Жанр: Fighting.
Разработчик: Core Design.
Издатель: Eidos.
Год выхода: 1997


Beat’em up.

Людям, чьё детство прошло под знаком «серого слонёнка» и бума 8- и 16-битных видеоприставок середины 90-х годов, вряд ли придётся объяснять смысл этого словосочетания. Вполне возможно, что у многих оно вызовет тёплую тоску по дням и ночам, проведенным у голубого экрана во множественных успешных и не очень попытках пробиться через полчища противников и достать очередного «плохого парня». Double Dragon, Battletoads, Streets of Rage (широко известная также под своим японским псевдонимом Bare Knuckle)… Да всех и не упомнишь. Имя им — легион, и у каждой из этого легиона найдутся свои поклонники. Например, автор этих строк с теплотой в душе вспоминает The Punisher с Sega.

Печально, но сей жанр оказался наиболее популярен на всевозможных консолях; на просторы ПК такие игры заглядывали редко, а уж хороший beat’em up, сделанный эксклюзивно для IBM’овского детища, — объект, достойный занесения в Красную книгу. Тем приятнее, когда всё-таки встречаешь подобную жемчужину.

[​IMG]
Тем, кто попался в руки Хоуку, мало не покажется.

Предмету нашего сегодняшнего разговора, казалось, была уготована великая судьба и вселенская слава. Ведь игру создавали как полностью трёхмерное продолжение известной серии свободных «файтингов» Streets of Rage для консоли нового на тот момент поколения Sega Saturn. Проектом занималась компания-разработчик Core Design из английского города Дерби, что в графстве Дербишир. Да, та самая Core Design, что обессмертила своё имя выпуском целой плеяды игр о приключениях обольстительной расхитительницы гробниц Лары Крофт. Хотя истины ради стоит сказать, что отличных игр (преимущественно консольных) на счету этой компании превеликое множество, а своим шутером Corporation (1991) англичане даже отметились как одни из пионеров 3D-графики на PC. Доведи Sega дело до конца и, кто знает, может быть, серия Streets of Rage засверкала бы новыми гранями. Но что-то пошло не так, и японцы бросили практически готовый проект, открестившись от всех обязательств. К счастью, то, что не смогли завершить жители Страны восходящего солнца, сделали сами англичане, слегка переработав игру и выпустив её под названием Fighting Force на Windows и Sony Playstation. К слову, до сеговских платформ ни одна из версий игры так и не добралась.

Главное отличие игры от большинства классических представителей жанра — полностью трёхмерные уровни и модели. «Спрайтам» тоже нашлось место, преимущественно в качестве статичных объектов за пределами карты. Конечно, на сегодняшний день графика выглядит устаревшей, но для своего времени она очень даже ничего, а тот факт, что игра способна поддерживать высокие разрешения, лишь добавляет уважения. Отдельно стоит отметить великолепно выполненную анимацию персонажей, благодаря которой они выглядят естественно и даже кинематографично. Впрочем, последнее свойство явно преобладает во всей игре. В особенности это касается камеры — она хоть и предпочитает постоянно следить за героем, вращаясь вокруг некой невидимой оси, но в отдельные моменты, например в битвах с боссами, она любит акцентировать своё внимание на чём-нибудь другом, что вполне может сбить с толку игрока и поставить под угрозу здоровье протагониста. Но случается это нечасто, и к этому вполне можно привыкнуть.

[​IMG]
Пистолетом нападающих не испугать, так что сразу стреляйте на поражение. Правда, попасть во врагов обычно не так-то и просто.

Если своей «одёжкой» игра и в состоянии ввести в заблуждение, то остальные её элементы быстро раскроют все карты перед игроком. Всё те же прямоугольные арены и ограниченные пространства, только наблюдаемые в другой перспективе. Всё те же бои с группами сомнительных личностей, не дающих проходу протагонистам. Всё та же история о борьбе бравых героев с огромным преступным сообществом, преследующим свои ужасные цели.

Сюжет прост и прямолинеен в соответствии с тезисом Джона Кармака, а Сore Design (видимо, опять-таки по его заветам) поленились вводить в игру хоть какую-то предысторию. Что, впрочем, совершенно не мешает прохождению. В конце концов, сюжет игр, в которые мы играли и которые проходили в середине девяностых, можно было понять, лишь зная иностранный язык.

История рассказывает нам о том, как некий сумасшедший по имени Декс Зенг с таким вожделением ждал конца света во время смены тысячелетий, что, когда тот закономерно не наступил, решил приблизить его собственными руками. Но ничто не остаётся безнаказанным, и четвёрка бойцов разных весовых категорий и разной половой принадлежности отправляется в путь, чтобы доказать злодею ошибочность его намерений.

Хотя умения двух мужчин и двух женщин в основе своей похожи, но некоторые удары и приёмы у них отличаются, что приводит к изменениям стиля боя. Пожалуй, главное, что стоит помнить — мужчины сильнее и выносливее, но медленнее, чем женщины. А сила в игре имеет первостепенное значение.

Боевая система включает в себя удар ногой и два удара рукой (назад и вперёд). Многократное нажатие одной кнопки позволяет провести серию ударов. Можно бегать и прыгать, а комбинируя такие действия с каким-либо ударом, мы получим другие приёмы: подкат, удар ногой с разбега, удар в прыжке и супер-удар, который расходует хит-поинты персонажа. Если противник позволит, можно совершить контекстно-вызываемый захват и сделать в таком положении несколько различных ударов, в зависимости от нажимаемой клавиши.

[​IMG]
Топор — лучшее оружие ближнего боя. Остальное годится только на роль метательного.

Как видно, арсенал боевых умений не так уж и мал, но для усиления эффекта «убеждения» персонаж всегда может поискать более «весомые аргументы»: биты, ножи и даже огнестрел (всё это носят с собой противники, иногда оружие можно найти на уровне); бочки, ящики, камни и прочий мусор, разбросанный тут и там. В конце концов, никто не мешает выдрать кусок арматуры из стены, благо интерактивность окружения это позволяет. Игра даже поощряет подобное отношение к чужой собственности, выдавая по окончании этапа бонусные очки, а при достаточном количестве последних — и дополнительные жизни, которые никогда не бывают лишними.

Всем этим великолепием могут пользоваться и враги, хотя в отношении предметов они проявляют некоторую избирательность, скажем, дробовики они не жалуют, а вот пистолет прихватят с удовольствием. Дозволять такую наглость не стоит, тем более что они далеко не так тупы, как хотелось бы. Противники не лезут оголтело в бой, но и не ждут, когда игрок соизволит сделать свой ход, достаточно умело выбирая момент для атаки. Врождённое чувство такта не позволяет им атаковать одновременно всей группой, но при этом врагам явно не хватает терпения дождаться, когда игрок закончит аудиенцию с предыдущим «клиентом». Спокойная целеустремлённость, с которой противники ищут возможность для атаки, может привести статичного и медлительного игрока к ситуации, когда он будет окружён сразу несколькими недоброжелателями.

На низшей сложности это не страшно. Но вот на нормальной, где враги становятся выносливее и сильнее, уже начинаются проблемы, и, чтобы их избежать, придётся быстро перемещаться по арене и пытаться «растаскивать» нападающих, избивая отбившихся от стада товарищей. То, что буквально минуту назад выглядело как тупое «мордобитие», начинает обретать тактическую осмысленность. Причём на высшей сложности враги, наряду с дальнейшим ростом выносливости и силы, обретают фантастическую способность прерывать практически любые атаки — требования к навыкам и сообразительности игрока возрастают многократно. В одиночку там довольно тяжело, и на этот случай у игры есть стандартный для жанра козырь в рукаве: возможность одновременной игры вдвоём за одной клавиатурой, благо кнопки можно настроить как угодно.

[​IMG]
С главным злодеем удастся свидеться довольно рано. Вот только желания вести разговор у него ещё нет.

Если бои с простыми противниками не очень просты и потому интересны, стычки с боссами представляют собой довольно унылое зрелище. Боссы здесь гротескны и фантастичны, в отличие от рядовых противников, представленных часто то «людьми в чёрном», то всевозможными бандитами, хулиганами и прочими отбросами общества. Они сильны, когда дело доходит до размена ударами, но поскольку битва с ними идёт один на один, то забить их несложно, особенно если использовать подкаты. Хотя один босс в игре всё же требует применения особой тактики, но его можно и не встретить — пару раз за игру нам будет предложено выбрать уровни для дальнейшего прохождения. И хотя героев всегда ждёт один финал, наличие некоторой нелинейности не может не радовать. Стоит, правда, посетовать на то, что выбираемые уровни не равноценны друг другу — некоторые из них заметно проще.

Fighting Force — это классический beat’em up в неклассической обёртке. Эта игра в состоянии подарить радость и вызвать азарт, свойственный хорошим играм этого жанра. При условии, конечно, что вы его любите. Правда, всё это омрачается одним печальным фактом: PC-версия довольно капризна и не признаёт операционных систем моложе Windows XP, да и последюю она переваривает только благодаря наличию специального crack’а. Но разве это остановит настоящего ценителя?

P.S. Изначально игра вышла на двух платформах — PC и Playstation. Японская версия игры носит название Metal Fist и отличается немного изменённой внешностью героев. Через два года после выхода — в 1999 году — игра (под именем Fighting Force 64) была портирована на Nintendo 64, получив улучшенную графику.
А начиная с 2009 года она доступна в Playstation Network для приставок PS3, PSP и PS Vita.


Автор: A National Acrobat
Дата: 16.10.2013

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей