Идеальное продолжение великолепной ролевой игры – ожившая мечта не избалованного качественными проектами игрока-поклонника RPG. Мой снисходительно-уничижительный тон в адрес оригинальной Gothic объясняется легко: в ней действительно имелись спорные моменты, которые могли понравиться не всем. Но с выходом второй части (для кого-то, возможно, после релиза адд-она к ней) всё встало на свои места: перед нами бриллиант ролевого жанра, который не стыдно поставить в один ряд с двумя другими гениальными сиквелами потрясающих игр – Baldur’s Gate и Fallout. Причем это еще большой вопрос – кто именно из них займет третье место…

Gothic 2: Night of the Raven
(в России игра вышла под названием Готика 2, адд-он – Готика 2: Ночь Ворона, «золотое» издание – Готика 2 Gold)

О праве первой руки.

[​IMG]
Кажется, он не очень рад встрече...
Но даже такого здоровяка можно победить, не получив ни одного удара в ответ.

И сразу вопрос: почем Night of the Raven? Дело в том, что NotR – адд-он ко второй части, который серьезным образом правит игровую механику, а также добавляет огромную сюжетную ветку и приличных размеров локацию. Рассматривать Готику 2 без него – возможно, почему нет? Но тогда в следующий раз, уже для рассказа о дополнении, придется по новой переписывать впечатления от собственно Gothic 2, потому что «вырвать» адд-он с мясом из нее попросту невозможно (примерно так же, как это было с Baldur’s Gate и Tales of the Sword Coast, хотя последний в плане коренных изменений не идет ни в какое сравнение с Night of the Raven).

Непосредственно перед тем, как мы начнем отплясывать танцы счастья и отсылать лучи счастья в офис «пираний», поясню очень простой, на самом деле, момент: почему первая Готика лично мне показалась лучше второй? Дело в том, что, несмотря на огромное количество нововведений (с адд-оном – действительно *огромное*, здесь и далее речь идет именно о так называемой «Gothic 2 Gold», если не сказано иное), вторая часть воссоздает несколько иную атмосферу, которая значительно отличается от того, что мы могли видеть (и, надеюсь, многие сумели ее оценить по достоинству) в Gothic. Дух авантюризма, ощущение безвыходности и нависшей (главное – неминуемой!) погибели – всё это, вкупе со многими другими элементами, создают потрясающую, действительно уникальную атмосферу, коей в Готике 2 не оказалось. Пожалуй, если бы первой моей игрой стала вторая часть, то за первую я мог бы и вообще не сесть (хотя бы из-за достаточно сложного управления), но всё вышло с точностью до наоборот.

Беги, пока можешь.

[​IMG]
Пожалуй, зачистка этой локации - самое оригинальное действо во всей игре.

Главный герой, безымянный новичок оригинальной Gothic, окончил свою блистательную карьеру спасителя убийц, маньяков, воров и прочих совершенно случайно попавших под магический купол товарищей в конце первой части, а потому предпосылок для его появления в части второй вроде бы и не было. Но не для того за пазухой у сценаристов сидит убеленный сединами некромант Ксардас (все имена собственные позаимствованы у акелловской локализации) – в нужный момент его вытащили из укромного местечка, посадили в свежеотстроенную башню и повелели воскресить погибшего бойца. К несчастью для него, Ксардаса, игрока, горе-критиков и вообще всех людей на планете Земля и в окрестностях прекрасного Хориниса, герой за время вынужденной командировки на тот свет начисто забыл все свои навыки и умения, а потому нам вновь придется львиную долю игрового времени убегать от крыс и пытаться подкрасться к мухе, дабы нанести ей коварный удар в спину. Ну, не суть.

Так вот. По словам Ксардаса, на острове творятся ужасные вещи. Уничтоженный в первой игре злодей успел перед смертью подпортить жизнь презренным человечишкам и издал вопль, который пробудил могущественных драконов. Последние, как полагается в таких случаях, собираются прихлопнуть всех людишек на острове, что само по себе уже достаточно для того, чтобы брать руки в ноги и бежать куда глаза глядят. Но этого мало. Все отбросы общества вперемешку с диссидентами и невинно осужденными вырвались на свободу и заполонили как Хоринис, так и его окрестности. И это еще хорошо, если отдельные товарищи занялись рыболовством или сельским хозяйством, – нет, мало им «вечного» барьера, жизнь ничему не научила, а потому они вновь взялись за старое: грабежи, пьяные драки и прочие нарушения общественного порядка. В этом-то месте и прыгнуть в океан да поплыть куда глаза глядят, так ведь нет, не отпускают. Тут же выясняется, что из города и окрестностей таинственным образом стали пропадать люди, орки заполонили долину рудников, а крестьяне взбунтовались и отказываются сотрудничать с городским населением, получившим «поддержку» со стороны прибывших на корабле паладинов. Причем последние наделены ярко выраженным нордическим характером, а потому на все вопросы о причинах своего появления тут только лишь усмехаются в кольчужный воротник и рекомендуют идти по своим делам, если, конечно, голова не жмет. Что точно можно сказать, так это то, что беглый каторжник им сейчас нужен не больше, чем шезлонг акуле.

Вот в такой не самой благоприятной обстановке и придется действовать нашему герою с безупречно чистой статистикой и смутными представлениями о том, за какую часть меча надо держаться. В лучших традициях первой части сюжетные линии переплетаются в причудливый узел, который разрубить нельзя, да и не очень хочется: ощущения обособленности того или иного персонажа, что означало бы его полную несостоятельность в мире Готики, так ни разу и не появилось – а это о чем-то да и говорит. Несмотря на то, что количество квестов от одного NPC ограничено, всё равно отчего-то верится, что о пирате Греге знают все в округе, просто мы не спрашиваем. Особое удовольствие доставляет выбор стороны, за которую, собственно, мы и будем формально выступать на протяжении большей части игры. Аналогии с Gothic безусловно имеют место быть, но во второй части всё стало как-то более… продуманно, что ли.

Тупой наемник разыскивает мага-доходягу.
Не интим.


[​IMG]
Умелый мастер способен выковать отличный меч собственными руками.
Моему персонажу это не грозит, потому что он предпочитает подбирать оружие с трупов поверженных врагов.

В первую очередь привлекают к себе внимание наемники – эти ребята смогли выбраться из бурлящей от обилия орков долины рудников и нашли себе теплое местечко под крылом у местного землевладельца, который пытается подмять под себя всех крестьян, а также постоянно машет тапком в сторону Хориниса, откуда периодически в ответ помахивает стальным ботинком лорд Хаген – руководитель экспедиции в Хоринис. Онару, похоже, не всё равно, что он оказался между паладинами-молотом и орками-наковальней, которые вот-вот прорвут хлипкие ворота, охраняемые двумя стражниками, и заполонят Хоринис, а потому он нанял Ли и его ребят для собственной охраны. Состояние холодной войны не может длиться вечно – надо принимать какое-то решение, а потому безымянный герой, которого кое-кто из наемников обязательно узнает, придется очень кстати.

Паладины менее дружелюбны, у них-то вообще нет никаких причин обожать Безымянного, а потому ему придется приложить немалые усилия для того, чтобы достучаться до лорда Хагена. Эти ребята подмяли под себя все органы местного самоуправления и вполне резонно посчитали, что лучших антикризисных управляющих в округе не найти. Но и те, что есть, мягко говоря, не блещут: куда-то пропадают люди, в порту курят травку, а из долины не приходит никаких известий от отряда, направленного туда для добычи руды. Собственно, новичок паладинам тоже не помешает – его не жалко отправить в самое пекло, дабы он выяснил, что же там происходит.

Маги огня преследуют свои, понятные только им цели. Засев в великолепном монастыре, они как-то совсем легкомысленно относятся к охране собственного имущества, а потому раз за разом теряют могущественные артефакты-от-которых-зависит-судьба-Хориниса. Если к паладинам или наемникам присоединяется, скорее всего, воин, то магов вполне резонно выбирает любитель дистанционного приготовления орка в его собственном соку.

Остальные фракции, которые были добавлены в адд-оне, влиятельны разве что непосредственно в «Ночи Ворона». По большому счету, их присутствие на основной сюжетной линии никак не сказывается. Бандиты и воры – суть типичные «бандиты» и «воры»: такие банды и гильдии можно встретить в каждой второй фэнтези-РПГ, так что тут особые пояснения не нужны. При этом присоединение к ним – чистая формальность: одел доспех джентльмена удачи – et voila! – ты бандит. С пиратами – на лицо ужасными, но достаточно добрыми внутри, дела обстоят немногим сложнее, но лучше всех проработаны маги воды, которых в оригинальной Готике 2 вниманием обделили, но всё же вернули в адд-оне в чрезмерных количествах. Борьба со злом, знаете ли, требует соответствующего количества кадров.

Что зависит от выбора той или иной стороны? Ну, в первую очередь манера прохождения игры. Очевидно, что лучший способ попасть на корабль паладинов – стать одним из них, с другой стороны, слугу короля вряд ли приветливо встретят в доме старины Онара. Ли, конечно, не станет отрезать нашему герою уши, но львиной доли заданий вы всё же неминуемо лишитесь. Следующий важный аспект – экипировка. Не знаю, кому как, но лично мне закованный в броню рыцарь с какой-никакой, а защитой головы (чисто косметической, безусловно) нравится намного больше какого-то оборванца в шкурах невиданных в Минентале тварей. Да и рудный меч, освященный у алтаря Инноса, выглядит достаточно весомым доводом в борьбе со злом – есть о чем призадуматься.

Письма…
Письма сам я на почту ношу…


[​IMG]
NPC любят поболтать друг с другом.
Жаль, что их разговоры достаточно однообразны.

Вступив в одну из многочисленных фракций, приготовьтесь долго и нудно бегать по трем огромным локациям и убивать монстров, воровать все, нажитое непосильным крестьянским трудом (опционально) да доставлять посылки из точки А в точку Б. На самом деле назвать данные квесты оригинальными достаточно сложно. Ну, навскидку можно вспомнить охоту на «страшную тварь» («найди и убей»), доставку ценного письма («найди и отдай») или кражу некого артефакта («найди и укради»), но это ни в коем случае не означает, что игра занудна и однообразна. Нет! Потому что разработчики вновь умудрились создать по-настоящему живой мир, в котором самый последний крестьянин знает свой распорядок дня и в обязательном порядке приходит вечерком в местный бар, чтобы несколько расслабиться после утомительного десятичасового протирания штанов на лавочке. Пусть и не слишком разнообразно, но NPC достаточно убедительно создают иллюзию «жизни», которой мне так не хватало в TES3. Апогеем убедительности стало созерцание погони снеппера за гоблином, который так испугался монстра, что был готов побросать всё, что было у него в руках, лишь бы успеть убежать подальше. Такую любовь к жизни со стороны тупого монстра не каждый день встретишь, правда, это не помешало снепперу догнать его, повалить и скушать. Даже как-то жаль бедолагу...

Волки гоняют по лесу стайку падальщиков; самый нерасторопный из них отбивается от группы и попадает в лапы санитаров леса. Душераздирающее зрелище: опыт гибнет почем зря! Выманенные на паладина орки деловито расправляются с ним, а затем принимаются за главного героя и прочих несмышленышей – ой… кажется еще один канал поставки руды паладинов был только что уничтожен… Гигантские мухи воюют с монструозными богомолами, ящеры греются на солнышке в зарослях лечебных трав, а орки прогуливаются вдоль крепостных стен осажденного Старого лагеря.

Да, авторы вставили в игру значительную часть территорий из первой части. Не верьте тем, кто говорит, что, переждав длительный (даже на многих современных системах!) запуск игры, вы больше никогда не увидите экрана загрузки, – ложь и провокация, потому как такой экран появляется при каждом путешествии из Хориниса в Миненталь или Яркендар. Последний, надо сказать, получился достаточно безликим: чуть ли не симметрично расставленные лагери противоборствующих сторон разделены тонкими прослойками монстров, которые вырезаются практически полностью, и с тех пор возвращаться на эксклюзивную локацию Ночи Ворона больше не захочется, потому что делать там нечего. Причем и сам злодей Ворон получился какой-то незапоминающийся и дохлый – не того я ожидал, честно говоря.

Зато сам Хоринис и особенно долина рудников выше всяких похвал. Если свежая, основная локация хороша сама по себе – спасибо дизайнерам за действительно отличную карту, - то картина полнейшей разрухи в Старом лагере напоминает о временах, когда мы с ржавой киркой наперевес гонялись за мясными жуками, управляя всем этим безобразием непосредственно с клавиатуры. В лучших традициях сериалов Fallout и Icewind Dale авторы дают возможность увидеть кое-какие старые локации – непередаваемые ощущения, надо сказать. Так, например, Старый лагерь – аванпост паладинов в долине – находится в осаде орков – уж не знаю чем думал лорд Хаген, но, судя по количеству зеленых образин в округе, менять что-либо уже поздно: шахтеры гибнут как мухи, не проходит и дня, чтобы оркам не удалось убить еще одного рыцаря. В общем, незадача, конечно. Часть территорий отгорожена высокой орочьей стеной (нелепая попытка дизайнеров уменьшить размер локации), другая – населена недружелюбными монстрами: для несмышленого героя Миненталь – не локация, а огромный кусок опыта – забирай-не хочу. Были бы соответствующие возможности.

Пятьдесят орков за сундук мертвеца.

[​IMG]
Графика, конечно, не нова.
Но выглядит всё равно здорово.

И без того не самая гуманная ролевая система Готики после релиза «Ночи Ворона» стала еще сложнее и опаснее для безрассудного игрока. Прокачка навыков усложнилась, потому что, например, для увеличения и без того огромной силы придется затратить иногда в пять раз больше очков прокачки, чем раньше. К счастью, в игре имеются многочисленные рецепты, с помощью которых алхимики наверняка смогут сварить себе зелья, улучшающие характеристики героя, а также в округе разбросаны таблички древних – прочитаешь одну такую и получаешь перманентный бонус к, скажем, здоровью. Тут-то и встает главный вопрос: а когда использовать эти таблички? Если их сразу прочитать, то характеристики быстро вырастут, а значит, на «трудовые» очки прокачки удастся «приобрести» меньшее количество «пунктов» улучшения той или иной характеристики. С другой стороны, задерживаться с прокачкой не стоит – враг-то не дремлет, и ему явно плевать, что у вас всего 109 силы и вам не хватает единички для того, чтобы взять в руки великолепный одноручный меч.

Бои стали заметно проще, а принцип «кто первый ударил – тот с 99% вероятностью выиграл бой» канул в Лету. Теперь выписывать кренделя острием меча стало намного проще, а практически любого врага можно забить дубинкой, конечно, если вы в совершенстве овладеете блоком и уходом от удара.

К счастью, а может, и к сожалению, интеллект врагов не радует. Очень не радует и ИИ союзников. И те, и другие предпочитают нестись к противнику по кратчайшему расстоянию, а потому возникшие между ними палатки или деревья становятся серьезным препятствием для организации массового побоища. Враги тупы до безобразия и берут только за счет грубой силы, а также количества (что ни говори, а управление в Готике пока недостаточно удобно, чтобы любой человек мог с легкостью расправиться с пятком наседающих орков), союзники же выглядят сообразительнее, но ввиду практически постоянного одиночества главного героя было бы странно, если бы было наоборот. Ведь это означало бы автоматический провал дизайнерами и программистами всех миссий, где нам волей-неволей приходится действовать совместно с другими персонажами.

Вкратце сообщу об остальных развлечениях, поджидающих нас на просторах Хориниса: добыча золотой руды (при должной прокачке соответствующего навыка – от 2000 золотом и выше, главное, не тратьте опыт на прокачку этого навыка – сами поймете, почему), сдирание шкур с мертвых животных, алхимия и многое-многое другое. Подобно настоящему живому миру, Готика 2 предоставляет нам широкий выбор среди всех возможных профессий. А если герой вдруг устанет от тяжелого труда, он всегда может заглянуть на огонек к девицам легкого поведения и увидеть презабавный ролик укладывания в постель девушки в одном нижнем белье и паладина в парадном доспехе…

Тут бы им и остановиться…

[​IMG]
Да у вас тут вечеринка!

Игра, как я уже говорил, долго грузится, но быстро бежит. Графику нельзя назвать сверхсовременной даже по тем временам (2002 – 2005 гг.), однако она в полной мере справляется с задачей создания великолепной атмосферы. Конечно, хотелось бы, чтобы персонажи выглядели еще живее, а женщины, которых так не хватало в Готике, – еще красивее, но тут уж ничего не попишешь: за огромный мир, населенный большим количеством людей, орков, животных и насекомых, а также за великолепное небо пришлось расплатиться не самыми лучшими текстурами. В одном месте была обнаружена совершенно убогая текстура, обтянувшая собой большую часть скалы, – надеюсь, что вы это место не найдете.

Локализаторы сработали на славу, потому что претензий к Готике 2 и адд-ону к ней у меня нет. Разве что однажды, при попытке проверить свои навыки горняка, я получил текст на иностранном языке (предположительно – немецком), но этот случай совершенно не испортил мне впечатления от локализации и самой игры.

Единственный же, по-моему, недостаток игры – указанная выше негостеприимность, частично унаследованная сиквелом у своего предшественника. Прокачка на удивление не нудна, избежать сильных монстров вроде бы несложно, но всё равно как-то неприятно получать оплеухи от голодранцев с ржавыми мечами, когда по всем прикидкам герой уже не является мальчиком для битья.

Таким образом, Готика 2 – пожалуй, одна из лучших игр современности и почти наверняка лучшая ролевая игра начала XXI века. Быть может, если бы разработчикам не удалось чуть ли не превзойти планку, установленную в первой части, то к Готике 3 у меня бы было совсем другое отношение, но всё вышло именно так: Готика – великолепна, Готика 2 – великолепна, Готика 3 -… в общем, это уже совсем другая история.


Автор: katarn
Дата: 28.03.2009

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей