Comanche 3

Comanche 3
Жанр: Simulation
Разработчик: NovaLogic
Издатель: NovaLogic
Год выхода: 1997
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.23 из 10
  • 13
  • 7
  • 17
Вторая половина 1990-х годов была золотой эрой авиасимуляторов на любой вкус. У любителей винтокрылой техники с любыми потребностями были любые предложения. Но верховное место в пантеоне тех лет заслуженно занимал самый продвинутый вертолетный симулятор Jane’s Apache Longbow. Когда потенциальный победитель в номинации "лучший вертолетный симулятор" вышел, уже никто не сомневался в его лидерстве, но вдруг - внезапно - на прилавках магазина появился сильный конкурент - третья часть серии аркадных симуляторов Comanche, с сильным уклоном в реалистичную сторону, от легендарного производителя игр с воксельной графикой компании Novalogic.

Comanche 3 увековечил в программном коде гордость военной промышленности США тех лет, совместную разработку компаний Сикорского и Боинга – вертолет RAH-66. К сожалению для армии США, разработка вертолета (было построено всего 2 летающих прототипа) потерпела крах, унеся за собой свыше 3 миллиардов долларов налогоплательщиков. Суперсовременный разведывательно-боевой вертолет, сделанный по технологии стелс, предназначенный быть основным противоядием против тысяч советских танков, прикрытых многочисленными системами ПВО, после падения железного занавеса, распада СССР и исчезновения угрозы Третьей мировой войны стал попросту не нужен; Конгресс не выделил деньги, так как с второстепенной задачей ударных вертолетов по уничтожению бандформирований и бедных армий стран третьего мира с лихвой хватает стандартного "Апача".

Игра Comanche 3 является первой игрой, сделанной на движке Voxel Space 2. Том самом движке, на котором вышла первая и вторая часть Delta Force. Для тех лет это был громадный прорыв в графическом оформлении. Различные ландшафты - от Сибири до Украины, от Ирака до Кубы, - выглядели потрясающе. Даже на близком расстоянии к объектам качество графики было на уровне 3D-шутеров тех лет! Видно было, как раскрываются люки оружия вашего вертолета, прозрачный фонарь кабины, взрывы, спецэффекты. Звуковое сопровождение (включая голосовые сообщения, оцифрованные с реального "Команча") - 16-битное, с функцией Dolby Surround, - также были в наличии. Не удивительно, что по тем временам игра требовала достаточно мощную игровую систему (для комфортного полета на “ультрах” требовался Pentium-166 с 64 мегабайтами памяти и картой AWE32) - сравнимую с ценой семейного автомобиля.

Физическая симуляция полета также подверглась качественному улучшению по сравнению с предыдущими версиями. Она была создана с участием консультантов – пилотов реальных боевых машин. Усовершенствованные алгоритмы правдиво передают управляемость вертолета будущего - в плане полета Comanche 3 если не перегнал Jane’s Longbow, то уж точно встал с ним на одну ступеньку. Что касается авионики, то в этом плане "Команч" гораздо проще своего старшего собрата. Либо это сделано из-за аркадного упрощения, либо сама авионика у него проще. "Команч" засекречен, и этот аспект история умалчивает. Но управлять сенсорами, навигацией и вооружением в "Команче 3" гораздо проще, чем в "Апаче" от Jane’s, - это факт.

Что касается миссий, то в игре, помимо обучения, есть 4 кампании по 8 миссий каждая (Украина, Сибирь, Ирак и Куба). Странно, но миссии сводятся, как правило, к взлету, полету по маршруту с напарником и уничтожению бронетехники, строений либо ведению воздушного боя против вертолетов противника, а вот разведовательных миссий без стрельбы я не видел. Видимо, разведка - это слишко скучно, посчитали разрабочики. На выбор, как и у реального "Команча", у вас 4 типа вооружения: противотанковые ракеты AGM-114 Hellfire, неуправляемые ракеты Hydra 70, ракеты воздух-воздух FIM-92 Стингер, а также 3-ствольная 20 мм пушка системы Гатлинга, установленная на подвижной турели. Интересная особенность серии игр "Команч" – возможность давать целеуказание не только своему ведомому, но и артилерии, которая накрывает указанный квадрат спустя секунды после подтверждения, - также не исчезла.

Мультиплеер для тех лет стандартен – совместная игра по модему и по локальной сети. К сожалению, нельзя летать вдвоем на одном вертолете (один пилот, другой - стрелок) - так бы игра давала отличный опыт взаимодействия.

"Команч 3" благодаря прекрасной графике, улучшенной физике и относительной доступности являлся, вне сомнения, одной из самых ярких и сочных игр 1997 года. Благодоря этому расширенное Gold-издание с новыми миссиями и косметическими улучшениями не заставило себя долго ждать.
Автор обзора: SandMartin
Comanche 2, Comanche Gold, Comanche: Maximum Overkill, Team Apache
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Год наверно 98-ой, мне было 7 лет. Я тоже был одним из тех везунчиков, у кого был чуть ли не единственный компьютер на районе. И тогда отец купил эту игру. Мало того, мы примерно тогда же купили и джойстик. Это было незабываемое ощущение. Поначалу я даже не знал, какой кнопкой захватывать цели) Но в итоге разносил всё и вся) Игра весила мегабайт 250 в то время, как жёсткий диск был объёмом 1 Гб. Так что порой игру приходилось удалять, когда она надоедала)
По прошествии стольких лет могу сказать, что именно этот команч был топовейшим. Очень мало игр упираются ему в балансе играбельности и реализма даже сейчас. Самое забавное, что старая графика абсолютно не бросается в глаза даже сейчас. Просто потому, что у игры есть свой стиль и шарм)
Далекий 97-й. Все еще сидел на своем первый компе - Пентиум 100, с большой зеленой кнопкой - Турбо, модемом на 33.6 kbit/s, звуковой карточкой Sound Blaster Pro... Видюха вроде ATI Rage была, не помню уже.. Так давно было, что уже кажется и не было вовсе. Помню, что у меня единственного на весь район, была самая первая модель царапалки от Филлипс - писала на скорости x2 вроде. Все друзья тащили диски переписывать, кто с играми, кто с музоном, кто с еше кое с чем... Девайс так много и так часто трудился, что сдох через год после покупки, хотя стоил по тем временам бешенных денег.

Вобщем, офтоплю я.

Комп у меня едва тянул эту игру. Но игра впечатлила. По тем временам графика была очень красивой. У соседа был 486DX помню, у него фпс был совсем никакой - слайдшоу, у меня же кое-как шло под DOS. Винду 95 вроде уже тогда юзал, не помню точно когда с 3.11 перешел. Но игра точно под DOS была, тогда еще конфиг.сис народ ковырял чтоб расширенной памяти выделить побольше, саунд бластер заинить и драйвер от сидирома подгрузить...
За всю мою жизнь это был единственный симулятор, который меня по-настоящему зацепил. Я ради него даже на хороший джойстик потратился, чего больше никогда не делал. Продвинутая для того времени графика, доступное управление, много экшена, при этом разработчикам именно в этой части удалось добиться прекрасного баланса между симуляторностью и аркадностью.
Доставляло больше чем сама игра то, что после выполнения миссии можно было просмотреть реплей. И не просто просмотреть, а кнопками управления реплеем, переключая камеры на себя, технику врага, союзников, ракеты "срежиссировать" свой репелей и потом смотреть его. Кино, настоящее кино! Жаль сохранить нельзя было.
Причём, не только во время реплея, а и во время выполнения задания. Например, ракета захватила танк противника, переключаем камеру на него, любуемся (по тем временам весьма достойная графика), пускаем ракету, переключаем камеру на "вид из глаз" ракеты - узнаём расположение зениток, танков и оврагов, по которым к ним можно подобраться (всё это можно сделать и по карте, но так зрелищней).
В общем, играться с камерами в этой игре - отдельное удовольствие.
Это была одна из моих первых компьютерных игр в начале нулевых годов. Комп Pentium 166MMX, ОЗУ 32Мб, что ли... Игра была на Триадовском сборнике вертолетных игр, и на моем компе запустились только Comanche 3 да Gunship, который я так и не смог освоить. А эта игра захватила меня тогда полностью, особенно любимой была карта у воды, где кроме вертолетов еще и какой-то вражеский самолет носился, и особенным счастьем было поймать его в прицел, пока он в духе голливудских леталок мелькал посреди скал, и кинуться в него Stinger'ом. Из озвучки была только музыка, голоса были. похоже, вырезаны. К тому же я в те светлые годы почти не знал английского, поэтому летал по наитию. И только гораздо позже я узнал, что Comanche - это больше самолет разведки и наведения, и на нем стоит придерживаться тактики hit'n'run; понял, как по-человечески пользовать артиллерию; как командовать напарником. Сейчас снова установил (правда, уже Gold) и прохожу вдумчиво, зряче, вчитываясь в текст и внимательно слушая диалоги.