1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

ZX Spectrum

Тема в разделе "IBM PC-несовместимое", создана пользователем balakshin, 13 мар 2008.

  1. balakshin

    balakshin

    Legacy

    Регистрация:
    11 июл 2007
    Сообщения:
    2.330
    В этой теме предлагаю обсуждать ZX Spectrum разных модификаций и его эмуляцию. Причем желательно только "официальные" ZX Spectrum. Для советских и не только клонов лучше создать отдельную тему, уж больно их много.

    ZX Spectrum у нас на Вики! Нужны люди, желающие поучаствовать в создании этой статьи (информацией, фотографиями и т.д.)!
    Раздел по ZX Spectrum у нас на сайте


    Темы у нас на форуме

    Полезные ресурсы по ZX Spectrum и его эмуляции

    Интересные ссылки

    Статьи по играм на ZX Spectrum на old-games.ru ;

    Подкасты Old-Games.Ru
     
    Последнее редактирование модератором: 15 сен 2018
    Octohum, Petr2000, William Blazkowicz и 20 другим нравится это.
  2. Dagoth-Slayer

    Dagoth-Slayer

    Регистрация:
    27 дек 2013
    Сообщения:
    1.465
    Спектрум вообще вечен судя по тому сколько всего на него вышло (и выходит).))
     
    AndyFox нравится это.
  3. d1nk

    d1nk

    Регистрация:
    20 июн 2012
    Сообщения:
    2.072
    И ещё одна игрушка не на слуху, специально для тех, кто соскучился по нашей лавке древностей на диване:

    Legions of Death (1986) - MobyGames

    Собственно говоря, это продвинутый "морской бой" в античном сеттинге, специализация кораблей в котором сделает честь любым танчикам. Хотя, чем дольше живу, тем больше мне в ней мерещится влияние "Пиратов" Голицына. А то и более раньшей и редчайшей настолки "Сражение", с дредноутами и ремонтом. Да не, не может быть...

    P.S. Если соберётесь играть, имейте в виду, что баланс сильно вывернут в пользу Рима. Поэтому имеет смысл заранее договориться об "нужно больше золота" для Карфагена. Или наоборот)
     
    Последнее редактирование: 22 ноя 2024
    AndyFox, Octohum и Yuriy_X нравится это.
  4. Kristobal Hozevich Hunta Реликтовый гоминид

    Kristobal Hozevich Hunta

    Регистрация:
    24 апр 2006
    Сообщения:
    1.349
    Всех спектрумистов с Новым годом :drink::russian:

    1.JPG
     
    Der_minez, Grue13 и Дарк Шнайдер нравится это.
  5. Grue13 Ocelote.12

    Grue13

    Регистрация:
    26 апр 2006
    Сообщения:
    10.574
    @Kristobal Hozevich Hunta, это что, современный клон Спектрума такой? А какие в нём входы и выходы? HDMI для видео и USB для геймпада? Можешь пожалуйста предоставить ссылку на производителя?
     
  6. Kristobal Hozevich Hunta Реликтовый гоминид

    Kristobal Hozevich Hunta

    Регистрация:
    24 апр 2006
    Сообщения:
    1.349
    @Grue13, не, это обычная usb-клавиатура для ПК, где часть клавиш заменена, а на другую часть добавлен принт.
    Как наклейки, только лучше )))

    Раскладка взята с эмулятора EmuZWin.

    На win xp (где есть эмуль) не работает, с win10 работает (но эмуля на ней нет).

    С клонами (типа ZXEvo) работать если и будет, то только при наличии ps2-to-usb типа HIDman, недавно писал Дюк Юсупов.

    Так что пока только любуемся ))
     
    AndyFox и Grue13 нравится это.
  7. Grue13 Ocelote.12

    Grue13

    Регистрация:
    26 апр 2006
    Сообщения:
    10.574
    @Kristobal Hozevich Hunta, жаль, я подумал, что это такой современный ультракомпактный микро-Спектрум.
     
  8. Kristobal Hozevich Hunta Реликтовый гоминид

    Kristobal Hozevich Hunta

    Регистрация:
    24 апр 2006
    Сообщения:
    1.349
    USB-клавиатура 2023 года по радиоканалу работает в WinXP, выпущенной в 2001 году (определяется автоматически :crazy: ).

    Ну и пару картинок, в том числе по книге Капульцевича:

    2.PNG 5 fist.PNG 6 ship.PNG 6 ship_1.PNG

    В архиве файл состояния (ezx) и листинг EmuZWin ассемблера (asm).
     

    Вложения:

    • ezx_asm.zip
      Размер файла:
      88,9 КБ
      Просмотров:
      15
    Последнее редактирование: 2 янв 2025
    Octohum и AndyFox нравится это.
  9. Kristobal Hozevich Hunta Реликтовый гоминид

    Kristobal Hozevich Hunta

    Регистрация:
    24 апр 2006
    Сообщения:
    1.349
    Программа "CZYTACZ" из книги "Тайники ZX и как установить вечную жизнь" издательства "СОЛОН", 1994 г.

    logo.jpg

    Всегда было интересно, что это за "КЗИТАКЗ" такой.

    Программа написана на Sinclair BASIC-48. Предназначалась для загрузки с ленты (магнитофонной кассеты) и последующего чтения/анализа заголовков программ.

    Пара забавных наблюдений.

    1. Есть предположение, что у программы польские корни. По-крайней мере, так с польского языка загадочный "CZYTACZ" перевелся как "Читатель", "Чтец" (или, точнее, "Читач", "Читака").

    Текстовые сообщения типа "VSE DANNYE HOROSHO" наводят мысль о промптоподобной адаптации.

    По происхождению сообщения "OSN.W STROK" (по смыслу - "Останов в строке") - вообще нет предположений.

    2. Программа содержит интересное побайтовое преобразование в машинный код HEX-чисел, записанных в текстовой форме. С таким применением связки функций READ/DATA и VAL я знаком не был.

    Код:
    30 RESTORE: READ A,B,C,D,E,F
    40 DATA 10,11,12,13,14,15
    ...
    
    80 LET W=16* VAL A$ (N)+A$ (N+1)
    Кроме того, BASIC-часть программы проверяет контрольную сумму значений, введенных в строках DATA (то есть машинного кода) и, в случае обнаружения ошибки, делает останов с указанием проблемной строки. Реальный олд-скул ))

    3. Текст этой книги, который находится здесь, содержит массу ошибок распознания. Читать лучше скан в формате DJVU.

    4. В Сети очень мало информации об этой программе. Ассемблерный текст в книге (да и где-либо еще) не приводится (только машинный код), хотя весьма любопытно на него посмотреть - очень уж он объемный, явно не простой вызов процедур LOAD/MERGE.

    Более того, в BASIC-части программы есть несколько необъяснимых для меня мест.

    Какая-то магия вне Хогвартса))

    Я вообще не уверен, что в таком виде программа кем-то когда-либо могла быть запущена.

    Если есть свидетели/очевидцы - отзовитесь!

    Например, книга призывает внимательно считать пробелы в строках DATA (строки 200 - 410). При этом, мало того, что в книге пробелы посчитать невозможно, так еще и их функциональное назначение неясно и вообще их обработка в строке 80 (с которой тоже неясно) выдает ошибку:

    Код:
    C Nonsense in BASIC
    При этом сумма всех значений в строке DATA совпадает с контрольной суммой, содержащейся в конце данной строки (без учета пробелов).

    Короче, "Гарри Поттер и тайна неиспользуемых пробелов sekret spacje w tekście".

    Кроме того, первоначальная версия программы, видимо, содержала возможность пропустить проверку контрольной суммы, добавив вместо последних цифр выражение "S---". В версии, представленной в книге, эта проверка, похоже, была исключена (а описание возможности в тексте осталось).

    Остальное чуть позже.

    0.jpg 1.jpg 2.jpg
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2025
    Octohum и AndyFox нравится это.
  10. AndyFox

    AndyFox

    Регистрация:
    22 июл 2009
    Сообщения:
    5.498
  11. d1nk

    d1nk

    Регистрация:
    20 июн 2012
    Сообщения:
    2.072
    Обидно, в восьмибитной War in Middle Earth (Amstrad CPC, Commodore 64, MSX, ZX Spectrum) не только вырезали квестовую и ролевую составляющую, но и обкарнали карту "по самый Ривенделл", опустив злоключения хоббитов по пути в.

    В шестнадцатибитной версии (я вот приложился к досовской, например) мы начинаем в Шире, назгулы наступают на пятки, и нужно очень постараться, чтобы добраться до Бри и далее. Если Фродо всё-таки убьют и один из назгулов заберёт кольцо, это ещё не конец. Дело в том, что всадники с гиканьем и припрыжкой тут же ломанутся в Мордор и их можно будет попытаться перехватить по пути. В моей истории несуна перехватил Фарамир со следопытами, "на рысях" запечатавший один из проходов. Не знаю, стоило ли ради этого положить столько условных спецназовцев, да и Фарамир, пусть и духовно богатый, но, судя по шкале одержимости, мягко скажем, не Фродо, однако сам факт радует. А ещё там карта прорисована чуть ли не до Серых Гаваней, и туда, пусть даже чисто теоретически, можно спутешествовать.


    Когда играл первый раз, вообще ничего не знал о Толкине. Да и сейчас, прямо скажем, не фанбой. Вряд ли это знание повлияло бы на восприятие спектрумовской игры в целом, но... обидно. Вариативность решает.
     
    Octohum и Kristobal Hozevich Hunta нравится это.
  12. Hypercam

    Hypercam

    Регистрация:
    21 июл 2012
    Сообщения:
    577
  13. Kristobal Hozevich Hunta Реликтовый гоминид

    Kristobal Hozevich Hunta

    Регистрация:
    24 апр 2006
    Сообщения:
    1.349
    Впервые на экране (и, наверное, в нашем Интернете)!
    "Гарри Поттер и Польский Читач - 2" :crazy:

    (это продолжение данной записи)

    1. Следим за руками синими буквами:

    Text1.PNG Text2.PNG

    2. Теперь банановый нижний Бейсик:

    Czytacz7.PNG

    3. И, наконец, Гуголь:

    Translate.PNG

    4. Польский след обнаружен! :to_keep_order:

    Вообще, самобытная оказалась программка, и довольно мудреная.
    Глубоко пока не вникал, но один только ассемблерный заход в UDG чего стоит :hi:

    Узнал, что польский алфавит состоит из 35 букв, а также:

    5. Да, не факт, что она рабочая.

    Во-первых, не на чем проверить.

    Во-вторых, в строках 330 и 340 контрольные суммы не совпадают ("1177" вместо "1161" и "1124" вместо "1239").
    Также пришлось внести правки в строки 80, 110, 120, без них вообще не запускалось. Пришлось разобраться с пробелами в строках 200-410.
    Кроме того, есть подозрение что в строке 150 вместо REM было что-то интересное, а строки DATA (судя по строке 120) шли не 200-210-220..., а 200-201-202... (ну или в 120-ой просто ноль потеряли).

    В-третьих, какой-то лишний мусор в тексте после "RANDOMIZE USR 60000".

    Тексты (асм, бейсик и ezx-слепок памяти для EmuZWin) во вложениях. Подключайтесь, может, еще что интересное найдем :drink:

    asm1.PNG asm2.PNG asm3.PNG asm4.PNG Czytacz1.PNG Czytacz2.PNG Czytacz3.PNG Czytacz4.PNG






     

    Вложения:

    • Czytacz5.PNG
      Czytacz5.PNG
      Размер файла:
      26,6 КБ
      Просмотров:
      25
    • Czytacz6.PNG
      Czytacz6.PNG
      Размер файла:
      26,6 КБ
      Просмотров:
      24
    • Czytacz7.PNG
      Czytacz7.PNG
      Размер файла:
      28,3 КБ
      Просмотров:
      29
    • CZYTACZ.zip
      Размер файла:
      28,2 КБ
      Просмотров:
      5
    Последнее редактирование: 5 фев 2025
    Octohum, quazatron, Hypercam и ещё 1-му нравится это.
  14. Hypercam

    Hypercam

    Регистрация:
    21 июл 2012
    Сообщения:
    577
  15. AndyFox

    AndyFox

    Регистрация:
    22 июл 2009
    Сообщения:
    5.498
  16. AndyFox

    AndyFox

    Регистрация:
    22 июл 2009
    Сообщения:
    5.498
  17. Kristobal Hozevich Hunta Реликтовый гоминид

    Kristobal Hozevich Hunta

    Регистрация:
    24 апр 2006
    Сообщения:
    1.349
    Allow me to present - Диабло третий. С патчем. Польский читач - 3 :crazy:

    Это продолжение предыдущего сообщения.

    1. В книге в строке 330 опечатка: указано "7F", а должно быть "6F". После замены контрольная сумма становится правильной ("1161"). Со строкой 340 полностью справиться не удалось, байты "12 0D" заменены на "69 20", контрольная сумма вышла "1230" (в книге - "1239").

    PATH.png

    2. С тайной пробелов так и не удалось совладать. Первая мысль заменить их на нули оказалась неудачной - в код "навтыкались" неучтенные NOPы. Пришлось заменить пробелы на "FF" и предусмотреть обходную ветку, чтобы они не включались в код при выполнении POKE.

    SPACE.png

    Теперь вроде работает как задумывалось (или максимально близко к тому).

    EmuZWin не пишет файлы (например, командой SAVE "REM" LINE 100) и странно работает с заголовками.
    Для проверки пришлось создать REM.tap в старом Спектакуляторе. Заметил, что .tap'ы EmuZWin'a гораздо больше по размеру.

    LINE100.PNG PROGRAM.png

    Во вложении файлы .ezx и .tap EmuZWin'а.
     

    Вложения:

    • BYTES.png
      BYTES.png
      Размер файла:
      8,6 КБ
      Просмотров:
      24
    • ezx_tap.zip
      Размер файла:
      30,4 КБ
      Просмотров:
      3
    Последнее редактирование: 23 фев 2025
    AndyFox нравится это.
  18. Kristobal Hozevich Hunta Реликтовый гоминид

    Kristobal Hozevich Hunta

    Регистрация:
    24 апр 2006
    Сообщения:
    1.349
    Патч первого дня третьего десятилетия :crazy:

    В предыдущей версии CZYTACZ2.ezx была нерабочей ветка, отвечающая за заголовки файлов, содержащих массивы (SAVE "ARRAY" DATA m()/m$()). Это как раз строка 340, в которой не сходится контрольная сумма.

    Эта версия (CZYTACZ3.ezx) должна работать нормально.

    Контрольную сумму в строке 340 не смог подогнать под книжную. Заменил три байта,контрольная сумма стала "1247" вместо указанной в книге "1239".

    PATCH2.png

    ARRAY.PNG
     

    Вложения:

    • CZYTACZ3.zip
      Размер файла:
      27,5 КБ
      Просмотров:
      4
    Последнее редактирование: 23 фев 2025
    Pyhesty, Octohum и AndyFox нравится это.
  19. Kristobal Hozevich Hunta Реликтовый гоминид

    Kristobal Hozevich Hunta

    Регистрация:
    24 апр 2006
    Сообщения:
    1.349
    Завершая изучение Читача.

    В листинге этой программы, напечатанном в книге "Тайники ZX и как установить вечную жизнь", в машинном коде допущены три опечатки:

    - в строке 330 вместо правильного "6F" напечатано "7F";

    - в строке 340 вместо правильного "69612" напечатано "6912" (пропущена цифра "6"), а вместо "1B" напечатано "1BB" (добавлена лишняя "B").

    PATCH3.PNG

    Правильный листинг нашелся в другой книге: "ZX Spectrum изнутри".

    zxinside.PNG

    Во вложении - финальная версия в формате .ezx.

    ARRAY4.PNG

    Тайна пробелов остается нераскрытой по сей день :crazy:
     

    Вложения:

    • CZYTACZ4.zip
      Размер файла:
      27,7 КБ
      Просмотров:
      3
    Последнее редактирование: 9 мар 2025
    Pyhesty, SanTix, Octohum и ещё 1-му нравится это.
  20. Kristobal Hozevich Hunta Реликтовый гоминид

    Kristobal Hozevich Hunta

    Регистрация:
    24 апр 2006
    Сообщения:
    1.349
  21. sashagrey

    sashagrey

    Регистрация:
    2 ноя 2018
    Сообщения:
    99
     
    Дарк Шнайдер нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление