1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

ZX Spectrum

Тема в разделе "IBM PC-несовместимое", создана пользователем balakshin, 13 мар 2008.

  1. balakshin

    balakshin

    Legacy

    Регистрация:
    11 июл 2007
    Сообщения:
    2.330
    В этой теме предлагаю обсуждать ZX Spectrum разных модификаций и его эмуляцию. Причем желательно только "официальные" ZX Spectrum. Для советских и не только клонов лучше создать отдельную тему, уж больно их много.

    ZX Spectrum у нас на Вики! Нужны люди, желающие поучаствовать в создании этой статьи (информацией, фотографиями и т.д.)!
    Раздел по ZX Spectrum у нас на сайте


    Темы у нас на форуме

    Полезные ресурсы по ZX Spectrum и его эмуляции

    Интересные ссылки

    Статьи по играм на ZX Spectrum на old-games.ru ;

    Подкасты Old-Games.Ru
     
    Последнее редактирование модератором: 15 сен 2018
    Octohum, Petr2000, William Blazkowicz и 20 другим нравится это.
  2. Опричник Егор

    Опричник Егор

    Регистрация:
    19 апр 2013
    Сообщения:
    717
    Хоть и с громадным опозданием, но не могу не поделиться разбором моего любимого Рекса от моего любимого спектрумиста.

     
    lordi, Revolter, realavt и ещё 1-му нравится это.
  3. Rathori Khass

    Rathori Khass

    Регистрация:
    7 мар 2006
    Сообщения:
    271
    quazatron нравится это.
  4. quazatron

    quazatron

    Регистрация:
    22 дек 2007
    Сообщения:
    579
    На конкурсе YRGB 2025 началось голосование. Любой желающий может поиграть в каждую игру, выставленную на конкурс, в браузере - и поставить оценку.

    YRGB 2025: Конкурс разработки ретро-игр

    15 новых игр для Спектрума - это прекрасно!
     
    Последнее редактирование: 8 авг 2025
    AndyFox, realavt, Dimouse и ещё 1-му нравится это.
  5. realavt Воистину воскрес

    realavt

    Регистрация:
    11 окт 2006
    Сообщения:
    8.960
    Ну чисто количественно их фанаты каждый год прилично так наваливают - другой вопрос, сколько штук реально стоят того, чтоб в них поиграть :) Впрочем, штуки три годных тут наберется.

    Учитывая, что в предыдущие разы первое место занимали яркие экшены с фигуристой девицей в главной роли (ежели таковые были представлены) - стопудово в этом году победит Asymmetry :D Второе или третье место получит Cubix чисто за прикол с трехмерностью.
     
    AndyFox нравится это.
  6. AndyFox

    AndyFox

    Регистрация:
    22 июл 2009
    Сообщения:
    5.496
    Только мне напоминает R-Type? :)
     
  7. realavt Воистину воскрес

    realavt

    Регистрация:
    11 окт 2006
    Сообщения:
    8.960
    @AndyFox, есть немного, да. Хотя тут сильно не разлетаешься, топливо в ранце заканчивается.
     
    AndyFox нравится это.
  8. Dimouse King of Mice

    Dimouse

    Администратор Переводчик

    Регистрация:
    18 апр 2003
    Сообщения:
    36.853
    А мне понравилась гонка. Прямо в стиле моих любимых лотусов. Вот бы такое на Амигу (с приличной графикой и музыкой)...
     
  9. quazatron

    quazatron

    Регистрация:
    22 дек 2007
    Сообщения:
    579
    Chaos Constructions 2025

     
  10. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    224
    На амиге на так много гонок с таким высоким fps :)
     
  11. Kristobal Hozevich Hunta Реликтовый гоминид

    Kristobal Hozevich Hunta

    Регистрация:
    24 апр 2006
    Сообщения:
    1.349
    Открыл для себя RAM-DISK в Basic-128 ZX Spectrum (у меня был только 48-ой без дисковода).

    Этакая виртуальная дискета на 64 кБ, приделанная к ZX Spectrum-48 )))


    Интерес возник отсюда.

    Странно, что во многих книгах по 128-ому эта возможность даже не упоминается.

    1.PNG 2.png

    Здесь мы копируем часть ROM, начиная с адреса 0000, и помещаем ее в виде файла в область выше 64 кБ, организованную как электронный диск.

    Затем берем этот созданный файл и помещаем его из RAM-диска в область экрана, получая забавный эффект.

    Командой CAT! выводим список файлов в области выше 64 кБ, командой ERASE! удаляем файл из RAM-диска.

    Запись и чтение в файлы, лежащие на RAM-диске, не предусмотрено. По сравнению с реальным дисководом функционал, конечно, урезан.

    Как это можно использовать практически - пока неясно. Но функция интересная.

    P.S. Управлять переключением страниц из BASIC'а тоже возможно:

    CLEAR 49151
    POKE 23388, x
    OUT 32765, x

    Биты в х определяются согласно картинке ниже.

    Верхние 64 кБ можно отображать порциями по 16 кБ в привычные 48 кБ, в область (окно) с 49152 до 65536.

    Вот полезная тема.

    3.png
     
    Последнее редактирование: 24 сен 2025
    Pyhesty, Octohum, realavt и ещё 1-му нравится это.
  12. realavt Воистину воскрес

    realavt

    Регистрация:
    11 окт 2006
    Сообщения:
    8.960
    @Kristobal Hozevich Hunta, ты разблокировал какое-то прям очень древнее воспоминание :) Где-то я об этом таки читал в те далёкие годы...
     
    Kristobal Hozevich Hunta нравится это.
  13. Kristobal Hozevich Hunta Реликтовый гоминид

    Kristobal Hozevich Hunta

    Регистрация:
    24 апр 2006
    Сообщения:
    1.349
    @realavt,
    Offtop
    да, в 2025 с ZX-48 перебрался на ZX-128.
    Вот это я называю неспешный апгрейд )))
     
    Depressor и realavt нравится это.
  14. Kristobal Hozevich Hunta Реликтовый гоминид

    Kristobal Hozevich Hunta

    Регистрация:
    24 апр 2006
    Сообщения:
    1.349
    Пока не разобрался, может ли отладчик EmuZWin'а работать со страницами ZX128.

    Кое-какие возможности нашел в Unreal Spectrum. Например, можно из отладчика записывать в порт 7FFDh нужные значения и просматривать номера текущих используемых страниц.

    1.png

     
    Последнее редактирование: 3 окт 2025
  15. Depressor Russian Crazy Manuals Collector

    Depressor

    Регистрация:
    29 апр 2017
    Сообщения:
    2.082
    @Kristobal Hozevich Hunta, а вы случайно не в курсе, для перевода игр для Спектрума достаточно эмуляторов с отладчиками, или тоже нужен сторонний софт?

    Периодически возникают мысли потренироваться на аркадах с небольшим количеством текста, но как-то уже новые знания с трудом помещаются в голову и нет времени читать-искать про переводы своими руками.
     
    Octohum и Kristobal Hozevich Hunta нравится это.
  16. Kristobal Hozevich Hunta Реликтовый гоминид

    Kristobal Hozevich Hunta

    Регистрация:
    24 апр 2006
    Сообщения:
    1.349
    @Depressor,

    1.png

    Посмотрите книгу "ZX-Spectrum в эпоху windows и эмуляторов".

    Там можно вообще всё )))
    Фраза про космонавта - от этого автора.

    Ну и вот канон: Русификация программ.

    Привлекаем ИИ )))

    --- добавлено 3 окт 2025, предыдущее сообщение размещено: 3 окт 2025 ---
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 3 окт 2025
    Octohum, AndyFox и Depressor нравится это.
  17. Kristobal Hozevich Hunta Реликтовый гоминид

    Kristobal Hozevich Hunta

    Регистрация:
    24 апр 2006
    Сообщения:
    1.349
  18. Kristobal Hozevich Hunta Реликтовый гоминид

    Kristobal Hozevich Hunta

    Регистрация:
    24 апр 2006
    Сообщения:
    1.349
    Интересно себя ведет 128 Basic (если смотреть под UnrealSpeccy):

    1. Имеем 4 явно адресуемые страницы по 16 кБ в пределах верхних 64 кБ памяти:
    0000h, 4000h, 8000h, C000h.

    2. Делаем программу, которая запишет 16 байт в страницу начиная с С000h.

    3. Смотрим отладчик. До запуска программы в страницу 0000h отображается ROM Basic-128, в страницу C000h отображается банк (страница) 7.

    4. Запускаем программу. Во время работы программы в страницу 0000h отображается Basic-48, в страницу C000h - банк (страница) 0. Видим, как в страницу 0 записалось 16 байт.

    5. Жмем любую клавишу, программа завершается. Смотрим отладчик. После завершения программы в страницу 0000h снова отображается ROM Basic-128, в страницу C000h отображается банк (страница)7.
    Наши 16 байт уже не отображаются в С000h, но по-прежнему остаются в странице 0.

    6. По той же схеме пишем 16 байт до C000h и 16 байт начиная с C000h.
    Итог: до C000h - байты записались и отображаются нормально, с С000h - записались как в п. 5 и не отображаются.

    То есть, записывая с помощью POKE в окно C000h, Basic-128 на время работы программы меняет страницу с 7 на 0 (и ROM-128 на ROM-48), заносит в нее нужные байты, а по завершении программы - возвращает обратно страницу 7.

    Зачем так делать - пока неясно.

    1.png 2.png 3.png

    0.png 4.png 5.png

    З.Ы. Хм, а если затем запросить распечатку диапазона с C000h - выдаст положенные байты (не нули), то есть при чтении опять заменит страницу на ту, куда это все и записалось.
     
    Последнее редактирование: 8 окт 2025
    lordi и AndyFox нравится это.
  19. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    224
    Редактор 128к бейсика находится в своем банке ПЗУ и использует для работы свою страницу ОЗУ (7). Интерпретатор бейсика находится в basic48 и использует стандартную для 48к страницу ОЗУ. Это если упрощенно.
     
    Kristobal Hozevich Hunta нравится это.
  20. Kristobal Hozevich Hunta Реликтовый гоминид

    Kristobal Hozevich Hunta

    Регистрация:
    24 апр 2006
    Сообщения:
    1.349
    RAM-диск в ZX128 - каталог и заголовки файлов:

    zx.png
     
  21. Kristobal Hozevich Hunta Реликтовый гоминид

    Kristobal Hozevich Hunta

    Регистрация:
    24 апр 2006
    Сообщения:
    1.349
    Игра Three Weeks in Paradise под отладчиком Unreal, тайное послание, упоминается в ZX-Ревю № 11,12 1991.

    Three Weeks 1.PNG Three Weeks 2.PNG

    Там же процедуры OPEN/CLOSE для файлов RAM-диска.
     
    Последнее редактирование: 19 окт 2025
    Gamerun нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление