Разработчик: The Chinese Room & Robert Briscoe

Жанр: Симулятор ходьбы

Дата релиза: 14 февраля 2012 года

Порой, когда "обычные" игры наскучивают, хочется попробовать что-то другое, необычное, новое. Для меня этим новым стала Dear Esther - игра в жанре "симулятора ходьбы", где главный герой с видом от первого лица перемещается по локациям, познаёт сюжет и... больше ничего не делает. Первоначально Dear Esther являлась бесплатным модом, созданным для Half-Life 2 в 2008 году, однако Valve, не понаслышке зная, что популярные моды необходимо брать под своё крыло, помогла его создателям выпустить коммерческую игру - изрядно переделанную, конечно. Так родилась Dear Esther - не совсем игра и не совсем фильм, а скорее интерактивный рассказ.


Остров - серый, тихий, безжизненный...

Игра начинается с того, что безымянный главный герой попадает на какой-то остров и начинает вести монолог в виде послания некой загадочной Эстер. Также на острове вдали виднеется мигающий маяк, куда, собственно, протагонист и решает направиться. Затем при попытках сделать что-либо искушённый игрок крайне удивится, так как помимо ходьбы в любой проекции и небольшого приближения экрана, ничего сделать не получится. Даже присесть или подпрыгнуть! Через несколько минут мы узнаем, что герой не так плох и в темноте умеет абсолютно самостоятельно и без посторонней помощи включать фонарик. Других способностей у нашего протагониста нет, разве что умеет разговаривать на очень сложном литературном языке, при попытке понять который можно сломать мозг (и удалить игру). Собственно, весь игровой процесс этим и заканчивается - бродим туда-сюда да слушаем глубоко философские размышления главного героя по пути к цели, которой, вообще-то, нет... Хотя всё-таки есть - понять, что вокруг происходит и почему, кто такая Эстер, кто такой главный герой, как он попал на остров и множество других вопросов, ответы на которые можно искать на протяжении всей игры, а потом и после, в процессе прочёсывания различных форумов и чтении статей на соответствующую тематику. При этом чёткого и внятного ответа на поставленные в игре вопросы вы не найдёте, даже если пройти её 10 раз. Суть не изменится, а о происходящем вы получите одни лишь догадки, хотя отдельные моменты, безусловно, станут ясны, но список вопросов, на которые ответов игра не даёт, далеко не самый маленький.

[​IMG]
Пещеры в Dear Esther очень красивы

Прохождение всей игры в неторопливом темпе занимает около 1,5 часов. Сохранений нет, однако игра разделена на 4 уровня, и при достижении каждого из них можно начинать с его начала. Уровни в игре в целом оставляют после себя приятное впечатление, а некоторые пейзажи так и вовсе потрясающе красивы, хотя и выглядят очень серо и мрачно, но тем самым создают необходимую депрессивную атмосферу, которая также не в последнюю очередь нагнетается и с помощью великолепной музыки, идеально вписывающейся в происходящее на экране. За графику в игре отвечает старый добрый Source, который в Dear Esther основательно обновили, да так, что порой его совсем не узнать, настолько симпатичны пейзажи. При этом мир вокруг абсолютно пустой - мы не увидим ни одного человека, ни одно животное; только остров, с его каменистой природой, водопадами и серостью - единственный спутник главного героя на протяжении всей игры. Пещеры, скалы, океан, корабли, потерпевшие крушение, странные надписи, химические формулы и электросхемы на стенах и скалах, мигающий сигнал маяка, повсеместная тишина, - кругом одни тайны и недомолвки, - загадочный остров именно такой. Всё это создаёт очень спокойную, практически медитативную атмосферу, подобную которой до Dear Esther я ещё не видел.


Большинство пейзажей можно ставить на рабочий стол.

Стоит отметить, что если вдруг игрок захочет пройти игру во второй раз, то некоторые монологи главного героя изменятся - сделано это, видимо, хотя бы для небольшого повышения реиграбельности проекта. Также стоит отметить, что для ориентирования в происходящем нужно хотя бы дважды пройти игру, так как при первом прохождении весьма сложно сопоставить туманные реплики главного героя и уловить хоть немного суть происходящего. С другой стороны, повторного прохождения игра явно не стоит, ибо сюжет не так хорош, как того хотелось бы, хотя его и преподносят в сильно завуалированном философском виде; при этом, если сопоставить все факты, изложенные игрой, получится банальная история, хотя и рассказанная весьма необычным способом, но имеющая целый ворох недомолвок.


"Остров погибших кораблей".

При очевидных достоинствах в виде неплохой графики, атмосферы, музыки Dear Esther пестрит столь же очевидными недостатками, и в первую очередь, это касается геймплея, который явно придётся по душе далеко не всем. Всё-таки бродить, пусть даже по красивым локациям, совершенно не имея какой-то цели, кроме как понять, "а зачем, собственно, бродить?", - сомнительное удовольствие. Сюжет для игры, где отсутствует геймплей как таковой, слишком банален. В целом же, если Вы относите квадрат Малевича к бесспорным и выдающимся произведениям искусства, то могу порекомендовать и Dear Esther - и думаю, что в этом случае Вы сможете домыслить задуманное разработчиками и обнаружить в игре глубокий смысл. Я же, к сожалению, этого сделать не смог.

P.S. Официальной нормальной локализации Dear Esther нет, однако есть прекрасный любительский перевод. Рекомендую ставить перевод от DiMMension'а (текст) и GameSVoiCE (звук). Перевод сложного текста выполнен, на мой взгляд, отлично, а голос, озвучивший главного героя, не переигрывает и очень подходит игре.

Оценка игры : 5.0 из 10


Автор: LEKA
Дата: 22.01.2016

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей