На мой взгляд, претензии к вопиющей линейности современных игр обоснованы даже больше, чем может показаться на первый взгляд. Тут дело даже не в том, что разветвленную сюжетную линию теоретически можно было бы проходить множество раз, дабы раскрыть для себя что-то новое в данной конкретной игре. И даже не в том, что шутеры нынче – прямые коридоры без ответвлений, а адвенчуры, в лучшем случае, - симбиоз приятных глазу локаций и заранее придуманного дизайнерами 1 (одного) *правильного* варианта прохождения игры. Дело в том, что раньше-то игры делать умели, и, чтобы не быть голословным, сразу же приведу пример абсолютно нелинейной адвенчуры конца 80-х годов:

Indiana Jones and the Last Crusade: The Graphic Adventure.

[​IMG]
Многие локации в игре узнаваемы. А какая там музыка...

Какой должна быть игра по известному фильму? На мой взгляд, она должна отвечать как минимум трем условиям. Во-первых, она должна четко следовать курсу, проложенному сценаристами в первоисточнике. Извините меня, но некоторые игры по Star Wars (равно как и *книги*) режут глаз абсолютно «ненастоящими» персонажами и событиями. Сколь безразмерной ни была бы та или иная художественная вселенная, раздувать до бесконечности ее не стоит. Во-вторых, игра по кинолицензии должна привносить в сюжет что-то новое: какие-то детали, которых не было в фильме, но от присутствия которых он не пострадает. И в-третьих, такая игра должна быть выполнена на очень высоком уровне. Мне ли вам рассказывать о том, что множество игр по фильмам, мягко говоря, качеством не блещут?

«Индиана Джонс и Последний Крестовый Поход» по всем показателям является идеальной адвенчурой по известному кинофильму. Если кто-то не в курсе того, чем занимался Инди в заключительной части *оригинальной* трилогии, то вкратце обрисую ее сюжет. Известный искатель приключений, археолог и профессор Индиана Джонс узнает о том, что некий человек оказался на расстоянии нескольких шагов до раскрытия тайны Священного Грааля. Как удалось выяснить, этим человеком оказался его отец, который, собственно, всю свою жизнь посвятил тому, чтобы найти эту чашу. Дело осложняется тем, что в Европе вот-вот начнется война, а Гитлеру для осуществления его злодейских планов очень бы пригодился человек, который бы мог раздобыть для него сей драгоценный сосуд. Доктор Джонс узнает, что его отец схвачен фашистами, и отправляется в Европу. За отцом, новыми приключениями и Священным Граалем.

Поначалу кажется, что игра почти ничем не отличается от первоисточника. Вот доктор Джонс возвращается в университет, говорит с Маркусом, убегает от назойливых студентов, посещает разгромленный дом отца… Да, подавляющее число локаций в игре узнаваемо, но дело обошлось без бездумного копирования - именно поэтому в Венеции придется достаточно долго бродить между книжными стеллажами в поисках полезных руководств, и именно поэтому замок, под завязку забитый фашистами, является, пожалуй, самым длинным этапом игры. Не обошлось, впрочем, и без определенных потерь: увы и ах, пожалуй, самые захватывающие сцены из фильма в игру не попали, а сам сюжет Last Crusade получился несколько скомканным. Не буду раздавать спойлеры, но тот, кто пройдет игру до конца, наверняка поймет, о чем я говорю. К дизайну локаций нет никаких вопросов. Красочно, просто здорово прорисованные детали интерьеров (в том числе и «пасхалки» от создателей, которые вставили в игру большое количество ссылок на другие свои проекты) – для адвенчуры это тот стандарт, ниже которого никто и не собирался опускаться.

[​IMG]
Очередная аркадная сцена закончилась для меня весьма печально.

Впрочем, «Индиана Джонс» не простой квест – разработчики добавили в него несколько аркадных элементов. Начнем с того, что нам не всегда придется путешествовать по красочным плоским задникам с видом «сбоку»: иногда придется шастать по темным пещерам и коридорам в перспективе top-down. И если в первом случае перед нами встает задача банального нахождения выхода из хитросплетения подземных выработок, то во втором речь заходит об элементах… stealth. Впрочем, Last Crusade не был бы великолепным квестом, если бы заставлял игрока действовать в каком-то определенном ключе: чтобы объяснить вам, что такое *настоящая* нелинейная (!!!) адвенчура, приведу простой, но показательный пример.

Предположим, вы идете по коридору фашистского замка. Особенность путешествия по нему такова, что Инди не видит происходящего за углом. Вариантов два: или вы отслеживаете момент, когда появится охранник, а затем пробежите у него за спиной, или попадетесь ему в лапы и… нет, не game over. А еще большее количество вариантов. С часовым можно поговорить. Причем варианты реплик Джонса зависят от того, во что он одет (!). Так, обладатель широкополой шляпы вряд ли проберется на самый верх замка. Прислуге будет разрешено пройтись по первому, может быть – второму этажу, а дальше его наверняка раскусит офицер СС. Офицер же может пройти почти куда угодно, главное - правильно выбирать реплики. К сожалению, догадаться, кто из часовых пропустит Индиану, пристыдившись собственной нечищеной обуви, а кто оставит в покое просто потому, что археолог заявит ему, что он пришел в их часть с проверкой, положительно невозможно, и во многом в этих эпизодах приходится полагаться на удачу и метод научного тыка. Впрочем, все солдаты из игры в игру реагируют на один и тот же набор реплик, что очень хорошо, потому как иначе бы каждое новое прохождение сулило бы большое количество операций save/load. Дело в том, что кое-что в игре не имеет постоянного месторасположения, поэтому находить такие объекты вам придется самостоятельно. Последний и самый примитивный вариант решения фашистской *проблемы* в приведенном выше примере – рукопашная. Давя клавиши на цифровой клавиатуре и управляя движениями Джонса в незатейливой аркадной сцене потасовки с противником, имейте в виду то, что некоторые враги крайне сильны, а Индиана свое здоровье со временем не восстанавливает. Аптечка, конечно, в игре есть, но в единственном экземпляре и на всех фрицев ее точно не хватит.

Вообще же игровой процесс достаточно прост и привычен. Выбираем нужное действие в списке внизу экрана, наводим курсор на объект, щелчок – и пожалуйста, дело сделано. Не обошлось, впрочем, и без подвохов со стороны разработчиков игры: в нее «встроен» механизм защиты, который заключается в том, что вам, во-первых, периодически надо будет обращаться к специальным материалам, которые *должны были бы* у вас быть в печатном виде, если бы вы играли в лицензионную версию игры, а во-вторых, в самом конце игры, когда придется подряд решить целых четыре смертельных загадки, ошибка в любой из которых приводит к немедленному и весьма грустному финалу, невозможно сохраниться. Но тут есть одно «но». При игре через ScummVM сохраняться можно в любом месте. Вот только не факт, что это не повредило атмосферности финальной стадии игры. С другой стороны, игрок, пользующийся услугами ScummVM, лишает себя возможности узнать свои текущие IQ points, что расшифровывается как Indy Quotient points. Почти за каждое игровое действие игрок получает определенное количество таких очков, по которым можно будет судить о том, насколько хорошо он изучил игру. Учитывая тот факт, что эту адвенчуру просто физически невозможно пройти за один раз и увидеть при этом все локации, всех персонажей и совершить все действия, надо иметь в виду, что при каждом новом прохождении количество очков будет отличаться. В оригинальной игре эти очки можно было посмотреть в любой момент, но из-за того, что ScummVM заменяет игровой экран сохранения/загрузки своим, игроку, для того чтобы узнать текущий счет, придется или погибнуть, или пройти игру до конца.

[​IMG]
Самый сложный этап игры еще впереди...

Описать все локации, которые имеются в игре, или привести примеры всех сюжетных развилок невозможно. Дело в том, что это было бы предательством по отношению к идеалам настоящей нелинейности в компьютерных видеоиграх. Вам придется поверить мне на слово в том, что Indiana Jones and the Last Crusade – Graphic Adventure является одним из самых интересных, захватывающих и нелинейных квестов в истории видеоигр. Впрочем, если вы мне не верите, можете сами в этом убедиться. Сделайте это хотя бы для того, чтобы услышать местные музыкальные композиции. Вы не пожалеете – это совершенно точно.

P.S.
Особую благодарность хочется выразить в адрес переводчиков игры: очень приятно, что эти люди спустя долгие годы сберегают для современников настоящие бриллианты игровой индустрии и даже переводят их на русский язык, тем самым делая их еще доступнее.


Автор: katarn
Дата: 11.08.2008

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей