпер (неожиданно...), обезвреживать мины - только сапёр, полноценно маскироваться - исключительно шпион, а управлять, например, танком - никто, кроме водителя. Но вот, к примеру, садиться за руль автомобиля, плавать (в том числе под водой) или надевать на себя вражескую военную форму (действовать в которой, если это не шпион, нужно с крайней осторожностью) теперь способны вообще все, а перетаскивать трупы упокоившихся врагов - почти все персонажи. Но самое страшное в другом: отныне гибель одного из бойцов как минимум в некоторых случаях не приводит к моментальному проигрышу. Для поклонников "настоящих" Commandos это был тяжёлый удар.

Впрочем, определённые усложнения, как это ни странно, тоже имеются. Разнообразнее стала не только география, но и, скажем так, "суть" миссий: теперь придётся лазать по лестницам, плавать под водой без акваланга (хотя он как таковой тоже будет), а также действовать в условиях лютого холода - причём порой, пусть и в течение непродолжительного времени, без подходящей тёплой одежды; соответственно, появились шкалы усталости (восполняется банальным отдыхом, но в некоторых случаях её игнорирование способно привести к ранению или даже гибели бойца, если он, например, долго висит на руках и затем срывается), запаса воздуха (с ним вопрос решается всплыванием над поверхностью воды) и обморожения, ведущего к неминуемой и относительно скорой гибели, если вовремя не найти укрытие или не добыть тулуп. Возможность передвигаться различными способами (шагом, бегом, ползком) и частая необходимость оглушать и связывать врагов вместо убийства (дабы не поднимать шум в присутствии превосходящих сил противника) никуда не делись, равно как и значительное разнообразие подручных средств для выполнения заданий, во второй части даже увеличившееся: в руках разных бойцов окажутся сапёрная лопатка, манок, кусачки, миноискатель, верёвка (из которой реально сделать самую настоящую ловушку!), отмычка, резак и много чего ещё. А резко возросшее количество возможных действий - уже упомянутое помещение предметов в инвентарь и обмен ими, применение инструментов, выпрыгивание из окон, заползание в укрытия, осмотры окрестностей (камера может принимать несколько положений), отвлечение внимания врага, разговоры с неигровыми персонажами и так далее - более не позволяет обходиться для управления отрядом преимущественно мышью и предполагает задействование целого набора клавиш и их сочетаний для отдачи определённых приказов.

Почти у каждой миссии есть несколько первичных (взаимосвязанных) и вторичных (формально не обязательных для исполнения) задач, - и надо признать, что в большинстве своём все они относительно небанальны (сколь то возможно в условиях боевых действий в глубоком тылу противника): да, попадается, естественно, "традиционное" уничтожение живой силы (именно как конечная цель), но будут также кража секретных документов и приборов, обезвреживание минных полей, встреча со связными, спасение пленных, подрыв стратегически важных вражеских объектов, конвоирование значимых деятелей, удержание боевого рубежа... Причём действия разворачиваются, как уже отмечалось, не только на более-менее привычных или хотя бы ожидаемых европейских ландшафтах (равнины, леса, заснеженные поля, фьорды), но и в Восточной Азии - в джунглях и даже на борту японского авианосца, где нам предстоит устроить "небольшую" диверсию. Фоном для некоторых событий служат тёмная ночь или проливной дождь, а в отдельных ситуациях - особенно когда предстоит вызволять пленных соратников - членов своего же отряда - очень пригодятся навыки прохождения первой части, ибо во время них всё почти как "там": один неверный шаг в сторону - и миссия провалена. А что особенно радует - в абсолютном большинстве заданий игроку потребуется самая настоящая смекалка, близкая к той, что нужна при решении головоломок, - ибо сюрпризов и неожиданностей, связанных в том числе с нетривиальным использованием предметов и объектов окружающей обстановки, здесь хватает.

Нужно ли описывать графику Commandos 2 сверх тех кратких слов, что уже были сказаны? Едва ли. Даже несмотря на редкие и, к счастью, "робкие" 3D-элементы, она практически идентична до боли знакомой и родной "мягкой" изометрии из первой части, местами немного уступая ей, но в чём-то и объективно превосходя. Чёткость прорисовки по-прежнему уровня "фотореализма": не составляет труда рассмотреть каждый листочек, мелкую рябь на воде и трещинку на земной поверхности, а всевозможными эффектами - от красочных взрывов до правильных теней, отбрасываемых деревьями и домами, - хочется любоваться до бесконечности.

Вот такой вот получилась вторая часть: не зубодробительной, но по-прежнему трудной и обладающей сравнительно высоким порогом вхождения, изумительно (пусть и не ослепительно) красивой и на удивление захватывающей. Да, она, как и её предшественница, является типичным продуктом западного игропрома, цель которого - уверить свою аудиторию, будто Вторую мировую выиграли "англосаксонские нации". Мы, естественно, над этими потугами можем только посмеяться (примерно так же, как упоминавшиеся выше хардкорщики над мнимой - для них - сложностью Commandos). Но игра сама по себе ни единого упрёка или насмешки не заслуживает: это действительно добротная и достойная вещь, открывающая огромный простор для раскрытия творческого потенциала и способная подарить любому поклоннику тактических RTS немало увлекательных вечеров.
Автор обзора: kreol
Commandos: Behind Enemy Lines, Commandos: Beyond the Call of Duty, Desperados: Wanted Dead or Alive, Robin Hood: The Legend of Sherwood
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Кого бесит та самая доп. миссия с лодкой - управлять ей надо не мышкой, а клавишами, тогда всё получится.
Наташу и Шпиона могут вычислить патруль, часовые и военные с высоким воинским званием.
Hypercam
"полноценно маскироваться - исключительно шпион" - открою страшную военную тайну
Там даже замаскированного шпиона вычислить могут, Наташу же - тем более. Хотя с маскировкой у неё действительно куда лучше, чем у других персонажей (за исключением шпиона).
Помню, многие, и я в том числе, часто ругали первый Commandos за набор условных ограничений: из автомата стреляет только водитель? Трупы носит и прячет только берет? Одеться в чужую форму может только шпион? Увидев вторую часть, я примолк. Тут все могут почти всё, и способов прохождения, порой, даже слишком много. Ощущение, будто в шахматы вдруг добавили вертолёты, ракетные удары и диверсантов-ниндзя. Хуже игра не стала, нет, но она стала совсем другой. Первая была скорее пазлом, вторая - скорее тактическая RTS. Больше всего понравилось, что немцев необязательно убивать - можно оглушить и связать. Аккуратная кучка матерящехся сквозь кляп грозных эсэсовцев во главе с группенфюрером неизменно радует глаз и услаждает слух. Доп.задания тоже хороши, хоть и выбиваются из сюжета.
А по поводу англосаксонского шовинизма... в дополнении они вспомнили про Сталинград, и даже очень постарались изобразить площадь с фонтаном "Бармалей", но всё равно получилась клюква: русские в будёновках (чем ушанки не угодили?), церквушка с маковкой, внутри которой внезапно стоят западнохристианские скамейки и алтарь (затихающий вопль культуролога). Нет уж, пусть лучше рисуют про то, в чём разбираются.
Commandos 2: Men of Courage -шедевр, пускай и не такой хардкорный как его предки. Больше всего меня раздражает дополнительная миссия на лодке, где за определённое время надо проехать через минное поле. Интеллект союзников сразу отмечу крайне низкий, согласитесь столько стреляться с немцами и даже ни одного не убить. Впрочем думаю и немцы от них далеко не ушли, так как имея явное преимущество могли бы с лёгкостью уничтожить горстку союзников. "стрелять из снайперской винтовки может лишь снайпер (неожиданно...)" "полноценно маскироваться - исключительно шпион" - открою страшную военную тайну, Наташа умеет пользоваться снайперской винтовкой и тоже носит немецкую форму которая её маскирует. Во льдах приятно было пострелять моржей которые агрессивные или пингвинов достаточно пугливых, что может иногда вызвать реакцию врага на их вопли. В океане под водой пострелять в акул, интересно почему они не заметили японских аквалангистов? В реке Квай пострелять по крокодилам или скормить несколько вражеских солдат им. Музыка в игре превосходная и пленительная.