Commandos: Behind Enemy Lines, созданная испанской компанией Pyro Studios и вышедшая в свет в 1998 году, надолго стала одним из эталонов понятия "сложность" как минимум в направлении тактических RTS, а как максимум - и компьютерных игр вообще (хотя поклонники испанских же аркад конца 1980-х годов, услышав это, лишь горько усмехнутся). И будь неладны все надутые маркетологи, вещающие об "ориентации на среднестатистического пользователя", - в это играли, играют до сих пор и будут играть! Спустя год, в 1999-м, последовало дополнение Beyond Call of Duty, фактически полностью идентичное оригиналу по "букве" и "духу", а по прошествии ещё двух лет появилась полноценная вторая часть. Её действительно хотели сделать по принципу "как раньше, только лучше", - это почти физически ощущается во множестве деталей. Та же - и даже в чём-то улучшившаяся, ибо в те годы это и с олдгеймерской точки зрения ещё было возможно, - графика, некоторыми называвшаяся "фотореалистичной", в изометрической перспективе обзора. Те же шестеро персонажей, до боли родные, - плюс трое новых, один из которых вовсе даже не человек. Та же удивительная, как бы странно это ни звучало, атмосфера: глубокий тыл врага, "недра" нацистского режима, откуда, словно из самого Ада, исходит человеконенавистническая ересь, - и наш крошечный отряд, самоотверженно рубящий эту заразу по частям. Более того - если в первой части место действия ограничивалось Европой и Северной Африкой, то во второй нам предстоит побывать в том числе в Восточной Азии и столкнуться, таким образом, не только с "коричневой чумой", но и с "синей".
И однако же Commandos 2 после выхода ругали, пусть и далеко не все. Причём порой - нещадно. Бородатые поклонники хардкора - включая, возможно, и истинных ветеранов, выросших на тех самых аркадах, - заявляли, что разработчики покусились на самое святое - сложность, уменьшенную якобы в угоду обладателям консолей, на которые игра тоже была портирована. Да, всё стало проще. Намного проще. При этом не то что "совсем", а даже, извините за тавтологию, "просто" простым не стало ни разу, - некоторые миссии, особенно одна "зимняя", способны изрядно потрепать нервы самым опытным тактикам. Но всё-таки - считаем своим долгом сразу об этом предупредить - перед нами уже не тот "беспощадный stealth", где нередко в буквальном смысле каждый шаг приходится просчитывать с хирургической точностью, рискуя в противном случае лицезреть печальное сообщение о том, что миссия провалена. И доступных возможностей, облегчающих достижение успеха, стало куда больше. Правда, здесь всё равно трудно и здорово.
О сюжете едва ли стоит подробно рассказывать: в Commandos 2, как и в первой части, нет "строгого" сюжетного фона, но зато есть условная привязка к историческим событиям, связанным с самой страшной войной в истории человечества, - и "выполнение невыполнимых заданий за линией фронта", чем занимается подразделение знаменитых коммандос, формально, видимо, британское, но по своему составу интернациональное (пусть и укомплектованное в основном представителями англоязычных народов). Как уже отмечалось, вся славная шестёрка из Behind Enemy Lines на месте: "зелёный берет", боевой пловец, снайпер, сапёр (он же подрывник, он же специалист по тяжёлым вооружениям), водитель и шпион (француз по национальности, кстати говоря). Пополнение личного состава - щуплый, но ловкий вор (тоже француз), девушка по имени Наташа (ибо уже 2001 год - начало "эры толерантности"...) и главное - по крайней мере для автора данного описания - разочарование - собака, которая не может сражаться (равно как, правда, и умереть; а ещё её можно носить в заплечном ранце...). Таким образом, всего под нашим командованием находится девять персонажей, но одновременно они не будут доступны никогда: состав отряда на каждое задание определён заранее (и часто он не превышает двух человек), причём одно из них придётся проходить и вовсе одним бойцом, а пару других - начинать при таком же раскладе, освобождая товарищей из плена по ходу продвижения. В некоторых миссиях под вашим контролем будут находиться солдаты-союзники (либо изначально, либо с середины прохождения), которым можно отдавать кое-какие приказы.
Пожалуй, главное отличие Commandos 2 от Commandos (и дополнения к ней) - это наличие инвентаря у каждого бойца, куда можно помещать находимые вещи, а также возможность подбирать одежду, оружие и боеприпасы к нему (ограниченные для всех средств убиения, кроме пистолета) непосредственно с трупов поверженных немцев и японцев. "Вещмешок" формально у каждого свой, но передавать предметы от одного члена отряда другому, разумеется, не возбраняется. Другое малоприятное для некоторых упрощение - увеличение количества "общих" навыков наших подопечных. Понятно, что как специализация, так и особые умения никуда не делись: стрелять из снайперской винтовки может лишь снайпер (неожиданно...), обезвреживать мины - только сапёр, полноценно маскироваться - исключительно шпион, а управлять, например, танком - никто, кроме водителя. Но вот, к примеру, садиться за руль автомобиля, плавать (в том числе под водой) или надевать на себя вражескую военную форму (действовать в которой, если это не шпион, нужно с крайней осторожностью) теперь способны вообще все, а перетаскивать трупы упокоившихся врагов - почти все персонажи. Но самое страшное в другом: отныне гибель одного из бойцов как минимум в некоторых случаях не приводит к моментальному проигрышу. Для поклонников "настоящих" Commandos это был тяжёлый удар.
Впрочем, определённые усложнения, как это ни странно, тоже имеются. Разнообразнее стала не только география, но и, скажем так, "суть" миссий: теперь придётся лазать по лестницам, плавать под водой без акваланга (хотя он как таковой тоже будет), а также действовать в условиях лютого холода - причём порой, пусть и в течение непродолжительного времени, без подходящей тёплой одежды; соответственно, появились шкалы усталости (восполняется банальным отдыхом, но в некоторых случаях её игнорирование способно привести к ранению или даже гибели бойца, если он, например, долго висит на руках и затем срывается), запаса воздуха (с ним вопрос решается всплыванием над поверхностью воды) и обморожения, ведущего к неминуемой и относительно скорой гибели, если вовремя не найти укрытие или не добыть тулуп. Возможность передвигаться различными способами (шагом, бегом, ползком) и частая необходимость оглушать и связывать врагов вместо убийства (дабы не поднимать шум в присутствии превосходящих сил противника) никуда не делись, равно как и значительное разнообразие подручных средств для выполнения заданий, во второй части даже увеличившееся: в руках разных бойцов окажутся сапёрная лопатка, манок, кусачки, миноискатель, верёвка (из которой реально сделать самую настоящую ловушку!), отмычка, резак и много чего ещё. А резко возросшее количество возможных действий - уже упомянутое помещение предметов в инвентарь и обмен ими, применение инструментов, выпрыгивание из окон, заползание в укрытия, осмотры окрестностей (камера может принимать несколько положений), отвлечение внимания врага, разговоры с неигровыми персонажами и так далее - более не позволяет обходиться для управления отрядом преимущественно мышью и предполагает задействование целого набора клавиш и их сочетаний для отдачи определённых приказов.
Почти у каждой миссии есть несколько первичных (взаимосвязанных) и вторичных (формально не обязательных для исполнения) задач, - и надо признать, что в большинстве своём все они относительно небанальны (сколь то возможно в условиях боевых действий в глубоком тылу противника): да, попадается, естественно, "традиционное" уничтожение живой силы (именно как конечная цель), но будут также кража секретных документов и приборов, обезвреживание минных полей, встреча со связными, спасение пленных, подрыв стратегически важных вражеских объектов, конвоирование значимых деятелей, удержание боевого рубежа... Причём действия разворачиваются, как уже отмечалось, не только на более-менее привычных или хотя бы ожидаемых европейских ландшафтах (равнины, леса, заснеженные поля, фьорды), но и в Восточной Азии - в джунглях и даже на борту японского авианосца, где нам предстоит устроить "небольшую" диверсию. Фоном для некоторых событий служат тёмная ночь или проливной дождь, а в отдельных ситуациях - особенно когда предстоит вызволять пленных соратников - членов своего же отряда - очень пригодятся навыки прохождения первой части, ибо во время них всё почти как "там": один неверный шаг в сторону - и миссия провалена. А что особенно радует - в абсолютном большинстве заданий игроку потребуется самая настоящая смекалка, близкая к той, что нужна при решении головоломок, - ибо сюрпризов и неожиданностей, связанных в том числе с нетривиальным использованием предметов и объектов окружающей обстановки, здесь хватает.
Нужно ли описывать графику Commandos 2 сверх тех кратких слов, что уже были сказаны? Едва ли. Даже несмотря на редкие и, к счастью, "робкие" 3D-элементы, она практически идентична до боли знакомой и родной "мягкой" изометрии из первой части, местами немного уступая ей, но в чём-то и объективно превосходя. Чёткость прорисовки по-прежнему уровня "фотореализма": не составляет труда рассмотреть каждый листочек, мелкую рябь на воде и трещинку на земной поверхности, а всевозможными эффектами - от красочных взрывов до правильных теней, отбрасываемых деревьями и домами, - хочется любоваться до бесконечности.
Вот такой вот получилась вторая часть: не зубодробительной, но по-прежнему трудной и обладающей сравнительно высоким порогом вхождения, изумительно (пусть и не ослепительно) красивой и на удивление захватывающей. Да, она, как и её предшественница, является типичным продуктом западного игропрома, цель которого - уверить свою аудиторию, будто Вторую мировую выиграли "англосаксонские нации". Мы, естественно, над этими потугами можем только посмеяться (примерно так же, как упоминавшиеся выше хардкорщики над мнимой - для них - сложностью Commandos). Но игра сама по себе ни единого упрёка или насмешки не заслуживает: это действительно добротная и достойная вещь, открывающая огромный простор для раскрытия творческого потенциала и способная подарить любому поклоннику тактических RTS немало увлекательных вечеров.
И однако же Commandos 2 после выхода ругали, пусть и далеко не все. Причём порой - нещадно. Бородатые поклонники хардкора - включая, возможно, и истинных ветеранов, выросших на тех самых аркадах, - заявляли, что разработчики покусились на самое святое - сложность, уменьшенную якобы в угоду обладателям консолей, на которые игра тоже была портирована. Да, всё стало проще. Намного проще. При этом не то что "совсем", а даже, извините за тавтологию, "просто" простым не стало ни разу, - некоторые миссии, особенно одна "зимняя", способны изрядно потрепать нервы самым опытным тактикам. Но всё-таки - считаем своим долгом сразу об этом предупредить - перед нами уже не тот "беспощадный stealth", где нередко в буквальном смысле каждый шаг приходится просчитывать с хирургической точностью, рискуя в противном случае лицезреть печальное сообщение о том, что миссия провалена. И доступных возможностей, облегчающих достижение успеха, стало куда больше. Правда, здесь всё равно трудно и здорово.
О сюжете едва ли стоит подробно рассказывать: в Commandos 2, как и в первой части, нет "строгого" сюжетного фона, но зато есть условная привязка к историческим событиям, связанным с самой страшной войной в истории человечества, - и "выполнение невыполнимых заданий за линией фронта", чем занимается подразделение знаменитых коммандос, формально, видимо, британское, но по своему составу интернациональное (пусть и укомплектованное в основном представителями англоязычных народов). Как уже отмечалось, вся славная шестёрка из Behind Enemy Lines на месте: "зелёный берет", боевой пловец, снайпер, сапёр (он же подрывник, он же специалист по тяжёлым вооружениям), водитель и шпион (француз по национальности, кстати говоря). Пополнение личного состава - щуплый, но ловкий вор (тоже француз), девушка по имени Наташа (ибо уже 2001 год - начало "эры толерантности"...) и главное - по крайней мере для автора данного описания - разочарование - собака, которая не может сражаться (равно как, правда, и умереть; а ещё её можно носить в заплечном ранце...). Таким образом, всего под нашим командованием находится девять персонажей, но одновременно они не будут доступны никогда: состав отряда на каждое задание определён заранее (и часто он не превышает двух человек), причём одно из них придётся проходить и вовсе одним бойцом, а пару других - начинать при таком же раскладе, освобождая товарищей из плена по ходу продвижения. В некоторых миссиях под вашим контролем будут находиться солдаты-союзники (либо изначально, либо с середины прохождения), которым можно отдавать кое-какие приказы.
Пожалуй, главное отличие Commandos 2 от Commandos (и дополнения к ней) - это наличие инвентаря у каждого бойца, куда можно помещать находимые вещи, а также возможность подбирать одежду, оружие и боеприпасы к нему (ограниченные для всех средств убиения, кроме пистолета) непосредственно с трупов поверженных немцев и японцев. "Вещмешок" формально у каждого свой, но передавать предметы от одного члена отряда другому, разумеется, не возбраняется. Другое малоприятное для некоторых упрощение - увеличение количества "общих" навыков наших подопечных. Понятно, что как специализация, так и особые умения никуда не делись: стрелять из снайперской винтовки может лишь снайпер (неожиданно...), обезвреживать мины - только сапёр, полноценно маскироваться - исключительно шпион, а управлять, например, танком - никто, кроме водителя. Но вот, к примеру, садиться за руль автомобиля, плавать (в том числе под водой) или надевать на себя вражескую военную форму (действовать в которой, если это не шпион, нужно с крайней осторожностью) теперь способны вообще все, а перетаскивать трупы упокоившихся врагов - почти все персонажи. Но самое страшное в другом: отныне гибель одного из бойцов как минимум в некоторых случаях не приводит к моментальному проигрышу. Для поклонников "настоящих" Commandos это был тяжёлый удар.
Впрочем, определённые усложнения, как это ни странно, тоже имеются. Разнообразнее стала не только география, но и, скажем так, "суть" миссий: теперь придётся лазать по лестницам, плавать под водой без акваланга (хотя он как таковой тоже будет), а также действовать в условиях лютого холода - причём порой, пусть и в течение непродолжительного времени, без подходящей тёплой одежды; соответственно, появились шкалы усталости (восполняется банальным отдыхом, но в некоторых случаях её игнорирование способно привести к ранению или даже гибели бойца, если он, например, долго висит на руках и затем срывается), запаса воздуха (с ним вопрос решается всплыванием над поверхностью воды) и обморожения, ведущего к неминуемой и относительно скорой гибели, если вовремя не найти укрытие или не добыть тулуп. Возможность передвигаться различными способами (шагом, бегом, ползком) и частая необходимость оглушать и связывать врагов вместо убийства (дабы не поднимать шум в присутствии превосходящих сил противника) никуда не делись, равно как и значительное разнообразие подручных средств для выполнения заданий, во второй части даже увеличившееся: в руках разных бойцов окажутся сапёрная лопатка, манок, кусачки, миноискатель, верёвка (из которой реально сделать самую настоящую ловушку!), отмычка, резак и много чего ещё. А резко возросшее количество возможных действий - уже упомянутое помещение предметов в инвентарь и обмен ими, применение инструментов, выпрыгивание из окон, заползание в укрытия, осмотры окрестностей (камера может принимать несколько положений), отвлечение внимания врага, разговоры с неигровыми персонажами и так далее - более не позволяет обходиться для управления отрядом преимущественно мышью и предполагает задействование целого набора клавиш и их сочетаний для отдачи определённых приказов.
Почти у каждой миссии есть несколько первичных (взаимосвязанных) и вторичных (формально не обязательных для исполнения) задач, - и надо признать, что в большинстве своём все они относительно небанальны (сколь то возможно в условиях боевых действий в глубоком тылу противника): да, попадается, естественно, "традиционное" уничтожение живой силы (именно как конечная цель), но будут также кража секретных документов и приборов, обезвреживание минных полей, встреча со связными, спасение пленных, подрыв стратегически важных вражеских объектов, конвоирование значимых деятелей, удержание боевого рубежа... Причём действия разворачиваются, как уже отмечалось, не только на более-менее привычных или хотя бы ожидаемых европейских ландшафтах (равнины, леса, заснеженные поля, фьорды), но и в Восточной Азии - в джунглях и даже на борту японского авианосца, где нам предстоит устроить "небольшую" диверсию. Фоном для некоторых событий служат тёмная ночь или проливной дождь, а в отдельных ситуациях - особенно когда предстоит вызволять пленных соратников - членов своего же отряда - очень пригодятся навыки прохождения первой части, ибо во время них всё почти как "там": один неверный шаг в сторону - и миссия провалена. А что особенно радует - в абсолютном большинстве заданий игроку потребуется самая настоящая смекалка, близкая к той, что нужна при решении головоломок, - ибо сюрпризов и неожиданностей, связанных в том числе с нетривиальным использованием предметов и объектов окружающей обстановки, здесь хватает.
Нужно ли описывать графику Commandos 2 сверх тех кратких слов, что уже были сказаны? Едва ли. Даже несмотря на редкие и, к счастью, "робкие" 3D-элементы, она практически идентична до боли знакомой и родной "мягкой" изометрии из первой части, местами немного уступая ей, но в чём-то и объективно превосходя. Чёткость прорисовки по-прежнему уровня "фотореализма": не составляет труда рассмотреть каждый листочек, мелкую рябь на воде и трещинку на земной поверхности, а всевозможными эффектами - от красочных взрывов до правильных теней, отбрасываемых деревьями и домами, - хочется любоваться до бесконечности.
Вот такой вот получилась вторая часть: не зубодробительной, но по-прежнему трудной и обладающей сравнительно высоким порогом вхождения, изумительно (пусть и не ослепительно) красивой и на удивление захватывающей. Да, она, как и её предшественница, является типичным продуктом западного игропрома, цель которого - уверить свою аудиторию, будто Вторую мировую выиграли "англосаксонские нации". Мы, естественно, над этими потугами можем только посмеяться (примерно так же, как упоминавшиеся выше хардкорщики над мнимой - для них - сложностью Commandos). Но игра сама по себе ни единого упрёка или насмешки не заслуживает: это действительно добротная и достойная вещь, открывающая огромный простор для раскрытия творческого потенциала и способная подарить любому поклоннику тактических RTS немало увлекательных вечеров.
- Время и место:
Вторая мировая война - Многопользовательская игра:
LAN
Друг против друга - Перспектива:
Изометрия - Страна или регион происхождения:
Испания - Элемент жанра:
В реальном времени
Stealth
Тактика - Язык:
Русский
English
А по поводу англосаксонского шовинизма... в дополнении они вспомнили про Сталинград, и даже очень постарались изобразить площадь с фонтаном "Бармалей", но всё равно получилась клюква: русские в будёновках (чем ушанки не угодили?), церквушка с маковкой, внутри которой внезапно стоят западнохристианские скамейки и алтарь (затихающий вопль культуролога). Нет уж, пусть лучше рисуют про то, в чём разбираются.