На столе передо мной лежат две упаковки с ролевыми играми, вышедшими в этом году. На одной из них в самом верху указано, что это «ролевая игра года», в самом низу, для пущей важности – «от создателей Baldur’s Gate и Neverwinter Nights». Сзади, видимо, для того, чтобы пресечь любые сомнения в истинности слов спереди, крупная надпись чуть выше центра коробки «MASS EFFECT – НОВАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА ОТ МАСТЕРОВ ЖАНРА, СТУДИИ BIOWARE» и, наконец, финальный довод: «более 70 наград по всему миру, включая «игра года» и «РПГ года»». На второй коробке, как я ни старался найти что-то более-менее интригующее, мне не удалось обнаружить ничего впечатляющего, кроме как скромную констатацию факта:

King’s Bounty. Легенда о рыцаре.

[​IMG]
На данном уровне прокачки это скорее средство устрашения, чем серьезный боевой прием...

Надо сказать, что к анонсу этой игры я отнесся весьма прохладно, ну а сообщение о том, что свежеприобретенные "1С" права на King’s Bounty были тут же прилеплены к очередному отечественному «хиту», и вовсе повергло меня в уныние. Этот шаг показался мне доказательством того, что "1С" просто пытается подороже продать очередную свою поделку. Ну, не свою, разработчики вроде бы люди весьма достойные, но, как показывает практика и, например, та же Bioware, за большие деньги на что только не пойдешь. Шли месяцы, появились скриншоты, графика и игровой процесс до боли напоминали что-то демиургоподобное с легким налетом «Героев 5», даром что к последним "1С" тоже в определенном смысле приложила руку. Но практика вновь показала, и на этот раз совсем другое. Оказывается, что если очень захотеть, можно сделать качественную игру, которую не стыдно будет назвать продолжением легендарного, того самого, первого, King’s Bounty. Эта игра дарит спасительный кислород всем олдгеймерам и просто любителям отличных/отечественных/ролевых (нужное подчеркнуть) проектов, которые успели окончательно разочароваться в современных реалиях игрового рынка/алчных издателях/неумехах-разработчиках. После *такого* King’s Bounty Bethesda, на мой взгляд, должно быть стыдно выпускать *такой* Fallout, который она недавно демонстрировала общественности. Потому что мало купить лицензию. Надо сделать соответствующую игру. В общем, судите сами.

В очередной раз попав на просторы сказочного королевства, мы примеряем роль королевского искателя сокровищ. Дело в том, что у главного героя имеется уникальный дар – некие таинственные силы подают ему знак, когда поблизости от того места, где он находится, зарыт клад. Естественно, что такой одаренный молодой человек быстро попадает в оборот королевских спецслужб, и на его жизненном пути будет зарыто множество сундуков со всякой всячиной, которая затем неминуемо окажется во дворце короля. Но для начала было бы неплохо определиться с классом главного героя. Выбор, надо признать, невелик: воин, паладин, маг, причем, прошу занести в протокол, исключительно мужского пола. Соответственно, имеется три ветки умений и навыков: силы, духа и магии, на развитие которых надо преимущественно (но не исключительно) тратить одноименные руны. Никто не мешает воину развиться до уровня средненького мага, но имейте в виду, что с каждым новым level up’ом он все больше будет получать рун силы, а на развитие магических навыков времени и не останется, да и пара спецумений прирожденного волшебника в любом случае окажется за бортом. Также любой персонаж обладает рядом характеристик: атакой, защитой, интеллектом, запасом маны и запасом ярости, лидерством. Думаю, первые четыре пункта понятны любому человеку, который когда-либо играл в «героев», ну а последние являются ноу-хау местной ролевой системы - об этом позже. Итак, у воина постоянно растет атака, маг развивает свои мыслительные способности, ну а паладин является золотой серединой, которая должна уравновешивать первые два класса, но, на мой взгляд, определенный дисбаланс все-таки имеется, да и в целом ролевую составляющую «Легенды о рыцаре» нельзя назвать слишком удачной: очередной уровень радует самим фактом своего появления, но лично для меня развитие персонажа так и осталось фоном для великолепных тактических боев. Да-да, именно так и никак иначе.

[​IMG]
Ничего не напоминает?..

Самыми же важными параметрами, как мне показалось, являются лидерство и запас ярости. Дело в том, что численность войска королевского искателя сокровищ зависит не только от таких вещей, как сумма наличности в кармане и количество свободных «активных» слотов (всего в бою участвует пять однотипных отрядов, еще до двух сидят «в резерве»), но и от лидерства. К тому моменту, когда вам уже будет некуда девать деньги, дизайнеры невидимой рукой по-прежнему будут держать вас на прокрустовом ложе баланса. Флаги, повышающие лидерство, бонусы, новые уровни – кажется, что этот параметр растет постоянно, но тут мы заходим в замок и выясняем, что со вчерашнего дня мы «наиграли» всего-то на +12 архимагов сверх вчерашней же мизерной нормы… Конечно, можно разово затариться необходимым количеством войск и расплыться в самодовольной улыбке, нападая на ближайший отряд разбойников, но не удивляйтесь потом, что ваши солдаты не слушаются приказов командира. Авторитета не хватает, pardon, лидерства. Ярость же нужна для того, чтобы вызывать могучих союзников, которые могли бы одной своей, извините, лапой, смести всех врагов с поля боя, но вместо этого применяют исключительно то, что положено в рамках того уровня, которого эти союзники достигли.

Эти товарищи проживают в Шкатулке Ярости и вылезать из нее не будут до тех пор, пока вы не докажете им серьезность своих властных намерений. Вообще, для King’s Bounty увещевание предметов экипировки является нормальной практикой: если кольцо бунтует или сапог явно способен на большее, то имеет смысл… хм… куда-то переместиться и уже там надавать по голове хранителю данного предмета, дабы затем полностью раскрыть его потенциал. С ребятами из шкатулки договориться несколько сложнее: одному, видите ли, еды подавай, причем исключительно ядовитой, а другой приберег для вас отборную коллекцию колдунов – разнесите ее в пух и прах, и он поверит в то, что в борьбе против магов он не одинок. Болотный принц Слиим радует хозяина вариациями на тему ядовитых плевков, а его навык «адский косяк» - нет, не тяжелейшее проклятье, а всего лишь стайка хищных рыб – в момент уравняет шансы противников, проредив излишне плотные построения врага. Каменный (магматический?) Зерок лупит врагов заостренными камнями и умеет на ходу лепить из кусков породы великолепные мечи (его бы да к нашим металлургам в Удокан с их «богатой» рудой и содержанием меди в ней в 1,5 процента), ледяная Лина радует глубокими познаниями в науке, технике и различных интересных вещах вроде «ледяного орба», ну а Жнец может похвастаться эффективными черными дырами, которые так приятно раскрывать под всеми врагами на поле боя. Каждое из этих существ набирает опыт параллельно главному герою, и со временем ему, а значит, и нам, становятся доступными новые навыки (по четыре на брата) и различные улучшения для них. Надо признать, что с последними вышло некоторое недоразумение (ну почему я должен выбирать одно из двух улучшений к навыкам, которые мне вообще не нужны?!), но в целом Шкатулка вполне справляется с задачей хоть как-то размежевать тактические бои «Героев» и «Легенды о рыцаре».

[​IMG]
Отца вызывали?

Потому что общего у них, на мой взгляд, очень много. Размеры поля боя подогнаны под стандарт динамичных, зрелищных и кровавых боев, а пять отрядов в армии главного героя (но не обязательно, что в орде врага будет меньше, скорее наоборот) - суть реверанс в сторону классических Heroes of Might and Magic. Обмен выпадами производится в рамках общепризнанных и "всемирнопочитаемых" правил: в порядке «инициативности», спокойно, по гексам, подходим к врагу, бьем его по голове, убили – хорошо, нет – плохо, и получаем сдачи. Весь процесс обмена колкостями занимает иногда значительное время: скажем «спасибо» местным боссам – немногочисленным, но весьма приятным тварям в половину экрана. И не стоит забывать о сундуках, разбросанных по некоторым полям боевой славы. Вообще, новая King’s Bounty отчего-то напомнила мне множество игр различных жанров и годов выпуска, но более всего почему-то она мне показалась похожей на другую тактическую РПГ – "Горький-17". Вот и тут имеются ящики, которые можно открыть исключительно во время боя. Мелочь, а приятно.

К серии déjà vu можно отнести путешествие по миру в реальном времени (Демиурги 2), дизайн (!) и даже названия (!!!) отдельных монстров (HoMM), возможность жениться на одной из прекрасных дам (Pirates!) и искрометный юмор, которым буквально пронизаны многочисленные диалоги King’s Bounty. Попыток изобразить шутки юмора так много, что мне иногда казалось, что этого самого «юмора» в игре больше, чем сюжета, который, по идее, и надо было в разумных пределах разбавить. К сожалению, не могу сказать, что каждая шутка, пасхальное яйцо и прочая «приятная» мелочь создателям игры удалась: по-моему, только наши разработчики любят таким вот образом испоганить проект: до «Огнем и Мечом» и «Xenus» King’s Bounty, слава богу, далеко, но на уровень Горького-18 она вышла и, к сожалению, до «Проклятых земель» не доросла. Другой бедой «Легенды» оказалось ее музыкальное сопровождение, которое в отдельных местах получилось излишне пафосным, иногда – слишком заунывным. Впрочем, кладбищенская тема мне понравилась, что еще удивительнее, навеяла воспоминания о соответствующих локациях из, не поверите, King’s Quest 7… Местная книга заклинаний напоминает о незабвенных «героях», правда, теперь для бесконечного применения того или иного заклинания надо или купить бесконечное число одноразовых свитков с ним или же подтянуть свои познания в одной из трех магических школ и заучить соответствующие чары наизусть. Впоследствии выученные заклинания можно будет улучшить, потратив второй «материальный» ресурс в игре после денег – магические кристаллы, – и радоваться, как ребенок, очередному слоту под заучивание spell’ов.

К неприятным моментам можно отнести то, что супермаркетов по продаже всех видов войск в King’s Bounty нет, поэтому для того, чтобы собрать армию под свою любимую тактику, придется изрядно побегать по различным картам, собирая по крупицам войско для похода на очередную твердыню орков. Разработчики не сжалились над игроками и не позволили последним совершать быстрые путешествия «на родину», а потому, отбыв за сотни верст от столицы, герой окажется перед непростым выбором: набирать в отряд туземцев, которых еще надо найти, или же плавать после каждого мало-мальски серьезного сражения домой пополнять ряды рекрутами. Последние, кстати, не бесконечные, но их ассортимент и численность иногда можно увеличить, если выполнить для хозяина замка специфический квест. Вообще, с заданиями у King’s Bounty все в порядке. Пусть она и выглядит в «глобальном» режиме до боли похоже на «Героев 5», на самом деле все так, как и должно быть. Небольшие деревеньки, замки, пираты, пастухи… до уровня BG KB не доросла, в количестве NPC с первой так и вовсе тягаться бессмысленно, но зато задания в «Легенде» по большей части оригинальные и увлекательные. Жаль, что озвучка текстов – привилегия для вступительного «ролика».

Слегка аляповатая графика не вредит игре. Если внешний облик Heroes of Might and Magic 5 или «Демиургов» вас нисколько не смущает, то и King’s Bounty наверняка понравится. Ведь за не самыми идеальными пропорциями лиц лучников скрываются потрясающие спецэффекты и большое количество различных объектов на глобальной карте. Да, многое в игре генерируется случайным образом, но чаша сия, к сожалению, миновала карты местности, а потому повторное прохождение игры, очень может быть, получится не таким увлекательным, как первое. Впрочем, как знать, ведь стиль игры за представителя любого из трех классов действительно уникален…

[​IMG]
Ну, нафиг эту тварь и красотку, которая потребовала ее грохнуть в обмен на свою руку и сердце.
Лучше вернуться к скромной царевне-лягушке...

На мой взгляд, дальнейший рассказ об этой игре рискует выродиться в небольшое руководство. Несмотря на некоторые огрехи (баги, которые отмечались первое время после выхода игры, теперь, похоже, побеждены окончательно), King’s Bounty радует игрока буквально всем: игровым процессом, графикой, быстродействием… Это одна из тех немногих игр, которая не только стоит своих денег, но и заслуживает того, чтобы ее купили в коллекционном варианте. Как минимум, в DVD-боксе. Особенно приятно, что такие вот добротные проекты выходят у нас, в России, в то время как на Западе игры уровня Mass Effect гордо именуются «РПГ года». Чем бы дитя ни… Таким образом, Katauri и "1С" удалось реанимировать знаменитую вселенную, и впереди нас ждет еще не одно увлекательное путешествие, потому что как минимум один адд-он к King’s Bounty, судя по всему, мы уже вполне можем начинать ждать в самое ближайшее время.

P.S.
Не забывайте говорить своей любимой жене, как сильно вы ее, собственно, любите. Несмотря на то, что из-за этого все четыре дополнительных слота под различные предметы будут со временем заняты детьми, это, скорее всего, убережет вас от различных напастей. Так, царевна-лягушка, почувствовав, что вы ее больше не любите, может в один прекрасный момент превратиться из квакающей принцессы обратно в говорящую лягушку...


Автор: katarn
Дата: 13.09.2008