Знаете ли вы секрет успеха компьютерной игры? Неправда, не знаете. Никто не знает. Если бы кто-то знал – давно бы применил свои глубокие познания на практике и стал бы очередным царем горы. Если судить по продажам, то секрет успеха таится где-то в недрах то ли Nintendo, то ли Activision. Если же раз и навсегда отказаться от ориентира на толпу, то всё будет гораздо сложнее.

Gray Matter
(в России игра вышла под названием Gray Matter. Призраки Подсознания)

Возрождение традиций

[​IMG]
Великолепные открыточные виды - одна из главных, но, к счастью, не единственных причин поиграть в Gray Matter.

В последнее время намечается тенденция к «возвращению» именитых игровых разработчиков. Но конъюнктура игрового мира такова, что громкого имени из далекого прошлого уже недостаточно. Маловато будет и отличного сюжета и даже невероятного дизайна. Надо буть шутером, MMO или RPG про лиц нетрадиционной сексуальной ориентации – тогда проект обречен на успех. Джейн Дженсен подобные мелочи не заботят: многие думают, что она не занималась играми одиннадцать лет (со времен Gabriel Knight 3!), но это не так. Восемь лет назад началась разработка того, что в 2010 году вышло под названием Gray Matter. Сначала проект делала какая-то венгерская студия, потом он достался не менее неизвестным французам и в конечном счете всё-таки попал на прилавки. Джейн скромно сообщает, что она не прочь превратить новую игру в современное переосмысление классического Gabriel Knight’а. Получится ли?

Эрик Шаи вынырнул из небытия, дабы удивить всех вокруг наглядным пособием по чрезвычайным ситуациям. Именитый разработчик будто бы не понял, что одной концепции мало, – надо на нее привинтить игровой процесс, и тогда получившаяся штуковина, может быть, и взлетит. Дженсен не стала столь откровенным образом экспериментировать с жанром (она прекрасно понимает, что adventure, особенно те, что point’n’click, – продукт сугубо нишевый), но на определенные уступки моде всё же пошла. Как еще назвать колесообразное диалоговое меню, сделанное на утеху Xbox360-пользователей? А стоила ли игра свеч? Доподлинно неизвестно, купил ли хоть кто-нибудь приставочную версию игры, особенно после весьма невысоких оценок профильной прессы.

Но проблема даже не в выборе жанра и не в мелких недостатках полуконсольного управления (которое, впрочем, в PC-версии в полной мере соответствует уровню классического point’n’click-приключения), а в том, что, согласно титрам, за сюжет, диалоги, персонажей и «общий дизайн» отвечала именно Джейн Дженсен. Та, от кого ждали чуда больше всего, больше остальных и разочаровала.

Загадочная история доктора Стайлса

[​IMG]
Подобная стилизация под комикс - скорее всего, банальная попытка снизить затраты на производство игры.

Известный нейробиолог Дэвид Стайлс с некоторых пор стал таинственным затворником и пугалом, которым стращают нерадивых студентов. Проживая недалеко от Оксфорда, Стайлс практически полностью исключил контакты с внешним миром из своего ежедневного «to do»-списка. Старенькая домработница – вот и вся обслуга Стайлса. Дорогущие вина киснут в погребах, пыльные комнаты навеки закрыты для посетителей: Дэвид круглые сутки проводит в своей лаборатории, пытаясь приблизить момент, когда его Лора снова будет с ним.

Несколько лет назад его любимая жена погибла в автокатастрофе. Дэвид бросился за ней в огонь, но не смог спасти любимую: получив ужасные ожоги, из-за которых ему приходится закрывать половину лица специальной маской, дабы собеседник не падал в обморок, он навеки лишился своего самого дорогого человека на свете. Мотив трагической любви и нежелание расстаться со своим прошлым – всё это очевидно, никаких других секретов в характере Стайлса для нас не припасли. Сухой, суровый, иногда даже пренебрежительный, он всё-таки очень добрый и ранимый. Под стать другому – и, пожалуй, даже главному – персонажу игры.

Саманта Эверетт совершенно случайно оказалась у ворот дома доктора Стайлса. Если бы не ужасный ливень и сломавшийся мотоцикл, она бы никогда не подошла к звонку и не представилась бы новой ассистенткой Дэвида. Буквально у нее на глазах настоящая студентка в последний момент испугалась мрачной усадьбы, в которой живут люди с дурной репутации, и убежала. А Сэм этим воспользовалась. Но настоящее призвание Саманты – это вовсе не прожигание чужой жизни. Она едет в Лондон, дабы попасть в клуб элитных иллюзионистов, – а она так мечтает стать известной фокусницей, да и солидный псевдоним уже имеется – Леди Байрон.

Но судьба предоставила неплохой шанс: непыльная работенка, сто фунтов в неделю, собственная комната в роскошном доме и регулярное питание. За всё надо платить: Стайлс просит Сэм найти шесть добровольцев для его новой серии экспериментов с человеческим мозгом. Казалось бы, ничего сложного: подопытные ложатся на койки и представляют себе ситуации, о которых говорит доктор. Но одновременно с опытами в Оксфорде начинают твориться натуральная чертовщина, которую доктор медицинских наук принимает за дела духа своей любимой Лоры, которого он уже частенько видит в доме, а намного менее образованная молодая фокусница – за проделки неизвестного ей мага, который, как и она, мечтает попасть в элитный клуб «Дедал».

Британское мыло

[​IMG]
Некоторые темы в современных играх поднимаются поразительно часто,
причем в совершенно ничем не связанных между собой проектах.

Главная трагедия одержимого бесами Оксфорда вовсе не в традиционно слабой в современных квестах 3D-графике. И не в дешевом заменителе видеороликов – едва анимированных комиксах. И даже не в том, что лица 3D-моделей слабо соответствуют своим рисованным аналогам. Главная трагедия заключается в том, что в Gray Matter нет того духа, который был в старых работах Джейн. Нет интриги, четко выраженной цели, ответов на все вопросы, ситуаций, в которых наконец откроется люк в подвале Стайлса. По локациям бродят безмолвные и безымянные болванчики, но они не в силах изобразить жизнь. Многообещающие катакомбы так никогда и не станут доступны, а главных действующих лиц от силы дюжина!

Девушка-тихоня со странностями и такой же парниша-тихоня, которого вожделеет молодая кокетка, проживающая этажом ниже. Невзрачный и незапоминающийся аспирант главного недоброжелателя Стайлса да толстячок, повернутый на видеосъемках, – назвать кого-то из этой пятерки «колоритным персонажем» у меня язык не повернется. В лучшем случае - штампы, в худшем - один из самых невнятных отрицательных персонажей в истории жанра. Серьезнее всех прописан характер самой Саманты – девушки в готичном прикиде, с подвешенным языком и учебником начинающего иллюзиониста за пазухой. Увы, многообещающие трюки и фокусы, которыми предлагается обводить вокруг пальца сюжетного персонажа, выливаются в рутинное тыканье курсором в кнопки «манипулировать» да «отвлечь внимание». Никакой свободы творчества: рецепту успеха необходимо неукоснительно следовать. Иначе и не получится.

Два действующих лица, четкое разделение на главы, – кто бы мог подумать, что один из корифеев жанра не сможет достичь когда-то покоренных высот? Методы для выделения из толпы выбраны традиционные: «отвлеки охранника» (много-много раз) и ткни во все предметы на экране. Если сложно – жмем «пробел» и получаем подсказки для самых маленьких – подсвеченные активные зоны. Этим никого не удивишь, и проходилась бы игра легко и беззаботно, если бы не система подсчета баллов: не получили 100% по всем сюжетным заданиям в главе – далее не продвинетесь. Можете бегать по округе, стучать головой об стену, биться в конвульсиях и пускать изо рта пену – а надо было всего-ничего: в который уже раз посмотреть на диплом Стайлса в его собственном кабинете…

Логика хромает повсеместно, выживая из Gray Matter атмосферу и интерес к набирающей силу истории. Финал предсказуем, его предсказуемость не отменяется даже невероятно убогой заключительной главой, выдранной, кажется, из чего-то вроде King’s Quest VII, – там лабиринт из комнат смотрелся бы уместно, в претендующей на реализм псевдонаучной Gray Matter он разве что раздражает. И дело тут не в том, что всем квестам я предпочитаю детективы и триллеры, – сама игра себя наверняка таковой и считает, но всё-таки меланхоличные прогулки по редко обновляющимся декорациям – развлечение не для слабонервных.

Крючок

[​IMG]
Загадочный владелец магической лавки - одно из главных действующих лиц.
Сэм приходит сюда закупиться всякими магическими принадлежностями.
Любопытно, что скупить всё сразу нельзя, но в начале главы становится доступно всё то,
что пригодится в данной конкретной главе, т.е. ждать конкретной ситуации
и уже потом бежать в магазин не приходится.
Шестое чувство?

Подцепить пытаются невероятно атмосферной музыкой, которая не совсем понятно как очутилась в настолько неатмосферной игре. Звуков дождя и всамделишного карканья вороны из Black Mirror 3 тут нет, а более ничего и не запоминается. Зато придраться к графике сложно: задники отрисованы на «отлично» - открыточными видами сейчас уже никого не удивишь. Непонятно только одно: когда же квестоделы научатся лепить качественные 3D-модели… или же наконец откажутся от них раз и навсегда.

«Новый Диск» достаточно расторопно выпустил локализацию – если не считать того, что озвучку трогать не стали, - вполне добротную. Всего-то одна или две опечатки на весь сценарий. Удивила комплектация DVD-бокса, которая оказалась компромиссом между обычным европейским изданием и «коллекционкой» для, видимо, самых больших любителей квестов – немцев. В российском DVD-боксе помимо руководства лежит еще плакат и диск с саундтреком. И всё это добро стоит в два раза дешевле европейского аналога, в котором двух последних позиций нет вовсе. Несущественная мелочь, но приятно.

…и?

[​IMG]
Таинственные английские особняки - тренд десятилетия в жанре point'n'click-adventure.

Gray Matter – не плохая игра. Она просто не соответствует тому, чего я ожидал от создательницы трилогии Gabriel Knight. Нехитрая мелодрама, разыгрывающаяся неподалеку от Лондона, могла бы быть намного увлекательнее и – уж наверняка – атмосфернее, приложи ее авторы больше усилий в плане создания запоминающихся типажей и леденящих кровь тайн. Не беда, что двери открываются исключительно за ширмой экрана загрузки, а героиня не может вытащить коробку из-под кровати без черного экрана, скрывающего факт отсутствия анимации в сценах, чуть более сложных по композиции, нежели банальная отмашка рукой. Почерк Джейн Дженсен узнаваем, но её новый проект сложно поставить в один ряд с ее же собственными разработками далекого прошлого. Пристреливается?


Автор: katarn
Дата: 18.09.2011

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей